Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ действенности налогового режима для сельскохозяйственных производителей в РФ.
Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
Рассмотреть общие условия применения единого сельскохозяйственного налога;
Изучить элементы налогообложения по ЕСХН;
Проанализировать действующую систему налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей;
Определить меры по совершенствованию системы налогообложения сельского хозяйства в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕДИНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА…………………………………..…5

1.1 Общие условия применения единого сельскохозяйственного налога. Налогоплательщики…………………………………………………………...….5
1.2 Элементы налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу……………………………………………………………………….…….11

ГЛАВА 2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ………….…18

2.1 Особенности налогового учета………………………………………….….18
2.2 Сравнение ЕСХН с общепринятым налоговым режимом…………….…..23
2.3 Анализ налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации………………………………………………………….26

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В РОССИИ…………………………………………………………………….……30

3.1 Предложения по совершенствованию системы налогообложения сельского хозяйства в России………………………………………………...…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…….…

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по налогам.docx

— 127.17 Кб (Скачать файл)

 

Рассмотрим  уровни налоговых обязательств по единому  сельскохозяйственному налогу в  субъектах Федерации соответствующих  федеральных округов в 2007 г. Так, в Центральном федеральном округе наибольший уровень начисленного этого  налога был отмечен в Воронежской, Белгородской и Липецкой областях, в Южном федеральном округе - в  Ставропольском крае и Волгоградской  области, в Северо-Западном федеральном  округе - в г. Санкт-Петербурге, Республике Коми и Ленинградской области, в  Приволжском федеральном округе - в Саратовской, Оренбургской и Нижегородской  областях, в Уральском федеральном  округе - в Свердловской и Челябинской  областях, в Сибирском федеральном  округе - в Алтайском крае, Омской и Читинской области, Агинском Бурятском  АО, в Дальневосточном федеральном  округе - в Приморском крае.

Таким образом, вариант единого сельскохозяйственного  налога в редакции Налогового кодекса  РФ образца 2004 г. (налоговая база - «доходы  за вычетом расходов») значительно  снизил уровень налоговой нагрузки в целом на аграрный сектор.

Так, общий  уровень налоговых обязательств в 2004-2007 гг. во всех субъектах Федерации, применявших этот налог, был сопоставим с уровнем налоговых обязательств налогоплательщиков одного только Краснодарского края за полугодие 2002 г. при прежнем  варианте единого сельскохозяйственного налога (налоговая база - «сопоставимая по кадастровой стоимости стоимость сельскохозяйственных угодий»).

Сельскохозяйственным  товаропроизводителям Краснодарского края необходимо отдать должное, поскольку  и в нынешнем варианте единого  сельскохозяйственного налога около 27% общих налоговых обязательств по этому налогу в стране приходится на этот край, а на Южный федеральный  округ - 50%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В РОССИИ

3.1 Предложения по совершенствованию системы налогообложения сельского хозяйства в России

Новые изменения в налоговом законодательстве предоставили возможность предприятиям агропромышленного комплекса наряду с традиционной системой налогообложения  применять с 1 января 2004 года и специальный  налоговый режим в виде единого  сельскохозяйственного налога (ЕСХН).

Предусмотрен  добровольный порядок перехода с  общего режима налогообложения на уплату ЕСХН, он взимается с доходов, уменьшенных  на величину расходов, и заменяет собой  НДС, единый социальный налог, налог  на прибыль и налог на имущество. Учитывая, что по налогу на имущество  и налогу на прибыль сельскохозяйственные предприятия имеют льготы, а НДС  и единый социальный налог составляют основную часть налоговой нагрузки, освобождение от их уплаты дает предприятиям значительную сумму налоговой экономии [11].

Существенным  ограничением для перехода на новый  налоговый режим является выполнение необходимого критерия – доля выручки  от реализации сельскохозяйственной продукции  собственного производства должна составлять более 70 % от общей суммы выручки.

При переходе на данный режим налогообложения  можно отметить как положительные, так отрицательные его стороны. К положительным можно отнести  следующие:

- снижение  величины налоговой нагрузки  на предприятие за счет отмены  НДС и единого социального  налога;

- заинтересованность  предприятий в обновлении основных  производственных фондов, так как  стоимость приобретаемых основных  средств и нематериальных активов более быстрыми темпами списывается на основное производство;

- более  широкое применение методов налоговой  оптимизации с учетом того, что  объектом налогообложения ЕСХН  являются доходы, уменьшенные на  величину расходов, и у предприятий  появляется реальная возможность  снизить налоговую базу законными  способами; - реальная возможность  повышения заработной платы работников  предприятий и, соответственно, отчислений  в пенсионный фонд, поскольку  эти расходы уменьшают налоговую  базу для расчета ЕСХН.

Также можно выделить и отрицательные  стороны:

- ограничение  рынка сбыта готовой продукции,  поскольку большей части оптовых  покупателей, являющихся плательщиками  НДС, будет невыгодно закупать  ее у сельскохозяйственных предприятий,  которые плательщиками НДС не  являются, и из-за чего не будет  возможности произвести налоговые  вычеты по данному виду налогов; 

- отсутствие  возможности отражения в бухгалтерской  и налоговой отчетности сумм  налоговых вычетов по НДС, не  учтенных до момента перехода  на уплату ЕСХН;

- опасность  снижения конкурентоспособности  продукции в результате повышения  ее себестоимости и отпускных  цен в связи с тем, что  предприятия с целью снижения  налоговой базы будут увеличивать  расходы, связанные с производством  и реализацией готовой продукции; 

- снижение  рентабельности предприятий, так  как объектом налогообложения  ЕСХН является прибыль (разница  между доходами и расходами).

Чтобы налоговая система, предполагающая льготные принципы налогообложения, была доступна как для предприятий, ведущих  активную инвестиционную деятельность, так и для хозяйств, не имеющих  для этого возможности; необходимо в рамках применения единого сельскохозяйственного налога предоставить хозяйствующим субъектам право самостоятельно рассматривать и решать вопрос о включении в его состав налога на добавленную стоимость.

Также необходимо постепенно переносить центр  тяжести налоговых поступлений  в бюджеты всех уровней с преимущественного  обложения труда и капитала на налоги за пользование природными ресурсами. Важнейшим условием обоснованной системы  налогообложения для сельского  хозяйства должны стать ликвидация множественности видов налогов  и платежей, снижение налогового бремени, повышение роли налогообложения  земли как основного средства производства и природного ресурса.

С целью  стимулирования развития сельскохозяйственного  производства и повышения его  экономической эффективности необходимо совершенствовать налоговый механизм с учетом специфики отдельных  отраслей. Специальный налоговый  режим, как одна из организационных  форм налогового регулирования, должен быть построен таким образом, чтобы  механизм налогообложения, с одной  стороны, обеспечивал налоговые  поступления в бюджет, а с другой стороны – стимулировал тот вид  деятельности, который государство  решило перевести на особые условия  налогообложения [13].

Унифицированный подход к реформированию налогообложения  сельскохозяйственного производства должен осуществляться по следующим  направлениям:

- максимальное  освобождение сельскохозяйственных  товаропроизводителей от множественности  видов налогов, за исключением  земельного, налогооблагаемая база  которого должна уменьшаться  на величину собственных средств,  вкладываемых в восстановление  почвенного плодородия, улучшения  земельных угодий и др.

- уменьшать  налогооблагаемую базу прибыли  на сумму, направленную на пополнение  оборотных средств; 

- шире  вводить налоговые льготы для  сельскохозяйственных и перерабатывающих  предприятий, вкладывающих средства  в модернизацию и расширение  производства, выпуск новых продуктов,  внедрение наиболее прогрессивных  технологий, увеличение поголовья  и улучшение породного состава  крупного рогатого скота, решение  социальных проблем. Льготное  налогообложение производителя  сельскохозяйственной продукции  является действенной мерой государственного  регулирования в странах с  развитым сельским хозяйством. Особенность  их налоговой системы состоит  в том, что фискальное предназначение  налогов отходит на второй  план за счет многочисленных  налоговых льгот. В сумме все  виды налогов в этих странах  составляют 2,5 – 6 % всех фермерских  затрат.

Основываясь на указанных общих положениях, сформулируем концептуальные подходы к обоснованию  ставки и базы ЕСХН.

1. Единый  сельскохозяйственный налог и  соответствующая налоговая нагрузка  на сельскохозяйственные организации  должны быть «щадящими» по  сравнению с налогообложением  промышленных предприятий и предприятий  других отраслей вследствие того, что из-за диспаритета цен сельское  хозяйство находится существенно  в худших условиях, чем остальные  отрасли. Отсюда общая налоговая  нагрузка и, соответственно, общая  интегральная ставка налога для  сельхозпроизводителей должна быть  ниже, чем в промышленности и  других отраслях, пропорционально  диспаритету цен. 

2. Расчет  дифференцированной ставки ЕСХН  для разных сельхозугодий должен  производиться на базе натуральных  критериев (а не на базе кадастрово-стоимостных  оценок), в основе которых должны  находиться бонитеты почв в  баллах. Речь идет о своего  рода «кадастрово-натуральной» схеме, при которой используются и балльная характеристика бонитетов почв, и балльная характеристика местоположения земель (при необходимости).

3. Учитывая  специфику аграрной отрасли, сезонный  характер авансирования производства  и извлечения доходов от реализации  произведенной продукции, исполнение  налоговых обязательств следует  приурочивать к окончанию сельскохозяйственного  года (после 1 октября) или финансового  периода (после 1 января) по аналогии  с нормами налогообложения сельскохозяйственных  товаропроизводителей в США и  ЕС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, рассмотрев теоретические  основы системы налогообложения  сельскохозяйственных товаропроизводителей, проанализировав действующую систему  налогообложения предприятий сельского  хозяйства, можно сделать следующие  выводы:

- Единый  сельскохозяйственный налог является  специальным налоговым режимом.  Введение этого налога было  призвано обеспечить повышение  эффективности сельскохозяйственного  производства, стимулируя сельских  товаропроизводителей к рациональному  использованию сельхозугодий.

- Переход  на уплату единого сельскохозяйственного  налога организациями предусматривает  замену уплаты налога на прибыль  организаций, налога на добавленную  стоимость.

- Сельскохозяйственные  товаропроизводители имеют право  перейти на уплату единого  сельскохозяйственного налога, если  по итогам девяти месяцев того  года, в котором организация или  индивидуальный предприниматель  подают заявление о переходе  на уплату единого сельскохозяйственного  налога, в общем доходе от реализации  товаров таких организаций или  индивидуальных предпринимателей  доля дохода от реализации  произведенной ими сельскохозяйственной  продукции составляет не менее  70%.

- Налоговой  базой признается сумма доходов,  уменьшенная на сумму расходов.

- Половина  общих обязательств по ЕСХН  сформировалась в Южном федеральном  округе. На Центральный и Приволжский  федеральные округа приходится  по 15% суммарных налоговых обязательств, Сибирский - 10%, Уральский - 4, Северо-Западный  и Дальневосточный по 3%. При переходе  на данный режим налогообложения  можно отметить как положительные,  так отрицательные его стороны.  К положительным можно отнести  следующие:

- снижение  величины налоговой нагрузки  на предприятие за счет отмены  НДС и единого социального  налога;

- заинтересованность  предприятий в обновлении основных  производственных фондов, так как  стоимость приобретаемых основных  средств и нематериальных активов  более быстрыми темпами списывается  на основное производство;

- более  широкое применение методов налоговой  оптимизации с учетом того, что  объектом налогообложения ЕСХН  являются доходы, уменьшенные на  величину расходов, и у предприятий  появляется реальная возможность  снизить налоговую базу законными  способами; 

- реальная  возможность повышения заработной  платы работников предприятий  и, соответственно, отчислений в  пенсионный фонд, поскольку эти  расходы уменьшают налоговую  базу для расчета ЕСХН.

Также можно выделить и отрицательные  стороны:

- ограничение  рынка сбыта готовой продукции,  поскольку большей части оптовых  покупателей, являющихся плательщиками  НДС, будет невыгодно закупать  ее у сельскохозяйственных предприятий,  которые плательщиками НДС не  являются, и из-за чего не будет  возможности произвести налоговые  вычеты по данному виду налогов; 

- отсутствие  возможности отражения в бухгалтерской  и налоговой отчетности сумм  налоговых вычетов по НДС, не  учтенных до момента перехода  на уплату ЕСХН;

- опасность  снижения конкурентоспособности  продукции в результате повышения  ее себестоимости и отпускных  цен в связи с тем, что  предприятия с целью снижения  налоговой базы будут увеличивать  расходы, связанные с производством  и реализацией готовой продукции; 

- снижение  рентабельности предприятий, так  как объектом налогообложения  ЕСХН является прибыль (разница  между доходами и расходами).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА

  1. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.01.1998 № 146-ФЗ.
  2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
  3. Федеральный закон «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» № 147-ФЗ от 11 ноября 2003 г.
  4. Александров и.М. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”, 2005
  5. Алехин С. Н. Оценка налоговой нагрузки предприятий в условиях современного налогового законодательства РФ // Финансы и кредит. – 2006. –№ 9. – С. 60 – 65.
  6. Алиев Б.х., Абдулгалимов А.М. Теоретические основы
  7. Боброва А. В. Проблема применения комплексных схем оптимизации налогов // Финансы и кредит. – 2006. –№ 8. – С. 46 – 47.
  8. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
  9. Забегалова Е. Л. Совершенствовать порядок применения единого сельскохозяйственного налога // Финансы и кредит. – 2006. –№ 12. – С. 48 – 49.
  10. Касторнов Н. П. Механизм налогообложения в системе государственного регулирования АПК // Финансы и кредит. – 2006. –№ 7. – С. 47 – 48.
  11. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2002.
  12. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для вузов / Под рук. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. М.: ЮНИТИ, 1998.
  13. Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. СПб.: Питер, 2000.
  14. Налоги: Учебник для вузов / Под ред. Д.Г. Черника. М.: Юнити-ДАНА, 2002.
  15. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Финансы и статистика, 2005.
  16. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. М.: МЦФЭР, 2003.
  17. Пансков В. Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 2005. – 464 с.
  18. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – 7-е изд., доп. и перераб. – М.: МЦФЭР, 2006. – 592 с.
  19. Пансков В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. М.: МЦФЭР, 2003.
  20. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮРАЙТ, 2005.
  21. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2005. — 720 с.
  22. Пинская М.Р. Основы теории налогов и налогообложения. М.: Палеотип, 2004.
  23. Черник Д.Г. и др. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001.
  24. http://institutiones.com/agroindustrial/905-nalogooblazhenie-selskohozyajstvennih-proizvoditelej.html - Агропромышленный комплекс, Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей, Статьи - АПК, 20.02.2009 01:55, А. Рыманов, Д.Э.Н.

Информация о работе Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей