Организация работы с налогоплательщиками с использованием информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 12:16, реферат

Краткое описание

Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой задаче в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
1. История и предпосылки развития новых информационных технологий сфере управления налогообложением…………………………………………...5
2.Информационная система в налоговых органах……………………..…….....8
2.1.Налоговая отчетность через сеть Интернет……………..............................15
2.2.Системы электронного документооборота……………………………..….23
3.Особенности информационного обеспечения АИС налоговых органов………………………………………………………………………...….24
Заключение…………………………………………………………………….....31
Список используемых источников………………………………………...….34

Вложенные файлы: 1 файл

ИТВНО.docx

— 55.50 Кб (Скачать файл)

2.   Развитие. ИС создавалась с учетом постоянного пополнения и обновления функций системы и видов ее обеспечений. Предусматривается, что автоматизированная система должна наращивать свои вычислительные мощности, оснащаться новыми техническими и программными средствами, быть способной постоянно расширять и обновлять круг задач и информационный фонд, создаваемый в виде системы баз данных.

3.   Автоматизация информационных потоков и документооборота. Комплексное использование технических средств на всех стадиях прохождения информации от момента ее регистрации до получения результатных показателей и формирования управленческих решений.

4.   Абстрагирование. Выделение существенных (с конкретной позиции рассмотрения) аспектов системы и отвлечение от несущественных с целью представления проблемы в более простом общем виде, удобном для анализа и проектирования.

5.   Независимость данных. Модели данных проанализированы и спроектированы независимо от процессов их обработки, а также от их физической структуры и распределения в технической среде.

6.   Совместимость. Способность взаимодействия автоматизированной системы с ИС администрации города в процессе их совместного функционирования.

При проектировании ИС учета и контроля за сбором местных налогов учитывался тот факт, что наибольшая отдача от использования подобной системы возможна при условии, что она будет являться составной частью общей ИС администрации города (муниципального образования). В этом случае, используя технологию распределенной базы данных, каждый отдел отвечает за актуальность и непротиворечивость своей части информации, хранящейся в общем банке данных. При этом для выполнения своих функций каждый отдел может задействовать необходимые данные, формируемые другим отделом администрации.

Используя технологический аспект рассмотрения, в ИС можно выделить аппарат управления, а также технико-экономическую информацию, методы и средства ее технологической обработки. Выделив аппарат управления, оставшиеся элементы образуют автоматизированную информационную технологию (АИТ) данных. Функции АИТ определяют ее структуру, которая включает следующие процедуры:

- сбор и регистрацию данных;

- подготовку информационных массивов;

- обработку, накопление и хранение данных;

- формирование результатной информации;

- передачу данных от источников возникновения к месту обработки, а результатов (расчетов) к потребителям информации для принятия управленческих решений.

Исходя из реальных условий рассматриваемой предметной области были сформулированы основные требования к АИТ:

- соблюдение принципа  системности при проектировании  процедур накопления и обработки  данных. Такой принцип предполагает  подразделение информационных потоков  на внешние и внутренние по  отношению к объекту управления, учет структурно-динамических свойств протекающих в нем процессов, моделирование прямых и обратных связей с окружающей средой.

- использование децентрализованных  средств сбора и предварительной обработки данных согласно принятой декомпозиции задач и распределения управленческих функций, что достигается с помощью технологии «клиент-сервер», позволяющей системе функционировать в многозадачном режиме.

        - ориентация  АИТ на реализацию единой информационно-логической  модели объекта управления в  сочетании с необходимыми процедурами  обработки данных и вывода  результатов.

-использование безбумажного  документооборота, естественно-профессионального  языка для общения специалиста  с ПЭВМ, машинных архивов и  библиотек, удаленного доступа к  массивам данных.

Названные свойства АИТ, сформулированные в процессе проектирования системы, обеспечиваются применением современных высокоразвитых аппаратно-программных комплексов, средств связи. Разработка ИС была произведена с помощью инструментального средства SQL Windows 5.0.2, которое позволяет реализовать все перечисленные требования к АИТ.

В настоящее время система внедрена и успешно функционирует.

 

 

2.1. Налоговая отчетность через сеть Интернет

1. Нормативная база, регулирующая  представление налоговой отчетности  через сеть Интернет

    Информационные  технологии активно используются  в современном офисе. Не стали  исключением и налоговые органы. В поисках возможностей повышения  производительности труда в условиях  ограниченной численности работников  особое внимание в налоговых  органах уделяется в настоящее  время совершенствованию процессов  обработки данных. При этом актуальность  приобретают информационные технологии, являющиеся главным источником  резервов экономии рабочего времени, повышения эффективности процесса  электронного документооборота.

     Одним из  направлений внедрения информационных  технологий в процесс обработки  налоговой информации является  разработка системы представления  налоговой отчетности в электронном  виде по каналам связи.

Представление отчетности в электронном виде регламентируется рядом нормативных актов. Первым шагом на пути к полноценной нормативной базе стало внесение изменений в ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) Федеральным законом от 28.12.2001 N 180-ФЗ, который дал налогоплательщикам возможность представлять налоговые декларации не только лично или по почте, но и по телекоммуникационным каналам связи.

     Вскоре был  принят Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой  подписи", согласно которому электронная  цифровая подпись признавалась  равнозначной собственноручной  подписи в документе на бумажном  носителе при выполнении ряда  условий.

      Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи был установлен приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, определившим участников информационного обмена при представлении отчетности по телекоммуникационным каналам связи, к которым, кроме налогоплательщиков и налоговых органов, были отнесены и посредники - третья сторона, так называемые специализированные операторы связи, которыми признаются организации, предоставляющие услуги по обмену открытой и конфиденциальной информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками в рамках системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@ утверждены Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а приказом МНС России от 31.12.2002 N БГ-3-06/756 введены Единые требования к формированию и формализации налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов.

     Принятие и  ввод данных налоговых деклараций  в автоматизированную информационную  систему налоговых органов осуществляется  согласно Регламенту принятия  и ввода в автоматизированную  информационную систему налоговых  органов данных представляемых  налогоплательщиками налоговых  деклараций, иных документов, служащих  основанием для исчисления и  уплаты налогов, и бухгалтерской  отчетности, утвержденному приказом  МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76.

2. Специализированные операторы  связи и их продукты

2.1. Общие положения

      Основной  задачей специализированного оператора  связи является доставка электронных  документов от налогоплательщиков  до налоговых инспекций и фиксация  времени отправки данных документов. Деятельность специализированного  оператора связи регулируется  федеральными законами и другими  нормативными актами, в частности, оператор должен иметь три  лицензии ФАПСИ в соответствии  с приказом ФНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@, а также лицензию Минсвязи  России на право предоставления  услуг телематических служб.

     Разработка  системы представления налоговой  отчетности в электронном виде  по каналам связи позволяет  налоговым органам сократить  объем ручного ввода данных  деклараций плательщиков, а также  избегать личного контакта налогоплательщиков  и сотрудников налоговых органов  при сдаче отчетности.

    Налогоплательщики  тоже получают ряд преимуществ при сдаче отчетности по каналам связи.

    Во-первых, они  экономят рабочее время при  сдаче отчетности.

    Во-вторых, снижается  количество технических ошибок  при заполнении деклараций вследствие  обязательного программного контроля  файлов перед отправкой.

     В-третьих, обновление  форм отчетности происходит оперативно.

     В-четвертых, у  налогоплательщика появляется возможность  получения не только общедоступной  информации от налоговых органов, но и данных о состоянии  расчетов с бюджетами разных  уровней.

     В настоящее  время услуги специализированных  операторов связи на российском рынке предлагаются рядом конкурирующих компаний в каждом из регионов страны. Главным их отличием является предлагаемое для передачи отчетности в электронном виде программное обеспечение. Наиболее известные системы электронного документооборота - программные комплексы "Контур-Экстерн", "Калуга Астрал Отчет", "СБиС++ Электронная отчетность", "Такском-Спринтер".

     В среднем  стоимость годовой абонентской  платы для организации составляет  в зависимости от специализированного  оператора связи от 1200 руб. до 4000 руб. Кроме того, вносятся разовые  платежи за подключение - от 950 руб. до 2000 руб. Бюджетным организациям  предоставляются льготные тарифы.

2.2. Система "Контур-Экстерн" (http://www.kontur-extern.ru/)

     Система "Контур-Экстерн" является разработкой компании "СКБ  Контур". Рабочее место, на которое  устанавливается данная программа, должно удовлетворять следующим  требованиям. Рабочее место должно  быть оборудовано компьютером  с тактовой частотой процессора  не менее 400 МГц и оперативной  памятью не менее 128 Мб, на нем  должно быть настроено подключение  к сети Интернет с использованием  модема со скоростью подключения  не менее 28 800 кбит/с или по выделенному каналу большей пропускной способности. На компьютере должна быть установлена одна из следующих операционных систем: Windows 98, NT4, Me, 2000/2003, XP, а также MS Internet Explorer версии 6.0x.

     В системе "Контур-Экстерн" реализована концепция "тонкого  клиента". Иными словами, все изменяемые  компоненты хранятся на сервере  оператора связи и обновляются  автоматически при доступе на  сервер, который осуществляется  через Web-интерфейс. Это обеспечивает  быстрое отражение в системе  законодательных изменений новых  форм и контрольных соотношений налоговых деклараций.

Функции программы:

  • формирование отчетов в форматах, утвержденных ФНС России;
  • логическо-арифметический контроль данных отчетности для отправки ее в инспекцию;
  • импорт отчетности из других бухгалтерских программ;
  • возможность работы с одной базой данных в многопользовательском режиме, из нескольких точек подключения к системе в организации;
  • возможность использования актуальных общероссийских классификаторов для заполнения форм отчетности.

2.3. Система "Калуга Астрал  Отчет" (http://www.astralnalog.ru/)

   Программный комплекс "Калуга Астрал Отчет" разработан  ЗАО "Калуга Астрал". Для его  установки необходим компьютер  с процессором типа Intel Pentium под  управлением операционных систем Windows 98SE, Me, NT 4.0, XP, 2000, модем со скоростью  передачи данных не менее 19 200 кбит/с, телефонная линия или выделенный канал для выхода в сеть Интернет. На компьютере должен быть установлен MS Excel 2000/XP/2003.

   "Калуга Астрал  Отчет" предоставляет все сервисные  возможности программ, используемых  для подготовки отчетности в  налоговые органы. Система проста  в эксплуатации и не требует  высокой квалификации пользователя. Процедура обновления отчетных  форм удобна для пользователей  и происходит автоматически при  сеансе связи с оператором, и  соответствующие изменения вступают  в силу после перезапуска программы.

   Основные возможности  программы:

   - подготовка файлов  в форматах ФНС России;

   - импорт данных  из других программ бухгалтерского  учета, выгружающих файлы в форматах  ФНС России для их последующей  передачи в налоговые органы;

   - печать выходных  форм средствами MS Excel;

   -передача налоговой  отчетности, заверенной электронной  цифровой подписью, с созданием  соответствующих протоколов и  подтверждений о получении данной  отчетности;

   - ведение архива  сформированной ранее отчетности;

  - ведение архива переданных  в налоговые органы файлов;

  - информационный обмен  с оператором связи с помощью  специального диалогового окна  в программе.

    При использовании  системы "Калуга Астрал Отчет" передачу налоговой отчетности  можно осуществлять через выделенный  канал Интернета, мобильный телефон  или через телефонную линию  и модем.

2.4. Программный комплекс "СБиС++ Электронная отчетность" (http://sbis.ru/)

   Программный комплекс "СБиС++ Электронная отчетность" представлен на российском рынке  ООО "Тензор". Для работы программы  требуется компьютер с выходом  в сеть Интернет, оперативной  памятью (ОЗУ) объемом не менее 64 Мб, объемом свободного дискового  пространства не менее 70 Мб, дисководом  для CD-дисков (используется при установке  программы). Программа может работать  под операционными системами Windows 98/98SE/Me, а также Windows NT, 2000/2003, XP. Для  автоматического обновления по  Интернету и передачи отчетности  необходим MS Internet Explorer версии не ниже 6.0.

    Конфигурация "СБиС++" содержит две задачи: задачу "Администратор", которая предназначена для администрирования  базы данных, и задачу "Электронная  отчетность", в которой собраны  команды для работы с отчетностью. Программа "СБиС++" требует от  бухгалтера владения базовыми  навыками работы в Windows, а также  наличия общего представления  о назначении и функционировании  электронной почты. Для пользователей, плохо знакомых с программой, имеется очень удобный помощник  создания электронной отчетности, который служит проводником действий  пользователя от формирования  отчета до отправки его по  электронной почте.

     Функции программы:

   * формирование, проверка, печать, запись в файл и передача  по каналам связи регламентированных  в соответствии с требованиями  электронного формата ФНС России  документов;

   * передача в налоговые  органы документов произвольного  формата;

   * импорт отчетности  из сторонних бухгалтерских программ (1С, БЭСТ и др.);

   * формирование запроса  и получение выписки из лицевого  счета налогоплательщика;

   * создание базы  данных отчетности по нескольким  налогоплательщикам, как юридическим, так и физическим лицам.

2.5. Программный комплекс "Такском-Спринтер" (http://www.taxcom.ru/)

     Программный  комплекс "Такском-Спринтер" разработан  ООО "Такском". Для его установки требуется компьютер с процессором Pentium 200 или более мощным, ОЗУ объемом не менее 64 Мб, не менее 120 Мб свободного дискового пространства, дисковод 3,5 дюйма, дисковод для CD-дисков. На компьютере долж- на быть установлена операционная система Windows (95, 98, Me, NT, 2000), а также MS Internet Explorer версии 5.5 или выше.

      Программный  модуль формирования и вы- грузки файлов налоговой и бухгалтерской отчетности создан на базе программы "1С: Налогоплательщик". Кроме того, комплекс "Такском-Спринтер" содержит клиентскую программу электронной почты "DiPost" разработки ООО "Фактор-ТС", а также программы для выходного контроля файлов отчетности, формирования запросов на получение выписок о состоянии расчетов с бюджетами, обеспечения плановой замены ключей средств криптографической защиты информации. Обновления осуществляются программой "Мастер обновлений", которая загружает и устанавливает с сервера оператора связи последние версии программного комплекса.

    Возможности программы:

  • ручной ввод бухгалтерской и налоговой отчетности и выгрузка этих форм в файлы формата, утвержденного ФНС России;
  • импорт файлов отчетности из бухгалтерских программ, осуществляющих выгрузку в формате ФНС России, для их последующей передачи в налоговые органы по каналам связи;
  • доставка в налоговые органов бухгалтерской и налоговой отчетности по каналам связи;
  • автоматизированное выполнение утвержденного законодательством регламента электронного документооборота;
  • формирование запроса и получение сведений об исполнении налоговых обязательств перед бюджетами разных уровней;
  • получение информационных и распорядительных материалов из налоговых органов с электронной доски объявлений.

3. Прием отчетности в  налоговых инспекциях по телекоммуникационным  каналам связи

       В налоговых  инспекциях прием отчетности  по телекоммуникационным каналам  связи производится отделом работы  с налогоплательщиками. Ответственные  лица за прием отчетности назначаются  приказом по инспекции.

       Программы, которые осуществляют прием-передачу  корреспонденции, настраиваются на  автоматическую доставку почты  каждые 30 минут. Таким образом, обеспечивается  оперативная и своевременная  передача налогоплательщику подтверждений  о приеме отчетности и протоколов  входного контроля. В начале рабочего  дня специалист отдела по работе  с налогоплательщиками запускает  почтовые программы всех операторов, чтобы получить вечерние файлы.

       Регистрация  налоговых деклараций и бухгалтерской  отчетности, принятых по телекоммуникационным  каналам связи, производится в  программных комплексах инспекций, например ПК ЭОД. Датой представления  отчетности является дата ее  отправки по телекоммуникационным  каналам связи, зафиксированная  в подтверждении специализированного  оператора связи. Возможен массовый  прием деклараций, поступивших за  определенное время.

         При невозможности автоматической  разноски поступившей отчетности  в карточки лицевых счетов  налогоплательщиков налоговые инспектора  имеют право использовать бумажные  копии, которые делаются по распоряжению  руководителя инспекции. На копии  указываются реквизиты документа-оригинала, а также дата и время изготовления  копии.


 

2.2. Система электронного документооборота

В 2000-2002 г.г. Налоговая служба России начала создание Системы электронного документооборота между хозяйствующими субъектами и налоговыми органами (далее Система). В 2002 г. Система была подкреплена Федеральными законами и нормативными документами Налоговой службы: «Об электронной цифровой подписи», «О бухгалтерском учете», изменениями в Налоговом кодексе и др. Основная часть документооборота – представление налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности. 
Эксплуатация Системы за эти годы позволила накопить определенный опыт и выявить положительные и отрицательные стороны. В настоящий момент идет процесс перехода количества в качество. Информационная Система, организованная Налоговой службой, – самая большая система по числу пользователей. Одним из ключевых вопросов работы Системы является использование электронной цифровой подписи (ЭЦП) для обеспечения юридической значимости электронного обмена информацией. 
Это ставит перед Налоговой службой ряд вопросов по созданию единого пространства доверия сертификатам ключей подписи. Один из первых – создание сети Доверенных удостоверяющих центров, обеспечивающих работу Системы. Головным удостоверяющим центром сети Доверенных удостоверяющих центров стал удостоверяющий центр ФГУП ГНИВЦ ФНС России, созданный в 2004 году. На него возлагаются функции согласования действий Федеральной Налоговой службы с Уполномоченным Федеральным органом (УФО), с удостоверяющими центрами других служб и ведомств и иными удостоверяющими центрами. Сеть Доверенных удостоверяющих центров строится на установлении доверительных отношений. 
Все это относится к корпоративной информационной системе Налоговых органов. Кроме информационного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в рамках представления отчетности, существует информационное взаимодействие в рамках электронного государства, которому в настоящее время уделяется большое внимание. 
Уже не первый год ведутся переговоры и по международному информационному взаимодействию Налоговых органов. Большая роль в этом отводится электронному документообороту и использованию ЭЦП на международном уровне.

 

 

 

3. Особенности информационного  обеспечения АИС налоговых органов

 

Информационное обеспечение АИС «Налог» представляет собой информационную модель налоговых органов. Задачи информационного обеспечения системы налоговых органов зависят от основных функций, выполняемых ее структурами. Информационное обеспечение должно снабжать пользователей АИС информацией, необходимой для выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Система должна иметь возможность распределенного хранения и обработки информации, накопления информации в банках данных в местах использования, предоставления пользователям автоматизированного, санкционированного доступа к информации, одноразового ее ввода и многократного, многоцелевого использования. Должна быть обеспечена информационная взаимосвязь как между задачами, решаемыми каждой функциональной подсистемой, так и с внешними уровнями. Внешними по отношению к АИС «Налог» являются не только предприятия, организации и физические лица, но и такие органы, как налоговая полиция РФ, финансовые органы, банки, таможенные органы и т.д. Информационное обеспечение автоматизированной системы налогообложения, как и любой другой системы организационного типа, состоит из внемашинного и внутримашинного. Внемашинное информационное обеспечение — это совокупность системы показателей, системы классификации и кодирования информации, системы документация и документооборота, информационных потоков. Внутримашинное обеспечение — это представление данных на машинных носителях в виде разнообразных по содержанию и назначению специальным образом организованных массивов, баз данных и их информационных связей.

Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей, которые собираются, преобразуются и выдаются АИС для целей обеспечения деятельности налоговых органов. Показатели характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и тд. Показатели содержатся в документах, являющихся наиболее распространенным носителем исходной и результатной информации. В системе налогообложения функционирует унифицированная система документации, которая отвечает определенным требованиям к форме, содержанию, порядку заполнения документов. Унифицированные документы используются на всех уровнях системы. К ним можно отнести большинство документов, циркулирующих в налоговых органах, начиная от бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов, представляемых налогоплательщиками в налоговые инспекции, и кончая отчетностью, составляемой налоговыми органами. Информационные потоки представляют собой направленное стабильное движение документов от источников их возникновения к получателям. Информационные потоки дают наиболее полную картину информационной системы налогообложения в связи с тем, что с их помощью выявляются пространственно-временные и объемные характеристики, отражается динамичность информационных процессов и их взаимодействие. Информационные потоки отражают организационно-функциональную структуру налоговых органов. Единицами информационных потоков могут быть документы, показатели, реквизиты, символы. Документы и содержащаяся в них информация классифицируются:

a)     по отношению к входу и выходу:

·        входные (поступающие в инспекции);

·        выходные (исходящие из инспекции).

б)    по срокам представления:

·        регламентные — документы, для которых определен срок исполнения и представления.

К документам, выдаваемым по регламенту, можно отнести, например, отчеты «О поступлении налогов и других обязательных платежей в бюджеты РФ», «О результатах контрольной работы налоговых инспекций», «Структура поступлений основных видов налогов», «Недоимка по платежам в бюджет» и другие статистические отчеты, составляемые в налоговых органах;

·        нерегламентированные  — документы,  исполняемые  по

запросам.

в)     по функциональным направлениям деятельности налоговой инспекции:

·        правовые и нормативно-справочные документы (законы, указы, постановления органов государственной власти и управления) и организационно-методические документы (приказы, директивы, инструкции, методики, решения коллегий ГНС и т.д.);

·        документы исчисления и учета поступления налогов, сборов и других платежей (лицевые счета плательщиков налогов, банковские документы, налоговые расчеты, декларации);

·        документы по контрольной работе инспекции (бухгалтерские отчеты, балансы, акты проверок предприятий и организаций, журналы учета контрольной работы);

·        другие виды документов.

Группирование документов по функциональным направлениям в соответствии с особенностями и назначением содержащейся в них информации определяет основные потоки информации в структуре управления функционированием налоговых органов.

Важной составляющей внемашинного информационного обеспечения является система классификации и кодирования. В условиях функционирования АИС методы, способы кодирования, рациональная классификация номенклатур должны служить полному удовлетворению запросов пользователей, сокращению временных и трудовых затрат на заполнение документов и эффективному использованию вычислительной техники, так как позволяют снизить объем и время на поиск информации, необходимой для решения задач, облегчить обработку информации. АИС «Налог» должна использовать единую систему классификации и кодирования информации, которая строится на основе применения:

а)                 общероссийских классификаторов:

·        стран мира (ОКСМ);

·           экономических районов (ОКЭР);

·          объектов административно-территориального деления и населенных пунктов (СОАТО);

·           органов государственного управления (СООГУ);

·           отраслей народного хозяйства (ОКОНХ);

·           видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП);

·           валют (ОКБ);

·           единиц измерений (СОЕЙ);

б)               ведомственных классификаторов: ,

·        форм собственности (КФС);

·        организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ);

·        доходов и расходов бюджетов в РФ (КДРБ);

·        типовых банковских счетов (КБС);

·        банков (КБ);

в)               системных классификаторов:

·        налогов и платежей (КНП);

·        объектов налогообложения (КОН);

·        налоговых льгот (КНЛ);

·        типов льгот по налогам (КТНЛ);

·        штрафных санкций (КШС);

·        идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН);

Информация о работе Организация работы с налогоплательщиками с использованием информационных технологий