Пути совершенствования налогообложения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь и перспектив перестройки ее в ближайшее время.
Задачи работы:
рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь;
проанализировать роль налоговой системы в регулировании экономики страны;
определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь……..4
Элементы налоговой системы Республики Беларусь………………..4
Перспективы перестройки налоговой системы в ближайшие годы..6
Субъекты и объекты налоговых отношений в Республике Беларусь…..8
Права и обязанности субъектов налоговых отношений……………..8
Объекты налоговых отношений……………………………………..10
Виды налогов и сборов (пошлин) действующих на территории Республики Беларусь………………………………………………….….11
Подоходный налог с физических лиц……………………………….12
Налоги на доходы и прибыль………………………………………...15
Налог на добавленную стоимость…………………………………...16
Акцизы………………………………………………………………...18
Ресурсные платежи…………………………………………………...19
Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь………………………………………………….22
Оффшорный, гербовый, консульский сборы……………………….22
Государственные и патентные пошлины……………………………23
3.9 Местные налоги и сборы……………………………………………..24
3.10 Особые режимы налогообложения………………………………...25
4. Пути совершенствования налогообложения в Республике Беларусь…27
Заключение…………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система Республики Беларусь.docx

— 104.13 Кб (Скачать файл)

Справедливость  и нейтральность налоговой системы  обеспечивается в основном за счет прекращения практики налогового льготирования  и предоставления преференциальных режимов налогообложения, отмены имеющих негативное влияние на экономический рост и неэффективных налоговых платежей.

Формирование  прозрачного и стабильного механизма  налогообложения будет обеспечено за счет законодательного закрепления  по каждому налоговому платежу всех обязательных элементов налогообложения: состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, а также порядка  исчисления налогов, сборов (пошлин) и  сроков их уплаты.

Реализация  бюджетной политики в 2006 - 2015 годах  будет осуществляться путем оптимизации  государственных обязательств, повышения  эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования  форм и процедур их финансирования, снижения рисков, связанных с условными  обязательствами бюджетов.

Предусматривается обеспечить устойчивость бюджетной  системы, а также прозрачность процедур планирования, исполнения и оценки результатов бюджетных расходов.

Предусматривается обеспечить переход к среднесрочному бюджетному планированию с ежегодным  формированием по скользящему принципу среднесрочной финансовой программы  Республики Беларусь, что станет основой  для разработки бюджетов республиканскими и местными органами государственного управления, достижения прозрачности и ясности при планировании бюджетных  расходов в пределах имеющихся ресурсов.

Будет завершена  работа по приведению бюджетной классификации  Республики Беларусь в соответствие с международными стандартами статистики государственных финансов, что позволит получать необходимые для анализа  бюджетно-налогового сектора данные, сопоставимые со статистикой других секторов экономики, и осуществлять сопоставление итогов социально-экономического развития республики с показателями других стран [16].

С 2013 года запланирован ряд изменений в  Налоговый кодек Беларуси. Их цель – дальнейшее снижение налоговой  нагрузки на экономику, упрощение налоговой  системы, обеспечение дополнительных прав плательщиков, социальная поддержка  граждан.

Корректировки предусмотрены по следующим направлениям:

  1. Совершенствование механизма предоставления налоговых вычетов по НДС;
  2. Упрощение процедуры предоставления нулевой ставки НДС экспортерам;
  3. Продление действия и установление налоговых льгот в отношении отдельных видов ценных бумаг;
  4. Упрощение процедур налогового администрирования, сближение бухгалтерского и налогового учета [4].

 

 

  1. Субъекты и объекты налоговых отношений в Республике Беларусь

 

Субъект налоговых отношений –  это лицо, на которое в соответствии с законом возлагается ответственность  за уплату налога, а также основополагающий элемент, по отношению, к которому строится вся налоговая система в комплексе. Все функциональные последующие  элементы налога (объекты налогообложения, ставки, льготы и пр.) используются с  учетом возможностей конкретного плательщика.

В соответствии с НК РБ, статья 13 «Плательщиками налогов, сборов (пошлин) (далее - плательщики) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом Республики Беларусь, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины)» [1].

 

2.1 Права и обязанности  субъектов налоговых отношений

 

Плательщик имеет право:

  • получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;
  • получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;
  • представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;
  • использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства;
  • на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном настоящим Кодексом;
  • присутствовать при проведении налоговой проверки;
  • получать акт налоговой проверки;
  • требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков;
  • требовать соблюдения налоговой тайны;
  • обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц;
  • на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством.

Плательщикам  гарантируется административная и  судебная защита их прав и законных интересов в порядке, определяемом настоящим Кодексом и иными актами законодательства.

Права плательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых органов.

Плательщик обязан:

  • уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины);
  • стать на учет в налоговых органах в порядке и на условиях, установленных НК РБ;
  • вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства;
  • представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие необходимые документы и сведения, связанные с налогообложением;
  • вести учет дебиторской задолженности и не позднее 10 рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности;
  • выполнять законные указания налогового, таможенного органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства;
  • представлять в налоговый орган по месту постановки на учет либо налоговому агенту документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот;
  • обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения;
  • при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством;
  • являясь источником выплаты дохода для других организаций и физических лиц, в случаях, установленных настоящим Кодексом, удерживать и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины);
  • выполнять другие обязанности, установленные Налоговым Кодексом Республики Беларусь и другими актами налогового законодательства.[9]

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных  на плательщика обязанностей он несет  ответственность в соответствии с законодательными актами (Приложение А).

Привлечение организации к ответственности  не освобождает ее должностных лиц  при наличии соответствующих  оснований от административной, уголовной  или иной ответственности, предусмотренной  законодательными актами [1].

 

2.2 Объекты налоговых отношений

 

Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика  налоговое законодательство связывает  возникновение налогового обязательства.

Следует отметить, что каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения  и в соответствии с принципами налогообложения один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий  налоговый период.

Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение  и могут быть реализованы для  удовлетворения потребностей организации  и (или) физических лиц.

Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального  выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Доходом признается экономическая выгода в  денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности  ее оценки и в той мере, в которой  такую выгоду можно оценить, и  определяемая применительно к конкретному  налогу, сбору (пошлине).

Дивидендом  признается любой доход, начисленный  унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме  простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке  распределения прибыли, остающейся после налогообложения.

Реализацией товаров (работ, услуг) признается отчуждение товара одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной  основе, если иное не установлено настоящей  статьей, вне зависимости от способа  приобретения прав на товары или формы соответствующих сделок. [5]

 

 

 

 

  1. Виды налогов и сборов (пошлин) действующих на территории Республики Беларусь

 

Состав  налогов налоговой системы Республики Беларусь можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов  по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота  прав соответствующих бюджетов в  использовании поступающих налоговых  сумм и др.

Наибольшее  распространение получило деление  налогов по способу изъятия, то есть по характеру взаимоотношений между  государством и субъектами налогов  – на прямые и косвенные.

Первые  устанавливаются непосредственно  на доход или имущество налогоплательщика. К числу прямых относятся: подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налоги на недвижимость и имущество, владение и пользование которых служит основанием для обложения.

Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товаров (работ, услуг) или тарифа на услуги и оплачиваются потребителями. Это налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж и другие.

По субъекту уплаты выделяют следующие виды налогов:

  • налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц и др.);
  • налоги с юридических лиц (налог на прибыль, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности и др.);
  • смешанные налоги, которые уплачивают как юридические, так и физические лица (земельный налог, налог на недвижимость и др.).

По уровню бюджета, в который зачисляются  суммы налогов, различают закрепленные и регулирующие налоги.

Закрепленные налоги полностью поступают в конкретный бюджет. Например, суммы налога на добавленную стоимость и акцизов на товары, ввозимые на таможенную территорию, полностью поступают в республиканский бюджет; подоходный налог, земельный налог и налог на недвижимость с юридических и физических лиц, единый налог от предпринимательской деятельности и другие налоги полностью зачисляется в бюджеты районов.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Примером таких налогов являются налог на добавленную стоимость, налоги на доходы и прибыль, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, налог на игорный бизнес.

В зависимости  от целевой направленности введения налога выделяют общие и целевые  налоги. Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования общегосударственных мероприятий. Целевые налоги зачисляются в обособленные целевые бюджетные или внебюджетные фонды [10].

Наиболее  важное значение для предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь имеет классификация налогов в зависимости от источника уплаты налоговых платежей и сборов.

По данному  признаку налоги подразделяются на:

  • налоги и отчисления, включаемые в выручку от реализации продукции (отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог и др.);
  • налоги и отчисления, относимые на себестоимость продукции (отчисления в Фонд социальной защиты населения, земельный налог, экологический налог и др.);
  • налоги и сборы, уплачиваемые за счет средств, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования (налог на прибыль, налог на недвижимость, местные налоги и сборы и др.).

Информация о работе Пути совершенствования налогообложения в Республике Беларусь