Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 23:19, реферат
Сегодня перед большинством российских предприятий остро встают задачи выхода из кризисного состояния, достижения финансовой устойчивости, обеспечения конкурентоспособности, решение которых требует значительных усилий, формирования механизмов адаптации к условиям динамично развивающейся внешней среды.
В западных компаниях преобразования проводятся регулярно по мере необходимости. Задачи адаптации к условиям неопределенности и быстрых изменений, происходящих во внешней среде, фирмы решают посредством комплексного реформирования структур и функций управления. Одним из наиболее эффективных инструментов такого реформирования является реструктуризация.
В современных рыночных условиях предприятия для обеспечения конкурентоспособности вынуждены регулярно вносить изменения в хозяйственную деятельность и с помощью соответствующих мер обеспечить свою дееспособность. В качестве средства и инструмента в процессе антикризисного управления может использоваться наиболее радикальный способ преобразований - реструктурирование предприятий.
В странах с развитой экономикой реструктурирование является естественным и, по сути, перманентным процессом. Вопрос о реструктурировании встает всякий раз, когда компания сталкивается со снижением рентабельности своей деятельности, изменением экономического окружения, технологического развития и обострения конкуренции.
Реструктурирование - часто употребляемое в экономической литературе понятие. Однако под реструктурированием зачастую понимаются частные преобразования, касающиеся лишь отдельных аспектов работы предприятия. Примером могут служить мероприятия по его финансовой реструктуризации (прежде всего по сокращению дебиторской задолженности и обеспечению нормального финансового состояния) или организационной перестройке (изменение организационно-правовых форм, оргструктуры, сокращение числа иерархических уровней управления, изменения в направлениях соподчиненности, координации, обмена информации), совершенствование отдельных систем управления предприятия. Иногда реструктурирование сводят к дроблению, слиянию или изменению состава юридических лиц предприятии, реструктурированию существующего имущественного комплекса.
Введение 2
1. Содержание процесса реструктуризации предприятия 4
2. Необходимость проведения реструктуризации предприятия 8
3. Виды и формы реструктуризации предприятия… …………………….9
4. Реструктуризации предприятия: обоснование выбора концепции 11
Заключение 16
Литература 17
Содержанием стратегической
реструктуризации является анализ сфер
деятельности; создание необходимой
информационной системы; разработка маркетинговой
стратегии и организация
В зависимости от того, какая сфера деятельности предприятия подвергается реформированию, реструктуризация может быть управленческой, производственной, маркетинговой, финансовой, кадровой.
Изменения в стратегии, производственных
процессах, структуре фирмы могут
осуществляться постепенно или радикально
[2, с. 117]. Для революционного метода
управления изменениями характерно
радикальное общее
Различают также наступательную
и оборонительную стратегии реструктуризации.
Оборонительная стратегия выражается
в том, что предприятие, испытывая
в течение определенного
Преобразование деятельности
предприятия требует
Каково положение предприятия в настоящее время, в чем состоят «узкие места» и «ведущие звенья» его деятельности?
Каким предприятие видит себя в краткосрочной и долгосрочной перспективе, каковы цели и задачи для достижения желаемого состояния?
Какие ресурсы необходимо задействовать, чтобы достичь поставленных целей?
Как будет оцениваться
уровень достигнутых
Каков механизм обратной связи «планирование – реализация – контроль»?
Формулирование этих вопросов
и возможных ответов на них
позволяет создать схему
Составлено по: [3, 10]
Рис. 1. Алгоритм реструктуризации предприятия
Реструктуризация является
высокоэффективным рыночным инструментом
повышения
Составлено по: [2; 6; 8]
Рис. 2. Схема реструктуризации предприятия
Первый этап включает диагностику внешней и внутренней среды с целью выявления «узких мест» (факторов, сдерживающих развитие предприятия) и «ведущих звеньев» (факторов, способствующих успешному функционированию предприятия) во всех сферах деятельности фирмы. При этом «ведущие звенья» могут стать основой для формирования конкурентных преимуществ. Программа реструктуризации предусматривает постановку целей и задач, выбор стратегической либо оперативной формы ее проведения, определение стратегии (наступательной или оборонительной), модели (эволюционной или революционной) и методов ее осуществления. Методы реструктуризации целесообразно группировать по функциональным областям деятельности предприятия в соответствии с поставленными целями:
производство – анализ затрат на производство с целью выявления внутренних резервов снижения себестоимости, контроль качества продукции, анализ уровня брака, загрузки основных производственных фондов, степени их износа и обновления, анализ использования производственных площадей, организации производственного процесса;
маркетинг – исследование рынка для получения информации о запросах
потребителей, действиях конкурентов, уровне цен; организация снабжения производства в соответствии с потребностями рынка; сбыт и продвижение готовой продукции; гибкое ценообразование; налаживание отношений с контрагентами; имидж предприятия;
финансы – анализ динамики показателей ликвидности, платежеспособности, деловой активности, финансовой устойчивости предприятия, стоимости чистых активов, обеспеченности собственными оборотными средствами, рентабельности основной деятельности, динамики прибыли, кредиторской и дебиторской задолженности; дивидендная политика;
кадры – уровень производительности труда, квалификации работников различных категорий, использования материальных и нематериальных методов стимулирования работников, затрат на развитие персонала, его готовности к изменениям; авторитет руководства; организационная культура; социальный имидж предприятия в глазах работников, органов власти и общественности.
Программа реструктуризации должна также содержать информацию о сроках ее проведения и лицах, ответственных за обеспечение процесса реструктурирования предприятия. В программу также обязательно включается смета (бюджет) осуществления мероприятий по реструктуризации с указанием плановых значений экономических показателей в соответствии с поставленными целями. В качестве подобных значений могут выступать величины снижения себестоимости, уровня брака, затрат на один рубль товарной продукции, повышения производительности труда, рентабельности продукции и основной деятельности, финансовых коэффициентов, чистой прибыли, достижимые в результате проводимой реструктуризации и выраженные в процентном измерении.
Вторым этапом является собственно реструктуризация предприятия, в ходе которой происходит непосредственное осуществление запланированных мероприятий. Так как контроль может быть предварительным, текущим и заключительным, то третий этап реструктуризации должен идти параллельно со вторым. Он подразумевает раннее обнаружение возможных проблем (нехватка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, сопротивление персонала, отсутствие взаимопонимания между подразделениями) и их решение. На данном этапе необходимо оценить экономический эффект реструктуризации и целесообразность ее дальнейшего проведения.
Положительный экономический
эффект подразумевает превышение финансовых
результатов над понесенными
затратами или достижение запланированных
значений показателей деятельности
предприятия (выручка, себестоимость,
прибыль, рентабельность). В ходе всего
процесса реструктуризации необходимо
обеспечивать наличие обратной связи
«планирование – реализация –
контроль» (рис. 2), которая позволяет
своевременно вносить коррективы в
процесс осуществления
Реформирование экономических отношений может осуществляться на уровне предприятия, отрасли, региона или всей страны. Этот процесс не может быть успешным, если не принимать во внимание все имеющиеся теоретические и практические достижения в области управления, одним из которых является реструктуризация. Главной особенностью реструктуризации как процесса преобразования деятельности предприятия можно считать то, что она носит постоянный характер, охватывает все сферы деятельности предприятия, как находящегося в кризисной ситуации, так и благополучного и быстроразвивающегося.
Для проведения эффективной реструктуризации требуется комплексный подход, включающий анализ и диагностику текущего положения предприятия, постановку целей реструктуризации, разработку и осуществление ее программы, контроль хода и результатов проводимых мероприятий, направленных на формирование и поддержание конкурентных преимуществ организации в долгосрочной перспективе.
1. Аистова М.Д. Реструктуризация
предприятий. Вопросы
2. Антикризисное управление:
теория, практика, инфраструктура: Учебно-практ.
пособие /Отв. ред. Г.А.
3. Белых Л.П., Федотова
М.А. Реструктуризация
4. Кац И. Антикризисное управление предприятием //Проблемы теории и практики управления. – 2003. – N 2. – С.82–85.
5. Карлик А., Гришпун Е.
Реструктуризация в стратегии
развития промышленных
6. Мазур И.И., Шапиро В.Д.
Реструктуризация предприятий
7. Москалев Ю.А. Исследование факторов развития предприятия машиностроения //Экономика и производство. – 2004. – N 1. – С.31–35.
8. Попович А. Оперативная
и стратегическая
9. Сухарев О.С. Экономическая
методология и политика
10. Тутунджян А.К.
11. Реструктуризация предприятий: направления, цели, средства /И. Фрезе, Л. Тойфсен, Т. Беекен, М. Энгельс, П. Леманн // Пробл. теории и практ. управления. – 1996. – N 1. – С.116–121.
12. Шишов А.К. Изменения – основа развития предприятий // Экономика и производство. – 2005. – N 4. – С.26–29.