Введение
Неотъемлемой частью любого
государства в любые времена
была налоговая система, основная цель
существования которой заключается
в обеспечении текущих потребностей
государства. Начало создания современной
налоговой системы Российской Федерации
было положено в 1990 г, декабре которого
был принят пакет законопроектов
о налоговой системе, устанавливающий
перечень идущих в бюджетную систему
налогов, сборов, пошлин и других платежей,
определяющий плательщиков налогов, их
права и обязанности, а также
права и обязанности налоговых органов.
Налоги являются необходимым звеном
экономических отношений в обществе
с момента возникновения государства.
Развитие и изменение форм государственного
устройства всегда сопровождается преобразованием
налоговой системы. В современном
цивилизованном обществе налоги являются
основной формой доходов государства.
Налоги представляют собой обязательный,
индивидуальный безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и
физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного
управления денежных средств, в целях
финансового обеспечения деятельности
государства и муниципальных
образований.
Таким образом, построение справедливой
и эффективной налоговой системы,
обеспечение ее ясности, предсказуемости
и стабильности являются важным условием
повышения предпринимательской и инвестиционной
активности, прогресса Российской Федерации
на пути создания рыночной экономики и
интегрирования российской экономики
в мировую. Совокупность налогов, сборов,
пошлин и других платежей, взимаемых в
установленном порядке, образуют налоговую
систему. Одна
из функций налоговой системы заключается
в стимулировании развития перспективных
отраслей и сфер экономики.
Экономическое
содержание налога
В рыночной экономике налоги
призваны стать в руках органов
власти одним из основных инструментов
государственного регулирования экономики,
формирования доходов бюджетов разных
уровней и государственных внебюджетных
фондов, стимулирования производства,
ограничения роста цен и инфляции.
В нашей стране долгое время принижалась
роль товарно-денежных отношений. Это
оказало негативное влияние на развитие
теории и практики налогообложения. С
переходом экономики на рыночный путь
развития появилась настоятельная необходимость
тщательного изучения вопросов теории
и практики налогового регулирования
экономики. К числу дискуссионных относятся
вопросы определения понятия налога, а
так же его функций, раскрывающих социально-экономическую
сущность этого важного рыночного инструмента.
Многие аспекты экономической сущности
налогов исследованы довольно глубоко
учеными-экономистами многих стран.
Так, Поль Анри Гольбах считал,
что "...вопрос о налогах является
одним из самых важных вопросов,
которыми должна заниматься политика;
налоги постоянно становятся причиной
раздоров между государем и подданными".
Эволюцию взглядов на природу налога
дает Э. Селигман: "В начале господствующей
является идея дара...На второй ступени
правительство смиренно умоляло
или просило народ о поддержке...На
третьей стадии мы встречаемся с
идеей помощи, оказываемой государству...
На четвертой стадии появляется идея
о жертве, приносимой индивидуумом
в интересах государства...На пятой
стадии у плательщика развивается
чувство долга, обязанности... Лишь на
шестой стадии встречаем идею принуждения
со стороны государства... На седьмой
и последней стадии мы видим идею
определенной доли или оклада, установленный
или исчисленной правительством,
вне всякой зависимости от воли плательщика".
Определенный вклад в
теорию налогов внесли ученые-экономисты
России. Русский экономист Н.Тургенев
пропагандировал в России идеи А.Смита.
Так, по его мнению, "...налоги суть
средства к достижению цели общества
или государства, т.е. той цели, которую
люди себе предполагают при соединении
своем в общество, или при составлении
государств. На сем основывается и
право правительства требовать
податей от народа."
А.Тривус считал, что "налог
представляет собой принудительное
изъятие "от плательщика некоторого
количества материальных благ без соответствующего
эквивалента. Конечно, в некотором
отношении, эквивалентом являются те услуги,
которые оказывает плательщику
государственная власть".
А.Соколов утверждал, что
"под налогом нужно разуметь
принудительный сбор, взимаемый государственной
властью с отдельных хозяйствующих
лиц или хозяйств для покрытия
ею расходов или для достижения каких-либо
задач экономической политики, без
предоставления плательщикам его специального
эквивалента". Приведенные положения
говорят о том, что авторы единодушны
в понимании сущности налогов. Различие
наблюдается в полноте определения
налогов. А.Тривус включает в свое определение
помимо принудительности понятие безэквивалентности
налога. В определении А.Соколова наиболее
полно выражается суть налогов, которое
нашло отражение в Российском законодательстве.
Так, в ст. 2 закона "Об
основах налоговой системы в
РФ" давалось следующее определение:
"Под налогами, сбором, пошлиной и
другим платежом понимается обязательный
взнос в бюджет соответствующего
уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый
плательщиками в порядке и
на условиях, определяемых законодательными
актами". Это определение имело
следующие недостатки:
Используемые на практике
термины для обозначения фискальных
платежей - "налоги", "сборы",
"взносы", "платежи", "пошлины",
"плата" и др., во многих случаях
не соответствовали содержательной
части фискальных платежей. Иногда
это было продиктовано традицией. Например,
в России налог на экспорт и
импорт принято называть таможенной
16 пошлиной. В ряде случаев преследовались
политические цели - желание скрыть
сущность платежа. Ярким примером могут
служить платежи в Пенсионный
фонд РФ, которые пытаются отнести
к страховым взносам, а не к
целевым налогам. В большинстве
случаев применение различных терминов
объясняется отсутствием системного
подхода к установлению платежей,
недостаточной теоретической их
проработкой. Часто нельзя охарактеризовать
платеж исходя только из данного ему
названия, например, транспортный налог.
В Законе "Об основах налоговой
системы в РФ" существенных различий
между пошлиной и сбором не проводилось,
а основное из них было сведено
к тому, куда поступают денежные,
средства, уплачиваемые хозяйствующими
субъектами. Пошлины уплачивают за
совершение в пользу налогоплательщиков
юридически значимых действий. Исходя
из этого, российское законодательство
устанавливает три вида пошлины:
государственная, регистрационная
и таможенная. Сбором в основном
называются платежи за обладание
специальным правом.
Для уяснения сути налоговых
отношений необходимо определить, насколько
налоговое право может, во-первых,
регулировать условия деятельности
предпринимательских структур и, во-вторых,
определять результаты хозяйствования.
Налоговое право не регулирует предпринимательскую
деятельность, не заставляет зарабатывать,
не определяет формы и методы хозяйствования.
Влияние налогов
на экономику по Миллю
Прямые налоги ложатся на плательщика. Прямыми налогами облагаются либо доходы, либо
расходы. Последнее встречается редко, так как большинство налогов на
расходы являются косвенными. Источниками
дохода являются рента, прибыль и зарплата.
Рассмотрим результаты взимания налогов с различных источников
дохода. Налог на ренту полностью ложится на землевладельца. Он не
отражается на стоимость продукции. Аналогично,
налог на прибыль ложится на того, кто его
платит.
От такого налога невозможно уклониться, т. к. все
виды занятий облагаются им и переход
из одной отрасли в другую ничего не изменит.
Но в долгосрочном периоде налог на прибыль может иметь ряд
последствий.
Но существуют и более
скрытые последствия подобного
налога. Если налог на прибыль вводится
в развитой и богатой стране, в которой
количество капитала огромно и эта страна
близка к стационарному состоянию, то это приводит к
ряду последствий. Сокращение прибылей стимулирует внедрение изобретений.
Это повышает продукт страны, и норма прибыли увеличивается. Возможен и
другой результат. Если налог снижает прибыль, то снижается и прирост
капитала. А от этого снижается зарплата,
или выплата землевладельца. Итак, налог на прибыль ведет к тому, что количество капитала снижается.
Рассмотрим влияние налога на зарплату. Уменьшение доходов рабочих к
приостановлению роста населения. Это повышает зарплату. При этом налог
ложится на капиталиста, т.е. покрывается
за счет прибылей.
Поговорим теперь о трудностях, возникающих при взимании прямых налогов.
Очень трудно определить доход лиц свободных профессий. Плательщику легко
укрыть часть своих истинных доходов.
Некоторые пытались взимать налог не с
доходов, а с расходов. Но количество статей расходов еще больше, чем
количество статей доходов. Поэтому от
налога уклониться легче. Многие видят
выход во взимании налога за пользование домом. Именно то, в каком доме
живет человек, свидетельствует о том, сколько он может позволить себе
потратить. Плата за пользование домом состоит из двух частей: земельной
ренты и ренты на строение.
Первая определяется обычными
для ренты законами. Вторая рента есть
эквивалент стоимости труда и капитала, затраченных на
строительство. Это обычная прибыль строителя.
Налог на строительную ренту выплачивается
нанимателем дома. При введении этого
налога прибыль строителя падает ниже
арендного уровня и строительство домов прекращается. По мере
износа старых строений рента будет возрастать,
пока строительство не станет рентабельным.
В случае части ренты, принадлежащей на
земельную ренту, бремя налога частично
падает на нанимателя дома. Это происходит потому, что
введение подобного налога может привести к тому, что для землевладельца
будет выгодно заниматься земледелием, а не строительством. По выше
изложенным причинам спрос на строения
будет расти, а значит, будет расти и рента.
Подобно и минимальному доходу, дома минимальной
стоимости не должны облагаться налогом.
Рассмотрим косвенные налоги. При введении налога на товары результат
оказывается таким же, как и при увеличении издержек. Если налогом
облагаются все товары, то их стоимость не увеличивается. Если налогом
облагается один товар, то его стоимость повышается. Допустим, налогом
облагаются товары первой необходимости. Тогда происходит ухудшение
жизненного уровня трудящихся. Но может случиться, что вследствие этого
сократится рост населения. Зарплата увеличится и компенсирует потери
работников. Таким образом, налог на товары первой необходимости может
ложиться либо на трудящихся, либо на работодателей.
На землевладельца косвенные
налоги не ложатся, так как если предположить, что вследствие
введения налога землевладелец получает
меньше продукта, то цена на этот продукт
все равно растет, и в денежном выражении
землевладелец получает ту же ренту. Налог на товары ускоряет рост цен, которые все равно бы
повысились в ходе естественных событий. Иногда возникали ситуации, когда
налогом облагались не сами товары, а способы их получения.
Милль считал, что подобные
налоги вредны, так как если налог падает
на невыгодный способ производства, то
он не приносит результатов, а если налог
падает на лучший способ производства,
то общество терпит большие потери, чем государству
достается налог. Это происходит потому,
что вследствие введения налога на лучший процесс производства переключается на худший способ. Издержки
поэтому растут, растет и стоимость. Таким образом, подобный налог
противоречит одному из принципов налогообложения. Одним из видов
дифференцированного налога является
налог на импорт. Если оказывается, что
производить товары дешевле, чем импортировать
облагаемые налогом товары, то некоторое
количество труда и капитала используется впустую. Поэтому такой
налог хотя и стимулирует отечественное производство, является вредным.
Допустим, что подобный
налог не вызывает прекращения международной торговли
и рассмотрим влияние этого налога. Если налог вводится на экспорт, то
распределение налогового бремени между иностранцами и данной страной
зависит от чувствительности к изменению
цен. Возможно, что изменение цены уменьшит
спрос за границей на товары данной страны,
но незначительно. Тогда другая страна
будет платить данной в денежном выражении
больше, чем раньше.