Совершенствование налоговой системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги -основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Налоги стали известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность налога 5
1.1 Понятие и роль налогов 5
1.2. Элементы закона о налоге 6
Виды налогов 6
Функции налогов 7
2. Налоговая система 10
Налоговая система и ее задачи 10
Виды налоговых систем 11
Принципы налогообложения 11
3. Система налогов в Российской Федерации 15
Классификация налогов в российской экономике 15
Основные налоги 18
4. Совершенствование налоговой системы
Российской Федерации 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список используемой литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Если взять эти базовые  принципы налогообложения за основу, то мы увидим, что для проводимой в настоящее время в Российской Федерации налоговой реформы  главным является достижение оптимального соотношения между стимулирующей  и фискальной ролью налогов. В этом случае, очевидно, основными задачами налоговой реформы являются более справедливое распределение налогового бремени, переход к оптимальным налоговым ставкам и общее упрощение налоговой системы. И при этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Налоговая  система Российской Федерации

3.1     КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ В РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в конце 1991 года, когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За прошедшие годы было много, видимо даже слишком много, отдельных частных изменений, но основные принципы налогообложения сохранились.

Первые попытки перейти  к налоговой системе, отказавшись  от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990- первой половине 1991 гг. в рамках союзного государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. более стройной структурой российского налогового законодательства.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, 
пошлины и другие обязательные платежи определил Закон РФ "Об основах 
налоговой системы в Российской Федерации". К понятию "другие платежи" 
были отнесены обязательные взносы в государственные внебюджетные 
фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд 
занятости, Фонд социального страхования.

В настоящее время  указанный выше закон действует  в части, не 
противоречащей Налоговому кодексу Российской Федерации.

Первая часть кодекса  посвящена общим вопросам налогообложения  юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, физических лиц. Вторая часть кодекса освещает проблемы, связанные с порядком исчисления и уплаты отдельных видов налогов, включенных в налоговую систему Российской Федерации.

Часть I кодекса определяет основные понятия, применяемые в налогообложении,     права     и      обязанности      налоговых     органов налогоплательщиков,     порядок     осуществления     налоговыми     органами мероприятий налогового контроля.

В соответствии с требованиями статьи 17 кодекса  налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:_объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога и порядок и сроки уплаты налога.

Объектами налогообложения согласно статье 38 кодекса являются 
операции по реализации товаров (работ, услуг), имущества, доход (прибыль), 
стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), 
либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую 
характеристики, наличие которых связано с возникновением обязанности по 
уплате налогов. 

Законодатель  установил, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный налоговый период.

Статьей 53 кодекса определено, что налоговая база - это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, а налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Понятие налогового периода содержится в статье 55 кодекса - это определенный период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. I Порядок исчисления налога определен в кодексе как конкретный порядок уплаты налога, который устанавливается законодательством о налогах. Порядок и сроки уплаты налога установлены как срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

Кодекс определяет, что плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами во зло жена обязанность у плачивать налоги.5

По   налогам   могут   в  законодательном   порядке   устанавливаться определенные льготы. К их числу относятся:

  • необлагаемый минимум объекта налога;
  • изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

• освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или  категорий 
плательщиков;

  • понижение налоговых ставок;
  • вычет из налогового платежа за расчетный период;
  • целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

• прочие налоговые льготы.

Обязанность   своевременно   и   в   полной   мере   уплачивать   налоги российским законодательством возлагается на налогоплательщика. В этих целях налогоплательщик обязан:

              • вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово- 
хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет-

  • представлять налоговым органам необходимые для исчисления'и уплаты налогов документы и сведения;
  • вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого им заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
  • в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки,

произведенной налоговым  органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;

 

5статья 11 HK РФ

 

 

• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных 
нарушений законодательства о налогах. 

 

По механизму формирования российские налоги также подразделяются на прямые и косвенные.

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации выделяют федеральные, региональные и местные  налоги и сборы.

К федеральным налогам  и сборам относятся: 

  1. налог на добавленную стоимость;
    1. акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
  1. налог на прибыль (доход) организации;
  2. налог на доходы от капитала;
  3. налог на доходы физических лиц; 
  4. взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
  5. государственная пошлина; 
  6. таможенная пошлина и сборы;

9. налог на пользование недрами;  
10.налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;  
11 .налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; 
12.налог   на   право   пользования   объектами   животного   мира   и

водными биологическими ресурсами;

13.лесной налог; 

14.водный налог; 

15 .экологический налог;

16.федеральные лицензионные  сборы. 

Федеральные    налоги   (в   том   числе   размеры   их   ставок),   объекты налогообложения, плательщики налога в и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. 
            К региональным налогам и сборам относят: 

1. налог на имущество  организации;

    1. налог на недвижимость;
    2. дорожный налог;
    3. транспортный налог; 
    4. налог с продаж;
    5. налог на игорный бизнес;
  1. региональные лицензионные сборы.

К местным  налогам и сборам относят:

 

    1. земельный налог;
    2. налог на имущество физических лиц;
    3. налог на рекламу;
    4. налог на наследование или дарение;
    5. местные лицензионные сборы.

Большинство региональных и местных налогов  устанавливаются законодательными актами РФ и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки налогов определяются законодательными актами республик или решением органов государственной власти краев, областей и т.д. Отдельные из местных налогов могут вводиться региональными и городскими органами власти и зачисляются в местные бюджеты.

Ответственность за правильность исчисления и уплаты налога несет налогоплательщик В первую очередь уплачиваются все поимущественные налоги и пошлины (налог на имущество организации), их сумма вычитается из налогооблагаемого дохода или налогооблагаемой прибыли Затем уплачиваются местные подоходные налоги, после чего с оставшейся суммы рассчитываются и уплачиваются все остальные налоги (налог на прибыль).   

3.2. ОСНОВНЫЕ  НАЛОГИ

Рассмотрим  основные налоги, действующие в Российской Федерации.

Налог на доходы физических лиц. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской федерации. 

Объектом налогообложения  признается доход, полученный 
налогоплательщиками:

    1. От источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;       
    2. От источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Ставка налога на доходы физических лиц составляет 13%. Налоговая ставка        устанавливается в размере 35% в  отношении следующих доходов:

    1. Любые виды выигрышей;
    2. Страховые выплаты;
    3. Процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из 3А ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, в течение периода, за который начислены проценты.
    4. Суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств.

Налоговая ставка в 30% применяется в отношении дивидендов и доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

Существуют  доходы, не подлежащие налогообложению  этим налогом. Среди этих доходов: государственные пособия и пенсии, все виды компенсационных выплат (возмещение вреда, увольнение работников и т.д.), алименты, суммы, выделяемые налогоплательщиками для поддержки науки, суммы премий за достижения в какой-либо области, суммы материальной помощи, доходы налогоплателыциков от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах продуктах животноводства, цветоводства и т.д.

В налоговой  системе Российской Федерации при  исчислении налога на доходы физических лиц производятся следующие виды вычетов:

    1. Стандартные (предоставляются инвалидам и участникам ВОВ, лицам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, вдовцам, одиноким родителям, низкооплачиваемым категориям граждан и т.д.);
  1. Социальные (оплата за обучение, лечение и т.д.);
    1. Имущественные (суммы на приобретение недвижимости, строительство жилья и т.д.); I
    2. Профессиональные (частные нотариусы, налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, техники и т.д.)

Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из всех налоговых вычетов.

Основной  вид налога юридических лиц —  налог на прибыль. Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, в том числе бюджетные, представляющие собой юридические лица, независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы предприятия, их филиалы, а также созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения, компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Объектом  обложения  налогом является  балансовая прибыль (валовая прибыль минус НДС, себестоимость произведенной продукции, и все убытки). В

этой связи  важным моментом является правильное определение затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Налогооблагаемая прибыль уменьшается с учетом льгот, предусмотренных законодательством (если прибыль направляется на финансирование капитальных вложений, на природоохранные мероприятия, на содержание объектов социального назначения, на благотворительные цели).

Особые льготы, помимо общих, установлены для малых  предприятий: из налоговой базы исключается прибыль, которая направляется на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, на освоение новой техники и технологии; освобождение на первые два года работы от уплаты налога на прибыль предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления и т.д.

Важным моментом налогообложения является то, что  для арендных 
предприятий, созданных на основе аренды имущества государственных 
предприятий и их структурных подразделений, сумма налога на прибыль 
уменьшается на сумму арендной платы, подлежащей в установленном порядке 
взносу в бюджет. 

Информация о работе Совершенствование налоговой системы в РФ