Понятие налоговых льгот и их классификации, их влияние на принятие управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования понятия льготы в налоговом праве и видов налоговых льгот обусловлена отсутствием сколько-нибудь законченного современного финансово-юридического учения о налоговых льготах, которое бы могло послужить правильному пониманию такого многосложного юридического явления как налоговая льгота. Неразработанность подобного учения, в свою очередь, является следствием неразработанности учения о льготах в праве вообще, так и несогласованность в подходах к классификации налоговых льгот в российской правовой литературе. Цель работы – изучение понятия и видов льготы в налоговом праве. Задачи: - определить понятие льготы в системе налогового права; - охарактеризовать подходы к классификации налоговых льгот в правовой литературе. Сущность, функции и роль налоговых льгот относятся к числу недостаточно изученных и дискуссионных вопросов в налоговой теории. Исследованию теоретических аспектов налоговых льгот посвящены работы таких авторов, как B.C. Бард, СВ. Барулин, Н.Г. Вишневская, И.В. Горский, В.Г. Пансков, С. Никитин, И. Николаев, Л.П.Павлова, Н.И. Сидорова, СВ. Бадьина, И.П. Мерзляков и другие. Нет единого мнения относительно сущности налоговых льгот.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Понятие и функции налоговой льготы ……………………………….................4 2. Виды и классификация налоговых льгот……………………………………….8 3.Влияние налоговых льгот на принятие управленческих решений....................13
4.Заключение………………………………………………………………………..20 Список использованных источников……………………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

реферат налоги.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Влияние налоговых льгот на принятие управленческих решений.

В налоговом  законодательстве налоговая льгота определяется следующим образом. В  соответствии с п. 1 ст. 56 "Установление и использование льгот по налогам и сборам" части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Каков общий порядок установления налоговых льгот? Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога (п. 1 ст. 17 "Общие условия установления налогов и сборов" Кодекса). В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (п. 2 ст. 17 Кодекса). Таким образом, при установлении отдельных налогов налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком могут не предусматриваться. Подпунктом 3 п. 1 ст. 21 "Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)" установлено, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. В соответствии с п. 1 ст. 12 "Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов" Кодекса в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 указанной статьи (п. 2 ст. 12 Кодекса). Пунктом 3 ст. 12 Кодекса установлено, что региональными налогами признаются налоги, которые установлены Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 указанной статьи. Пунктом 7 ст. 12 Кодекса предусмотрено, что Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст. 13 - 15 Кодекса. Согласно ст. 13 "Федеральные налоги и сборы" Кодекса к федеральным налогам и сборам относятся:             

-  налог на  добавленную стоимость;        -  акцизы;            -  налог на доходы физических лиц;        -  единый социальный налог;          -  налог на прибыль организаций;         -  налог на добычу полезных ископаемых;       -  налог на наследование или дарение;        -  водный налог;            -  сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;        -  государственная пошлина.         Статьей 14 "Региональные налоги" установлено, что к региональным налогам относятся:            - налог на имущество организаций;        - налог на игорный бизнес;           - транспортный налог.            В свою очередь, ст. 15 "Местные налоги" установлено, что к местным налогам относятся:           - земельный налог;            - налог на имущество физических лиц.        Согласно п. 3 ст. 12 Кодекса региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено п. 7 указанной статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах. Так какие же налоговые льготы по налогу на прибыль организаций предоставлены налогоплательщикам в настоящее время? В соответствии с п. 14 ст. 1 Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации дополняется гл. 25 "Налог на прибыль организаций".  После вступления в силу гл. 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Кодекса (с 1 января 2005 г.) продолжают применяться (не утратили силу) некоторые налоговые льготы по налогу на прибыль, введенные в действие ранее (в первую очередь Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"). В этой связи возникает следующий вопрос: предоставлены ли налогоплательщикам какие-либо налоговые льготы по налогу на прибыль организаций в соответствии с актами законодательства о налогах, вступившими в силу после 1 января 2005 г.? Согласно ст. 2.1 названного Федерального закона налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующих порядке и размере: в 2004 - 2005 гг. - 0%; в 2006 - 2008 гг. - 6%; в 2009 - 2011 гг. - 12%; в 2012 - 2014 гг. - 18%; начиная с 2015 г. - в соответствии с п. 1 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, установленной в 2006 - 2008 гг., зачисляется: в размере 1% налоговой ставки - в федеральный бюджет; в размере 5% налоговой ставки - в бюджеты субъектов Российской Федерации. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, установленной в 2009 - 2011 гг., зачисляется: в размере 2% налоговой ставки - в федеральный бюджет; в размере 10% налоговой ставки - в бюджеты субъектов Российской Федерации. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, установленной в 2012 - 2014 гг., зачисляется: в размере 3% налоговой ставки - в федеральный бюджет; в размере 15% налоговой ставки - в бюджеты субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации предусмотренная указанной статьей налоговая ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. Распределение сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, устанавливается в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.  В связи с вышеизложенным, а также учитывая, что ст. 2.1 названного Федерального закона отдельной категории налогоплательщиков (сельскохозяйственным товаропроизводителям, не перешедшим на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, т.е. единый сельскохозяйственный налог) предоставлено по законодательству о налогах (названным Федеральным законом) преимущество по сравнению с другими налогоплательщиками (уплата налога на прибыль по меньшей ставке), следует признать, что ст. 2.1 названного Федерального закона введена льгота по налогу на прибыль. Это означает, что указанная льгота введена Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", т.е. уже после вступления в силу Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ. Какие еще положения части первой Кодекса связаны с общим порядком установления налоговых льгот? В соответствии со ст. 52 "Порядок исчисления налога" Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер (п. 1 ст. 56 Кодекса). Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом (п. 2 ст. 56 Кодекса).     

Льготы по федеральным  налогам и сборам устанавливаются  и отменяются Кодексом. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) законами субъектов  Российской Федерации о налогах. Неправомерное применение указанной льготы приводит к занижению соответствующей налоговой базы. 

В связи с  этим речь может идти об ответственности, предусмотренной не п. 1 и 2, а п. 3 ст. 120 Кодекса.          Согласно п. 1 ст. 122 "Неуплата или неполная уплата сумм налога" Кодекса неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Занижение налоговой базы происходит, в частности, при неправомерном применении налоговых льгот. Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату сумм налога, произошло по иным основаниям, налогоплательщик должен нести ответственность в соответствии со ст. 122 Кодекса А.А. Авдеев "О порядке применения налоговых льгот (на примере налоговых льгот по налогу на прибыль организаций)". "Налоги", М., 2006, N 25.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проведенного исследования понятия и видов налоговых льгот можно сделать следующие выводы.       Определено, что налоговыми льготами или льготами по налогам и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. В том числе понятие налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, что следует из ст. 56 НК РФ. Выявлено, что благодаря применению данного налогового инструмента государством достигаются две цели. Главная цель состоит в сокращении размеров налогового обязательства налогоплательщика. Вторая цель, которая на практике преследуется относительно реже, — это отсрочка или рассрочка платежа. Однако и вторую цель надлежит рассматривать как способ косвенного сокращения налоговых обязательств налогоплательщика, поскольку отсрочка или рассрочка платежа фактически являются кредитом, предоставленным бесплатно или на льготных условиях.         Таким образом, несмотря на общность целей, налоговые льготы обладают различиями в механизме своего действия, который зависит от того, на изменение какого элемента структуры налога (предмета налогообложения, налоговой базы, окладной суммы) направлена льгота. По данному признаку льготы разделяются на три группы:            - изъятия;            - скидки;            - освобождения.           Особо следует отметить, что формирование множественности налоговых режимов, высказанных в литературе, порождает многообразные возможности уклонения от уплаты налогов (путем трансферта прибыли из предприятий, не пользующихся преференциальным режимом, в предприятия, имеющие льготы).  В целях совершенствования института налоговых льгот необходимо:  

1. Провести «инвентаризацию» закрепленных в нормативных актах налоговых льгот;            2. Выработать их системную концепцию;      3. Установить надлежащий контроль за установлением налоговых льгот и их реальным осуществлением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации от 13.12.1993. // Российская газета. – 20.12.1993. – №43.                     2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.07.2009) // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998  3. Артемьева С., Калинина А., Николаев И., Шульга И. Экономика льгот. Статья 2. Налоговые льготы // Общество и экономика. – 2006. - №10. – с.122 – 136.                4. Барулин С.В., Макрушин А.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики. Финансы // 2008. N 2. С. 39 - 40.            

5. Гриценко В.В. Налоговые льготы как институт налогового права РФ // Финансовое право. 2003. N 3. С. 16.                                                                                           6. Крохина Ю.А. Правовой механизм налога и его элементы. Налоговое право России. Учебник / Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: Норма, 2008. С. 62.               7.  Кучерявенко Н.П. Налоговые льготы. Основы налогового права. Учебное пособие. Харьков: Легас, 2003.               8. Кузнеченкова В.Е. Понятие и классификация налоговых льгот //Финансовое право, 2004, № 2. – С. 14-21.                                9.  Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М.: Юрист, 2003. С. 66.             10.  Малько А.В. Льготы, привилегии и иммунитеты в праве; Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. М.: Юрист, 2006. С. 484.  11. Матинов А.С. Специальные налоговые режимы (правовые аспекты) // Финансовое право. 2002. N 4. С. 48.                                12. Налоговое право: Учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. – М., 2009. - 591с.               13. Печенкин Ю.А. Льготы по налоговому праву России. – М.,, 2008.- 123 с.               




Информация о работе Понятие налоговых льгот и их классификации, их влияние на принятие управленческих решений