Совершенствование порядка проведения налоговых проверок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:50, реферат

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение проблем, возникающих в ходе налоговых проверок. Поиск путей совершенствования механизма проведения налоговых проверок, иных мер, направленных на повышение эффективности налогового контроля и защиту прав налогоплательщика.

Содержание

Введение
1. Понятие налоговых проверок и их виды
1.1 Налоговые проверки: виды, методы и их классификация
1.2 Камеральная проверка, ее цели и задачи
1.3 Выездная налоговая проверка, ее назначение и задачи
2. Методы и программы налоговых проверок
2.1 Методы налоговых проверок
2.2 Программы проведения документальных проверок
3. Совершенствование порядка проведения налоговых проверок
3.1 Совершенствование камеральных проверок - фактор повышения эффективности выездных налоговых проверок
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

нал. проверки.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

- формальную проверку — визуальное  изучение с точки зрения наличия  в документе необходимых реквизитов, а также соблюдения иных правил  его оформления, установленных действующим законодательством для такого рода документов;

- арифметическую проверку, в ходе  которой контролируется правильность  подсчетов суммовых показателей  в первичных документах, учетных  регистрах и отчетных формах (как  правило, осуществляется выборочным методом);

- правовую проверку, в процессе  которой устанавливается соответствие  содержания документа действующему  на момент совершения операции  законодательству.

В случае установления в ходе выездной налоговой проверки отсутствия у  налогоплательщика учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения этого учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиком в бюджет, определяются расчетным путем на основании имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике или данных об иных аналогичных налогоплательщиках.

В случае выявления выездной налоговой  проверкой фактов налоговых правонарушений проверяющие должны принять необходимые  меры по формированию доказательной базы по этим фактам и обеспечению их документального подтверждения (снятие копий с документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, выемка подлинников указанных документов, получение недостающих документов из иных источников, проведение встречных проверок, опросы свидетелей, назначение экспертизы и др.), по исчислению сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов и пеней, а также по подготовке предложений о привлечении к налоговой ответственности за соответствующие правонарушения.

По результатам выездной налоговой  проверки не позднее двух месяцев  после составления справки (Приложение 10), о проведенной проверке проверяющие  составляют акт выездной налоговой  проверки в котором должны быть указаны  документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения по устранению нарушений и применению санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах (Приложение 11). Форма и требования по составлению акта, а также порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки установлены Инструкцией МНС России от 10.04.2000г. №60 «О порядке составления акта ​выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях ​законодательства о налогах и сборах»

 

2. Методы и программы  налоговых проверок

2.1 Методы налоговых проверок

 

В настоящее время существует три  метода отбора налогоплательщиков для  документальной проверки:

- первый основан на расчетах, соотношении и сравнении. Он более пригоден при использовании ЭВМ;

- второй основан на знаниях  и опыте и пригоден при осуществлении  проверки вручную;

- третий основан на цикличности  во времени.

При осуществлении метода основанного  на расчетах в первую очередь необходимо посмотреть, чем занимается это предприятие, если известно, что предприятия в данном бизнесе пережили плохой год из-за временной экономической депрессии, то можно ожидать, что показатели этих предприятий резко понизятся, поэтому вполне целесообразно исключить такие организации из выборки.

Если воспользоваться информацией  об организациях различного вида деятельности в данном регионе, то можно разделить  эти организации на несколько  групп. В одну будут промышленные предприятия, в другую — транспортные и др. После разделения на группы можно определить для каждой группы индивидуальные критерии в зависимости от вида деятельности. Следующий шаг — это установление таких индивидуальных критериев. Например, можно отобрать 10% организаций, имеющих наибольший объем продаж или у которых произошло наибольшее снижение показателей валового дохода. Чем более конкретны критерии, тем лучше будет результат.

Метод, основанный на знаниях и  опыте, если из опыта, информации, а  также по итогам камеральной проверки известно, что в определенном виде бизнеса процветает «теневая экономика», то можно выбрать все организации этого бизнеса, затем эта группа анализируется с использованием расчетов, сравнений и соотношений для отбора тех, которые представляют наибольший интерес.

Метод, основанный на цикличности во времени, этот способ требует проверять каждую организацию один раз в течение определенного периода времени. Этот способ не очень эффективен при ограниченности ресурсов, поскольку ресурсы автоматически будут использоваться для проверки тех, которые не имеют проблем с отчетностью и декларациями. Данный метод применяется только налоговой службой.

Основная идея этого подхода  заключается в «профилактике  страхом». Плательщик знает, что их автоматически проверят в течение  какого-то периода, никогда не чувствует себя в безопасности и поэтому не будет нарушать законодательство о налогах, по крайней мере умышленно. Но в реальной жизни эта теория не действует. Во-первых, ни у одной налоговой администрации не хватит сегодня ресурсов, чтобы осуществить такую программу. Во-вторых, если она и попытается это сделать, время, которое налоговые инспекторы смогут выделить на каждую проверку, окажется таким ограниченным, что ни одна проверка не будет эффективной.

Однако периодическая проверка в модифицированном варианте может быть весьма хорошей и эффективной, если ее, например, проводить в организациях, известных как «проблемные» или «теневые». Полезна она и для крупных предприятий, где всегда велик риск крупных потерь поступлений.

Для достижения своих целей современные налоговые администрации должны использовать широкий набор систем и методов проверок и отбора. Обеспечение рационального отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок является основной проблемой, без принципиального решения которой невозможен качественный контроль. Лишь применение высокоэффективной системы отбора позволит обеспечить максимальную концентрацию усилий контролирующих органов на проверках тех категорий налогоплательщиков, обнаружение нарушений у которых представляется наиболее вероятным.

2.2 Программы проведения  документальных проверок

 

Для проведения документальных проверок налоговая инспекция разрабатывает  программы. Программы проведения документальных проверок могут быть нескольких видов:

- базовые программы, обеспечивающие контроль по общим вопросам, подлежащим проверке во всех организациях, независимо от формы собственности и рода осуществляемой деятельности;

- программы, учитывающие специфику  проверяемых организаций по характеру  осуществляемой деятельности, организационно-правовой форме, составу учредителей и участников, источникам финансирования;

- программы проведения оперативных  тематических проверок по более  узкому кругу вопросов, например  по своевременному и полному  перечислению удержанного подоходного  налога.

В базовую программу должны быть включены следующие вопросы:

- выполнение предложений по  акту предыдущей проверки;

- соответствие установленным требованиям  порядка ведения налогового учета;

- соблюдение порядка предоставления  налоговых льгот на основании  соответствующих документов;

- соблюдение формы, полноты и  своевременности представления  сведений;

- соблюдение своевременности и  полноты перечисления в бюджет  налоговых сумм.

На основе базовой программы  разрабатываются специальные программы  документальных проверок, учитывающие состав выплат и схем по минимизации налоговых платежей, характерных для предприятий определенного вида (кредитных учреждений, страховых компаний, строительных организаций и др.). По результатам анализа налоговой и бухгалтерской отчетности, а также с учетом имеющейся другой информации определяется окончательный перечень вопросов, подлежащих документальной проверке в конкретной организации.

Предпроверочная работа является важной частью процесса дальнейшей документальной проверки. Именно в процессе предпроверки появляются первые впечатления об организации, отобранной для проверки, строится стратегия предстоящей документальной проверки, решается вопрос о ее глубине: будет ли проверка полной или достаточно обратить внимание на отдельные вопросы, ограничиться ли проверкой на месте с представлением налогоплательщиком необходимых документов или выехать непосредственно на предприятие. Документальная проверка может быть и отменена, несмотря на то, что сначала организация попала в число проверяемых.

Предпроверочная работа имеет цель:

- ознакомиться с причинами и  исходными данными для выбора  организации в качестве объекта  проверки;

- удостовериться в необходимости  проведения документальной проверки;

- тщательно проверить наличие  ошибок в годовой бухгалтерской отчетности и налоговой декларации;

- собрать необходимые дополнительные  сведения об организации и  ее деятельности от других  органов (таможня, милиция);

- выделить основные вопросы  проверки (отпуск продукции, оказание  услуг, покупка и оценка ТМЦ,  отдельные виды производственных расходов, капитальные и финансовые вложения);

- принять стратегические решения  (сбор сведений, привлечение других  организаций, наличие результата  от первой встречи, время начала  проверки, количество участвующих  в проверке).

После посещения организации и проверки всей собранной документации и информации целесообразно составить окончательный план, какие вопросы подлежат проверке.

Важнейшие этапы процесса планирования и подготовки документальных проверок соблюдения налогового законодательства:

1) формирование информационного  массива данных о налогоплательщиках, полученного как формально, так  и неформально;

2) камеральная проверка бухгалтерской  отчетности по расчетам и налогам,  включающая:

- проверку логической связи  между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налогооблагаемой базы;

- проверку сопоставимости показателей  отчетности с аналогичными показателями  предыдущего отчетного периода;

- взаимоувязку показателей бухгалтерской  отчетности и налоговых деклараций;

- оценку бухгалтерской отчетности  и налоговых деклараций с точки  зрения их соответствия имеющимся  в налоговом органе данным  о финансово-хозяйственной деятельности  налогоплательщика, полученным из  других источников;

3) сбор данных и определение предприятий по аналогичным сферам деятельности;

4) анализ уровня динамики основных  показателей финансово-хозяйственной  деятельности предприятия в региональном  и отраслевом разрезах, в т.  ч. сравнительный анализ с данными  по аналогичным предприятиям;

5) выявление сомнительных моментов или несоответствий, указывающих на возможное наличие нарушений налоговой дисциплины.

Планирование и предпроверочная  работа по подготовке документальных проверок должны проводиться в соответствии со следующими принципами:

1) Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования и предпроверочной подготовки, от стадии первоначальной обработки массива информации о налогоплательщике до составления плана проверок и перечня вопросов, подлежащих проверке.

2) Принцип непрерывности выражается  в увязке стадий планирования  и предпроверочной подготовки  по срокам проведения.

3) Принцип оптимальности предполагает  необходимость обеспечения выбора  для проведения документальных  проверок таких объектов, документальная проверка которых могла бы с наибольшей вероятностью выявить нарушения налогового законодательства и обеспечить максимальное поступление в бюджет сумм доначисленных налогов и финансовых санкций.

4) Принцип экономичности, в соответствии с ним издержки, связанные с проведением проверок, должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.

Проведение документальной проверки. Документальная проверка должна начинаться с ознакомления с учредительными документами, определяющими правовой статус юридического лица. В учредительных документах устанавливается перечень хозяйственных операций, для осуществления которых создана данная организация. Эта информация потребуется при последующей проверке.

Необходимо также проверить  наличие и соответствие действующему законодательству РФ документов, подтверждающих право организации на осуществление определенных видов деятельности, требующих лицензирования.

Затем следует проверить правильность получения определенных видов льгот.

Проверяется полнота и своевременность формирования уставного капитала предприятия.

Необходимо ознакомиться с утвержденным руководителем организации приказом по учетной политике, определяющим способы и порядок ведения  бухгалтерского учета, отражения хозяйственных  операций в соответствующих учетных регистрах, и проверить правильность его применения.

Дальнейшая проверка осуществляется в соответствии с утвержденной программой по предусмотренному кругу вопросов.

Оперативное документирование сотрудниками налоговых органов и инспекции  может включать изучение следующих вопросов:

Информация о работе Совершенствование порядка проведения налоговых проверок