Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ действенности налогового режима для сельскохозяйственных производителей в РФ.
Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
Рассмотреть общие условия применения единого сельскохозяйственного налога;
Изучить элементы налогообложения по ЕСХН;
Проанализировать действующую систему налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей;
Определить меры по совершенствованию системы налогообложения сельского хозяйства в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕДИНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА…………………………………..…5

1.1 Общие условия применения единого сельскохозяйственного налога. Налогоплательщики…………………………………………………………...….5
1.2 Элементы налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу……………………………………………………………………….…….11

ГЛАВА 2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ………….…18

2.1 Особенности налогового учета………………………………………….….18
2.2 Сравнение ЕСХН с общепринятым налоговым режимом…………….…..23
2.3 Анализ налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации………………………………………………………….26

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В РОССИИ…………………………………………………………………….……30

3.1 Предложения по совершенствованию системы налогообложения сельского хозяйства в России………………………………………………...…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…….…

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по налогам.docx

— 127.17 Кб (Скачать файл)

- факт производства сельскохозяйственной  продукции;

- доход от реализации  сельскохозяйственной продукции,  в общей доле дохода составляющий  не менее 70 процентов.

Перейти на уплату единого  сельскохозяйственного налога могут  сельскохозяйственные производители. Ими являются:

150%'>-организации и индивидуальные  предприниматели, у которых доля  выручки от реализации сельскохозяйственной  продукции и выращенной рыбы (включая  продукты их переработки) в  совокупной выручке составляет  не менее 70%.

При переходе на уплату ЕСХН численность работников не имеет  значения.

Пример. ООО "Агроном" выращивает овощи. Выручка от их реализации за 9 месяцев текущего года составила 2 000 000 руб. (в том числе НДС - 181 818 руб.). Также ООО "Агроном" сдает  в аренду складские помещения. Поступления  от этой деятельности за 9 месяцев текущего года составили 400 000 руб. (в том числе  НДС - 61 017 руб.).

Решение. Выручка за 9 месяцев  текущего года составила: 2 000 000 руб. - 181 818 руб. + 400 000 руб. - 61 017 руб. = 2 157 165 руб. Доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции: (2 000 000 руб. - 181 818 руб.) : 2 157 165 руб. х 100% = 84%. Показатель превышает 70%, следовательно, ООО "Агроном" со следующего года может перейти на уплату ЕСХН.

 

Не могут перейти на уплату ЕСХН:

- организации, имеющие  филиалы и представительства;

- фирмам и предпринимателям, переведенным на уплату ЕНВД;

-  производители подакцизных  товаров.

На уплату ЕСХН можно перейти  только в том случае, если доля дохода от реализации сельхозпродукции собственного производства за год составила не менее 70 процентов.

Перерабатывающим организациям следует рассчитать эту долю исходя из соотношений расходов на производство и первичную переработку сельхозсырья в общей сумме расходов. Это  связано с тем, что они часто  продают только конечный продукт, прошедший  промышленную обработку. Поэтому доходов  от реализации собственной продукции, в том числе прошедшей первичную  переработку, у этих организаций  может и не быть. Как рассчитать долю? Вначале надо определить удельный вес затрат на производство и переработку  сельхозсырья. Затем умножить его  на выручку от реализации готовой  продукции, прошедшей промышленную переработку. Так вы получите выручку  от производства и переработки сельхозсырья. Рассчитанную сумму включить в доход  от реализации сельхозпродукции собственного производства и определить его долю.

По итогам полугодия фирма  или предприниматель исчисляют  авансовый платеж по ЕСХН. По окончании  года авансовый платеж принимают  в счет уплаты единого сельскохозяйственного  налога за налоговый период.

Пример. ООО "Агроном" перешло  на уплату ЕСХН. За первое полугодие  выручка от реализации овощей составила 200 000 руб. (без НДС). Расходы за этот же период равны 150 000 руб. По итогам года сумма доходов составила 500 000 руб., а расходов - 380 000 руб.

Решение. Налоговая база за первое полугодие равна 50 000 руб. (200 000 - 150 000). Авансовый платеж по налогу рассчитан в сумме 3000 руб. (50 000 руб. х 6%). По итогам года налоговая база составила 120 000 руб. (500 000 - 380 000). Налог за год равен 7200 руб. (120 000 руб. х 6%). По итогам налогового периода надо доплатить сумму 4200 руб. (7200 - 3000).

Налог нужно заплатить  по местонахождению организации  или месту жительства предпринимателя. Организации платят налог не позднее 31 марта следующего года, предприниматели - не позднее 30 апреля.

Для уплаты налога надо заполнить  только одно платежное поручение  на полную сумму налога.

Хотелось бы обратить внимание на отражение убытка. Он отражается по-новому. Основное отличие этой формы  декларации от ранее действовавшей  заключается в ином порядке учета  суммы убытка, переносимого на последующие  налоговые периоды (раздел 2.1 декларации). Ранее действовавшая форма декларации была утверждена приказом МНС России от 18 марта 2004 г. № САЭ-3-22/210.

В теперешней форме сумму  убытка предлагается учитывать в  порядке, аналогичном порядку учета  убытка по налогу на прибыль. То есть убыток истекшего года может быть учтен  при определении налоговой базы по ЕСХН в течение 10 последующих  лет при соблюдении требований статьи 346.6 Налогового кодекса РФ.

А именно сумма убытка не может уменьшать налоговую базу по единому сельхозналогу более  чем на 30 процентов и размер полученного  убытка, уменьшающего базу, должен быть подтвержден документально. В прежней  налоговой декларации убыток первого  и последующих убыточных налоговых  периодов учитывался также в течение 10 лет. Но отсчет десятилетнего периода  начинался с налогового периода, следующего за первым убыточным периодом. А по истечении 10 лет учитывать  убыток, образовавшийся в течение  этих лет, не разрешалось.

Рассмотрим на конкретном примере порядок заполнения раздела 2.1 формы налоговой декларации по ЕСХН.

Пример. ООО «Млечный путь»  за 2004 год получило убыток в сумме 300 000 руб., за 2005 год – 200 000 руб., в 2006 году появилась налоговая база по ЕСХН (превышение доходов над расходами) в сумме 600 000 руб.

Решение. Следовательно, в  налоговой декларации за 2006 год бухгалтер  может уменьшить налоговую базу на сумму, не превышающую 30 процентов  от налоговой базы этого года, то есть на 180 000 руб. Сумма не перенесенного  убытка составит 320 000 руб. (300 000 + 200 000 – 180 000).

Так как, убыток погашается в порядке очередности его  образования, из общей суммы непогашенного  убытка (320 000 руб.) к убытку 2004 года относится 120 000 руб. (300 000 – 180 000), а 200 000 руб. относится  к убытку 2005 года.

Предположим, что за 2007 год  организацией получен убыток в сумме 100 000 руб. Таким образом, рассчитаем общую сумму непогашенного убытка за 2004–2007 годы:

120 000 руб. + 200 000 руб. + 100 000 руб. = 420 000 руб.

За 2008 год организацией получено превышение доходов над расходами  в сумме 800 000 руб. В этом случае на погашение убытка может быть направлено:

800 000 руб. x 30%  = 240 000 руб.

Следовательно, убыток 2004 года в сумме 120 000 руб. погашен полностью, а из убытка 2005 года погашено 120 000 руб.

Непогашенная сумма убытка составит

180 000 руб. (420 000 – 240 000),

из которого убыток 2005 года – 80 000 руб. (200 000 – 120 000), убыток 2007 года – 100 000 руб.

В аналогичном порядке  осуществляется перенос убытков  в другие налоговые периоды.

 

2.2 Сравнение ЕСХН с общепринятым налоговым режимом

По подсчетам специалистов Минсельхоза России, на основании  данных ИМНС РФ, в хозяйствах, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного  налога, сумма налоговых платежей может сократиться примерно на одну треть.

Однако единой методики для  сравнения налоговой нагрузки при  разных режимах налогообложения  не существует. Так, при переходе с  общего режима налогообложения на уплату ЕСХН сельскохозяйственная организация  может лишь приблизительно рассчитать экономический эффект (потенциальную  экономию на налогах) от применения спецрежима. Для этого нужно воспользоваться  следующей формулой:

Э = (НП + НДС + НИ + ЕСН) – ЕСХН

где Э - экономия на налогах  при переходе на уплату ЕСХН;

НП - сумма налога на прибыль  организаций, уплачиваемая в бюджет за налоговый период;

НДС - сумма налога на добавленную  стоимость, уплачиваемая в бюджет за налоговый период;

НИ - сумма налога на имущество  организаций, уплачиваемая в бюджет за налоговый период;

ЕСН - сумма единого социального  налога, начисленная за налоговый  период, за вычетом суммы страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование;

ЕСХН - сумма единого сельскохозяйственного  налога, уплачиваемая в сопоставимых условиях.

Рассчитать примерный  экономический эффект от применения ЕСХН может и индивидуальный предприниматель, в том числе глава крестьянского (фермерского) хозяйства.

Э = (НДФЛ + НДС + НИ + ЕСН) - ЕСХН

где Э - экономия на налогах  при переходе на уплату ЕСХН;

НДФЛ - сумма налога на прибыль  организаций, уплачиваемая в бюджет за налоговый период;

НДС - сумма налога на добавленную  стоимость, уплачиваемая в бюджет за налоговый период;

НИ - сумма налога на имущество  физических лиц, используемое в коммерческой деятельности

ЕСН - сумма единого социального  налога, начисленная за налоговый  период, за вычетом суммы страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование;

ЕСХН - сумма единого сельскохозяйственного  налога, уплачиваемая в сопоставимых условиях.

Нужно обратить внимание: не облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) и ЕСН доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства от производства, переработки и реализации собственной  сельхозпродукции в течение 5 лет, начиная с года регистрации хозяйства (п.14 ст.217 и пп.5 п.1 ст.238 НК РФ соответственно).

Поэтому для крестьянского (фермерского) хозяйства, занимающегося  сельскохозяйственной деятельностью  менее 5 лет, в расчете налоговой  экономии фактически будут участвовать  только три показателя: сумма НДС, сумма налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого  в коммерческой деятельности) и сумма  ЕСХН.

Чтобы расчет был более  точным для оценки экономического эффекта  от ЕСХН, следует учитывать такие  показатели как:

- статус налогоплательщика  (организация или предприниматель);

- какой режим налогоплательщик  применяет в данный момент (общий  или упрощенную систему налогообложения);

- показатели рентабельности  хозяйства (является планово-убыточным  или рентабельным);

- какими основными средствами (строениями, сельхозтехникой и т.п.) располагает налогоплательщик, какова  степень их износа и планируется  ли их обновление в ближайшей  перспективе;

- действуют ли в субъекте  РФ региональные льготы по  налогу на имущество;

- насколько существенна  доля заработной платы (и соответственно  доля ЕСН) в расходах предприятия;

- кто является потребителем  производимой продукции - плательщики  НДС или нет;

- какова доля дохода  от непрофильной деятельности.

Естественно, каждый налогоплательщик может принять во внимание и другие факторы, которые способны повлиять на принятие решения о переходе.

Предприятия и предприниматели  аграрного сектора экономики  ведут деятельность в особых условиях. Государство предусмотрело для  них ряд налоговых льгот и  преференций (в частности, по налогу на прибыль и ЕСН). Но получить их могут только налогоплательщики, которые  имеют статус сельскохозяйственного  товаропроизводителя.

2.3 Анализ налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого  сельскохозяйственного налога действует  в аграрном секторе с 2002 г. В 2002-2003 гг. действовал рамочный федеральный  закон, предусматривающий право  субъектов Федерации вводить  соответствующий закон на региональном уровне. Этим правом воспользовались  лишь Краснодарский край и Брянская область. В соответствии с положениями  прежней редакции Налогового кодекса  РФ налоговая ставка по единому сельскохозяйственному  налогу устанавливалась в рублях с одного сопоставимого по кадастровой  стоимости гектара сельскохозяйственных угодий. С 2004 г. действует новая редакция главы «Система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)», которая может применяться параллельно  с другими режимами налогообложения.

Уровень налоговой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей заметно снизился. Однако за 2004-2007 гг. объем поступлений  единого сельскохозяйственного  налога увеличился в 2,7 раза (рис. 1).

 

Структура налоговых обязательств по единому  сельскохозяйственному налогу в  федеральных округах страны в 2007 г. видна на рис. 2. Половина общих  обязательств по налогу сформировалась в Южном федеральном округе. На Центральный и Приволжский федеральные  округа приходится по 15% суммарных налоговых  обязательств, Сибирский - 10%, Уральский - 4, Северо-Западный и Дальневосточный  по 3%.

 

Рис. 2. Структура единого  сельскохозяйственного налога, начисленного в федеральных округах Российской Федерации в 2007 г.

 

 

Анализируя  структуру начисленного в стране в 2007 г. единого сельскохозяйственного  налога по субъектам Федерации, можно  отметить значительный вклад Краснодарского края: удельный вес этого налога составил около 27%, вклад других субъектов  Федерации значительно ниже (рис. 3).

 

Рис. 3. Вклад Краснодарского края в структуру  начисленного единого сельскохозяйственного  налога (ЕСХН) в Российской Федерации  в 2007 г.

Информация о работе Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей