Особенности налогообложения кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:49, реферат

Краткое описание

Организация финансово-кредитного обслуживания предприятий, организаций и населения, функционирование кредитной системы играют исключительно важную роль в развитии хозяйственных структур. От эффективности и бесперебойности функционирования кредитно-финансового механизма зависят не только своевременное получение средств отдельными хозяйственными единицами, но и темпы экономического развития страны в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

про налог на прибыль банков.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

     ПРИБЫЛЬ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 

     2.1 Кредитные учреждения  и регулирование  их деятельности  в РФ 

     Организация финансово-кредитного обслуживания предприятий, организаций и населения, функционирование кредитной системы играют исключительно  важную роль в развитии хозяйственных структур. От эффективности и бесперебойности функционирования кредитно-финансового механизма зависят не только своевременное получение средств отдельными хозяйственными единицами, но и темпы экономического развития страны в целом.

     В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

     Кредитные организации подразделяются на банки, осуществляющие весь спектр операций, и небанковские кредитные организации, имеющие право на отдельные операции. Кредитные организации подлежат государственной регистрации в Центральном банке Российской Федерации.Из данного определения кредитных организаций следует, что основное целевое назначение данных юридических лиц состоит в том, что они создаются для извлечения прибыли. То есть кредитные организации можно рассматривать как соответствующую разновидность коммерческих организаций, играющих значительную роль в экономике страны. При этом основная цель — получение прибыли — достигается путем осуществления банковских операций, перечень которых предусмотрен Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».1

     Банком, согласно российскому закону, признается такая разновидность кредитной организации, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц

     Небанковская  кредитная организация осуществляет отдельные виды банковских операций, допустимые сочетания которых устанавливает Банк России и при наличии соответствующей лицензии Центрального Банка РФ: привлечение денежных средств во вклады на определенный срок, размещение привлеченных денежных средств, купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме, выдача банковских гарантий и др.

     Банк  России является органом банковского  регулирования и надзора за деятельностью  кредитных организаций.

     Регулирование кредитных организаций - это система  мер, посредством которых государство  через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

     Контроль  за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает  целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

     Главная цель банковского регулирования  и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов  вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

     При осуществлении функции надзора  и контроля за деятельностью коммерческих банков Банк России:

     - устанавливает обязательные для  кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

     - регистрирует кредитные организации  в Книге государственной регистрации  кредитных организаций, выдает  кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

     В целях обеспечения экономических  условий устойчивого функционирования банковской системы Российской Федерации, защиты интересов вкладчиков и кредиторов и Центральный банк РФ устанавливает следующие обязательные экономические нормативы деятельности кредитных организаций2:

     1. минимальный размер уставного  капитала для вновь создаваемых  кредитных организаций, минимальный  размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций (5 млн. евро в рублевом эквиваленте для банков, 500 тыс. евро в рублевом эквиваленте для небанковских кредитных организаций);

     2. нормативы достаточности капитала;

     3. нормативы ликвидности кредитной  организации;

     4. максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

     5.максимальный  размер крупных кредитных рисков;

     6. максимальный размер риска на  одного кредитора (вкладчика);

     7.максимальный  размер кредитов, гарантий и поручительств,  предоставленных кредитной организацией свои участникам (акционерам, пайщикам) и инсайдерам;

     8. максимальный размер привлеченных  денежных вкладов (депозитов)  населения;

     9. нормативы использования собственных  средств кредитных организаций  для приобретения долей (акций)  других юридических лиц.

     Для осуществления своих функций  в области банковского надзора  и регулирования ЦБ проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и  применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.

     В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных  актов и предписаний Банка  России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной  информации ЦБ имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

     Развитие кредитной системы и кредитного дела в полной мере определяется экономической ситуацией в стране. В 2008 г. начался финансовый кризис в России, который являлся продолжением мирового финансового кризиса. Он крайне неблагоприятно повлиял на всю банковскую систему.

     По  данному вопросу в феврале 2009 г. Ассоциацией «Россия» была организована традиционная встреча руководителей  Банка России и топ – менеджеров. Главным вопросом обсуждения стала  текущая ситуация с регулированием деятельности кредитных организаций.

     В своем выступлении президент  Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков отметил, что «по мнению большинства аналитиков, текущий кризис продлится около трех лет. Вполне естественно, что все это время банки будут испытывать определенные сложности с выделением средств на увеличение капитала. Однако, подготовленная исходя из этих соображений и внесенная в Государственную Думу, поправка в закон о поэтапном увеличении уставного капитала, предусматривающая перенос сроков, указанных в законе, была отклонена».

     Председатель  Совета Ассоциации «Россия» Александр Мурычев считает, что «в нынешних условиях требовать увеличения уставного капитала – сути законодательно одобрить рейдерство на банковском рынке. Если государство объявило поддержку малого бизнеса, необходимо поддерживать и малые банки – ведь это тоже субъекты малого бизнеса. На время кризиса вообще необходимо ввести мораторий на увеличение налогов и повышение стоимости продукции естественных монополий. Однако все эти шаги будет очень тяжело принять».

     Директор  департамента банковского регулирования  и надзора Алексей Симановский утверждает, что «два года назад банки тоже сетовали на излишнюю жесткость надзора. Однако кризис наглядно показал, что надзор был даже излишне либерален. Далеко не все проблемы, возникшие у российских банков, вызваны негативным внешним фоном. Во многих они виноваты сами. В нынешней непростой ситуации на первый план выходит прозрачность. И политика Банка России будет направлена на усиление надзора за непрозрачными кредитными организациями, делая, таким образом, прозрачность конкурентным преимуществом. Мы готовы принять горькую правду, не надо только больше сладкой лжи».

     Председатель  комитета по финансовому рынку Государственной  Думы РФ Глеб Фетисов обращает внимание, что «Репутация – главный капитал банков – зарабатывается десятилетиями. Поэтому нужно очень взвешенно подходить к регулированию банковского рынка. Если уж выдали лицензию и банк ведет экономическую деятельность, ему нужно помогать. По крайней мере, не нужно сейчас ужесточать правила игры. Наоборот, необходимо пересмотреть определенные нормативы, которые принимались в благополучное время, и соблюдать которые сейчас крайне сложно. Как можно требовать от российских банков соблюдения норматива по доходности, когда крупнейшие мировые кредитные организации несут миллиардные убытки! Необходимо также снизить требования по достаточности капитала и разрешить рефинансирование ссуд без пересмотра категории надежности».

     Некоторые послабления в области надзора  пообещал руководитель главной инспекции кредитных организаций Владимир Сафронов. Но не в плане проведения проверок – здесь изменения не планируются – а в плане применения надзорных мер, при назначении которых будет учитываться рыночная ситуация3.

     На  мой взгляд, банковскому сектору нужно обязательно помогать государству особенно во время финансового кризиса.

     Налоги  в банковской системе занимают важное место как инструмент проведения централизованной финансово-кредитной  политики государства и призваны наилучшим образом обеспечить:

     1. Фискальную политику, накопление централизованных финансовых ресурсов в банках на разных уровнях управления (федеральном, республиканском, краевом. областном, местном), необходимых для финансирования различных мероприятий. осуществляемых за счет государственного и местного бюджетов.

     2. Взаимоотношения предприятий с  бюджетом. Переход к налоговым  методам регулирования финансовых  взаимоотношений государства с  предприятиями предполагает единство  калькулирования затрат на производство  и реализацию продукции и исчисления прибыли.

     3. Защиту хозрасчетных, коммерческих  интересов предпринимателя (предприятия)  и покупателей в условиях рыночной  экономики.

     4. Создание мотивации в связи  со стремлением получить прибыль  для внедрения достижений научно-технического  прогресса и новых технологий, обеспечивающих выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции.

     5. Формирование косвенных методов  регулирования перераспределения  финансовых ресурсов для обеспечения  приоритетного развития отдельных  отраслей, народнохозяйственных комплексов и регионов, важнейших научно-технических программ, экспорта и импорта товаров и других стратегических направлений, реализации экономической политики государства. Это достигается при помощи различных льгот и пониженных ставок налогообложения.

     6. Проведение (через ставки, льготы) антимонопольной  политики, ограничение экономически  необоснованного роста прибыли  монопольных производителей на  рынке товаров и услуг, включенных  в государственный реестр России.

     7. Приближение методов распределения  доходов к системе налогообложения стран с развитой рыночной экономикой, что является одной из экономических предпосылок участия в мирохозяйственных связях. Однако это в полной мере может быть решено лишь при сопоставимости других показателей и, в первую очередь, уровня оплаты труда.

     Банковская  деятельность имеет свою специфику, которая учитывается при разработке порядка исчисления налога на прибыль, например, при определении налогооблагаемой базы, при определении доходов  и расходов и т.д. 

     2.2 Особенности определения доходов и расходов кредитных организаций 

Информация о работе Особенности налогообложения кредитных организаций