Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:07, контрольная работа
ИЗ ИСТОРИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Финансовая система на Руси начала складываться с конца IХ в., с момента объединения Древнерусского государства.
Основным источником доходов княжеской казны была дань и сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Дань взималась двумя способами: повозом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князь или его дружины сами ездили за нею. Косвенные налоги существовали в виде различных
В период феодальной раздробленности растет число городов и развиваются торговые связи. Однако основным источником обеспечения нужд земель и княжеств остается натуральное хозяйство, поэтому собираемая дань носит по преимуществу натуральный характер.
Кроме даней, поступавших в распоряжение князя и его приближенных, с XI в. известны сборы в пользу должностных лиц на местах. Так представитель князя вирник или судебный чиновник, прибывший куда-либо получал в свою пользу с местного населения провизию. Таким образом, государство предоставляло самому населению содержать различных должностных лиц при исполнении ими своих обязанностей. Такие поборы по своей сути были формой налога, хотя и не поступавшего в государственную казну. Это станет характерной чертой русской налоговой системы в дальнейшем и будет присуще ей на протяжении нескольких веков. На первых порах это оправдывалось неразвитостью государственного аппарата, отсутствием бюджета и недостатком средств в казне.
Нашествие Батыя на Русь в середине XIII в. не могло не повлиять на развитие налоговой системы, поскольку зависимость Руси и состояла именно в выплате дани ордынским ханам.
Порядок
сбора налогов фактически не изменился.
Основным налогом был" выход "-
дань, которую русские князья платили
Золотой Орде. Кроме этого, существовали
такие повинности, как" ям "- обязанность
поставлять подводы ордынским чиновникам,
Эти поборы лишали Русское государство возможности пополнять казну за счет прямых налогов, и главным источником внутренних доходов стали пошлины. Особые чиновники (осминники, мытники, таможенники, пошлинники и др.) систематически собирали дань с населения, значительная часть которой передавалась завоевателям. Затем эту обязанность взяли на себя князья. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Сумма «выхода» зависела от соглашений великих князей с ханами. Удельный характер княжения исключал возможность появления на Руси того времени единообразной налоговой системы.
С уничтожением татарского ига население по-прежнему продолжало платить дань теперь уже в казну князя. Все население было поделено на служилое, приносящее государству личную службу, и тяглое, обязанное ему своим имуществом.
К XIV в. в русском государстве складывается система кормлений – представление права на управление определенной территорией за службу великому князю. Поначалу «корм» (дань) в крупных поселках собирали наместники князя, в селах – волостели. Формально полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих слуг сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тиуны). Обжалование действий назначенных кормленщиком сборщиков осуществлялось путем подачи челобитной (жалобы) великому князю. Кормленщик получал доходный список «как ему корм и всякие пошлины собирать», а населению представлялось право челобитья на злоупотребления наместников. Сборы приурочивались к определенному времени – сбору урожая[4].
Практика
показала, что такая система
2)
1.1. Налоги в Древнерусском
государстве
Финансовая система Руси начала складываться с конца IX в. в период объединения Древнерусского государства. Первые русские князья сумели объединить славянские и неславянские племена на обширных пространствах Восточной Европы. Им приходилось вести упорную борьбу с воинственными соседями. Предпринимались походы в богатую Византию. Все это сопровождалось захватом добычи, взиманием дани с покоренных и побежденных племен. Значительная часть добра князь отдавал княжеским дружинникам, составлявшим основу тогдашнего профессионального войска. Таким образом, древние дани, используемые киевскими князьями для содержания своей дружины, являлись ничем иным, как первыми в истории России налогами[1].
Первоначально дань взималась только с покоренных племен и зависимых народов. В дальнейшем она становиться основным источником доходов княжеской казны.
Сбор дани первыми киевскими князьями далеко не сразу приобрел регулярный упорядоченный характер. «Арабские источники IX в. рассказывают, что утвердившиеся в Киеве князья с дружиной время от времени вторгались на территорию соседних славянских племен с целью насильственного взимания всякого рода поборов»[2].
В дальнейшем сбор дани стал все более систематическим и регулярно осуществлялся, как правило, самими князьями, которые с дружинниками периодически объезжали владения, или по их поручению это делали специально на то уполномоченными люди – данники. Такой способ взимания дани назывался «полюдьем». Но был и другой способ сбора дани «повозом», когда население само привозило дань в специально установленные места.
945
год - первый известный по
Дань как прямая подать существовала еще на протяжении XI - XIIв.в. и первой половины XIII в.
По мере упрочения государства и развития его аппарата выезды самих князей постепенно прекращались и сбор дани переходит к уполномоченным князя именуемым емцами и верниками.
Примитивные налоговые правоотношения Древнерусского государства не получили какого - либо законодательного оформления. Так, в первом своде законов - Русской Правде практически не содержится норм, регулирующих финансовые отношения в современном их понимании.
Относительно
В период феодальной раздробленности растет число городов и развиваются торговые связи. Однако основным источником обеспечения нужд земель и княжеств остается натуральное хозяйство, поэтому собираемая дань носит по преимуществу натуральный характер.
Кроме даней, поступавших в распоряжение князя и его приближенных, с XI в. известны сборы в пользу должностных лиц на местах. Так представитель князя вирник или судебный чиновник, прибывший куда-либо получал в свою пользу с местного населения провизию. Таким образом, государство предоставляло самому населению содержать различных должностных лиц при исполнении ими своих обязанностей. Такие поборы по своей сути были формой налога, хотя и не поступавшего в государственную казну. Это станет характерной чертой русской налоговой системы в дальнейшем и будет присуще ей на протяжении нескольких веков. На первых порах это оправдывалось неразвитостью государственного аппарата, отсутствием бюджета и недостатком средств в казне.
Нашествие Батыя на Русь в середине XIII в. не могло не повлиять на развитие налоговой системы, поскольку зависимость Руси и состояла именно в выплате дани ордынским ханам.
Порядок сбора налогов фактически не изменился. Основным налогом был" выход "- дань, которую русские князья платили Золотой Орде. Кроме этого, существовали такие повинности, как" ям "- обязанность поставлять подводы ордынским чиновникам, содержание посла Орды вместе с многочисленной свитой.
Эти поборы лишали Русское государство возможности пополнять казну за счет прямых налогов, и главным источником внутренних доходов стали пошлины. Особые чиновники (осминники, мытники, таможенники, пошлинники и др.) систематически собирали дань с населения, значительная часть которой передавалась завоевателям. Затем эту обязанность взяли на себя князья. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Сумма «выхода» зависела от соглашений великих князей с ханами. Удельный характер княжения исключал возможность появления на Руси того времени единообразной налоговой системы.
С уничтожением татарского ига население по-прежнему продолжало платить дань теперь уже в казну князя. Все население было поделено на служилое, приносящее государству личную службу, и тяглое, обязанное ему своим имуществом.
К XIV в. в русском государстве складывается система кормлений – представление права на управление определенной территорией за службу великому князю. Поначалу «корм» (дань) в крупных поселках собирали наместники князя, в селах – волостели. Формально полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих слуг сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тиуны). Обжалование действий назначенных кормленщиком сборщиков осуществлялось путем подачи челобитной (жалобы) великому князю. Кормленщик получал доходный список «как ему корм и всякие пошлины собирать», а населению представлялось право челобитья на злоупотребления наместников. Сборы приурочивались к определенному времени – сбору урожая[4].
Практика
показала, что такая система
Налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.
В условиях высокоразвитых
рыночных отношений налоговая политика
используется государством для перераспределения
национального дохода в целях
изменения структуры
Задачи налоговой политики сводятся к:
Ш обеспечению государства финансовыми ресурсами;
Ш созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;
Ш сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.
Можно выделить три типа налоговой политики.
Первый тип - политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.
Второй тип - политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.
Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.
При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.