Общие положения об ответственности за налоговые правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение правового регулирования института ответственности за налоговые правонарушения.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- Проанализировать понятие и состав налогового правонарушения;
- Показать стадии ответственности за нарушение налогового законодательства;
- Раскрыть налоговую ответственность;
- Рассмотреть административную ответственность;
- Показать уголовную ответственность;
- Раскрыть порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Ответственность.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Неисполнение банком решения о взыскании налога или сбора, а также пени влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки. Взыскание штрафа предусмотрено и за совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в банке находится инкассовое поручение налогового органа.

Непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков – клиентов банка (ст. 1351 НК РФ22)

В ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» закреплено правило, в соответствии с которым банки представляют справки об операциях и счетах своих клиентов налоговым органам. Ранее в законодательстве не содержалось нормы, гарантирующей исполнение данного требования банками. В 1999 г. НК РФ был дополнен статьей об ответственности банков за непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков-клиентов, что влечет взыскание штрафа.

 

2.2. Административная ответственность

 

Составы налоговых правонарушений, за которые следует административная ответственность, содержатся в Налоговом кодексе РФ и в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрены следующие составы налоговых правонарушений, совершаемых налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами.

В соответствии со ст. 15.3 КоАП23 наступает ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда.

Ответственность за нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации наступает согласно ст. 15.4 КоАП.24

Нарушение сроков представления налоговой декларации влечет ответственность в соответствии со ст. 15.5 КоАП.

Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет ответственность по ст. 15.6 КоАП.

Предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11), за выпуск или продажу подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки (ст. 15.12 КоАП25) и уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей проудкции или декларации об использовании этилового спирта (ст. 15.13 КоАП26).

В перечисленных случаях субъектами ответственности выступают должностные лица организаций–налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Кодексом предусматривается ответственность не только налогоплательщиков, но и иных обязанных лиц, в частности, кредитных организаций, их должностных лиц. Так, нарушение порядка открытия счета налогоплательщику банком или иной кредитной организацией наказывается в соответствии со ст. 1 5 . 7 КоАП27; нарушение срока исполнения поручения о перечислении налогов и (или) сбора (взноса) – в соответствии со ст. 15.8 КоАП28; неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента – в соответствии со ст. 15.9 КоАП29; неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады сумм государственных пенсий и (или) других выплат влечет ответственность по ст. 15.10 КоАП.30

Основное отличие административной ответственности от налоговой заключается в том, что санкции за административные правонарушения установлены в КоАП РФ31. Административные санкции за нарушения законодательства о налогах и сборах урегулированы гл. 15 КоАП РФ32.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП33 или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В главе 15 КоАП РФ34 установлены следующие составы административных правонарушений.

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

Объект - общественные отношения по осуществлению наличных денежных расчетов.

Объективная сторона - деяние, выразившееся:

в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, либо

1) в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, либо

2) в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, либо

3) в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Субъект - организация либо ее работник, обслуживающий денежные средства, при условии достижения им возраста 16 лет.

Субъективная сторона - умышленная (прямой, косвенный) или неосторожная (как небрежность, так и самонадеянность).

 

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе.

Объект - общественные отношения по налоговому контролю.

Объективная сторона - нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда.

Субъект - должностное лицо налогоплательщика, достигшее 16 лет, обязанное осуществить постановку на учет организации (например, руководитель, юрист, главный бухгалтер и т.п.).

Субъективная сторона - умышленная (прямой, косвенный) или неосторожная (как небрежность, так и самонадеянность).

Квалифицирующие признаки - нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда.

Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации.

Объект - общественные отношения по налоговому контролю.

Объективная сторона - нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации.

Субъект - должностное лицо налогоплательщика, достигшее 16 лет, обязанное сообщать в налоговый орган сведения об открытии (закрытии) расчетных счетов в банке.

Субъективная сторона - умышленная (прямой, косвенный) или неосторожная (как небрежность, так и самонадеянность).

Нарушение сроков представления налоговой декларации.

Объект - общественные отношения по налоговому контролю.

Объективная сторона - нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

Субъект - должностное лицо организации, достигшее 16 лет, обязанное сдавать бухгалтерскую (налоговую) отчетность либо контролировать этот процесс.

Субъективная сторона - умышленная (прямой, косвенный) или неосторожная (как небрежность, так и самонадеянность).

Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Объект - общественные отношения по налоговому контролю.

Объективная сторона:

1) непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

2) отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

3) представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Субъект - граждане; должностные лица налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента.

Субъективная сторона - умышленная (прямой, косвенный) или неосторожная (как небрежность, так и самонадеянность).

 

 

 

2.3. Уголовная ответственность

 

Впервые уголовная ответственность за нарушения налогового законодательства была введена в 1992 г., когда в УК РСФСР были включены статьи (1622 и 1623). В настоящее время Уголовный кодекс Российской Федерации содержит несколько статей, предусматривающих уголовную ответственность за такого рода деяния:

ст. 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»;

ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»;

ст. 199' «Неисполнение обязанностей налогового агента»;

ст. 1992 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».

Ряд других статей УК РФ35 (например, ст. 171, 172, 173, 174 и др.) в опосредованной форме также связаны с нарушениями налогового законодательства.

Уголовная ответственность, в том числе и за нарушения налогового законодательства, характеризуется следующими специфическими чертами:

она применяется за наиболее опасные общественные деяния – преступления;

предусмотрена только нормами уголовного закона – УК РФ36;

субъектами уголовной ответственности являются только граждане;

уголовная ответственность осуществляется только в судебном порядке.

Рассмотрим подробнее составы налоговых преступлений.

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица в крупном размере (ст. 194 УК РФ37)

Квалифицирующими признаками являются деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору и в особо крупном размере. Преступление признается совершенным, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 500 тыс. руб., а в особо крупном – 1 млн. 500 тыс. руб.

Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды (198 УК РФ38)

Объектом преступного посягательства являются общественные отношения, складывающиеся в сфере экономики, в процессе уплаты налогов физическими лицами.

Объективная сторона выражается в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, подача которых является обязательной по законодательству, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений.39

Критерием отграничения данного преступления от аналогичного по характеру правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность, является его крупный размер. Таким размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 тыс. руб.

Субъектом данного преступления может быть только физическое лицо (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) – налогоплательщик, обязанный подавать декларацию о доходах.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Срок давности по данному преступлению равен двум годам.

Часть 2 ст. 198 УК РФ40 содержит такой квалифицирующий признак, как совершение тех же деяний в особо крупном размере.

Под особо крупным размером понимается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 млн 500 тыс. руб.

Срок давности по данному виду преступления равен шести годам.

Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций (ст. 199 УК РФ41)

Объектом данного преступления является та же сфера экономических отношений, возникающих в процессе уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды.

Объективная сторона выражается в действии – в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых обязательно в соответствии с законодательством, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, совершенном в крупном размере.

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 млн 500 тыс. руб.

Информация о работе Общие положения об ответственности за налоговые правонарушения