Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 23:12, контрольная работа
Согласно статье 19 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Права налогоплательщиков и плательщиков сборов определены в статье 21 НК РФ:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
В случае неисчисления и неудержания налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, обязанность по уплате налога считается неисполненной налогоплательщиком, то есть именно он является должником перед бюджетом. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Иными словами, нормы НК РФ, регулирующие порядок взыскания налогов, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных ими с налогоплательщиков сумм налогов.
Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить удержанные суммы налога (ст. 108 НК РФ). Помимо уплаты недоимки и пени с налогового агента, в соответствии со статьей 123 НК РФ взыскивается штраф за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога. Размер штрафа – 20% от суммы, подлежащей перечислению.
Штраф взыскивается независимо от того, была ли соответствующая сумма удержана у налогоплательщика. Но правонарушение имеет место только в том случае, когда налоговый агент мог удержать соответствующую сумму у налогоплательщика из выплачиваемых ему денежных средств.
Ответственность к налоговому агенту может применяться и на основании некоторых других статей НК РФ, в которых этот участник налоговых отношений прямо предусмотрен. В частности, ответственность за непредставление налоговым агентом сведений в налоговые органы установлена статьей 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Каждый документ (справка), касающийся конкретного налогоплательщика, является отдельным документом независимо от способа его представления в налоговый орган: на бумажном или магнитном носителе. Взыскание же налоговых санкций производится в судебном порядке.
2. Состав, структура, функции, права и обязанности налоговых органов
налогоплательщик сбор орган обязанность
Согласно Налоговому Кодексу РФ, статья 30, налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
Единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства РФ по налогам и сборам и его территориальных органов. Территориальными органами МНС РФ являются:
1) управления Министерства РФ по налогам и сборам по субъектам РФ;
2) межрегиональные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам;
3) инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по районам, районам в городах, городам без районного деления;
4) инспекции Министерства
РФ по налогам и сборам
Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 20.05.2004 г.) закрепил, что после вступления в силу соответствующего федерального закона Министерство РФ по налогам и сборам преобразуется в Федеральную налоговую службу. Функции МНС РФ по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, а также по ведению разъяснительной работы по российскому налоговому законодательству будут переданы Министерству финансов РФ.
В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, полномочиями налоговых органов обладают:
1) таможенные органы;
2) органы государственных внебюджетных фондов.
Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.
Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы осуществляют свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных Налоговым кодексом и иными федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов.
Функции налоговых органов
Наименование государственного органа |
Функции |
Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в РФ |
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством о налогах и сборах. Важнейшие частные функции: • учет налогоплательщиков; • контроль своевременности предоставления и достоверности документов, связанных с исчислением и уплатой налогов (в неофициальной речи – «прием отчетности»); • возврат излишне взысканных налогов; • обеспечивают правильность применения налоговых санкций; • предъявляют иски в суды; • осуществляют осмотр и изъятие документов у налогоплательщиков; • приостанавливают операции по счетам. |
Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения |
Взимание налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. |
Федеральная служба налоговой полиции РФ |
Предупреждение, выявление, пресечение и расследование нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями. ФСНП является правоохранительным органом и имеет право производить дознание и следствие, а также осуществлять оперативно-розыскную деятельность. |
Государственные внебюджетные
фонды (в настоящее время – |
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты единого социального налога, индивидуальный учет платежей в Пенсионный фонд РФ (в неофициальной речи – «прием отчетности»). |
Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, иные уполномоченные органы (например, финансовые органы в Вооруженных силах, спецслужбах и т.п.) |
Решение вопросов об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов и т.п. |
Права налоговых органов определены в статье 31 НК РФ:
1) требовать в соответствии
с законодательством о налогах
и сборах от налогоплательщика,
плательщика сбора или
2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым Кодексом;
3) производить выемку
документов у
4) вызывать на основании
письменного уведомления в
5) приостанавливать операции
по счетам налогоплательщика, плательщика
сбора или налогового агента
в банках и налагать арест
на имущество
6) в порядке, предусмотренном
статьей 92 НК РФ, осматривать любые
используемые
7) определять суммы налогов,
подлежащие уплате
8) требовать от
9) взыскивать недоимки, а
также пени и штрафы в порядке,
установленном Налоговым
10) требовать от банков
документы, подтверждающие факт
списания со счетов
11) привлекать для проведения
налогового контроля
12) вызывать в качестве
свидетелей лиц, которым могут
быть известны какие-либо
13) заявлять ходатайства
об аннулировании или о
14) предъявлять в суды
общей юрисдикции или
Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.
Обязанности налоговых органов определены статьей 32 НК РФ:
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
4) бесплатно информировать
(в том числе в письменной
форме) налогоплательщиков, плательщиков
сборов и налоговых агентов
о действующих налогах и
5) руководствоваться письменными
разъяснениями Министерства
6) сообщать налогоплательщикам,
плательщикам сборов и
7) принимать решения о
возврате налогоплательщику, плательщику
сбора или налоговому агенту
сумм излишне уплаченных или
излишне взысканных налогов, сборов,
пеней и штрафов, направлять оформленные
на основании этих решений
поручения соответствующим
8) соблюдать налоговую
тайну и обеспечивать ее
9) направлять налогоплательщику,
плательщику сбора или
10) представлять
11) осуществлять по заявлению
налогоплательщика, плательщика сбора
или налогового агента
12) по заявлению
Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Информация о работе Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов