Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 20:43, контрольная работа
В современных условиях усиление интеграционных процессов, интернационализация и интенсификация хозяйственной жизни, развитие межгосударственных гуманитарных контактов существенно увеличивают круг проблем, требующих разрешения на международной основе. К их числу относятся и вопросы, имеющие налоговую природу.
Налогообложение как объект межгосударственного регулирования – явление, доказавшее свою важность и особую значимость для международного экономического сотрудничества. Это подтверждается, в частности, практикой заключения налоговых соглашений.
Введение 2
1. Международные налоговые отношения 3
2. Международное двойное налогообложение 5
3. Новые тенденции избежания двойного налогообложения в Российской Федерации 11
Заключение 16
Как правило, проблема экономического двойного налогообложения разрешается при разработке национального налогового законодательства, в котором предусматриваются нормы, позволяющие тем или иным способом засчитывать налог, уплаченный на уровне предприятии, при расчете налоговых обязательств акционера.
Под двойным юридическим налогообложением понимается ситуация, когда один и тот же налогоплательщик облагается в отношении одного и того же дохода одинаковыми или сопоставимыми налогами два и более раз за один период. В принципе подобная ситуация может возникать и в том случае, когда налогоплательщик осуществляет деятельность только в одной стране. Такое двойное налогообложение может возникнуть при «нестыковке» общегосударственного (центрального, федерального, конфедерального) законодательства и законодательства на уровне регионов (штатов, провинций, областей, земель), а также на уровне органов местного самоуправления.
Подобная ситуация неоднократно отмечалась в 1990-е гг. в Российской Федерации, и основной причиной этого явления следует считать неконтролируемое федеральными властями региональное властями региональное и местное нормотворчество в сфере налогообложения. Однако, если в одной стране данная проблема может быть решена путем приведения регионального и местного законодательств в соответствии с общегосударственным, то в международных экономических отношениях двойное и даже многократное экономическое и юридическое налогообложение осуществляется на основе налогового законодательства суверенных государств, а также путем согласования многочисленных и сложных вопросов на международном уровне.
В настоящее время всё больше организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации, расширяют сферу своей деятельности и открывают филиалы и представительства за границей. При выборе иностранного государства, в котором российское предприятие планирует работать, необходимо учитывать наличие и положения международных соглашений Российской Федерации о порядке зачета налоговых платежей и взносов, уплаченных вне пределов России, с обособленных подразделений зарегистрированных в России организаций, с целью избежания «двойного налогообложения». В противном случае, при отсутствии таких межгосударственных актов, не исключена ситуация, когда отечественное предприятие обязано отчислять с полученного дохода налоговые взносы и платежи в бюджет Российской Федерации и иностранного государства, на территории которого зарегистрированы его филиалы или представительства.
Таким образом, ключевым моментом при определении необходимости открытия филиала или представительства российского юридического в другой стране должно служить наличие у России соглашений об избежании двойного налогообложения с этими странами.
Статьей 7 Налогового Кодекса РФ установлен принцип приоритета действия международных соглашений России, касающихся налогообложения и сборов, над нормами национального законодательства. В случае, если в Налоговой Кодексе РФ содержаться иные правила и нормы, чем установлены международным актом, подлежат применению положения международных соглашений.
В зависимости от того, заключено ли у Российской Федерации с государством, в котором организована деятельность обособленного подразделения отечественного юридического лица, международное соглашение об избежании двойного налогообложения или такого соглашения нет, действуют различные механизмы зачета и возврата излишне взысканных доходов с российской организации.
Первая ситуация - когда порядок зачета налоговых платежей страной регистрации юридического лица при получении дохода обособленными подразделениями предприятия за пределами Российской Федерации, урегулирован:
двусторонними международными соглашениями об избежании двойного налогообложения;
иными международными актами, косвенно касающимися вопросов налогообложения;
либо иными международными договорами, заключенными несколькими странами, в форме Конвенций и Типовых положений.
По результатам 2011 года Россия заключила двусторонние международные договора об избежании двойного налогообложения с 74 странами.
Подробный перечень двусторонних международных документов, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами по вопросам определения порядка налогобложения, содержится в Письме ФНС РФ от 15.01.2009 N ВЕ-22-2/20@ «О направлении Перечня действующих двусторонних договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения».
Также вопросы применимого порядка налогообложения могут быть затронуты в международных соглашениях, тема налогообложения в которых рассматривается наряду с другими вопросами:
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Туркменистана о поощрении и взаимной защите инвестиций (Ратифицировано РФ на основании Распоряжения Правительства РФ от 24.03.2009г. №347-р);
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле от 13.11.1992г.
Проблемы устранения двойного налогообложения обсуждаются на совещаниях таких международных организаций, как Организация Объединенных Наций (ООН), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Результаты совместного рассмотрения налоговых вопросов странами-участниками находят свое отражение в международных актах, например, таких как:
Согласно статьи 232 Налогового Кодекса РФ, для освобождения от уплаты налогов, проведения зачетов и получения налоговых вычетов при сдаче налоговой отчетности в Российской Федерации, налогоплательщик обязан предоставить в налоговые органы документы, подтверждающие, что он является резидентом государства, с которым у Российской Федерации заключен договор об избежании двойного налогообложения, а также справку, подтверждающую полученный доход и уплату налога в иностранном государстве7.
При этом такое подтверждение должно быть предоставлено в налоговые органы России до уплаты налога или авансовых платежей по налогу либо в течение одного года после окончания налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на освобождение от уплаты налога, зачета или налоговых вычетов.
Вторая ситуация - при получении организацией доходов на территории иностранного государства, с которым у Российской Федерации отсутствует действующее соглашение во избежание двойного налогообложения, либо если российская организация не воспользовалась своим правом по зачету налога, удержанного в государстве, с которым Россия имеет действующее соглашение об избежании двойного налогообложения.
В этих случаях зачет оплаченных на территории иностранного государства налоговых платежей при оплате российской организацией налога на прибыль в Российской Федерации, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 311 Налогового Кодекса РФ.
Организация, местом регистрации которой является Российская Федерация, имеет право на зачет сумм уплаченных или удержанных с другом государстве налоговых платежей вне зависимости от наличия или отсутствия соглашения об избежании двойного налогообложения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 311 Налогового Кодекса РФ, размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных российской организацией за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.
Следовательно, сумму налога, которая была удержана с российской организации в иностранном государстве, не всегда в полном объеме можно принять к зачету при уплате этой организацией налога на прибыль в России.
Таким образом, проблемы, рассмотренные в данной работе, относятся к сфере международных отношений по линии прямого налогообложения.
Рассмотрены теоретические основы международного налогообложения, основные положения международных налоговых отношений, определены проблемы двойного налогообложения, а также рассмотрены новые тенденции избежания двойного налогообложения в Российской Федерации.
Один из путей для решения данных проблем – всем государствам с их абсолютно разными налоговыми системами, иногда в чем-то схожими, стремиться находить компромиссы и обоюдные согласия, доказательством которых будет являться все больше и больше подписываемые ими международные налоговые соглашения.
Необходимо отметить, что двойное налогообложение возможно, когда одна страна претендует на право взимать налог на основании факта проживания (либо гражданства) налогоплательщика, а другая - на основании места получения дохода. Также двойное налогообложение может возникать, если обе страны считают конкретного налогоплательщика своим резидентом или каждая из двух стран полагает, что доход получен именно на ее территории.
Международное двойное налогообложение - это обложение сопоставимыми налогами в двух (или более) государствах одного налогоплательщика в отношении одного объекта за один и тот же период времени. В результате возникает идентичность налогового платежа, тождественность объекта и субъекта налогообложения и сроков уплаты налогов. Двойное (т. е. излишнее) налогообложение сдерживает деловую активность предпринимателя и способствует повышению цены на товары и услуги.
Антиналогообложение - это невключение объекта или субъекта налогообложения в налоговую систему двух (или более) стран. Оно означает отсутствие или уменьшение налогообложения. В этом случае снижается интерес предпринимателя к участию в развитии национальной экономики.
Как правило, применяются и односторонние меры избежания двойного налогообложения, связанные с нормами внутреннего налогового законодательства, и многосторонние меры, реализуемые с помощью соответствующих международных соглашений и конвенций.
1 Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М,2009.- С.131
2 Дернберг Р.Л. Международное налогообложение. Краткий курс. М.: ЮНИТИ. 2008.- с.21
3 Поляк Г.Б., Суглобова А.Е. Налоги и налогообложение. М.: Юнити. 2010.- С.125
4 Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст] : текст с изм. и доп. на 10 февр. 2011 г. Ч. 1 и 2. - М. : Эксмо, 2011. - 656 с.
5 Дернберг Р.Л. Международное налогообложение. Краткий курс. М.: ЮНИТИ. 2008.- с.22
6 Перов А.., Толкушкин А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие.– М.: Юрайт-Издат, 2009.- С. 109.
7 Коновалова В.В.Как избежать двойного
налогообложения?// http://www.conventions.ru/