Таким образом, камеральная
налоговая проверка - проверка, проводимая
по месту нахождения налогового органа
на основе налоговых деклараций (расчетов)
и документов, представленных налогоплательщиком,
а также других документов о деятельности
налогоплательщика, имеющихся у налогового
органа, с целью контроля за соблюдением
налогоплательщиком, плательщиком сборов
или налоговым агентом законодательства
о налогах и сборах.
2.3. Анализ эффективности контрольной
деятельности налоговых органов России
за 2012-2013 гг.
Современные социально-экономические
условия в стране вынуждают налогоплательщиков
скрывать свои доходы, что способствует
ускоренному совершенствованию налоговой
системы, так как в основном именно страх
последующей юридической ответственности
является самым значимым обстоятельством,
заставляющим платить налоги. Одним из
важнейших условий стабилизации финансовой
системы России является обеспечение
устойчивого сбора налогов.
Мобилизуемые средства
в бюджет РФ в виде налогов и других обязательных
платежей во многом зависят от четкого
исполнения юридическими и физическими
лицами налогового законодательства и
других нормативных актов. Вследствие
неуплаты налогов образуется диссонанс
в бюджете, в результате чего не выполняются
различные программы государства, нарушается
финансирование обороноспособности страны,
не выплачиваются пенсии, заработная плата
государственных предприятий, страдает
медицинская сфера. Эти факторы являются
наиболее значимыми при оценке стабильности
и финансовой самостоятельности государства.
И это далеко не все проблемы, которые
возникают из-за несовершенства налоговой
системы.
В этой
связи в настоящее время уделяется много
внимания реформированию налогового администрирования
с целью повышения эффективности работы
налоговых органов. Обычно, рассматривая
вопрос об эффективности какой-либо контрольной
деятельности, прежде всего, имеют в виду
адекватность достигнутых в процессе
ее осуществления результатов намеченным
целям, степень приближения результата
к цели с одновременным учетом произведенных
затрат.
Для всесторонней
оценки эффективности осуществления налогового
контроля в России за отчетный период
первоначально следует проанализировать
показатели результативности.
Таблица 2.1.
Результативность налогового контроля
в РФ за 2012-2013 гг.
17
Показатель |
Значение показателя |
Год |
2012 |
2013 |
Количество осуществленных
камеральных и выездных проверок, тыс.
|
34974228 |
34244473 |
Дополнительно начислено платежей
по результатам всех проверок, руб. |
369 429 788 000 |
334 918 249 000 |
Показатель результативности
налогового контроля (руб. до начислено
на 1 проверку) |
10,562 |
9,780 |
Согласно
данным ФНС России за 2012 год органами ФНС
было проведено 34974228 проверок, общая сумма
дополнительных начислений, включая
налоговые санкции и пени составляют 369 429 788 000
рублей, следует отметить, что в 2013 году
было проведено 34244473 налоговых проверок,
из них 34204702-камеральных и 39771-выездных,
это говорит о том, что за 2013 год было проведено
меньше выездных и камеральных проверок
на 729755 проверки, выясним, пострадали ли
результативность одной налоговой проверки
от сокращения общего числа налоговых
проверок.
Используя
данные таблицы 2.1. мы можем рассчитать
значение показателя П.рез, характеризующего
результативность одной проверки:
П.рез = Д / К,
где
Д – дополнительно начисленные
платежи, руб.;
К – количество камеральных
и выездных проверок всего, единицы.
Из данного анализа следует,
что результативность одной налоговой
проверки на 2013 г ниже на 728 рублей сравнительно
с 2012 годом.
Таблица 2.2.
Результативность камерального
налогового контроля в РФ за 2012-2013 гг.
Показатель |
Значение показателя |
Год |
2012 |
2013 |
Количество осуществленных
камеральных проверок, |
34 918 288 |
34 204 702 |
Дополнительно начислено платежей
по результатам камеральных проверок
всего, руб. |
57 891 115 000 |
55 876 794 000 |
Показатель результативности
камерального контроля (руб. до начислено
на 1 проверку) |
1 657 |
1 633 |
Как видно
из таблицы результативность камерального
контроля, резко снизилась в 2013 году, впоследствии
незначительно снижается и получает свое
закрепление на уровне 1 633 тысяч рублей,
до начисленных по результатам 1 проверки,
следует подчеркнуть, что количество камеральных
проверок сократилось за 2013 на 713586 проверки,
что повлияло на результативность
контрольной деятельности налоговых органов.
Такие показатели деятельности в 2012-2013
годах говорят о снижении качества
работы налоговых органов.
Далее рассмотрено
соотношение итогов выездного налогового
контроля за период 2012-2013 гг. Следует заметить,
что именно выездные налоговые проверки
вносят основную лепту в процесс формирования
результата налогового контроля, так как
главной целью осуществления камерального
контроля служит охват как можно большего
количества налогоплательщиков и отбор
недобросовестных из них для их последующего
выездного контроля.
Таблица 2.3.18
Результативность выездного
налогового контроля в РФ за 2012-2013 гг.
Показатель |
Значение показателя |
Год |
2012 |
2013 |
Количество осуществленных
выездных проверок. |
55 940 |
39 771 |
Дополнительно начислено платежей
по результатам выездных проверок всего,
руб. |
311 538 673 000 |
279 041 455 000 |
Показатель результативности
выездного контроля ( руб. до начислено
на 1 проверку) |
5 569 |
7 016 |
Повышение
результативности выездных налоговых
проверок в 2012-2013 годах обусловлено улучшением качества
аналитической работы, что в результате
позволило сократить количество выездных
налоговых проверок в 2013 году на 16169
проверок, при этом их эффективность возросла.
Как видно
из представленных данных, существенный
рост значений показателя результативности
не зависит от увеличения количества проводимых
выездных налоговых проверок. Следует
повышать качество деятельности органов,
в области регистрации вновь создаваемых
юридических лиц.
Таким образом,
проведенный анализ по результатам
проведенной количественной оценки осуществления
деятельности ФНС России по контролю в
области соблюдения налогового законодательства
в РФ были использованы статистические
данные о деятельности ФНС за период 2012-2013
гг.Анализ полученных результатов показал,
что в России за рассматриваемый период
значительно возросла результативность
налогового контроля (как камерального,
так и выездного). В то же время наблюдается
снижение количества проводимых мероприятий
выездного контроля, уровень взыскания
до начисленных платежей повысился.
3. Проблемы и направления совершенствования
организации проведения камеральной налоговой
проверки
3.1. Проблемы, возникающие при
камеральной налоговой проверки
В механизме
налогового контроля камеральная налоговая
проверка занимает одно из основных мест,
так как именно она является наиболее эффективным
методом, позволяющим предупредить и пресечь
правонарушения и преступления в налоговой
сфере на их начальной стадии.
Согласно ст. 88 НК РФ камеральная налоговая
проверка проводится по месту нахождения
налогового органа на основе налоговых
деклараций и документов, представленных
налогоплательщиком, служащих основанием
для исчисления и уплаты налога, а также
других документов о деятельности налогоплательщика,
имеющихся у налогового органа. Предусмотренные
в ст. 88 НК РФ правомочия, осуществляемые
налоговыми органами в процессе камеральных
проверок (возможность затребовать у налогоплательщика
дополнительные сведения, получать объяснения
и дополнительные документы и т.д.), позволяют
им в рамках данной формы налогового контроля
выявить те проблемные моменты в деятельности
налогоплательщика, более глубокий анализ
которых может привести к столь желаемому
для любого налогового инспектора результату,
а именно доначислению в бюджет налогов
и взысканию штрафных санкций.
В связи
с вышесказанным становится очевидным,
что именно камеральные налоговые проверки
становятся тем звеном, усилив которое
налоговые органы смогут резко поднять
эффективность своей работы.
Законодательная база, регулирующая правоотношения
в сфере осуществления мероприятий камеральной
налоговой проверки, в последние годы претерпевает
существенные изменения, однако многие 19 проблемы в области правового
и организационного обеспечения камеральной
налоговой проверки остаются нерешенными,
о чем свидетельствует как правоприменительная
практика налоговых органов, так и практика
арбитражных судов.
В настоящее
время камеральные проверки остаются
существенным фактором пополнения бюджета.
Особо важным направлением камеральной
проверки является проверка обоснованности
заявленных плательщиком к возмещению
сумм НДС, а также применение налоговых
льгот в части исчисления НДС. На сегодняшний
день проблема возмещения НДС из федерального
бюджета остается серьезным препятствием
для развития российского экспорта, поскольку
налоговые органы в большинстве случаев
не могут проверить реальность экспортных
операций в срок менее чем 1 год. В связи с тем что налоговое
законодательство в области организации
и проведения мероприятий камеральной
налоговой проверки окончательно не сформировалось,
многие аспекты осуществления камеральной
налоговой проверки в настоящее время
не урегулированы законом, на практике
возникает большое количество споров
между налогоплательщиками и инспекциями
Федеральной налоговой службы, а также
нередки противоречия между различными
судебными инстанциями.
До внесения
соответствующих изменений в Налоговый
кодекс судебные органы, разрешая подобные
проблемы на практике, оставляют за налоговым
органом право проведения выездной налоговой
проверки налогоплательщика с учетом
вновь открывшихся обстоятельств. Данное
положение подтверждается Определением
Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 3 октября 2007 г. N 10678/07, в котором
говорится, что налоговые органы могут
"провести выездную налоговую проверку
правильности исчисления и уплаты того
же налога по тем же налоговым периодам
и принять соответствующее решение по
результатам такой проверки".
Также при
решении данной проблемы, на наш взгляд,
государству в лице компетентных органов
необходимо рассмотреть вопрос заключения
международных соглашений, предусматривающих
согласованные действия налоговых органов
стран по администрированию налоговых
и иных обязательных платежей, полномочия
налоговых органов страны осуществлять
взыскание налогов с граждан в пользу
другой страны, перед которой гражданин
имеет неисполненные обязанности по уплате
налога, применение мер обеспечения такого
взыскания (арест имущества, приостановление
операций по счетам). Подобные соглашения
существуют в настоящее время с некоторыми
иностранными государствами и предполагают
обмен информацией. В соответствии с ними
в Российскую Федерацию поступает информация
о регистрации налогоплательщиков, открытии
счетов, полученных доходах и уплаченных
суммах налогов, иная информация, связанная
с налогообложением. В свою очередь, Российская
Федерация предоставляет аналогичную
информацию. Помимо разработки и заключения
соглашений, совершенствования международного
информационного взаимодействия требуют
решения технические проблемы (внедрение
единого формата передачи данных, защита
каналов связи и т.д.).
Таким образом,
для выполнения требований статьи 88 (камеральная
налоговая проверка) НК РФ необходимы
в первую очередь активная правотворческая
деятельность компетентных законодательных
органов, основанная на сложившейся правоприменительной
практике, а также разработка и внедрение
механизмов, позволяющих более эффективно
выполнять задачи новых технологий налоговых
проверок и органов по сбору налогов, обеспечивать
оперативное проведение проверок с максимальным
охватом налогоплательщиков, повышение
объективности информации, содержащейся
в информационных базах данных, анализ
информации о налогоплательщиках для
рационального отбора налогоплательщиков
на выездную налоговую проверку, проведение 20 оптимальной пред проверочной
подготовки специалистов перед выходом
на проверку. В связи с тем что налоговое
законодательство в области организации
и проведения мероприятий камеральной
налоговой проверки окончательно не сформировалось,
многие аспекты осуществления камеральной
налоговой проверки в настоящее время
не урегулированы законом, на практике
возникает большое количество споров
между налогоплательщиками и инспекциями
Федеральной налоговой службы, а также
нередки противоречия между различными
судебными инстанциями.
Наиболее
часто встречающейся проблемой, с которой
сталкиваются налоговые органы при проведении
камеральных налоговых проверок, это занижение
налоговой базы по, налогу на доходы физических
лиц, так называемая зарплата «в конвертах»
а также страховых взносов. Для налоговых органов
- это такие выплаты работникам, которые
работодатель не учитывает при налогообложении.
То есть, по сути, это схема, позволяющая
работодателям уклониться от уплаты налога
на доходы физических лиц.
Таким образом,
для выполнения требований статьи 88 (камеральная налоговая проверка) НК РФ необходимы
в первую очередь активная правотворческая
деятельность компетентных законодательных
органов, основанная на сложившейся правоприменительной
практике, а также разработка и внедрение
механизмов, позволяющих более эффективно
выполнять задачи новых технологий налоговых
проверок и органов по сбору налогов, обеспечивать
оперативное проведение проверок с максимальным
охватом налогоплательщиков, повышение
объективности информации, содержащейся
в информационных базах данных, анализ
информации о налогоплательщиках для рационального 21 отбора налогоплательщиков
на выездную налоговую проверку, проведение
оптимальной пред проверочной подготовки
специалистов перед выходом на проверку.
Одним из основных
спорных вопросов, связанных с проведением
камеральной налоговой проверки, является
истребование соответствующих документов.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ
установил, что налоговый орган не вправе
требовать дополнительные сведения и документы,
за исключением тех случаев, когда документы
(в соответствии с нормами НК РФ)
должны представляться вместе с налоговой
декларацией. Пункт 6 ст. 88 НК РФ закрепляет
право налоговых органов истребовать
у налогоплательщиков, использующих налоговые
льготы, документы, подтверждающие правомерность
их использования. При возмещении или возврате
налога на добавленную стоимость налогоплательщики
также обязаны по требованию налогового
органа представить документы, подтверждающие
право на возмещение или возврат НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ).