Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 15:13, реферат
За время существования КНР, в соответствии с непрерывным экономическим развитием страны, углублением экономических реформ, структура доходов и расходов бюджета КНР претерпела большие изменения. Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики основными
методами мобилизации бюджетных средств являются налоги.
Необходимо отмстить, что средняя заработная плата китайского рабочего составляет 200-300 юаней в месяц, поэтому доля подоходного налога в обшей сумме налоговых поступлений была крайне незначительна несмотря на более, чем миллиардное население Китая. Максимальная сумма поступлений по этой статье в !992 г. составляла всего 0,93 млрд. юаней, т.е. менее чем по 1 юаню со среднестатистического гражданина КНР.
Кроме того, с января 1986 г. в КНР действовал подоходный налог с индивидуальных промышленных и торговых хозяйств в городской и сельской местности, который взимался с разного рода индивидуальных хозяйств, занимавшихся торгово-промышленной деятельностью, где число наемных рабочих не превышало семи человек. Налог взимался по десятиразрядной прогрессивной шкале от 7 до 60%. С части годового дохода, превышающего 50 тысяч юаней, взимался еще и дополнительный налог в размере 10-40% помимо данногo налога.
С января 1994 г. в КНР начинает действовать унифицированный единый личный подоходный налог, объединивший в себе ранее действовавшие законы.
В соответствии, с новым законом все личные доходы в КНР разделены на три категории и 11 видов: личные доходы в виде заработной платы и оклада; личные доходы от деятельности индивидуальных торгово-промышленных дворов, хозяйственной деятельности, выполнения подрядных работ для предприятий и учреждений, арендной деятельности; личные доходы в виде авторского гонорара, вознаграждения, процентов, дивидендов, тантьемы, дохода от сдачи в аренду имущества, дохода от передачи имущества.
Для каждой категории доходов установлена отдельная шкала прогрессивных ставок налогообложения. Так, для первой категории доходов, т.е. личных доходов и окладов необлагаемый месячный минимум установлен в 800 виней и применяется 9-ти разрядная шкала ставок налога. С суммы, не превышающей 1300 юаней месячной зарплаты, взимается 5%-ный личный подоходный налог. Максимальная ставка для этой категории доходов установлена в 45% с суммы, превышающей !00 тысяч юаней месячного дохода.
Для второй категории доходов также установлена прогрессивная 5-ти ступенчатая шкала ставок личного подоходного налога. С суммы, не превышающей 5000 юаней годового дохода, налог установлен з размере 5%. Максимальная ставка налога равняется 35% с суммы, превышающей 50 тыс. юаней годового дохода.
Для третьей категории доходов установлена единая ставка личного подоходного налога в размере 20%. Сумма авторского гонорара перед расчетом личного подоходного налога уменьшается на 30%, а затем уже определяется сумма личного подоходного налога. При передаче имущества из налогооблагаемой суммы может вычитаться первоначальная стоимость и издержки, а с остатка суммы взимается налог. В том случае, если вознаграждение, гонорар или доход от сдачи в аренду не превышает 4 тыс. юаней, из этой суммы может быть вычтен необлагаемый минимум 800 юаней.
От личного подоходного налога освобождаются премии в области науки, образования, техники, культуры, здравоохранения, спорта, охраны окружающей среды, выданные от имени Народного правительства различных уровней, иностранными и международными организациями, доходы в виде процента на сберегательные вклады и по государственным облигациям, пособия, пенсии, выплаты по страхованию, доходы дипломатического и консульского персонала зарубежных стран в КНР.
Другая значительная группа налогов - налоги на ресурсы - также с начала 1994 г. подвергается значительной реформации. В начале 1994 г. Китай упразднил государственную монополию на разведку и разработку месторождений полезных ископаемых. Право осваивать месторождение теперь предоставляется на конкурсной основе государственным ведомствам и частным фирмам за установленную плату. Оговоренные на определенный срок права освоения перспективного района фигурируют в качестве товара на специализированных рынках, действующих под контролем государства.
На успешную реализацию новых условий разработки полезных ископаемых и было направлено принятие в начале 1994 г. нового закона - "Временного положения КНР о налоге на ресурсы". Отличие нового налога от прежнего заключается в том, что он охватывает более широкий круг минеральных ресурсов: нефть, газ, уголь, металлические и неметаллические руды. Кроме того, значительно повышены ставки налога и он распространяется на некоторые обогатительные предприятия, а также на предприятия, основанные с участием иностранного капитала, ведущие добычу полезных ископаемых на территории КЙР.
Конкретный размер налога для каждого субъекта определяется Министерством финансов КНР по согласованию с соответствующими ведомствами Госсовета КНР исходя из условий добычи или производства ресурсов в рамках установленного налогового оклада. Если добыча осуществляется из восстановленных скважин, предоставляется полное освобождение от налога на ресурсы.
Другим налогом, входящим в группу налогов на ресурсы и призванным регулировать дифференциальные доходы, получаемые от использования земельных участков, является налог на использование земли. Этот налог вносится юридическими и физическими лица- ми, использующими землю в городах и поселках; налоговые ставки были установлены за! квадратный метр земли по трем классам в зависимости от административного значения города.
Ставки налога за использование земли дифференцированы в зависимости от размеров населенных пунктов: так, в крупных городах налог установлен в размере от 1,5 до 30 юаней за квадратный метр занимаемой земли, в городах средних размеров - от 1,2 до 24 юаней, в маленьких городах - от 0,9 до 18 виней, в уездных городах, поселках и на территории заводов и рудников - от 0,6 до 12 юаней, а в деревнях - от 0,3 до 6 юаней за 1 кв.м. Учитывая конкретные экономические условия, местные власти определяют ставку налога исходя из установленных пределов.
Освобождаются от налога на использование земли участки, занимаемые учреждениями партийных организаций, административных и военных органов. Кроме того, освобождаются от налога земельные участки организаций, состоящих на финансировании Министерства финансов КНР, под культовыми зданиями, парковыми комплексами, достопримечательностями и памятниками старины.
Для того, чтобы предотвратить спекуляцию недвижимостью в стране, был введен в начале 1994 г. налог на увеличенную стоимость земли. Субъектами данного налога являются юридические и физические лица, передающие право пользования землей, находящейся в собственности государства, зданиями и сооружениями, расположенными на этой земле. Базой обложения является доход, полученный в результате передачи не- движимости, из которого вычтены суммы, израсходованные при получении права на пользование землей, себестоимость и издержки освоения земли, издержки и себестоимость нового строительства, налоговые суммы, связанные с передачей недвижимости. Налог на увеличенную стоимость земли взимается по 4-х разрядной прогрессивной шкале ставок от 30 до 60%.
Одним из представителей другой группы налогов - специальных целевых налогов - является регулирующий налог на инвестиции в основные фонды. Этот налог взимается с юридических и физических лиц при инвестиции средств в основные фонды, где вложенная сумма является базой налогообложения.
Действующий с апреля 1991 г. регулирующий налог на инвестиции в основные фонды взимается с правительств различных уровней, общественных организаций, государственных предприятий и учреждений, частных предприятий и индивидуальных торгово-промышленных дворов, а также частных лиц, осуществляющих инвестиции в основные фонды за счет государственных бюджетных средств, внутренних и внешних государственных кредитов, субсидий, собственных средств предприятий и учреждений.
Инвестиции в основные фонды включают в себя инвестиции в реконструкцию, а также инвестиции в коммерческое жилищное строительство. По характеру инвестиций в новом "положении" они подразделяются на инвестиции в основные фонды на вновь строящихся объектах и на инвестиции в основные фонды на модернизируемых предприятиях. Действуют 5 ставок налога, 0%, 5%, 10%, 15% и 30%.
Инвестиции в предприятия сельского, лесного и водного хозяйства, объекты энергетики и транспорта, связи, сырьевую отрасль, геологоразведку, разработку горных месторождений поощряются правительством страны, так как направлены на развитие базовых отраслей, и облагаются нулевой ставкой регулирующего налога на инвестиции в основные фонды.
Налог на обслуживание и строительство городов был введен в 1979 г. Поскольку налогооблагаемой базой налога на обслуживание и строительство городов являлась сумма налога с оборота, то налоговая нагрузка была крайне неравномерной. В 1991 г. была изменена база обложения. Вместо ранее применявшейся суммы налогов с оборота, за базу обложения принимается доход, а ставка налога может колебаться в пределах от 0,4 до 0,6%. Народное правительство провинции, автономного района или города центрального подчинения исходя из экономической ситуации самостоятельно определяет ставку налога в указанных пределах. Какая-либо привязка ставки налога к административному значению города или поселка отменена.
Налог на строения вносят организации и отдельные граждане, имеющие имущественные права на строения, расположенные на территории КНР, вне зависимости от формы собственности и местонахождения. С января 1994 г. этот налог вносят и предприятия с участием иностранного капитала, расположенные на территории КНР. По положению КНР о налоге на строения, действующему с 1994 г., базой обложения является рыночная цена строения на данное время, а не остаточная стоимость или арендная плата, как по ранее действовавшим положениям. Ставка налога колеблется в пределах от 1 до 5%; конкретно ставку определяет Народное правительство провинции, автономного района или города центрального подчинения.
Освобождаются от налога на строения здания, занимаемые государственными органами, народными и общественными организациями, воинскими подразделениями организациями, состоящими на финансировании Министерства финансов КНР, культовые здания, парковые комплексы, достопримечательности и памятники старины, а также здания, находящиеся в личной собственности граждан, если они не используются для производственных целей.
В январе 1994 г. на смену двум одновременно действовавшим "положениям" 1951 и 1986 г.г. пришло единое "Временное положение КНР о налоге на транспортные средства". Субъектами данного налога являются физические и юридические лица, владеющие транспортными средствами на территории КНР. По сравнению со ставками налога, действовавшими по "Положению" 1986 г., новые ставки значительно выше. Так на пассажирский транспорт ставка налога составляет от 150 до 2000 юаней, на грузовой от 40 до 160 юаней на каждую тонну грузоподъема, на мотоциклы от 50 до 200 юаней, гужевые повозки от 10 до 80, велосипеды от 5 до 20 юаней.
Освобождаются от налога транспортные средства государственных органов, народных и общественных организаций, воинских частей, учреждений, находящихся на финансировании Министерством финансов КНР, рыбацкие лодки водоизмещением менее 1 тонны, погрузо-разгрузочные машины, плавучие пристани и спецмашины. Конкретное определение ставки налога в данной провинции и предоставление льгот находится в ведении местных органов власти.
Гербовый сбор взимается при регистрации или выдаче документов. Субъектом налогообложения являются юридические и физические лица, получающие какой- либо документ, за который взимается гербовая пошлина. В зависимости от документа на него устанавливается процентная ставка или твердая сумма.
Кроме вышеперечисленных налогов в КНР также действует еще небольшой ряд налогов на сельхозпродукцию и применяется такая форма изъятия в бюджет, как отчисления в различные фонды: фонд строительства важнейших объектов энергетики и транспорта, фонд регулирования бюджета. Однако после реформы 1994 г. отчисления в эти фонды сведены к минимуму, а их доля в бюджетных доходах весьма незначительна.
С января 1995 г. в КНР образован фонд жилищного строительства, который строится по территориальному принципу. Фонд формируется за счет отчислений 5% от заработной платы рабочих и служащих и 5% отчислений предприятий от фонда заработной платы.
Основными причинами, обусловившими коррекцию налоговой системы КНР в начале 1994 г., являлись внутреннее экономическое положение, а также членство КНР в таких международных финансовых институтах как Международный валютный фонд, Всемирный банк, которые предъявляли требования по приведению финансовой системы страны, и в частности, налоговой системы КНР к международным стандартам. Аналогичные требования предъявлялись к КНР и такой организацией, как генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ-ВТО), членства в которой KHP добивается на протяжении последних лет.
В то же время правительство Китая не собирается отступать от политики предоставления налоговых льгот иностранным инвесторам, хотя на смену сосуществованию двух систем налогообложения пришла унифицированная модель. Сохранив определенные льготы иностранным инвесторам, новая система в то же время призвана содействовать созданию равных условий для конкуренции китайских предприятий со своими иностранными партнерами, увеличению поступлений в государственную казну.
Список литературы.