Налогообложение имущества и перспективы его развития в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 18:54, реферат

Краткое описание

Налог на имущество организаций и физических лиц - это один из налогов налоговой системы Российской Федерации, который установлен федеральным законодательством. Этим налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия, а также движимое и недвижимое имущество граждан.

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Общая характеристика налога на имущество. 5

1.1. Понятие налогов на имущество. 5

1.2. Налогоплательщики – физические и юридические лица. 10

Глава 2. Оценка перспектив и дальнейшего развития налога на имущество. 13

Список литературы. 20

Вложенные файлы: 1 файл

Налогообложение имущества и перспективы его развития в Российской Федерации.docx

— 45.79 Кб (Скачать файл)

Согласно статье 5 Закона исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами. Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.

Статьей 5 Закона установлено, что  уплата налога владельцами производится равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.

При переходе права собственности  на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в  течение календарного года налог  уплачивается первоначальным собственником  с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

Согласно п.3 с.78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих  платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.

Согласно ст.373 НК РФ налогоплательщиками  налога - юридическими лицами - признаются:

    • российские организации;
    • иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные  на территории Российской Федерации, обязана  встать на учет в качестве налогоплательщика  в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

В силу абз.2 п.2 ст.11 НК РФ, российскими  организациями признаются юридические  лица, созданные по законодательству России. Для целей обложения налогом на имущество не имеет значения деление юридических лиц по признаку основной цели деятельности на коммерческие или некоммерческие организации, осуществляемое в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Согласно абз.2 п.2 ст.11 НК РФ, иностранными организациями для целей налогообложения  признаются иностранные юридические  лица, компании и другие корпоративные  образования, созданные в соответствии с законодательством иностранных  государств, международные организации, их филиалы и представительства.

Как следует из письма МНС РФ от 11 мая 2001 года № 04-4-05/113-М905 "О налоге на имущество предприятий", налог  на имущество предприятий зачисляется  в бюджет только по месту нахождения организации (месту государственной  регистрации) и месту нахождения обособленных подразделений организации, а не по месту нахождения имущества  организации. Форма собственности при исчислении и уплате налога на имущество значения не имеет.

Таким образом, платить налог на имущество должны все российские организации и иностранные фирмы в том случае, если они осуществляют деятельность на российской территории через постоянные представительства и имеют в собственности недвижимость на территории России.

Под постоянным представительством в  целях налогообложения имущества, так же как и в целях налогообложения  прибыли, понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое  другое обособленное подразделение, через  которое организация регулярно  осуществляет предпринимательскую  деятельность на территории РФ, связанную:

    • с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
    • с проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
    • продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
    • с осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности.

Иностранные фирмы, не образующие в  России постоянных представительств, также должны платить налог на имущество. Обязанность уплаты налога у таких фирм возникает лишь в  отношении объектов недвижимого  имущества, находящегося на территории России.

Глава 2. Оценка перспектив и дальнейшего развития налога на имущество.

Ежегодно совокупность налогов  на имущество приносит в консолидированный  бюджет Российской Федерации около 4-6% налоговых доходов, причем в некоторых  субъектах Российской Федерации (как, например, в Республике Марий Эл) доля этих налогов составляет свыше 13%. Уменьшение доли имущественных налогов  в общей сумме налоговых платежей (с 9 до 4% за последние 6 лет) связано  с двумя основными причинами:

    • возрастанием роли других налогов (например, налог на добычу полезных ископаемых);
    • применением в качестве налоговой базы по налогу на имущество балансовой стоимости основных средств, которое приводит к снижению размера налоговой базы по налогу, вследствие отмены проведения обязательной (по постановлениям Правительства Российской Федерации) переоценки основных средств организаций.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. также, несомненно, играет отрицательную роль. Поэтому  налогообложение имущества должно совершенствоваться и перестраиваться  в целях сокращения степени перераспределения  национального дохода через систему  налогообложения.

К тому же действующая в России налоговая система вдобавок к  чистому налоговому бремени порождает  огромные дополнительные издержки. Объем  нормативной документации, регулирующей учет, просто необъятен.

Налоговый кодекс РФ первоначально  должен был стать законом прямого  действия и заменить собой весь этот комплекс законов и нормативных  документов. Однако этого не произошло. Разработка и прочтение нормативной  документации, обработка огромных массивов отчетности, проведение проверок, обеспечение  деятельности налоговых органов  и т.д. пожирает громадное количество рабочего времени, бюджетных денег  и других ресурсов.

Выход из сложившейся ситуации состоит  в радикальном упрощении налоговой  системы. Система налогового учета  и отчетности должна быть очень простой  и понятной, чтобы для выполнения требований законодательства не требовалось  специального образования и значительных затрат времени и сил.

Что касается конкретно темы работы, то на сегодняшний день схема определения порядка оплаты налога на имущество включает в себя следующие элементы: плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, ставка и срок уплаты. В настоящее время база налога на имущество, скорректирована таким образом, чтобы вывести из налогообложения товарные запасы, готовую продукцию и другие части актива баланса организации, а объектом обложения данным налогом является непосредственно амортизируемое имущество, учитываемое на балансе организации по его остаточной стоимости.

В то же время, на этом реформирование налоговой системы в области  налогообложения имущества не заканчивается. В рамках реформирования такого налогообложения  предусматривается постепенное  введение нового регионального налога - налога на недвижимость, который должен заменить налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог. Предполагается, что этот налог будет учитывать реальную стоимость недвижимости, его качество, платежеспособность владельца и региональные особенности.

Концепция имущественного налогообложения  предусматривает, что в случае принятия соответствующей главы Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками  налога на недвижимость будут признаваться юридические и физические лица. Налог  на недвижимость заменит три действующих  налога (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц  и земельный налог).

Целью концепции реформирования имущественных  налогов и перехода на налогообложение  недвижимости является:

    • снижение налогового бремени на товаропроизводителей за счет переноса налога на пассивную часть основных фондов (недвижимое имущество);
    • стимулирование модернизации производственных мощностей, поскольку они выводятся из-под налогообложения;
    • стимулирование эффективного использования земли, зданий и постепенное увеличение интенсивности использования или перераспределения недвижимости в пользу более эффективных пользователей;
    • создание стабильной базы доходов местного бюджета за счет стимулирования развития рынка недвижимости;
    • укрепление прав собственности и повышение деловой активности;
    • более справедливое распределение налогового бремени, поскольку владельцы дорогих объектов будут больше платить в бюджет;
    • установление для организаций более рациональных налоговых льгот, имеющих стратегическое значение для страны или носящих социальный характер;
    • установление для граждан социальных и стандартных вычетов из налоговой базы по налогу (например, в размере 50% от кадастровой стоимости объекта недвижимости; 50 кв. м. от жилой недвижимости для инвалидов, героев России, пенсионеров, а также 20 кв. м. для всех граждан, зарегистрированных в жилом помещении).
    • упрощение системы налогообложения;
    • создание эффективной системы администрирования налога на недвижимость.

Ожидается, что к недвижимому  имуществу в целях налогообложения  будут отнесены земельные участки  и связанные с землей объекты. Иными словами, объекты, перемещение  которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том  числе здания, сооружения, помещения  и объекты строительства.

Однако в переходный период до окончательного формирования банка данных об объектах недвижимого имущества и их собственниках  на территории России все-таки сохранится взимание действующих имущественных  налогов. Правительством Российской Федерации  предполагается, что завершение данного  этапа и переход на налогообложение  налогом на недвижимость на всей территории России будет не ранее 2013-15 года.

Налог на недвижимость должен вводиться  не на всей территории России одновременно, а постепенно, по мере готовности региональных исполнительных органов власти, органов  местного самоуправления к введению налога на недвижимость на соответствующих  территориях. На первом этапе по переходу на налог на недвижимость законодательные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны будут принимать решение о том, какие имущественные налоги будут взиматься на их на территориях - налог на имущество юридических лиц, налог на имущество физических лиц, земельный налог или только один налог на недвижимость.

Налогоплательщиками налога на недвижимость в отношении находящихся в  государственной или муниципальной  собственности объектов недвижимости (в том числе земельных участков), признаваемых объектами налогообложения, должны будут являться:

    • организации, владеющие этими объектами недвижимости на праве собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
    • землепользователи, получившие земельные участки непосредственно от их собственника на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщиками налога на недвижимость в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности (частной, долевой, общей, совместной) иных лиц, должны будут признаны собственники (юридические  и физические лица) этих объектов недвижимости (т.е. владеющие земельными участками  и иными объектами недвижимого  имущества на праве собственности).

Объектом налогообложения предполагается признавать расположенные на территории города либо района земельные участки  с находящимися на них зданиями, строениями и сооружениями (в том  числе подземными), жилыми и нежилыми помещениями, а также доли в таких  объектах недвижимости, находящихся  в долевой собственности.

Налоговая база в отношении каждого  объекта налогообложения будет  определяться исходя из оценки рыночной стоимости этого объекта, рассчитанной методом массовой оценки, с применением утвержденных показателей (параметров) по объекту недвижимости, позволяющих установить его стоимость для целей налогообложения.

Конкретные налоговые ставки (в  пределах максимальной) по налогу на недвижимость будут устанавливаться законодательными (представительными) органами власти субъекта Российской Федерации.

Предусматривается также установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от использования  недвижимости, категории налогоплательщиков, местоположения объектов недвижимости или иных обстоятельств, предусмотренных  законом о налоге, принимаемом  законодательным (представительным) органом  власти субъекта Российской Федерации (органам местного самоуправления). Также им будет предоставлено  право устанавливать дополнительные льготы по налогу на недвижимость

Сроки введения налога на недвижимость полностью зависят от эффективности  работы, которая сейчас осуществляется территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).

Однако следует признать, что  введение налога на недвижимость на территории России, учитывая все вышеназванные  факторы, влияющие на формирование налоговой  базы, может создать негативные последствия  в социальной сфере, поскольку имеется  тенденция к росту затрат граждан  на коммунальные услуги, затрат на содержание жилого фонда, на уплату налогов (земельный  налог, налог на имущество с жилого фонда, транспортный налог, ставки по которым  растут). Кроме того, необходимо уплатить подоходный налог с заработной платы и иных полученных доходов.

Информация о работе Налогообложение имущества и перспективы его развития в Российской Федерации