Рассмотрим
уровни налоговых обязательств по единому
сельскохозяйственному налогу в
субъектах Федерации соответствующих
федеральных округов в 2007 г. Так,
в Центральном федеральном округе
наибольший уровень начисленного этого
налога был отмечен в Воронежской,
Белгородской и Липецкой областях,
в Южном федеральном округе - в
Ставропольском крае и Волгоградской
области, в Северо-Западном федеральном
округе - в г. Санкт-Петербурге, Республике
Коми и Ленинградской области, в
Приволжском федеральном округе
- в Саратовской, Оренбургской и Нижегородской
областях, в Уральском федеральном
округе - в Свердловской и Челябинской
областях, в Сибирском федеральном
округе - в Алтайском крае, Омской
и Читинской области, Агинском Бурятском
АО, в Дальневосточном федеральном
округе - в Приморском крае.
Таким
образом, вариант единого сельскохозяйственного
налога в редакции Налогового кодекса
РФ образца 2004 г. (налоговая база - «доходы
за вычетом расходов») значительно
снизил уровень налоговой нагрузки
в целом на аграрный сектор.
Так, общий
уровень налоговых обязательств
в 2004-2007 гг. во всех субъектах Федерации,
применявших этот налог, был сопоставим
с уровнем налоговых обязательств
налогоплательщиков одного только Краснодарского
края за полугодие 2002 г. при прежнем
варианте единого сельскохозяйственного
налога (налоговая база - «сопоставимая
по кадастровой стоимости стоимость сельскохозяйственных
угодий»).
Сельскохозяйственным
товаропроизводителям Краснодарского
края необходимо отдать должное, поскольку
и в нынешнем варианте единого
сельскохозяйственного налога около
27% общих налоговых обязательств
по этому налогу в стране приходится
на этот край, а на Южный федеральный
округ - 50%.
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
В РОССИИ
3.1 Предложения по совершенствованию
системы налогообложения сельского хозяйства
в России
Новые
изменения в налоговом законодательстве
предоставили возможность предприятиям
агропромышленного комплекса наряду
с традиционной системой налогообложения
применять с 1 января 2004 года и специальный
налоговый режим в виде единого
сельскохозяйственного налога (ЕСХН).
Предусмотрен
добровольный порядок перехода с
общего режима налогообложения на уплату
ЕСХН, он взимается с доходов, уменьшенных
на величину расходов, и заменяет собой
НДС, единый социальный налог, налог
на прибыль и налог на имущество.
Учитывая, что по налогу на имущество
и налогу на прибыль сельскохозяйственные
предприятия имеют льготы, а НДС
и единый социальный налог составляют
основную часть налоговой нагрузки,
освобождение от их уплаты дает предприятиям
значительную сумму налоговой экономии
[11].
Существенным
ограничением для перехода на новый
налоговый режим является выполнение
необходимого критерия – доля выручки
от реализации сельскохозяйственной продукции
собственного производства должна составлять
более 70 % от общей суммы выручки.
При переходе
на данный режим налогообложения
можно отметить как положительные,
так отрицательные его стороны.
К положительным можно отнести
следующие:
- снижение
величины налоговой нагрузки
на предприятие за счет отмены
НДС и единого социального
налога;
- заинтересованность
предприятий в обновлении основных
производственных фондов, так как
стоимость приобретаемых основных
средств и нематериальных активов более
быстрыми темпами списывается на основное
производство;
- более
широкое применение методов налоговой
оптимизации с учетом того, что
объектом налогообложения ЕСХН
являются доходы, уменьшенные на
величину расходов, и у предприятий
появляется реальная возможность
снизить налоговую базу законными
способами; - реальная возможность
повышения заработной платы работников
предприятий и, соответственно, отчислений
в пенсионный фонд, поскольку
эти расходы уменьшают налоговую
базу для расчета ЕСХН.
Также
можно выделить и отрицательные
стороны:
- ограничение
рынка сбыта готовой продукции,
поскольку большей части оптовых
покупателей, являющихся плательщиками
НДС, будет невыгодно закупать
ее у сельскохозяйственных предприятий,
которые плательщиками НДС не
являются, и из-за чего не будет
возможности произвести налоговые
вычеты по данному виду налогов;
- отсутствие
возможности отражения в бухгалтерской
и налоговой отчетности сумм
налоговых вычетов по НДС, не
учтенных до момента перехода
на уплату ЕСХН;
- опасность
снижения конкурентоспособности
продукции в результате повышения
ее себестоимости и отпускных
цен в связи с тем, что
предприятия с целью снижения
налоговой базы будут увеличивать
расходы, связанные с производством
и реализацией готовой продукции;
- снижение
рентабельности предприятий, так
как объектом налогообложения
ЕСХН является прибыль (разница
между доходами и расходами).
Чтобы
налоговая система, предполагающая
льготные принципы налогообложения, была
доступна как для предприятий, ведущих
активную инвестиционную деятельность,
так и для хозяйств, не имеющих
для этого возможности; необходимо
в рамках применения единого сельскохозяйственного
налога предоставить хозяйствующим субъектам
право самостоятельно рассматривать и
решать вопрос о включении в его состав
налога на добавленную стоимость.
Также
необходимо постепенно переносить центр
тяжести налоговых поступлений
в бюджеты всех уровней с преимущественного
обложения труда и капитала на
налоги за пользование природными ресурсами.
Важнейшим условием обоснованной системы
налогообложения для сельского
хозяйства должны стать ликвидация
множественности видов налогов
и платежей, снижение налогового бремени,
повышение роли налогообложения
земли как основного средства
производства и природного ресурса.
С целью
стимулирования развития сельскохозяйственного
производства и повышения его
экономической эффективности необходимо
совершенствовать налоговый механизм
с учетом специфики отдельных
отраслей. Специальный налоговый
режим, как одна из организационных
форм налогового регулирования, должен
быть построен таким образом, чтобы
механизм налогообложения, с одной
стороны, обеспечивал налоговые
поступления в бюджет, а с другой
стороны – стимулировал тот вид
деятельности, который государство
решило перевести на особые условия
налогообложения [13].
Унифицированный
подход к реформированию налогообложения
сельскохозяйственного производства
должен осуществляться по следующим
направлениям:
- максимальное
освобождение сельскохозяйственных
товаропроизводителей от множественности
видов налогов, за исключением
земельного, налогооблагаемая база
которого должна уменьшаться
на величину собственных средств,
вкладываемых в восстановление
почвенного плодородия, улучшения
земельных угодий и др.
- уменьшать
налогооблагаемую базу прибыли
на сумму, направленную на пополнение
оборотных средств;
- шире
вводить налоговые льготы для
сельскохозяйственных и перерабатывающих
предприятий, вкладывающих средства
в модернизацию и расширение
производства, выпуск новых продуктов,
внедрение наиболее прогрессивных
технологий, увеличение поголовья
и улучшение породного состава
крупного рогатого скота, решение
социальных проблем. Льготное
налогообложение производителя
сельскохозяйственной продукции
является действенной мерой государственного
регулирования в странах с
развитым сельским хозяйством. Особенность
их налоговой системы состоит
в том, что фискальное предназначение
налогов отходит на второй
план за счет многочисленных
налоговых льгот. В сумме все
виды налогов в этих странах
составляют 2,5 – 6 % всех фермерских
затрат.
Основываясь
на указанных общих положениях, сформулируем
концептуальные подходы к обоснованию
ставки и базы ЕСХН.
1. Единый
сельскохозяйственный налог и
соответствующая налоговая нагрузка
на сельскохозяйственные организации
должны быть «щадящими» по
сравнению с налогообложением
промышленных предприятий и предприятий
других отраслей вследствие того,
что из-за диспаритета цен сельское
хозяйство находится существенно
в худших условиях, чем остальные
отрасли. Отсюда общая налоговая
нагрузка и, соответственно, общая
интегральная ставка налога для
сельхозпроизводителей должна быть
ниже, чем в промышленности и
других отраслях, пропорционально
диспаритету цен.
2. Расчет
дифференцированной ставки ЕСХН
для разных сельхозугодий должен
производиться на базе натуральных
критериев (а не на базе кадастрово-стоимостных
оценок), в основе которых должны
находиться бонитеты почв в
баллах. Речь идет о своего
рода «кадастрово-натуральной» схеме,
при которой используются и балльная характеристика
бонитетов почв, и балльная характеристика
местоположения земель (при необходимости).
3. Учитывая
специфику аграрной отрасли, сезонный
характер авансирования производства
и извлечения доходов от реализации
произведенной продукции, исполнение
налоговых обязательств следует
приурочивать к окончанию сельскохозяйственного
года (после 1 октября) или финансового
периода (после 1 января) по аналогии
с нормами налогообложения сельскохозяйственных
товаропроизводителей в США и
ЕС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким
образом, рассмотрев теоретические
основы системы налогообложения
сельскохозяйственных товаропроизводителей,
проанализировав действующую систему
налогообложения предприятий сельского
хозяйства, можно сделать следующие
выводы:
- Единый
сельскохозяйственный налог является
специальным налоговым режимом.
Введение этого налога было
призвано обеспечить повышение
эффективности сельскохозяйственного
производства, стимулируя сельских
товаропроизводителей к рациональному
использованию сельхозугодий.
- Переход
на уплату единого сельскохозяйственного
налога организациями предусматривает
замену уплаты налога на прибыль
организаций, налога на добавленную
стоимость.
- Сельскохозяйственные
товаропроизводители имеют право
перейти на уплату единого
сельскохозяйственного налога, если
по итогам девяти месяцев того
года, в котором организация или
индивидуальный предприниматель
подают заявление о переходе
на уплату единого сельскохозяйственного
налога, в общем доходе от реализации
товаров таких организаций или
индивидуальных предпринимателей
доля дохода от реализации
произведенной ими сельскохозяйственной
продукции составляет не менее
70%.
- Налоговой
базой признается сумма доходов,
уменьшенная на сумму расходов.
- Половина
общих обязательств по ЕСХН
сформировалась в Южном федеральном
округе. На Центральный и Приволжский
федеральные округа приходится
по 15% суммарных налоговых обязательств,
Сибирский - 10%, Уральский - 4, Северо-Западный
и Дальневосточный по 3%. При переходе
на данный режим налогообложения
можно отметить как положительные,
так отрицательные его стороны.
К положительным можно отнести
следующие:
- снижение
величины налоговой нагрузки
на предприятие за счет отмены
НДС и единого социального
налога;
- заинтересованность
предприятий в обновлении основных
производственных фондов, так как
стоимость приобретаемых основных
средств и нематериальных активов
более быстрыми темпами списывается
на основное производство;
- более
широкое применение методов налоговой
оптимизации с учетом того, что
объектом налогообложения ЕСХН
являются доходы, уменьшенные на
величину расходов, и у предприятий
появляется реальная возможность
снизить налоговую базу законными
способами;
- реальная
возможность повышения заработной
платы работников предприятий
и, соответственно, отчислений в
пенсионный фонд, поскольку эти
расходы уменьшают налоговую
базу для расчета ЕСХН.
Также
можно выделить и отрицательные
стороны:
- ограничение
рынка сбыта готовой продукции,
поскольку большей части оптовых
покупателей, являющихся плательщиками
НДС, будет невыгодно закупать
ее у сельскохозяйственных предприятий,
которые плательщиками НДС не
являются, и из-за чего не будет
возможности произвести налоговые
вычеты по данному виду налогов;
- отсутствие
возможности отражения в бухгалтерской
и налоговой отчетности сумм
налоговых вычетов по НДС, не
учтенных до момента перехода
на уплату ЕСХН;
- опасность
снижения конкурентоспособности
продукции в результате повышения
ее себестоимости и отпускных
цен в связи с тем, что
предприятия с целью снижения
налоговой базы будут увеличивать
расходы, связанные с производством
и реализацией готовой продукции;
- снижение
рентабельности предприятий, так
как объектом налогообложения
ЕСХН является прибыль (разница
между доходами и расходами).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРА
- Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.01.1998 № 146-ФЗ.
- Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
- Федеральный закон «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» № 147-ФЗ от 11 ноября 2003 г.
- Александров и.М. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”, 2005
- Алехин С. Н. Оценка налоговой нагрузки предприятий в условиях современного налогового законодательства РФ // Финансы и кредит. – 2006. –№ 9. – С. 60 – 65.
- Алиев Б.х., Абдулгалимов А.М. Теоретические основы
- Боброва А. В. Проблема применения комплексных схем оптимизации налогов // Финансы и кредит. – 2006. –№ 8. – С. 46 – 47.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации.
- Забегалова Е. Л. Совершенствовать порядок применения единого сельскохозяйственного налога // Финансы и кредит. – 2006. –№ 12. – С. 48 – 49.
- Касторнов Н. П. Механизм налогообложения в системе государственного регулирования АПК // Финансы и кредит. – 2006. –№ 7. – С. 47 – 48.
- Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2002.
- Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для вузов / Под рук. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. М.: ЮНИТИ, 1998.
- Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. СПб.: Питер, 2000.
- Налоги: Учебник для вузов / Под ред. Д.Г. Черника. М.: Юнити-ДАНА, 2002.
- Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Финансы и статистика, 2005.
- Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. М.: МЦФЭР, 2003.
- Пансков В. Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 2005. – 464 с.
- Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – 7-е изд., доп. и перераб. – М.: МЦФЭР, 2006. – 592 с.
- Пансков В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. М.: МЦФЭР, 2003.
- Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮРАЙТ, 2005.
- Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2005. — 720 с.
- Пинская М.Р. Основы теории налогов и налогообложения. М.: Палеотип, 2004.
- Черник Д.Г. и др. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001.
- http://institutiones.com/agroindustrial/905-nalogooblazhenie-selskohozyajstvennih-proizvoditelej.html - Агропромышленный комплекс, Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей, Статьи - АПК, 20.02.2009 01:55, А. Рыманов, Д.Э.Н.