Роль местных налогов и сборов в формировании финансовых ресурсов местных органов власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 15:54, контрольная работа

Краткое описание

С 1 января 2011 года отношения, которые возникают в сфере взыскания налогов и сборов, определение исчерпывающего перечня налогов и сборов, которые взыскиваются в Украине, и порядок их администрирования, налогоплательщиков и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочие и обязанности их должностных лиц во время осуществления налогового контроля, а также ответственность за нарушение налогового законодательства регулируются Налоговым кодексом Украины от 02.12.2010 № 2755-VI (далее – Налоговый кодекс).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Возникновение местного налогообложения
РАЗДЕЛ 2. Система местных налогов и сборов в Украине и зарубежных странах
2.1. Местное налогообложение в Украине
2.2. Местное налогообложения за рубежом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ.docx

— 53.17 Кб (Скачать файл)

 

    
   Сбор за места для парковки транспортных средств (ст. 266 НКУ) 
     
   Механизм взимания указанного сбора кардинально другой, если сравнивать со сбором за парковку автотранспорта в понимании Декрета № 56-93: иной порядок определения лиц, являющихся плательщикми сбора, установления его ставок, порядок исчисления и уплаты. Различия можно увидеть, ознакомившись с предложенной ниже таблицей 3:   

 

Таблица 3.

 

Плательщики сбора (п. 266. 1).

Юридические лица, их филиалы (отделения, представительства), физические лица - предприниматели, которые согласно решению сельского, поселкового или городского совета организуют и осуществляют деятельность по обеспечению парковки транспортных средств на площадках для платной парковки и специально отведенных автостоянках.Ранее согласно ст. 3 Декрета № 56-93 плательщиками были юридические лица и граждане, паркующие автомобили в специально оборудованных или отведенных для этого местах.

Объект обложения сбором (пп. 266. 2. 1).

— Земельный участок, который согласно решению сельского, поселкового или городского совета специально отведен для обеспечения парковки транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования, тротуарах или других местах;— коммунальные гаражи, стоянки, паркинги (здания, сооружения,их части), построенные за счет средств местного бюджета, за исключением площади земельного участка, отведенной для бесплатной парковки транспортных средств, предусмотренных ст. 30 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине».

База обложения сбором (пл. 266. 2. 2).

Площадь земельного участка, отведенная для парковки, а также площадь коммунальных гаражей, стоянок, паркингов (зданий, сооружений, их частей), построенных за счет средств местного бюджета.

Ставки сбора (п. 266. 3).V

Устанавливаются за каждый день осуществления деятельности по обеспечению парковки транспортных средств в гривнях за 1 кв. м площади земельного участка, отведенного для организации и осуществления такой деятельности, в размере от 0, 03 до 0, 15% минимальной зарплаты, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года.Размер ставки определяется сельскими, поселковыми и городскими советами с учетом местонахождения и площади специально отведенных мест для парковки транспортных средств, количества таких мест, способа постановки транспортных средств на стоянку, режима работы и их заполняемости.Декретом № 56-93 ставка сбора за парковку автотранспорта устанавливалась из расчета за 1 час парковки, а ее предельный размер не должен был превышать 3% нмдг в специально оборудованных для этого местах и 1% - в отведенных местах.

Особенности установления сбора (п. 266. 4).

Ставка сбора и порядок его уплаты в бюджет устанавливаются соответствующим сельским, поселковым или городским советом.

Порядок исчисления и сроки уплаты сбора (п. 266. 5).

Сбор уплачивается в местные бюджеты авансовыми взносами до 30 числа (включительно) каждого месяца (в феврале до 28 (29) включительно) по месту расположения специально отведенного места для парковки транспортного средства. Окончательная сумма сбора, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией за налоговый (отчетный) квартал (с учетом фактически внесенных авансовых платежей), уплачивается в сроки, определенные для квартального налогового периода. Форма налоговой декларации сбора за места для парковки транспортных средств утверждена приказом ГНАУ от 24. 12. 10 г. № 1014. Ранее сбор за парковку автотранспорта уплачивался водителями на месте парковки.

Налоговый период (пп. 266. 5. 3).

Базовый налоговый (отчетный) период равен календарному кварталу.


 

Местные налоги и сборы, механизм взимания и порядок их уплаты устанавливаются местными советами в соответствии со строго установленным перечнем и в пределах граничных размеров ставок, установленных законами Украины, кроме сбора за проезд по территории приграничных областей автотранспорта, направляющегося за границу, который устанавливается облсоветами.

Одной из негативных черт существующей системы местных налогов и сборов Украины является её чрезмерная урегулированность законодательством. Так, в целях создания условий для эффективного местного саморегулирования наиболее оптимальным вариантом могло бы стать предоставление возможности местным советам самостоятельно устанавливать на своей территории местные налоги и сборы без каких-либо ограничений, установленных законами, как это принято во многих зарубежных странах.

В настоящее же время, практика свидетельствует, что использование местных налогов и сборов в Украине, вопреки аналогичной практике зарубежных стран, является малоэффективной. Органы местного самоуправления недостаточно используют имеющиеся возможности увеличения доходов местных бюджетов за счёт внедрения местных налогов и сборов. В целом по стране более 59 органов местного самоуправления не устанавливают на своих территориях коммунальный налог . [10]

Кроме того, налоговые доходы на территории Украины формируются неравномерно. Так, лидером в этом отношении является г. Киев («12,2% всех налоговых поступлений в государстве» . [10] Далее идут Донецкая и Днепропетровская области. В тоже время, «объём налоговых поступлений в Тернопольской области составляет 58% от среднего по государству, а в Ивано-Франковской 56,6% .

Система местных налогов и сборов в Украине нуждается в усовершенствовании. Для этого следует привлечь специалистов широкого профиля: юристов, экономистов, учёных, следует также прислушиваться к соответствующим рекомендациям регионалов. Кроме того, необходимо учитывать зарубежный опыт (например, США, Франции, Италии).

На основе анализа последнего можно сделать следующие выводы о местном налогообложении зарубежных стран:

1. практически во всех развитых  демократических странах создана  эффективная правовая основа  применения местных налогов и  сборов. Органы местного самоуправления  имеют более широкие полномочия  по установлению местных налогов  и сборов, чем в Украине;

2. Численность налогов. В зарубежных  странах, как правило, перечень местных  налогов и сборов достаточно  обширен. Так, например, в Бельгии  он включает 10 местных налогов  и сборов, в Италии 70, во Франции  свыше 50;

3. Массовость. Местные налоги и  сборы уплачивает практически  всё взрослое население независимо  от социального статуса и уровня  доходов;

4. Регрессивность. Часть местных  налогов и сборов уменьшена  на совокупный размер доходов, чем последние вырастают;

5. Использование прогрессивных  ставок. Некоторые государства (Финляндия, Норвегия, Испания, Швеция, Швейцария) к основным местным налогам  применяют прогрессивные ставки  при налогообложении личного  имущества граждан;

6. Во многих зарубежных странах  основную роль в системе местных  налогов и сборов играют имущественные  налоги: налог на имущество, на  собственность и т.д.

Кроме того, в зарубежных странах среди местных налогов распространены такие: налог на занятие торговлей, на собак, развлечения, зрелища, владение транспортными средствами, на торговлю спиртными напитками, на выдачу лицензий на наследство, налоги на подарки, рекламу, открытие определённых учреждений, другие налоги.

Так или иначе, во многих зарубежных странах местные налоги и сборы обеспечивают значительный объём поступлений в местные бюджеты, реализовывая тем самым принцип финансовой автономии местного самоуправления.

В Украине же, к сожалению, местные налоги и сборы не приобрели до сих пор столь огромного значения. Поэтому назрела потребность в их скорейшем реформировании, и в процессе такого реформирования следует учитывать соответствующий мировой опыт, конструктивные рекомендации региональных лидеров, а также применять комплексный подход.

Так, в основу системы местного налогообложения предлагаются следующие принципы:

1. каждый конкретный местный  налог или сбор должен иметь  значение для данной территории, понятным плательщикам, традиционным  и логичным;

2. должна появиться тенденция  к увеличению части местных  налогов и сборов в доходной  части местных бюджетов;

3. отчисления от общегосударственных  налогов в местные бюджеты  должны устанавливаться фиксированными  размерами ставок на сравнительно  длительный период;

4.основу местного налогообложения  должны составить имущественные  налоги. Это обусловлено структурными  изменениями, происходящими в нашей  экономике, когда большую часть  экономики занимает негосударственный  сектор, а также в связи с  наметившимся ростом реальных  доходов населения, появлением прослойки  частных собственников в государстве;

5. установление само налогообложения, т.е. такого налогообложения, при  котором каждый житель территориальной  громады уплачивал бы определённую  сумму, которая по целевому назначению  шла бы на благоустройство  населённого пункта, удовлетворение  иных общественных потребностей;

6. установление механизма расчётов  по каждому виду налогов, их  учёт, мер ответственности за  сохранение средств;

7. установление налога на ценные  бумаги, биржевые операции по  примеру некоторых зарубежных  стран.

Реформирование местных налогов и сборов в Украине требует своего скорейшего осуществления: от него во многом зависит обеспечение принципа финансовой автономии местного самоуправления в нашем государстве.

Именно местные налоги и сборы должны стать основной статьёй доходной части местных бюджетов, играть ведущую роль при формировании последних. 

Полномочия органов местного самоуправления

             В соответствии с п.п. 12.3. ст. 12 Налогового кодекса сельские, поселковые, городские советы в пределах своих полномочий принимают решение об установлении местных налогов и сборов.

            Установление местных налогов  и сборов осуществляется в  порядке, определенном этим Кодексом.

            При принятии решения об установлении  местных налогов и сборов обязательно  определяются объект налогообложения, налогоплательщик, размер ставки, налоговый  период и другие обязательные  элементы, определенные статьей 7 этого  Кодекса с соблюдением критериев, установленных разделом XII этого  Кодекса для соответствующего  местного налога или сбора.

К полномочиям сельских, поселковых, городских советов относительно налогов и сборов относятся:

  • установление ставок единого налога в пределах ставок, определенных законодательными актами;
  • определение перечня налоговых агентов согласно статье 268 этого Кодекса;
  • к началу следующего бюджетного периода принятия решения об установлении местных налогов и сборов, изменение размера их ставок, объекта налогообложения, порядка взыскания или предоставления налоговых льгот, которое тянет за собой изменение налоговых обязательств налогоплательщиков и которое вступает в силу с начала бюджетного периода.
  • официально оглашенное решение об установлении местных налогов и сборов является нормативно-правовым актом по вопросам налогообложения местными налогами и сборами, который вступает в силу с учетом сроков, предусмотренных подпунктом 12.3.4 этой статьи.

           Копия  принятого решения об установлении  местных налогов или сборов  присылается в десятидневный срок со дня оповещения  органа государственной налоговой службы, в котором находятся на учете плательщики соответствующих местных налогов и сборов.

             Решение об установлении местных налогов и сборов официально оглашается соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, который предшествует бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов или изменений (плановый период). В другом случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, который наступает за плановым периодом (п.п. 12.3.4. п. 12.3.4 ст. 12 Налогового кодекса).

             Информация об установленных  органами местного самоуправления  ставках местных налогов, сборов  и предоставленных такими органами  налоговых льготах предоставляется  органами местного самоуправления  не позднее 10 календарных дней с даты вступления в силу соответствующего решения.В случае если сельский, поселковый или городской совет не принял решения об установлении соответствующих местных налогов и сборов, которые являются обязательными согласно нормам этого Кодекса, такие налоги и сборы взыскиваются исходя из норм этого Кодекса с применением минимальной ставки местных налогов и сборов.

           Центральный  орган государственной налоговой  службы утверждает формы налоговых  деклараций (расчетов) по местным  налогам и сборам согласно  порядку, установленному этим Кодексом, а в случае необходимости предоставляет  методические рекомендации относительно  их заполнения. Не разрешается сельским, поселковым, городским советам устанавливать индивидуальные льготные ставки местных налогов и сборов для отдельных юридических, физических лиц - предпринимателей и физических лиц или освобождать их от уплаты таких налогов и сборов. Согласно статьи 72 Налогового кодекса для информационно-аналитического обеспечения деятельности государственной налоговой службы используется информация, поступившая от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и Национального банка Украины, в частности:

        Об  объектах налогообложения, которые  предоставляются и/или регистрируются  такими органами. Указанная информация  должна содержать, в частности, вид, характеристики, индивидуальные признаки  объекта налогообложения (в случае  наличия), по которым его можно  идентифицировать. Информация,  безвозмездно предоставляется органам государственной налоговой службы  ежемесячно на протяжении 10 календарных дней месяца, который наступает за отчетным.           Информация, которая содержится в отчетных документах (кроме персонифицированной статистической информации, финансовых отчетов), которые подаются налогоплательщиком органам исполнительной власти и/или органам местного самоуправления  предоставляется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления на протяжении 10 календарных дней со дня представления такой отчетности соответствующему органу исполнительной власти или органа местного самоуправления. Органами государственной статистики информация предоставляется соответственно плану государственных статистических наблюдений.

Информация о работе Роль местных налогов и сборов в формировании финансовых ресурсов местных органов власти