Особенности налогообложения в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 18:53, контрольная работа

Краткое описание

Физические лица - это мы с вами, каждый гражданин государства, юридические - предприятия, организации, самостоятельно ведущие хозяйственную или иную деятельность. Мы с вами имеем паспорта. А каждое юридическое лицо имеет официальное наименование, устав, юридический адрес, печать и расчетный счет в банке, обязательно проходит государственную регистрацию и должно быть занесено в государственный реестр. Физические и юридические лица являются налогоплательщиками.

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.docx

— 56.86 Кб (Скачать файл)

Плательщиками сбора являются юридические и физические лица (владельцы строений). Размер налога в городах и районах устанавливаются местными кенешами, а в поселках, селах и аулах на собраниях и сходах граждан. Ставка налога не может превышать 25% минимальной месячной зарплаты и уплачивается раз в год до 1 апреля текущего года.

Налог с граждан, выращивающих цветы в тепличных условиях и реализующих их населению

Плательщиками налога являются физические лица, занимающиеся выращиванием цветов в тепличных условиях и реализующих их населению. Объектом налогообложения являются доходы от реализации. Размер налога определяется местным кенешем, а порядок и сроки уплаты - местной государственной администрацией.

Гостиничный налог

Имеет разовый характер и устанавливается в тех местностях, где не установлен курортный налог. Размер налога не может превышать 3% минимальной месячной зарплаты за каждый день оказания услуг.

Налог на право охоты и рыболовства

Размер не может превышать 30% минимальной зарплаты. Оплата производится при получении путевки в обществах рыболовов-охотников.

Налог с туристов, выезжающих в дальнее зарубежье

Ставка налога не может превышать 20% минимальной заработной платы. Уплата производится в момент получения выездных документов.

Налогообложение видеосалонов, концертно-зрелищных мероприятий

Предельной ставки не установлено. Размер определяет местный кенеш. Уплачивается владельцами видеосалонов и организаторами культурно-зрелищных мероприятий до 20 числа месяца следующего за отчетным.

Налог за оказание платных услуг населению и с розничных продаж (Налог с оборота)

Ставка налога устанавливается местными кенешами в пределах не более 2% от товарооборота розничной торговли и суммы оказанных услуг населению. Уплата производится до 20 числа месяца следующего за отчетным.

Налог на неиспользуемые производственные и торгово-бытовые площади или их части.

Плательщиками налога являются юридические и физические лица. Ставки налога устанавливаются местными кенешами и могут быть дифференцированы в зависимости от расположения недвижимости, его благоустроенности и занимаемой площади, но не могут превышать 0,4% от балансовой стоимости неиспользуемых производственных и торгово-бытовых площадей или их частей. Порядок исчисления определяется Правительством Кыргызской Республики. Сумма налога перечисляется ежемесячно в соответствующий бюджет до 20 числа месяца, следующего за отчетным.

Налог с владельцев транспортных средств

Размер налога установлен 0,03-0,60 сомов с каждого 1 куб.см рабочего объема двигателя в зависимости от вида транспорта. Сроки уплаты налога устанавливаются местными кенешами, но не позднее 1 августа текущего года

Общегосударственные налоги и сборы, которые не определены Налоговым кодексом Кыргызской республики, но действуют на её территории

Налог на пользование автомобильными дорогами

Размер налога: 0,8 % от объема товарной продукции (для промышленных предприятий) или 0,08 % от товарооборота (для торговых предприятий). Уплачивается ежемесячно до 20 числа месяца следующего за отчетным.

Отчисление средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Размер налога: 1,5 % от стоимости реализованной продукции. Уплачивается ежемесячно до 20 числа месяца следующего за отчетным.

Отчисления на развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы

Размер налога: В процентах от стоимости выпущенной товарной продукции от 2 до 15 %. Уплачивается ежемесячно до 20 числа месяца следующего за отчетным.

 

Налоги на пользование недрами

 

Недра - часть земной коры, включая и полезные ископаемые, простирающаяся от поверхности или нижней границы почвенного слоя, дна водоемов и водотоков, до глубин, доступных для геологического изучения и промышленного освоения.

Полезные ископаемые - природные минеральные образования земной коры, используемые в сфере товарного производства.

Общераспространенные полезные ископаемые - широко распространенные минералы и горные породы в разрушенном и природном состоянии, используемые для строительных работ и производства строительных материалов.

Месторождения полезных ископаемых - природные скопления минеральных образований в недрах, имеющие экономическое значение при данном уровне цен и промышленных технологий.

Месторождения местного значения - месторождения общераспространенных и других неметаллических (уголь, гипс, ископаемая соль, самородная сера, тальк и пирофиллит, графит) полезных ископаемых, запасы которых могут обеспечить потребности только близрасположенных местных потребителей.

Техногенные образования полезных ископаемых - образования минеральных веществ на поверхности или в недрах, являющиеся отходами добычи или переработки природных полезных ископаемых, пригодными для промышленного использования.

Пользование недрами - действия, связанные с изучением недр, добычей полезных ископаемых, а также использованием недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей.

Недропользователь (пользователь недр) - юридическое или физическое лицо, непосредственно осуществляющее геологическое изучение и (или) промышленное освоение недр.

Геологический отвод - участок недр, предоставляемый для геологического изучения и изображаемый в графической документации в географических или прямоугольных координатах его угловых точек.

Земельный отвод - участок земной поверхности, предоставляемый недропользователю для геологического изучения и промышленного освоения недр и изображаемый в графической документации в прямоугольных координатах его угловых точек.

Горный отвод - участок недр, предоставляемый для промышленной разработки полезных ископаемых и изображаемый в графической документации в прямоугольных трехмерных координатах его угловых точек.

Геологическое изучение недр - комплекс специальных исследовательских работ по поискам и разведке месторождений, определению количества и качества содержащихся в них запасов минерального сырья с оценкой их экономической ценности, а также изучению других геологических объектов, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Технико-экономическое обоснование - технические расчеты для определения экономической целесообразности освоения месторождения полезного ископаемого.

Технический проект - техническая документация, содержащая технико-экономические обоснования, расчеты, чертежи, макеты, сметы, пояснительные записки и другие материалы, необходимые для геологического изучения и промышленного освоения недр.

Балансовые запасы - запасы минерального сырья, использование которых при достигнутом техническом уровне экономически целесообразно.

Забалансовые запасы - запасы минерального сырья, использование которых при достигнутом техническом уровне экономически нецелесообразно, но которые в дальнейшем могут явиться объектом промышленного освоения.

Добыча полезных ископаемых - комплекс процессов по извлечению полезных ископаемых из недр.

Разубоживание - снижение качества полезного ископаемого в процессе добычи.

Плата за право пользования недрами (бонус) - разовая плата собственнику ресурсов недр (государству) за предоставление права их освоения.

Плата за пользование недрами (роялти) - текущие платежи собственнику ресурсов (государству) за погашаемые запасы полезных ископаемых.

Рентная прибыль - часть общей прибыли от промышленного освоения месторождения, обусловленная более благоприятными природными характеристиками запасов полезных ископаемых и уровнем развития инфраструктуры района его местоположения.

Нерациональная выборочная отработка - опережающая или избирательная добыча наиболее богатых или благоприятных для выемки запасов, приводящая к потере или обесцениванию части балансовых запасов.

Сверхнормативные потери - дополнительные потери полезных ископаемых при добыче или переработке, вызванные нарушением регламентов и (или) технологий, предусмотренных технико-экономическими обоснованиями или проектами.

Охрана недр - обеспечение рационального использования недр и содержащихся в них полезных ископаемых, максимально возможной и экономически целесообразной полноты извлечения их из недр, комплексного использования месторождений и добытого минерального сырья на всех стадиях его переработки.

Лицензия - документ, отражающий разрешение на право пользования недрами, выдаваемый государственным органом по недропользованию.

Лицензионное соглашение - договор между собственником недр и лицензиатом об условиях пользования недрами, включая вопросы раздела продукции, платежей, мероприятия по безопасности и охране природной среды и др. Лицензионное соглашение является неотъемлемым приложением лицензии.

Лицензионная площадь - обозначенная в прямоугольных или географических координатах территория, на которую распространяется право пользования недрами лицензиата.

Лицензиат - владелец лицензии на геологическое изучение недр, разработку месторождений полезных ископаемых и на другие виды пользования недрами.

Лицензиар (лицензионный орган) - государственный орган по недропользованию, которому Правительство Кыргызской Республики делегирует полномочия на выдачу лицензий.

Владельцы земельных прав - органы местной государственной администрации, которым делегируется право выдачи земельных отводов, и собственники земель.

Третьи лица - любые лица как хозяйствующие субъекты в отличие от недропользователя и лицензионного органа.

Сервитут - право доступа к сопредельным и отдаленным земельным, горным и (или) геологическим отводам и ограничения права пользования ими, предоставляемые недропользователю в порядке, установленном статьями 22-25 настоящего Закона. Сервитут может быть "согласительным" (свободным), разрешаемым по согласию сторон, либо "принудительным" (административным), решаемым при участии государственного органа по недропользованию или в судебном порядке.

Форс-мажор - обстоятельства непреодолимой силы, осложняющие выполнение лицензионного соглашения. К ним относятся: военные конфликты, природные катастрофы, стихийные бедствия и др.

Налоги за пользование недрами включают:

1) бонусы – разовые  платежи за право пользования  недрами с целью геологического  изучения и разработки месторождений  полезных ископаемых;

2) роялти – текущие  платежи за пользование недрами  с целью разработки.

Стоит отметить, что в настоящее время Госагентство по геологии и минеральным ресурсам разрабатывает поправки в Налоговый кодекс, которые создают экономические механизмы, более справедливые для недропользователей и государства.

Бонус. Размер бонуса и порядок его исчисления устанавливаются Правительством Кыргызской Республики по всем видам полезных ископаемых по классификационной таблице, в зависимости от стадии изученности и масштаба месторождения.

25 июня премьер-министром  было подписано постановление  правительства № 410, устанавливающее  более низкие ставки бонуса. Дело  в том, что ставки бонуса связаны  с мировыми ценами на полезные  ископаемые. В условиях нарастающего  мирового экономического кризиса  цены на уголь, нефть и газ, нерудные и металлические полезные  ископаемые, кроме золота, снизились. По многим видам минерального  сырья снижение стоимости товарной  продукции произошло в несколько  раз. В этой связи правительство  КР приняло решение о снижении  ставок. По мере выхода из кризиса  и росте мировых цен на сырье правительство КР будет увеличивать ставки бонусов.

Роялти

Согласно действующему Налоговому кодексу, ставка роялти устанавливается от объема реализованной продукции, объема отбираемой воды в натуральном выражении в следующих размерах:

 

Полезное ископаемое|Единица обложения|Ставка,сом.|

Минеральные и пресные воды питьевые для розлива|литр|0,2|

Минеральные воды для бальнеолечения|м3|0,05|

Термальные воды для отопления|м3|0,12|

Воды питьевые и технические|м3|0,13|

 

Ставка роялти устанавливается от выручки, полученной от реализации:

1) на золото, серебро и  платину с учетом прироста  запасов:

а) для месторождений с запасами более 10 тонн – 5 процентов;

б) для месторождений с запасами от 3 до 10 тонн – 3 процента;

в) для месторождений с запасами менее 3 тонн – 1 процент;

2) для специализированных  организаций водоснабжения –  в размере 5 процентов;

3) на гипс – в размере 6 процентов;

4) на природные камни  для производства облицовочных  материалов – в размере 12 процентов;

5) на уголь каменный, бурый  – в размере 1 процента.

3. Ставка роялти на другие  полезные ископаемые и продукты  их переработки, не предусмотренные  частями 1 и 2 настоящей статьи, устанавливается  от выручки от реализации:

1) полезных ископаемых - в  размере 3 процентов;

2) продуктов переработки  полезных ископаемых - в размере 2 процентов.

1. ОсОО зарегистрировано как плательщик НДС в Кыргызской Республике. В соответствии с договором купли-продажи в России приобретен товар и реализован покупателю в Казахстан. Сумма реализации 1500 000 сомов. Товар на территорию Кыргызстана не завозился. Какова сумма НДС к оплате?

В данном случае, налог на добавленную стоимость реализованного товара на сумму 1500 000 сомов взимается на территории Казахстана и по их ним налоговым кодексом.

 

Список литературы

 

1. Налоговый кодекс Кыргызской Республики

2. А.Репа, внутренний аудитор, г.Донецк . Налоговая система Кыргызской Республики.

 

 

Система налогообложения Кыргызской Республики

13 января 1999 года было заключено  Соглашение между Правительством  Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы.Система налогообложения в Кыргызской Республике была введена в действие с начала 1992 года. К нормативным правовым актам, устанавливающим нормы, регулирующие налоговые правоотношения относятся Конституция КР, Налоговый кодекс КР, законы, постановления ЖК КР и его палат, указы Президента КР, постановления Правительства КР, а также акты Министерства финансов КР, решения местных государственных администраций и органов местного самоуправления, которые носят общеобязательный характер. Налоговый кодекс КР (НК КР) является основным законом в системе нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение в КР.Традиционно налоговая система выполняет в экономике несколько основных функций. Среди них сбор необходимых средств для осуществления государственных расходных программ и экономическое регулирование. Рассмотрим особенности реализации этих функций налоговой системы в современной экономике Кыргызстана.Обеспечение достаточных доходов государственного бюджета является первостепенной задачей налоговой системы страны. На сегодняшний день наиболее важными источниками доходов государственного бюджета являются НДС, акцизы, подоходный налог, налог на прибыль. Из прочих обязательных платежей большой удельный вес в государственных доходах имеют отчисления в Социальный фонд. Обращают на себя внимание возрастающая роль НДС и снижающееся значение акцизов. Целый ряд налогов приносит незначительные доходы (местные налоги и налоги с малого бизнеса, собираемые по упрощенной схеме, прежде всего). В последние годы государство вынуждено было значительно сократить свои расходы, в том числе на стратегически важные сферы образования и здравоохранения. Непосредственной причиной этого стал долговой кризис, заставивший государство резко сократить внешние заимствования и увеличить затраты на обслуживание внешнего долга. Поскольку очевидно, что и в дальнейшем заимствования уже никогда не будут иметь прежних масштабов, единственной устойчивой долгосрочной стратегией предоставления государственных услуг может быть мобилизация необходимых для этого ресурсов в виде налогов. Здесь можно только отметить, что для функционирования налоговой системы эффективность и прозрачность расходных программ государства имеют решающее значение. Граждане законопослушно платят налоги только тогда, когда видят и понимают, что их средства действительно расходуются на общественно полезные цели. С макроэкономической точки зрения увеличение налоговых поступлений является насущной задачей. Это должно позволить сократить дефицит государственного бюджета и обеспечить устойчивость государственного внешнего долга. В согласованной с МВФ программе PRGF содержится требование обеспечения в 2005 году объема налоговых поступлений на уровне 15% ВВП (12.4% ВВП в 2001 г.). Без выполнения этого требования очень трудно рассчитывать на последующую реструктуризацию государственного внешнего долга Кыргызстана.К другим макроэкономическим проблемам, в решении которых также велика роль налоговой системы, можно отнести привлечение в экономику страны внешних и внутренних инвестиций, а также увеличение экспорта товаров и услуг. Многие налоги, используемые в международной практике, в том числе и в первую очередь НДС, специально спроектированы таким образом, чтобы стимулировать инвестиции и экспорт. К сожалению, в Кыргызстане пока что эти стимулирующие особенности налогов задействованы явно недостаточно.Одной из важных задач экономического развития страны является диверсификация отраслевой структуры экономики и ослабление ее зависимости от успехов/неудач всего в нескольких отраслях. Для этого требуется, в частности, чтобы налоговый режим был равномерно благоприятным для всех экономических агентов и не создавал искусственных преференций одним отраслям за счет других (как это происходит сейчас, когда некоторые послабления сельскому хозяйству предоставляются за счет перекладывания налогового бремени на перерабатывающую промышленность).Одной из основных проблем экономики страны, объясняющих весьма низкую по международным меркам долю налоговых поступлений в ВВП, является наличие обширного сектора теневой экономики. По оценкам Национального статистического комитета доля теневой экономики в ВВП составляет около 25%. Существование такого большого теневого сектора во многом связано с недостатками налоговой системы и, прежде всего, с неравномерным налогообложением разных отраслей или типов предприятий; вследствие этого многие предприятия и граждане вынужденно уходят в «тень», так как они не смогли бы выжить, находясь в официальной экономике и платя все налоги. Популярной идеей вывода экономики из «тени» является снижение налоговых ставок. Это должно стимулировать расширение налогооблагаемой базы и таким образом компенсировать потери доходов бюджета от уменьшения ставок. Очевидно, что эффект от снижения налоговых ставок зависит от того, какие преимущества получат предприятия, выходящие из тени. Для многих предпринимателей легальный статус сам по себе не является достаточной компенсацией издержек на уплату налогов (хотя бы и не таких больших, как при ныне действующих ставках). Возможными стимулами могли бы стать получение доступа к относительно дешевым кредитным ресурсам, прекращение неофициальных платежей коррумпированным представителям органов власти, эффективная правовая защита интересов предпринимателей в суде и т.п. Без этих обстоятельств (а многие из них в современном Кыргызстане отсутствуют) снижение ставок не позволяет рассчитывать на существенное расширение налогооблагаемой базы. Кроме того, даже если расширение базы и произойдет, это может затянуться во времени, так как многие потенциальные налогоплательщики будут присматриваться к ситуации и изучать опыт тех, кто выйдет из «тени» первыми. Из сказанного следует, что снижение ставок оправдано только тогда, когда есть основания полагать, что это не приведет к снижению доходов бюджета , или есть очень веские причины пожертвовать частью доходов бюджета (которые должны будут компенсироваться за счет других источников). В качестве одной из таких веских причин может рассматриваться устранение налоговых препон к развитию малого и среднего предпринимательства. Эта часть экономики в большой степени полностью или частично находится сейчас в «тени», но может оставаться там только при относительно небольших размерах производства. Таким образом, существующий достаточно жесткий налоговый режим (высокие ставки налогов на доходы, отчислений в Социальный фонд, трудности с зачетом НДС) для крупных предприятий, которые сейчас платят львиную долю налогов, существенно сдерживает рост новых производств, которые в перспективе должны стать основной движущей силой экономики.Часто налоговая система рассматривается как способ экономического и социального регулирования через перераспределение ресурсов между экономическими агентами. В условиях Кыргызстана такое регулирование представляется крайне неэффективным и приводящим к различным нежелательным эффектам. Наличие многочисленных льгот и исключений в уплате налогов является одной из важнейших причин, побуждающих тех, кто не может воспользоваться этими льготами, уходить в «тень». Следовательно, обеспечение нейтральности налоговой системы является неотложной задачей.С 1 июля 1996 г. в Кыргызской Республике введен в действие Налоговый кодекс. Он является сводом законоположений по всем налогам, их администрированию, налоговым действиям налогоплательщиков на территории Кыргызской Республики, за исключением таможенных пошлин, сборов и платежей, регулируемых таможенным законодательством. В период 1996-2000 гг. Налоговый кодекс внесены существенные дополнения и изменения.В республике взимаются следующие налоги:- общегосударственные, по которым ставки налогов, объекты налогообложения, налогоплательщики, методы сбора определяются Налоговым кодексом Кыргызской Республики;- местные, применяемые местными кенешами в соответствии с Налоговым кодексом Кыргызской Республики;Общегосударственные:- Подоходный налог с физических лиц- Налог на прибыль- Налог на добавленную стоимость- Акцизный налог- Земельный налог- Налог на пользование автомобильными дорогамиМестные налоги:- Курортный налог- Налог на рекламу- Сбор с владельцев собак- Сбор на право проведение местных аукционов и лотерей, конкурсов и выставок, проводимых в коммерческих целях- Сбор за парковку автотранспорта- Налог за право использования местной символики- Сбор со сделок, совершаемых на товарно-сырьевых биржах- Сбор за вывоз мусора с территории населенных пунктов- Налог с граждан, выращивающих цветы в тепличных условиях и реализующих их населению- Гостиничный налог- Налог на право охоты и рыболовства- Налог с туристов, выезжающих в дальнее зарубежье - Налогообложение видео салонов и концертно-зрелищных мероприятий- Налог на оказание платных услуг населению и с розничных продаж- Налог на неиспользуемое производственные и торгово-бытовые площади или их части- Налог с владельцев транспортных средствПорядок исчисления и уплаты местных налогов и сборов определяется местными государственными администрациями. Суммы этих платежей исчисляются исходя из установленных ставок по каждому виду налога, сбора и объекта налогообложения. Ниже приведены отчисления и взносы, в отношении которых в настоящее время не дано четкого определения, относятся ли они к налогам или нет:- Отчисление средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций- Отчисления на развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы- Страховые взносы во внебюджетные фонды, уплачиваемые работодателями (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости, фонды обязательно медицинского страхования).Специальные налоговые режимыОсобенности налогообложения субъектов малого предпринимательства и свободных экономических зон регулируются соответствующими законами Кыргызской Республики о них.Действия норм международных договоровПоложения межгосударственных договоров и иных актов, ратифицированных Президентом Кыргызской Республики или Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, участником которых является Кыргызская Республика, имеют приоритет перед положениями Налогового кодекса Кыргызской Республики.Участники налоговых правоотношений:- Министерство финансов Кыргызской Республики;- Департамент Налоговой Службы Комитета по Доходам при Министерстве Финансов Кыргызской Республики;- Департамент Таможенного Контроля Комитета по Доходам при Министерстве Финансов Кыргызской Республики (в части взимания НДС и акцизов при перемещении товаров через таможенную границу Кыргызской Республики);- Государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления- Управление финансовой полиции при Министерстве финансов Кыргызской Республики - при решении вопросов, отнесенных к ее компетенции;- Органы государственных внебюджетных фондовНалоговая службаПравовая база деятельности Налоговой службы. Основные функции Налоговой службы.- Налоговая служба Кыргызской Республики состоит из Департамента Налоговой Службы Комитета по Доходам при Министерстве Финансов Кыргызской Республикии ее органов на местах;- Функции по реализации требований Налогового кодекса Кыргызской Республики выполняют налоговые инспектора, уполномоченные руководителями соответствующих налоговых инспекции;- Правовой базой деятельности Налоговой службы являются Конституция Кыргызской Республики, Налоговый кодекс Кыргызской Республики, а также другие законы Кыргызской Республики, которые не противоречат Налоговому кодексу Кыргызской Республики;- Основными функциями Налоговой службы являются сбор налогов, обеспечение исполнения требований Налогового кодекса Кыргызской Республики, изучение его эффективности и влияние на развитие рыночной экономики, а также участие в подготовке проектов договоров по вопросам налогообложения с другими государствами. НалогоплательщикиНалогоплательщиками признаются юридические и физические лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Юридические лица:- юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;- иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международных организаций;- представительства и филиалы иностранных предприятий, объединений и организаций в целях налогообложения приравниваются к юридическим лицам. Постоянные учреждения иностранных юридических лиц определяются постоянным местом деятельности налогоплательщика-нерезидента, через которое он полностью или частично осуществляет экономическую деятельность.Физические лица:- граждане Кыргызской Республики- иностранные граждане- лица без гражданства- индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.Налогоплательщиком-резидентом становится любое лицо, пребывающее в Кыргызской Республике в течении 183 и более дней в течении календарного года либо лицо, открывшее в соответствии с законами Кыргызской Республики органы своего фактического управления в Кыргызской Республике.Налогоплательщик-нерезидент - лицо, пребывающие в Кыргызской Республике менее 183 дней в течении календарного года, осуществляющее экономическую деятельность и имеющий доход о источника доходов в Кыргызской Республике. Налог на добавленную стоимостьНалог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в доход бюджета части стоимости всех облагаемых НДС поставок на территории Кыргызской Республики, включая импортные поставки в Кыргызскую Республику.НДС является главным налогом в Кыргызстане как для бюджета (он приносит чуть менее половины всех налоговых поступлений), так и для налогоплательщиков, которые воспринимают его как наиболее обременительный налог. Действующая в Кыргызстане ставка НДС в 20% по международным масштабам является высокой; при этом поступления НДС не превышают 5% ВВП, в то время как в других странах при таких ставках поступления НДС составляют 8-9% ВВП. Это означает, что в системе взимания НДС имеются проблемы, препятствующие его эффективному функционированию. По своему замыслу НДС является налогом на внутреннее потребление; продукция, произведенная на экспорт, и инвестиционные расходы должны быть освобождены от этого налога. Поэтому его ключевыми элементами являются нулевая ставка налога на экспортные поставки и полный зачет НДС, уплаченного налогоплательщиками за использованные материальные ресурсы. Существование такого зачета может приводить к тому, что у некоторых налогоплательщиков (экспортеров и/или предприятий, производящих широкомасштабные инвестиции в основной капитал) налоговые обязательства в отдельные периоды времени или постоянно могут оказываться отрицательными, т.е. им положено возмещение из бюджета за излишне выплаченный НДС за материальные ресурсы. Важной особенностью, призванной повысить собираемость этого налога, является многоэтапный механизм его уплаты каждым из предприятий в технологической цепочке производства конечной продукции.Контроль за взиманием НДС осуществляется:- с облагаемых поставок - Департаментом Налоговой Службы Комитета по Доходам при Министерстве Финансов Кыргызской Республикии;- с облагаемого импорта - Департаментом Таможенной Службы Комитета по Доходам при Министерстве финансов Кыргызской РеспубликиУплата НДС производится:- по ставке 20 % при осуществлении облагаемых поставок и облагаемого импорта;- по ставке 0 % при экспорте товаров, за исключением экспорта золотого сплава и аффинированного золота. Нулевая ставка НДС как и ставка 20 % предполагает компенсацию НДС, уплаченного или подлежащего уплате за материальные ресурсы, используемые для создания облагаемых поставок.Освобожденные поставки (статьи 138-146 НК КР)Налоговый кодекс Кыргызской Республики устанавливают особый вид поставок, которые освобождаются от НДС. К освобожденным поставкам относятся:- поставка жилых сооружений или аренда жилых помещений за исключением:1) сдачи в аренду помещений гостиничного типа, пансионатов, здравниц для отдыха и лечения;2) сдачи в аренду сооружений для парковки или стоянки легковых и других автомобилей. - поставка земли за исключением случаев сдачи ее в аренду для парковки или стоянки транспортных средств;- поставка сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными производителями;- поставка и экспорт золотого сплава и аффинированного золота;- финансовые услуги;- поставка услуг по страхованию, услуг по выплате пенсий или иных услуг, связанных с этими видами услуг, включая управлениями фондами по страхованию и пенсионными фондами, услуги брокеров и агентов этих организаций;- представление услуг системой городского, районного (в сельской местности) транспорта, кроме такси, связанных с перевозками пассажиров внутри городов, сел и пригородные пункты назначения, а также водным, железнодорожным и автомобильным транспортом;- оказание почтовых услуг почтовыми отделениями связи, а также услуги по доставке пенсий и пособий;- оказание коммунальных услуг населению (электроэнергия, газ, радио, телеантенна, горячая и холодная вода, отопление и др.);- поставка, передача имущества, собственности государственных предприятий посредством приватизации;- поставка товаров, работ и услуг осуществляемые некоммерческими организациями для учреждений;- поставки товаров, работ и услуг осуществляемые некоммерческими организациями для социального обеспечения и защиты детей или малообеспеченных граждан преклонного возраста;- поставки услуг, осуществляемые учреждениями здравоохранения, образования, науки, культуры и спорта;- поставки услуг, осуществляемые просветительскими организациями, занимающимися удовлетворением духовных потребностей;- поставки специализированных товаров для инвалидов.В этом случае, если передача права на осуществление экономической деятельности или ее части, осуществляется облагаемым субъектом и данная деятельность облагается НДС на момент передачи, данная передача не является поставкой товаров, работ и услуг.Освобождение импорта от обложения НДСОсвобождаются от НДС следующие товары, вещи и иные предметы:- поставляемые для оказания помощи пир ликвидации последствий стихийных бедствий, вооруженных конфликтов и несчастных случаев;- поставляемые в качестве гуманитарной помощи в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики; - импортируемые, если они были ранее экспортированы этим же импортером;- импортируемые временно под гарантию, что они будут экспортированы без изменения в сроки, установленными таможенным законодательством;- товары, пересекающие территорию Кыргызской Республики транзитом;- товары, предназначенные для официального пользования иностранными служащими и представительствами, товары для личного пользования дипломатического, административного и технического персонала таких представительств, включая членов их семей, но не предназначенных для перепродажи;- акцизные марки;- медикаменты, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Кыргызской Республики;- учебные пособия и школьные принадлежности, научные издания;- детское питание;- товары, которые импортируются исключительно для использования в качестве основных средств непосредственно импортирующим субъектом, но не для поставки этим субъектом другом субъекту. Данное освобождение не распространяется на легковые автомобили, за исключением автомобилей (такси) автотранспортных предприятий, занимающихся перевозкой пассажиров и зарегистрированных как юридическое лицо.Поставки с нулевой налоговой ставкой (статьи 149-151 НК КР)Следующие товары облагаются по нулевой ставке НДС:- Экспорт товаров, за исключением экспорта золотого сплава и аффинированного золота;- Поставка работ или услуг, связанных с международными перевозками пассажиров, багажа и грузов;- Поставка товаров и услуг, оказываемая дипломатическим и консульским представительствам, а также для личного пользования дипломатическим или консульским персоналом этих представительств в Кыргызской Республике;- Поставка товаров или услуг международной организации в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых выступает Кыргызская Республика. Налог на прибыльПлательщиками налога на прибыль являются все юридические лица-резиденты, осуществляющие экономическую деятельность и получающих прибыль от источников дохода как в Кыргызской Республике, так за ее пределами, а также все юридические лица-нерезиденты, осуществляющие экономическую деятельность в составе учреждений Кыргызской Республики и получающих прибыль от источников дохода в Кыргызской Республике. Объектом обложения налогом является прибыль, исчисляемая как разница между совокупным годовым доходом налогоплательщика и вычетами, предусмотренных Налоговым Кодексом.Ставки налога на прибыль (ст. 106-109 НК КР)Налогоплательщик|Вид дохода|Ставка|Юридические лица-резиденты; юридические лица-нерезиденты, имеющие постоянное учреждение в Киргизской Республике|Совокупный доход, уменьшенный на сумму вычетов, разрешенных Налоговым кодексом Киргизской Республики|30%|Общества инвалидов I и II группы, а также предприятия Киргизского общества слепых и глухих, в которых инвалиды составляют не менее 50 % от общего числа занятых. Перечень указанных предприятий определяется Правительством Киргизской Республики|Прибыль|0%|Юридические лица-резиденты|Проценты|5%|Юридические лица-нерезиденты, по доходам, не связанным с постоянным учреждением в Киргизской Республике|Дивиденды|10%|Они же|Страховые платежи, полученные по договорам страхования или перестрахования рисков|10%|Они же|Телекоммуникационные или транспортные услуги в международной связи и перевозках между Киргизской Республикой и другими государствами|10%|Они же|Доходы от авторских гонораров, оказания услуг (включая услуги по управлению, консультационные услуги), от аренды и другие доходы|30%|Налоговые льготыОсвобождаются:- прибыль общественных организаций от благотворительной деятельности (статья 112 НК КР);- прибыль исправительно-трудовых учреждений ГУИН МВД КР и кредитных союзов (статья 112 НК КР);- дивиденды, полученные юридическими лицами-резидентами (статья 112 НК КР);- прибыль инвестиционных фондов (статья 113 НК КР).Совокупный годовой доход юридических лиц уменьшается на сумму безвозмездно переданного актива, включая денежные средства, некоммерческим организациям, занимающимся благотворительной деятельностью, в размере, не превышающем 2 % налогооблагаемого дохода налогоплательщика.Проблемы налога на прибыльСтавка этого налога до 2002 г. составляла 30%, т.е. была достаточно высока и стимулировала уклонение от уплаты этого налога. Фактически его уплачивают только крупные предприятия и в тех отраслях экономики, где возможности укрыть прибыль от налогообложения ограничены. Предприятия малого и среднего бизнеса очень часто находят легальные и нелегальные способы уклонения. Ввиду того, что возможности принуждения к уплате в существующей налоговой системе на практике оказываются ограниченными, рассчитывать на добровольную уплату этого налога значительным количеством предприятий можно только при условии, что ставки налога на прибыль будут соответствовать существующему среди предпринимателей пониманию разумного размера этих ставок . Этими соображениями было продиктовано снижение ставки этого налога в 2002 г. до 20% (кроме естественных монополий). Проблема, однако, состоит в том, что снижение ставок (которое, конечно, должно быть всеобщим, иначе возможно возникновение серьезных проблем в администрировании этого налога и искажающее воздействие на экономическую деятельность) затрагивает и основных нынешних его плательщиков, что чревато значительными потерями налоговых поступлений. К числу других проблем данного налога относятся нечеткие определения совокупного годового дохода и основного дохода для сельскохозяйственных производителей. Не определены условия, при которых деятельность иностранного юридического лица приводит к возникновению постоянного учреждения в КР. Проблемой является также возможность занижения налогооблагаемой базы в результате заключения договоров с физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на основе патента и не ведущими учет доходов и расходов. Акцизный налогАкцизными налогами облагаются товары, произведенные на территории Кыргызской Республики и импортируемые на территорию Кыргызской Республики по 21 наименованию (в основном алкогольная и табачная продукция, а также изделия, относящиеся к предметам роскоши). Плательщиком акцизного налога являются все юридические и физические лица, производящие или импортирующие подакцизные товары.Ставки акцизного налога принимаются ежегодно Правительством утверждаются в денежном выражении на единицу физического объема или в процентах к стоимости товара.Освобождение от акцизов (статья 172)- Акцизом не облагаются подакцизные товары, импортируемые физическими лицами по нормам, утверждаемым Правительством Кыргызской Республики.- Освобождаются от уплаты акциза ниже перечисленные импортируемые товары: 1) подакцизные товары, необходимые для эксплуатации транспортных средств, осуществляющих международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, во время следования в пути и в пунктах промежуточной остановки, а также приобретенные за границей для ликвидации аварии (поломки);2) товары, оказавшиеся вследствие повреждения до пропуска их через таможенную границу Кыргызской Республики непригодными к использованию в качестве изделий и материалов;3) товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики;4) товары, ввозимые в благотворительных целях по линии государств, правительств, международных организаций, включая технического содействия;5) конфискованные, бесхозные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству;6) товары, ввезенные для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, а также для личного пользования их персонала, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, и освобождаемые в соответствии с международными договорами, участником которых является Кыргызская Республика;7) товары, перемещаемые через таможенную границу Кыргызской Республики, освобождаемые в рамках таможенных режимов, установленных таможенным законодательством Кыргызской Республики, за исключением режима "Выпуск товаров для свободного обращения". Проблемы акцизовБольшой проблемой этого налога является массовое уклонение от его уплаты в форме нелегального производства подакцизных товаров на территории республики и особенно контрабанды из соседних стран. В этих условиях экономические меры стимулирования расширения налогооблагаемой базы через снижение ставок до сих пор оказывались неэффективными, что показал, в частности, опыт снижения акцизов на спиртное в 2001 г., приведший к значительному падению поступлений этого налога. Резкое улучшение администрирования этого налога является абсолютно необходимым.В последнее время таможенные пошлины рассматриваются в основном как средство регулирования импорта и защиты отечественных товаропроизводителей. Фискальная функция таможенных пошлин приобрела второстепенное значение.Подоходный налог с физических лицПлательщиками подоходного налога являются все физические лица - резиденты и нерезиденты Кыргызской Республики, имеющий доход. Члены крестьянских и фермерских хозяйств, их объединения, ассоциации и другие сельскохозяйственные, для которых земля является основным средством производства и основным источником дохода, уплачивают только земельный налог (статья 72 НК КР). Объектом обложения налогом является доход, исчисляемый как разница между совокупным годовым доходом налогоплательщика и вычетами, предусмотренных Налоговым кодексом. Налогооблагаемый доход, у источников выплаты - физического лица подлежит обложению налогом по следующим ставка в зависимости от совокупного дохода, полученного в календарном году (статья 89 НК КР):1) от 6,50 до 50 кратной минимальной годовой заработной платы - 10 процентов с суммы доходов;2) свыше 50 кратной минимальной годовой заработной платы - 20 процентов с разницы суммы доходов.Проблемы подоходного налогаДействующий в Кыргызстане подоходный налог основывается на прогрессивной шкале ставок. В разные годы максимальная ставка составляла 40%, затем 33%, причем она должна была применяться, начиная с уровня доходов (чуть более 200 долларов в месяц), характерного для среднего класса, но отнюдь не для богатых людей. Очевидно, что очень немногие люди фактически уплачивали подоходный налог по максимальной ставке. В 2002 г. максимальная ставка подоходного налога снизилась до 20%; при этом поступления этого налога даже немного возросли.В силу особенностей экономики страны и налогового законодательства подоходный налог по прогрессивной шкале должно уплачивать меньшинство населения страны (примерно треть экономически активного населения). Помимо крестьян, уплачивающих налог на доходы в форме земельного налога, многие мелкие торговцы и производители также могут платить налог на доходы в другой форме – в виде патентных платежей (см. ниже). С этой точки зрения, даже не касаясь вопросов справедливости и проблем администрирования, прогрессивная шкала подоходного налога не способна эффективно выполнять функцию перераспределения доходов, для которой она предназначена. Законодательство предусматривает ряд видов доходов и категорий населения, освобожденных от налогообложения. Обращает на себя внимание отсутствие разрешенных вычетов на понесенные домохозяйствами расходы на образование и здравоохранение, что является обычной практикой во многих странах. Учитывая, что платное предоставление услуг в этих крайне важных для развития страны секторах уже широко распространено в Кыргызстане и, по-видимому, будет расширяться и далее, отсутствие таких вычетов, во-первых, удорожает эти услуги для граждан и, во-вторых, не способствует налаживанию надлежащего учета и уплаты налогов в этих весьма больших по размеру секторах экономики. С другой стороны, полностью исключены из налогообложения заработная плата и другие денежные выплаты военнослужащим, милиции и представителям других силовых структур.Имеются очень существенные различия в администрировании подоходного налога. Налог, удерживаемый у источника выплаты, администрируется гораздо лучше, чем тот, который собирается непосредственно налоговыми органами при подаче деклараций налогоплательщиками. Отчасти это связано с тем, что пока что многие категории налогоплательщиков имеют право не подавать и не имеют стимулов подавать (например, получение каких-либо вычетов) декларацию о доходах по итогам года. В результате лица, декларирующие свои реальные доходы, не имеют преимуществ перед теми, кто получает доходы от теневой деятельности.|

Информация о работе Особенности налогообложения в Кыргызской Республике