Налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:07, контрольная работа

Краткое описание

ИЗ ИСТОРИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Финансовая система на Руси начала складываться с конца IХ в., с момента объединения Древнерусского государства.
Основным источником доходов княжеской казны была дань и сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Дань взималась двумя способами: повозом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князь или его дружины сами ездили за нею. Косвенные налоги существовали в виде различных

Вложенные файлы: 1 файл

общая теория налогооблажения.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

В период феодальной раздробленности растет число городов  и развиваются торговые связи. Однако основным источником обеспечения нужд земель и княжеств остается натуральное хозяйство, поэтому  собираемая дань носит по преимуществу натуральный характер.

Кроме даней, поступавших  в распоряжение князя и его  приближенных, с  XI в. известны сборы в пользу должностных лиц на местах. Так представитель князя вирник или судебный чиновник, прибывший куда-либо получал в свою пользу с местного населения провизию. Таким образом, государство предоставляло самому населению содержать различных должностных лиц при исполнении ими своих обязанностей. Такие поборы по своей сути были формой налога, хотя и не поступавшего в государственную казну. Это станет характерной чертой русской налоговой системы в дальнейшем и будет присуще ей на протяжении нескольких веков. На первых порах это оправдывалось неразвитостью государственного аппарата, отсутствием бюджета и недостатком средств в казне.

     Нашествие Батыя на Русь в середине XIII в. не могло не повлиять на развитие налоговой системы, поскольку зависимость Руси и состояла именно в выплате дани ордынским ханам.

     Порядок сбора налогов фактически не изменился. Основным налогом был" выход "- дань, которую русские князья платили  Золотой Орде. Кроме этого, существовали такие повинности, как" ям "- обязанность  поставлять подводы ордынским чиновникам,  содержание посла Орды вместе с многочисленной свитой.

     Эти поборы лишали Русское государство  возможности пополнять казну  за счет прямых налогов, и главным  источником внутренних доходов стали  пошлины. Особые чиновники (осминники, мытники, таможенники, пошлинники и  др.) систематически собирали дань с населения, значительная часть которой передавалась завоевателям. Затем эту обязанность взяли на себя князья. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Сумма «выхода» зависела от соглашений великих князей с ханами. Удельный характер княжения исключал возможность появления на Руси того времени единообразной налоговой системы.

      С уничтожением татарского ига население  по-прежнему продолжало платить дань теперь уже в казну князя. Все население было поделено на служилое, приносящее государству личную службу, и тяглое, обязанное ему своим имуществом.

      К XIV в. в русском государстве складывается система кормлений – представление права на управление определенной территорией за службу великому князю. Поначалу «корм» (дань) в крупных поселках собирали наместники князя, в селах – волостели. Формально полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих слуг сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тиуны). Обжалование действий назначенных кормленщиком сборщиков осуществлялось путем подачи челобитной (жалобы) великому князю. Кормленщик получал доходный список «как ему корм и всякие пошлины собирать», а населению представлялось право челобитья на злоупотребления наместников. Сборы приурочивались к определенному времени – сбору урожая[4].

     Практика  показала, что такая система малоэффективна и дорого обходится центральной власти. Во-первых,  не было специалистов по сбору налогов. Во-вторых, люди, допущенные к казенным деньгам, часто стремились оставить их значительную часть в своем распоряжении. Причем чем дольше они занимали такую должность, тем сильнее становилась  жажда к наживе и, соответственно росла  доля, которую они присваивали. Поэтому в центре решили, что сбор налогов лучше всего поручить какому-нибудь местному, лучше выборному, органу, объединяющему население определенной территории, возложив на него коллективную ответственность за своевременность и полноту сбора установленных платежей (круговая порука). Такую роль осуществляли общины сельских жителей и органы самоуправления в городах[5] 

      2) 1.1.         Налоги в Древнерусском государстве  

      Финансовая  система Руси начала складываться с  конца IX в.  в период объединения Древнерусского государства. Первые русские князья сумели объединить славянские и неславянские племена на обширных пространствах Восточной Европы. Им приходилось вести упорную борьбу с воинственными соседями. Предпринимались походы в богатую Византию. Все это сопровождалось захватом добычи, взиманием дани с покоренных и побежденных племен. Значительная часть добра князь отдавал княжеским дружинникам, составлявшим основу тогдашнего профессионального войска. Таким образом, древние дани, используемые киевскими князьями для содержания своей дружины, являлись ничем иным, как первыми в истории России налогами[1].

     Первоначально дань взималась только с покоренных племен и зависимых народов. В  дальнейшем она становиться основным источником доходов княжеской казны.

     Сбор  дани первыми киевскими князьями далеко не сразу приобрел регулярный упорядоченный характер. «Арабские источники IX в. рассказывают, что утвердившиеся в Киеве князья с дружиной время от времени вторгались на территорию соседних славянских племен с целью насильственного взимания всякого рода поборов»[2].

     В дальнейшем сбор дани стал все более систематическим  и регулярно осуществлялся, как  правило, самими князьями, которые с дружинниками периодически объезжали владения, или по их поручению это делали специально на то уполномоченными люди – данники. Такой способ взимания дани назывался «полюдьем». Но был и другой способ сбора дани «повозом», когда население само привозило дань  в специально установленные места.

      945 год - первый известный по письменным  источникам факт сбора налогов  на Руси. В "Повести временных  лет" знаменитого летописца  Нестора (около 1113 года) рассказано  о походе киевского князя Игоря  на древлян за данью. Сочтя размер затребованной с них дани непосильным, древляне оказали сопротивление Игорю. Князь был убит, дружина уничтожена. Мстя за мужа, княгиня Ольга жестоко расправилась с древлянами. Но вот что любопытно: усмирив древлян и явившись за данью в Новгород Великий, княгиня значительно поумерила свой аппетит и повела себя довольно либерально. Возможно, умная княгиня просто не рискнула бросить вызов новгородцам, самым вольнолюбивым жителям тогдашней Руси. Вскоре Ольга установила «уроки», то есть размер дани и «погосты» места для сбора дани. Таким образом, можно сказать, что восстание древлян послужило толчком для дальнейшего совершенствования системы сбора даней[3].

      Дань  как прямая  подать существовала еще на протяжении XI - XIIв.в. и первой половины XIII в.

      По  мере упрочения государства и  развития его аппарата выезды самих  князей постепенно прекращались и сбор дани переходит к уполномоченным князя именуемым емцами и верниками.

Примитивные налоговые  правоотношения Древнерусского государства  не получили какого - либо законодательного оформления. Так, в первом своде законов - Русской Правде практически не содержится норм, регулирующих финансовые отношения в современном их понимании.

Относительно непродолжительный  период централизованного Древнерусского государства в IX - XIвеках сменился феодальной раздробленностью. В этот период государственные потребности состояли в содержании верховной власти и войска.

В период феодальной раздробленности растет число городов и развиваются торговые связи. Однако основным источником обеспечения нужд земель и княжеств остается натуральное хозяйство, поэтому  собираемая дань носит по преимуществу натуральный характер.

Кроме даней, поступавших  в распоряжение князя и его приближенных, с  XI в. известны сборы в пользу должностных лиц на местах. Так представитель князя вирник или судебный чиновник, прибывший куда-либо получал в свою пользу с местного населения провизию. Таким образом, государство предоставляло самому населению содержать различных должностных лиц при исполнении ими своих обязанностей. Такие поборы по своей сути были формой налога, хотя и не поступавшего в государственную казну. Это станет характерной чертой русской налоговой системы в дальнейшем и будет присуще ей на протяжении нескольких веков. На первых порах это оправдывалось неразвитостью государственного аппарата, отсутствием бюджета и недостатком средств в казне.

     Нашествие Батыя на Русь в середине XIII в. не могло не повлиять на развитие налоговой системы, поскольку зависимость Руси и состояла именно в выплате дани ордынским ханам.

     Порядок сбора налогов фактически не изменился. Основным налогом был" выход "- дань, которую русские князья платили  Золотой Орде. Кроме этого, существовали такие повинности, как" ям "- обязанность поставлять подводы ордынским чиновникам,  содержание посла Орды вместе с многочисленной свитой.

     Эти поборы лишали Русское государство  возможности пополнять казну  за счет прямых налогов, и главным  источником внутренних доходов стали пошлины. Особые чиновники (осминники, мытники, таможенники, пошлинники и др.) систематически собирали дань с населения, значительная часть которой передавалась завоевателям. Затем эту обязанность взяли на себя князья. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Сумма «выхода» зависела от соглашений великих князей с ханами. Удельный характер княжения исключал возможность появления на Руси того времени единообразной налоговой системы.

      С уничтожением татарского ига население  по-прежнему продолжало платить дань теперь уже в казну князя. Все  население было поделено на служилое, приносящее государству личную службу, и тяглое, обязанное ему своим  имуществом.

      К XIV в. в русском государстве складывается система кормлений – представление права на управление определенной территорией за службу великому князю. Поначалу «корм» (дань) в крупных поселках собирали наместники князя, в селах – волостели. Формально полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих слуг сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тиуны). Обжалование действий назначенных кормленщиком сборщиков осуществлялось путем подачи челобитной (жалобы) великому князю. Кормленщик получал доходный список «как ему корм и всякие пошлины собирать», а населению представлялось право челобитья на злоупотребления наместников. Сборы приурочивались к определенному времени – сбору урожая[4].

     Практика  показала, что такая система малоэффективна и дорого обходится центральной  власти. Во-первых,  не было специалистов по сбору налогов. Во-вторых, люди, допущенные к казенным деньгам, часто стремились оставить их значительную часть в своем распоряжении. Причем чем дольше они занимали такую должность, тем сильнее становилась  жажда к наживе и, соответственно росла  доля, которую они присваивали. Поэтому в центре решили, что сбор налогов лучше всего поручить какому-нибудь местному, лучше выборному, органу, объединяющему население определенной территории, возложив на него коллективную ответственность за своевременность и полноту сбора установленных платежей (круговая порука). Такую роль осуществляли общины сельских жителей и органы самоуправления в городах[5]

3.1. Сущность и значение налоговой политики.

Налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения  национального дохода в целях  изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

Задачи  налоговой политики сводятся к:

Ш обеспечению государства  финансовыми ресурсами;

Ш созданию условий  для регулирования хозяйства  страны в целом;

Ш сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Можно выделить три типа налоговой политики.

Первый  тип политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

Второй  тип - политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

Третий  тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

При сильной экономике  все указанные типы налоговой  политики успешно сочетаются. Для  России характерен первый тип налоговой  политики в сочетании с третьим.

Информация о работе Налогообложение