Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 15:21, курсовая работа
Краткое описание
Российская Федерация как государство, Конституция которого предусматривает в качестве ориентира социальное государство, стремясь максимально исходя из существующих возможностей защищать права своих граждан, устанавливает в правовых отношениях такой порядок, который предусматривает социальное обеспечение тех категорий граждан, которые признаны нуждающимися в таковой. В этом проявляются социальные функции государства.
Содержание
Введение Глава 1. Эволюция Пенсионного фонда Российской Федерации 1.1 История становления пенсионного обеспечения в России 1.2 Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации Глава 2. Пенсионный фонд РФ на современном этапе развития 2.1 Организационно-правовые основы деятельности фонда 2.2 Цели и задачи фонда 2.3 Порядок формирования доходов бюджета Пенсионного фонда РФ 2.4 Направления и порядок использования средств фонда 2.5 Анализ доходов и расходов бюджета фонда Глава 3. Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ Заключение Библиографический список
Материальным источником любого внебюджетного
фондаявляется национальный доход. Преобладающая
часть фондов создается в процессе перераспределения
национального дохода. Основные методы
мобилизации национального дохода в процессе
его перераспределения при формировании
фондов - специальные налоги и сборы, средства
из бюджета и займы.
Средства ПФР формируются
за счет:
- страховых взносов работодателей;
- страховых взносов граждан, занимающихся
индивидуальной трудовой деятельностью,
в том числе фермеров и адвокатов;
- страховых взносов иных категорий
работающих граждан;
- ассигнований из республиканского
бюджета Российской Федерации
на выплату государственных пенсий
и пособий военнослужащим и
приравненным к ним по пенсионному
обеспечению гражданам, их семьям
социальных пенсий, пособий на
детей в возрасте старше полутора
лет, на индексацию указанных
пенсий и пособий, а также на
предоставление льгот в части
пенсий, пособий и компенсаций
гражданам, пострадавшим от чернобыльской
катастрофы, на расходы по доставке
и пересылке пенсий и пособий;
- добровольных взносов (в том
числе валютных ценностей) физических
и юридических лиц, а также
доходов от капитализации средств
ПФР и других поступлений.
Специальные налоги и сборыустанавливаются
законодательной властью. Значительное
количество фондов формируется за счет
средств центрального и региональных
местных бюджетов. Средства бюджетов поступают
в форме безвозмездных субсидий или определенных
отчислений от налоговых доходов бюджета.
Доходами внебюджетных фондов могут выступать
и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных
фондов положительное сальдо может быть
использовано для приобретения ценных
бумаг и получения прибыли в форме дивидендов
или процентов.
Расходы на пенсионное обеспечение –
это самый объемный поток социальных трансфертных
платежей в России. В течение последних
лет эти финансовые потоки составили от
25 до 47 процентов по отношению к расходам
федерального бюджета. В нашей стране
насчитывается более 38,5 миллионов пенсионеров,
это более 1/5 всего населения России.
Основной источник доходов фонда – это
страховые взносы работодателей и работающих
граждан. Работодатели ежемесячно уплачивают
страховые взносы одновременно с получением
в банках и иных кредитных учреждениях
средств на выплаты работникам за истекший
месяц. Этот срок устанавливается не позднее
15 числа месяца, за который исчислены страховые
взносы. В таком же порядке работодатели
начисляют и уплачивают обязательные
страховые взносы с работников, включая
работающих пенсионеров. Страховые взносы
в Пенсионный фонд начисляются на все
виды заработка (дохода) в денежной или
натуральной формах, независимо от источника
их финансирования, в том числе с учетом
штатных, нештатных, сезонных и временных
работников, а также работающих по совместительству
или выполняющих разовые, случайные и
кратковременные работы. На долю Пенсионного
фонда РФ приходится почти 75 процентов
средств внебюджетных социальных фондов.
Основными целями пенсионного бюджета
на ближайшую перспективу являются следующие:
- обеспечение финансовой стабилизации
пенсионной системы в течение
всего планового периода;
- поддержание уровня жизни пенсионеров
в соответствии с темпами инфляционных
процессов;
- совершенствование форм и методов
взаимоотношений с плательщиками
страховых взносов;
- усиление заинтересованности
в своевременной и полной уплате
страховых взносов всех категорий
страхователей и застрахованных;
- повышение эффективности работы
всех звеньев пенсионной системы
и экономия всех видов расходов
на её содержание.
Бюджет ПФ образуется в основном из страховых
взносов субъектов пенсионного страхования,
к которым относятся:
- работодатели - предприятия, учреждения,
организации, включая колхозы и
совхозы;
- крестьянские хозяйства;
- родовые семейные общины малочисленных
районов Севера, занимающиеся традиционными
отраслями хозяйствования;
- физические лица, зарегистрированные
в государственных органах в
качестве предпринимателей без
образования юридического лица;
- физические лица, использующие
труд наемных работников в
личном хозяйстве;
- частные детективы и частные
охранники, выполняющие свою деятельность
от своего имени, а не от
имени работодателей;
- нотариусы, занимающиеся частной
практикой.
Все они должны зарегистрироваться в
качестве страхователей у уполномоченных
ПФ РФ в районах и городах. Вновь созданные
юридические лица и другие плательщики
регистрируются в качестве субъектов
страховых взносов в 30-дневный срок со
дня их учреждения. Банки открывают счета
плательщикам при предъявлении ими документов,
подтверждающих регистрацию, что являются
плательщиками внебюджетного фонда.
Работодатели, не имеющие счетов в учреждениях
банков, а также выплачивающие суммы на
оплату труда из выручки реализуемой продукции,
выполнения работ и указания услуг, уплачивают
страховые взносы до 10-го числа месяца,
следующего за месяцем, за который начислены
страховые взносы. Граждане, занимающиеся
индивидуальной трудовой деятельностью,
уплачивают страховые взносы в сроки,
установленные для подоходного налога
с этой категории граждан. Крестьянские
(фермерские) хозяйства уплачивают страховые
взносы в фонд с доходов, полученных за
истекший календарный год, не позднее
1 апреля следующего года. Доход определяется
как разница между совокупным годовым
доходом, полученным в целом по хозяйству,
и документально подтвержденными расходами,
связанными с получением этого дохода.
Порядок уплаты и тарифы страховых взносов
работодателями и гражданами в ПФ РФ устанавливаются
ежегодно законодательством РФ по представлению
правления Пенсионного фонда. Взносы в
ПФ учитываются как составная часть единого
социального налога.
Кроме того, Правительство РФ утверждает
перечень выплат, на которые не начисляются
страховые взносы в Пенсионный фонд.
Позиция фонда в части выплат, на которые
не начисляются страховые взносы, достаточно
понятна, так, например, в этот список входят
пособия, выплачиваемые гражданам, так
как по закону социальные пособия, выплачиваемые
гражданам, не должны облагаться налогами
вообще независимо от сумм выплат. Из сумм
материальной помощи в этот список попали
только самые необходимые, которые оказываются
только в связи с чрезвычайными обстоятельствами,
так как опыт показывает, что этой льготой,
первоначально полностью необлагаемой,
стали пользоваться работодатели и вместо
заработной платы начисляли материальную
помощь, необлагаемую взносами. Теперь
такие суммы облагаются страховыми взносами.
Некоторые пункты льгот включены по принципу,
чтобы не было двойного обложения, так,
например, не облагаются суммы страховых
платежей, уплачиваемых работодателем
в пользу работников по обязательному
страхованию.
Определение обоснованности тарифов
взносов во внебюджетные фонды и в Пенсионный
фонд, в частности – очень сложная задача.
Здесь речь идет прежде всего о размере
пенсионных взносов для индивидуальных
предпринимателей, которых в России в
настоящее время насчитывается около
12 миллионов человек. В начале 1997 года
ставка взносов была повышена с 5 процентов
до 28 от дохода предпринимателей, те есть
почти в 6 раз. Повышенные пенсионные взносы
уплачивают также адвокаты, частнопрактикующие
нотариусы, частные детективы и аудиторы.
Если в 1996 году фермеры должны были уплачивать
5 процентов от дохода, то в 1997 году уже
20.6 процента. Таким образом, не вставшему
на ноги фермерству был нанесен весьма
ощутимый удар. По данным Международной
ассоциации социального обеспечения,
применяемая в России ставка взносов в
Пенсионный фонд для "самозанятых"
работников является самой высокой среди
165 стран мира, в которых эта организация
проводит мониторинг. Так, в Германии эта
ставка – 18.6 процента, в США – 12.4 процента.
В отличие от подоходного налога, ставка
которого растет плавно, пенсионные взносы
в размере 28 процентов берутся с любого
дохода независимо от его размера. Такое
усиление фискального бремени ведет к
укрывательству от государства доходов
индивидуальных предпринимателей и переходу
их в теневую экономику.
С 2010 года - ЕСН отменяется, будут установлены
прямые взносы работодателей (страхователей)
в три внебюджетных фонда - ПФР, ФОМС и
ФСС. В 2010 году совокупный объем взносов
сохранится на уровне ставки ЕСН - 26%, из
которых 20% будут направляться в Пенсионный
фонд РФ. При этом взносы будут уплачиваться
с годового заработка до 415 тысяч рублей.
В случае, если годовой заработок превышает
415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч
рублей не взимаются, но и пенсионные права
сверх этой суммы не формируются. С 2011
года размер совокупных взносов возрастет
до 34 %, из которых 26% составят отчисления
по обязательному пенсионному страхованию.
Эта система позволит существенно увеличить
уровень пенсий в стране.
Также с 2009 года у граждан появилась возможность
делать добровольные взносы на накопительную
часть пенсии. Законом (56-ФЗ от 30.04.2008 г.)
предусмотрены две стороны софинансирования
взносов гражданина - государство (которое
удваивает сумму не менее 2 тыс., но не выше
12 тыс. рублей) и работодатель (который
на софинансирование взносов работника
до 12 тысяч рублей получает налоговый
вычет). Любой гражданин может вступить
в эту программу, подав через бухгалтерию
своего предприятия два документа - заявление
в ПФР о вступлении в программу и заявление
работодателю с просьбой установить ежемесячное
перечисление из зарплаты на накопительную
часть индивидуального лицевого счета
гражданина (рекомендуемый размер - 1 тысяча
рублей в месяц). Также в программу могут
вступать и несовершеннолетние граждане.
В доходы Пенсионного фонда Российской
Федерации кроме обязательных взносов
поступают также:
- доходы от обслуживания счетов
Пенсионного фонда РФ банками;
- пени и финансовые санкции.
При нарушении установленных сроков
уплаты взносов (независимо от причин
нарушения) невнесенная сумма считается
недоимкой и взыскивается отделением
ПФ РФ с начислением пеней. Сейчас размер
пени составляет 0,13 % от суммы задолженности.
Недоимки, пени, а также суммы штрафов
и иных финансовых санкций взыскиваются
отделениями ПФ РФ с работодателей в бесспорном
порядке, определенных для налоговых органов
по взысканию не внесенных в срок налогов
и налоговых платежей, а с иных плательщиков
взносов в судебном порядке.
За несвоевременное зачисление или перечисление
взносов на счета ПФ РФ по вине банков
пеня за каждый день просрочки в размере
0,2 % сумм взносов взыскивается отделениями
ПФ РФ с банков.
Бесспорное списание недоимки, пеней,
а также сумм штрафов и иных финансовых
санкций производится отделением ПФ РФ
путем списания на счете ПФ РФ средств,
имеющихся на расчетном, текущем и иных
счетах недоимщика в банке, а также на
особых счетах и аккредитивах, открытых
за счет недоимщика, на основании инкассового
поручения (распоряжения), составляемого
отделением ПФ РФ.
Срок исковой давности по взысканию с
физических лиц недоимки, пени, а также
сумм штрафов и иных финансовых санкций
составляет 3 года. Бесспорный порядок
взыскания этих сумм с юридического лица
может быть применен в течение 6 лет с даты
образования указанной недоимки.
2.4 Направления
и порядок использования средств
фонда
Согласно статье 147 Бюджетного Кодекса
РФ – расходование средств государственных
внебюджетных фондов осуществляется исключительно
на цели, определенные законодательством
Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, регламентирующим их деятельность,
в соответствии с бюджетами указанных
фондов, утвержденными федеральными законами,
законами субъектов Российской Федерации.
Средства Пенсионного фонда
направляются на выплату:
- государственных пенсий по
возрасту, за выслугу лет, при
потере кормильца;
- пенсий по инвалидности;
- пенсий военнослужащим;
- компенсации пенсионерам;
- материальной помощи престарелым
и инвалидам;
- пособий на детей от 1,5 до 6 лет,
одиноким матерям, на детей инфицированных
вирусом иммунодефицита;
- пострадавшим от аварии на
Чернобыльской АЭС;
- также в бюджете на каждый
год заложены средства на проведение
индексации всех видов государственных
пенсий.
За счет средств Пенсионного фонда финансируются
программы по социальной поддержке инвалидов,
пенсионеров, детей; осуществляются единовременные
денежные выплаты.
Выплаты государственных пенсий и пособий
занимают наибольший удельный вес в общем
объеме расходов Пенсионного фонда. Наряду
с ними осуществляются целевые выплаты
государственных пенсий и пособий на возвратной
основе из федерального бюджета. Это расходы
на собственно выплату пенсий, а также
расходы по их доставке и пересылке. Часть
средств Пенсионного фонда используется
на капитальные вложения и проектные работы,
разработку и ввод в эксплуатацию автоматизированной
системы фонда, подготовку и переподготовку
кадров, содержание органов Пенсионного
фонда, возврат краткосрочных ссуд и полученных
от коммерческих банков кредитов.
В условиях инфляции пенсии гражданам
пересматриваются в сторону повышения
также за счет Пенсионного фонда. ПФ РФ
финансирует различные программы по социальной
поддержке инвалидов, пенсионеров, детей.
Средства фонда идут также на финансирование
административной деятельности фонда.
Временно свободные средства ПФ РФ могут
быть вложены в ценные бумаги.
Особый интерес к формированию и исполнению
бюджета Пенсионного фонда РФ последних
лет объясняется также рядом дополнительных
обстоятельств, связанных с реализацией
уже принятых и готовящихся нормативных
актов. С 1 января 2007 года вступили в силу
Федеральный закон №256-ФЗ от 29.12.2006 "О
дополнительных мерах государственной
поддержки семей, имеющих детей" и Правила
подачи заявления о выдаче государственного
сертификата на материнский (семейный)
капитал и выдачи государственного сертификата,
утверждённые Постановлением Правительства
РФ от 30 декабря 2006 года №873. Эти нормативные
акты устанавливают право на получение
материнского (семейного) капитала для
семей, в которых с 1 января 2007 года появился
второй ребенок (либо третий ребенок или
последующие дети, если при рождении второго
ребёнка право на получение этих средств
не оформлялось). Размер материнского
капитала в 2010 году для тех, кто им еще
не воспользовался, составит 343 тысячи
378 рублей 80 копеек. Для владелиц сертификата,
которые уже распорядились частью средств,
размер оставшейся части суммы будет увеличен
с учетом темпов роста инфляции.