Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 13:28, курсовая работа
В данной работе рассмотрены понятие и классификация налоговых льгот в РФ, теоретические и практические основы применения льгот в налоговой системе РФ, налоговые льготы в системе налогового планирования и другие вопросы, что поможет более углубленно познакомиться с ситуацией, касающейся применения налоговых льгот в России. Одной из главных целей контрольной работы является анализ функционирования налоговых льгот в Российской Федерации и поиски путей совершенствования налоговой системы в части применения налоговых льгот.
Введение 2
1. Теоретические аспекты налоговых льгот, их значимость для налоговой системы РФ 4
1.1 Понятие, классификация, виды налоговых льгот 4
1.2 Значимость налоговых льгот для налоговой системы РФ. Особенности налоговых льгот в РФ 6
2. Теоретические и практические основы применения льгот в налоговой системе Российской Федерации 8
2.1 Налоговые льготы в системе налогового планирования 8
2.2 Недостатки системы налоговых льгот в РФ и пути ее реформирования 11
2.3 Налоговые льготы как элемент налоговой политики государства 14
3. Проблемы и перспективы развития льгот в налоговой системе РФ 17
3.1 Льготы по налогу на прибыль. Порядок исчисления льгот 17
3.2 Налог на добавленную стоимость. Проблемы применения льгот по НДС 18
3.3 Льготы по налогу на доходы физических лиц. Пути повышения эффективности и социальной направленности льгот по НДФЛ 19
Заключение 21
Список использованной литературы 22
В-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества.
Налоговые льготы являются законными средствами оптимизации налогообложения, их использование не может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика. Как указал КС РФ, когда законом предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от уплаты налогов или позволяющие снизить их сумму, обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их уплаты лишь в той части, на которую льготы не распространяются, и именно в этой части на таких налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законно установленных налогов.
До последнего времени налоговые льготы являлись важным инструментом, посредством которого органы публичной власти различных уровней осуществляли собственную налоговую политику. Однако далеко не всегда, устанавливая налоговые льготы, органы публичной власти могли обеспечить соответствующий уровень экономической обоснованности устанавливаемых налоговых льгот; в силу несовершенства законодательного регулирования этого института, а также отсутствия соответствующих критериев, позволяющих четко идентифицировать налоговые льготы, отграничивая их от других инструментов налоговой политики.
На настоящий момент налоговые льготы, к сожалению, не выполняют в полной мере свои функции. Дальнейшее успешное развитие Российской Федерации невозможно без обоснованных расчетов, позволяющих определить влияние различных форм льготного регулирования на степень, уровень активности предпринимательской деятельности. Налоговые льготы это лишь один из способов стимулирования тех направлений экономического развития, которые необходимы государству.
Налог на прибыль - прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок. В России налог официально называют налогом на прибыль организаций (с 1 января 2001 года регулируется Главой 25 Налогового кодекса РФ). Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года составлял 24 %): 2 % - зачисляется в федеральный бюджет, 18 % -- зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Основное направление эволюции российского законодательства по налогу на прибыль состоит в расширении налогооблагаемой базы за счет включения в нее новых объектов обложения и ограничения скидок и льгот. Особенностью льготного налогообложения в России является то, что, выступая федеральным налогом по части, зачисляемой в бюджеты субъектов РФ, органы законодательной власти могут устанавливать свои льготы, перечень которых достаточно широк.
Существуют сторонники и противники налоговых льгот, выдвигая свои аргументы за и против. Тем не менее, процесс сокращения налоговых льгот, в особенности, носящих индивидуальный характер, в целом, признается позитивным. Но он не должен свестись к полной ликвидации льгот как элемента налога, так как недостатки заключены не в самих льготах, а в неоправданном их применении.
В качестве условий предоставления льгот было бы оправданным принять соответствие предприятия целой системе критериев, среди которых и общие нормы законодательства (гражданского, налогового, таможенного, банковского, бюджетного) и специально оговоренные условия, установленные государством (например, соблюдение определенного метода реализации продукции, целевое использование амортизационных отчислений). Это послужило бы хорошим стимулом к соблюдению налогоплательщиком установленных государством норм.
Действующий сегодня порядок налогообложения прибыли практически не оставил место для льгот. В то же время у налогоплательщиков возникает немало вопросов относительно применения льгот, которые были установлены до введения главы 25 НК РФ.
Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %. Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров -- ставка 0 %. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги). Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога. В последнее время (2005--2008) высказывается ряд предложений по полной отмене НДС в России или дальнейшем сокращении его ставок, впрочем в ближайшее время изменений по НДС не предвидится, так как за счёт НДС формируется около четверти федерального бюджета России.
Возможность применения налоговых льгот налогоплательщиком, претендующим на ту или иную льготу по НДС, зависит от соблюдения им ряда условий пользования льготами, установленных Налоговым кодексом РФ. Предусмотренные Налоговым кодексом РФ условия пользования льготами условно можно разделить на общие условия применения налоговых льгот, т.е. условия распространяемые на всех без исключения соискателей льгот, и специальные, установленные в зависимости от конкретной льготы по налогу на добавленную стоимость.
Подоходный налог - основной вид прямых налогов. Он исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.
Наибольший интерес для налогоплательщиков представляет налоговый вычет, связанный с приобретением (строительством) жилья.
Применение льгот по НДФЛ не является абсолютно эффективным в нашей стране. Для повышения эффективности и социальной направленности льгот по налогу на доходы физических лиц представляется целесообразным:
- довести в течение 3-4 лет величину стандартного вычета на каждого налогоплательщика и иждивенца до величины не менее реального прожиточного минимума, рассчитываемого по международно-признанным нормам;
- перейти от индивидуального обложения к налогообложению доходов семьи, предоставив налогоплательщику право самостоятельно выбирать индивидуальный или семейный режим обложения;
- ввести механизм автоматической индексации всех стандартных и нестандартных вычетов с учетом инфляции;
- необходимо повысить социальную направленность предоставляемых социальных вычетов на слои с низкими и средними доходами:
1) с этой целью целесообразно увеличить размер социальных вычетов, введя ограничение на уровень доходов, свыше которого вычеты не предоставляются;
2) предоставлять социальные вычеты семье в целом;
3) вычет на обучение предоставлять только для обучения в российских образовательных учреждениях;
4) предоставлять вычет на обучение семье при обучении детей на очно-заочной и заочной формах обучения (за счет доходов работающих членов семьи, в том числе и ребенка в возрасте до 24 лет);
- имущественный вычет на приобретение жилья предоставлять только при уровне доходов семьи не превышающем определенной величины, например, кратного 8-10 бюджетам минимального прожиточного минимума;
- восстановить имущественный вычет на приобретение или строительство садового домика, дачи, дома в деревне с ограничением суммы вычета и размера дохода и списанием расходов по мере строительства;
- реализация принципа справедливости в налогообложении доходов физических лиц невозможно без проведения следующих мероприятий:
1) организации действенного контроля за расходами физических лиц; .
2) введения прогрессивной шкалы налогообложения, которая учитывала бы мировой опыт и национальные особенности экономики и менталитета российского налогоплательщика.
В целях совершенствования института налоговых льгот необходимо:
- провести "инвентаризацию" закрепленных в нормативных актах налоговых льгот;
- выработать их системную концепцию;
- установить надлежащий контроль за установлением налоговых льгот и их реальным осуществлением.
Таким образом, хотелось бы отметить, что применение льгот по НДФЛ не является абсолютно эффективным в нашей стране. Совершенствование института налоговых льгот по налогу на доходы физических лиц является необходимым и целесообразным для более правильного их применения и функционирования в налоговой системе Российской Федерации.
Налоговые льготы являются важнейшим инструментом государственного регулирования деятельности больших и малых предприятий, частных предпринимателей и реальных доходов физических лиц. Поэтому можно с уверенностью сказать об актуальности рассматриваемого вопроса.
Совершенствование механизма использования налоговых льгот требует безотлагательного решения ряда практических вопросов функционирования налогового механизма в России. Для введения в действие необходимых изменений, в частности, конкурсно - экспертного порядка предоставления налогоплательщикам налоговых льгот, во избежание коллизий и противоречий между законодательными и нормативно-правовыми актами по налогообложению, необходимо внести дополнения в статьи НК РФ.
Рассмотрев основные вопросы данной контрольной работы, можно сделать вывод о несостоятельности налоговой системы Российской Федерации в части применения налоговых льгот. Вопрос применения льгот требует тщательной работы в вопросах правильного функционирования и применения льгот, так как налоговые льготы должны с точностью выполнять все свои функции, чего на данный момент не происходит. Этот вопрос остается актуальным как для налоговых органов, так и для самих налогоплательщиков.
1. Гражданский Кодекс РФ.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М. : Проспект. - Версия от 01.09.08 г.
3. Собрание законодательства РФ - 2007 №16
4. Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы Российской Федерации».
5. Александров И.М. Налоги и налогообложение. - Учебник.- 5-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 127 с.
7. Захарьин В.Р. //НДС: новое в законодательстве// - М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2009. - 99 с.
8. Колосова А.В. Ваши налоговые льготы : практическое руководство . - М. : Эксмо, 2010. - 74 c.
12. Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. - СПб: ИД "Питер", М.: Издательский дом "БИНФА", 2012. - 130 с.
13. Соломатин Э. Г. Курс лекций по налогообложению физических лиц, 2013.
17. Практическое налоговое планирование, журнал, № 2, февраль 2014 г.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития льгот в налоговой системе РФ