Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 16:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических основ прямых налогов и выявление роли прямых налогов в бюджетной системе Российской Федерации.
Объектом исследования является налоговая система РФ.
Введение 4
1 Теоретические основы прямого налогообложения 6
1.1 Прямые налоги: понятие, сущность и виды 6
1.2 Прямые личные налоги и их роль в налоговой системе 9
1.3 Зарубежный опыт формирования доходной базы бюджетов всех уровней за счет прямых налогов 17
2 Анализ и оценка роли прямых налогов в бюджетной системе России 25
2.1 Динамика и роль прямых налогов в формировании федерального бюджета 25
2.2 Динамика и роль прямых налогов в формировании бюджета Краснодарского края 27
2.3 Налог на прибыль и практика его применения в России 31
3 Перспективы развития и реформирования прямого налогообложения в РФ 36
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение А Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008-2010 гг..........................................................................................47
Приложение Б Отчёт об исполнении консолидированного бюджета Краснодарского края за 2008 год..............................................48
Приложение В Отчёт об исполнении консолидированного бюджета Краснодарского края за 2009 год..............................................49
Приложение Г Отчёт об исполнении консолидированного бюджета Краснодарского края за 2010 год..............................................50
Исходя из зарубежной практики, можно констатировать, что однозначного копирования опыта какой-то отдельной страны быть не может, так как на создание любой системы, в том числе и налоговой, влияет огромное количество факторов. Поэтому можно говорить только об адаптации опыта зарубежных стран в условиях российской действительности.
Рассмотрев теоретические
Как уже ранее было изложено, налог на прибыль организаций – это федеральный налог, ставка которого установлена в размере 20%, однако в федеральный бюджет поступает лишь 2%,а остальные 18% поступают в бюджеты субъектов РФ. Но роль налога на прибыль в формировании доходной части бюджета (как федерального так и субъектов РФ) в России достаточно существенна, объемы поступления средств от этого налога очень велики. В таблице 2 представлена укрупненная структура поступлений налога на прибыль и налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2008-2010 года.
Таблица 2 - Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008-2010 гг.
в миллиардах рублей
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
в % к 2008 году |
2010 г. |
в % к 2009 году |
Всего поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации в том числе: |
7 948,9 |
6 288,3 |
96,8 |
7 695,8 |
122,4 |
- в федеральный бюджет |
3 571,9 |
2 502,6 |
89,8 |
3 207,2 |
128,2 |
- в консолидированные бюджеты субъектов РФ из них: |
4 377,0 |
3 785,7 |
102,5 |
4 488,6 |
118,6 |
Налог на прибыль организаций |
2 513,0 |
1 264,4 |
70,6 |
1 774,4 |
140,3 |
- в федеральный бюджет |
761,1 |
195,4 |
33,5 |
255,0 |
130,5 |
- в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
1 751,9 |
1 069,0 |
86,7 |
1 519,4 |
142,1 |
Налог на доходы физических лиц |
|||||
- в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
1 665,6 |
1 665,0 |
107,4 |
1 789,6 |
107,5 |
В последние
несколько лет, до 2009 года, структура
налоговых поступлений в
Однако,
если еще в 2008 году была видна тенденция
увеличения поступления налога на прибыль
в федеральный бюджет РФ относительно
предыдущих лет, то в 2009 году поступления
наоборот стали сокращаться. В 2008 году
в налоговых доходах
Поступления
налога на прибыль организаций в
федеральный бюджет в 2009 году составили
195 млрд. рублей, что в 3,3 раза меньше,
чем годом ранее. В 2010 году, поступление
налога на прибыль в федеральный
бюджет возросло на 30,5%. Как поясняет
Федеральная налоговая служба России
(ФНС), снижение поступлений обусловлено
ухудшением результатов финансово-
Поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008 и 2009 годах оставались практически неизменными. В 2009 году в бюджет поступило 1665 млрд. рублей налога на доходы физических лиц, что на 0,04% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года. В 2010 году в консолидированный бюджет поступило 1789,6 милрд. рублей, что на 124,6 милрд. или 7,5% больше, чем в соответствующий период 2009 года.
Налог на прибыль организации и налог на доходы физических лиц являются одними из ведущих налогов, взимаемых в Российской Федерации. Общая доля налога на прибыль и налога на доходы физических лиц в консолидированном бюджете Российской федерации в 2010 году составила 3563,9 милрд. рублей или 46%.
Таким образом, по итогам 2010 года, наблюдается стабильный рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российский Федерации. Среди причин увеличения можно отметить самые важные: рост номинальных доходов населения в связи с общим повышением цен; увеличение реальных доходов; рост деловой активности российских предприятий, увеличением их прибыли, легализацией выплат, а также ростом добычи нефти и газа, и среднегодового курса доллара и евро.
В то же время нельзя не учиывать негативное влияние финансового кризиса, отразившегося на экономических процессах в стране, который корректирует рост налоговых поступлений.
Консолидированный бюджет Краснодарского края является сбалансированным и относительно независимым от внешних источников. Доходы бюджета имеют устойчивую тенденцию роста.
В начале
2010 года был разработан комплекс мер,
направленный на увеличение доходной
части бюджета края и обеспечение
финансовой стабильности. Реализация
указанных мероприятий
Основная доля доходов консолидированного бюджета формируется за счет поступлений налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций. Налог на доходы физических лиц составляет 36,1% или 45898,5 млн. рублей, а налог на прибыль организаций 25,6% или 27374,9 млн. рублей от общих налоговых поступлений. Их общая доля в бюджете края составляет 73192,9 млн. рублей или 43,4%. Состав и структура налоговых доходов консолидированного бюджета Краснодарского края представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края в 2008-2010 гг.
в миллионах рублей
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
в % к 2008 году |
2010 г. |
в % к 2009 году |
Доходы бюджета-всего |
140021,4 |
152407,3 |
108,8 |
168647,3 |
120,4 |
налоговые поступления-всего |
109412,3 |
111223 |
101,7 |
126974,7 |
114,1 |
НДФЛ |
39871,3 |
41841,7 |
104,9 |
45898,5 |
109,7 |
налог на прибыль организаций |
26483,4 |
22731,3 |
85,8 |
27374,9 |
120,4 |
Всего в 2010 году в доходную часть консолидированного бюджета Краснодарского края поступило 168647,3 млн. рублей. По сравнению с 2008 годом доходы увеличились на 28625,9 млн. рублей или на 20,4%.
Рост налоговых поступлений отмечен практически по всем бюджетообразующим налогам, за исключением платежей по налогу на прибыль, по которому поступления в 2009 году снизились на 14,2% или 3887,2 млн. рублей, что и повлекло общее снижение поступлений в консолидированный бюджет края в 2009 году.
Стоит также отметить, что наблюдается и уменьшение удельного веса налога на прибыль в налоговых поступлениях в бюджет за три года. Так в 2010 году поступления составили 16,2% в общем объеме поступлений, тогда как в 2009 и 2008 годах – 14,9% и 18,9% соответственно. Динамика налоговых поступлений по налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц представлена в таблице 4.
Таблица 4 – Динамика удельного веса налоговых поступлений
в миллионах рублей
Показатели |
2008 г. |
Удельный вес (%) |
2009 г. |
Удельный вес (%) |
2010 г. |
Удельный вес (%) |
Доходы бюджета-всего |
140021,4 |
100 |
152407,3 |
100 |
168647,3 |
100 |
налоговые поступления-всего |
109412,3 |
78,1 |
111223 |
78 |
126974,7 |
75,3 |
НДФЛ |
39871,3 |
28,5 |
41841,7 |
27,5 |
45898,5 |
27,2 |
налог на прибыль организаций |
26483,4 |
18,9 |
22731,3 |
14,9 |
27374,9 |
16,2 |
Основными
факторами падения поступлений
налога на прибыль в 2008 – 2010 годах
стало вступление новых положений
Налогового кодекса РФ, относящихся
к данному налогу. Сложно предсказать
поведение бизнеса в связи
с последними изменениями, разрешающими
отнесение на затраты 10% амортизационной
премии по вновь вводимым объектам
основных средств и снятие ограничений
по переносу убытков на будущие периоды.
Эти изменения могут
Трудно прогнозировать поступления налога на прибыль от тех компаний, особенно крупных, головные офисы которых находятся в других регионах. Зачастую региональные власти вообще не имеют информации о финансовых планах и планах развития таких компаний даже на ближайший год.
Существенное снижение поступлений налога на прибыль возможно за счет применения крупными компаниями внутренних или корпоративных цен, перетекания средств между головной организацией и дочерними подразделениями, а также за счет других методов манипулирования налоговой базой. Четкие правила определения цен для целей налогообложения пока отсутствуют.
Значительный рост суммы поступлений по налогу на доходы физических лиц связан с постановкой на учет новых налогоплательщиков данного налога.
Показатель
поступления налога на доходы физических
лиц в консолидированном
Давние
споры вызывает порядок зачисления
налога на доходы физических лиц в
доходы того субъекта, где они работают.
Подсчитано, что 15% населения страны
работает не там, где живет. Многие регионы,
прежде всего Московская и Ленинградская
области, давно предлагают перейти
на уплату этого налога по месту
жительства физических лиц, чтобы налог
поступал в бюджет того региона, где
человек получает бюджетные услуги.
При современной технике учета
доходов каждого
Проведенный анализ поступлений прямых налогов в доходы бюджета Краснодарского края показал, что прямые налоги занимают существенную долю, более 75 % всех налоговых доходов. При этом основным налоговым доходным источником бюджета Краснодарского края в 2010 году являются налог на прибыль организаций, и налог на доходы физических лиц, удельный вес которых в совокупности составляет 43,4 %.
В июле был
принят Федеральный закон N 229 ФЗ, который
вносит многочисленные поправки в Налоговый
кодекс. В закон включили множество
важных изменений главы 25 «Налог на
прибыль организаций» Налогового
кодекса. Одни исправляют неточности и
решают вопросы, возникшие в последние
годы в правоприменительной
Информация о работе Прямые налоги России и перспективы их развития