Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:50, реферат
Целью работы является рассмотрение проблем, возникающих в ходе налоговых проверок. Поиск путей совершенствования механизма проведения налоговых проверок, иных мер, направленных на повышение эффективности налогового контроля и защиту прав налогоплательщика.
Введение
1. Понятие налоговых проверок и их виды
1.1 Налоговые проверки: виды, методы и их классификация
1.2 Камеральная проверка, ее цели и задачи
1.3 Выездная налоговая проверка, ее назначение и задачи
2. Методы и программы налоговых проверок
2.1 Методы налоговых проверок
2.2 Программы проведения документальных проверок
3. Совершенствование порядка проведения налоговых проверок
3.1 Совершенствование камеральных проверок - фактор повышения эффективности выездных налоговых проверок
Заключение
Список используемой литературы
- формальную проверку —
- арифметическую проверку, в ходе
которой контролируется
- правовую проверку, в процессе
которой устанавливается
В случае установления в ходе выездной налоговой проверки отсутствия у налогоплательщика учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения этого учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиком в бюджет, определяются расчетным путем на основании имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике или данных об иных аналогичных налогоплательщиках.
В случае выявления выездной налоговой проверкой фактов налоговых правонарушений проверяющие должны принять необходимые меры по формированию доказательной базы по этим фактам и обеспечению их документального подтверждения (снятие копий с документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, выемка подлинников указанных документов, получение недостающих документов из иных источников, проведение встречных проверок, опросы свидетелей, назначение экспертизы и др.), по исчислению сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов и пеней, а также по подготовке предложений о привлечении к налоговой ответственности за соответствующие правонарушения.
По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки (Приложение 10), о проведенной проверке проверяющие составляют акт выездной налоговой проверки в котором должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения по устранению нарушений и применению санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах (Приложение 11). Форма и требования по составлению акта, а также порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки установлены Инструкцией МНС России от 10.04.2000г. №60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах»
2. Методы и программы налоговых проверок
2.1 Методы налоговых проверок
В настоящее время существует три метода отбора налогоплательщиков для документальной проверки:
- первый основан на расчетах, соотношении и сравнении. Он более пригоден при использовании ЭВМ;
- второй основан на знаниях
и опыте и пригоден при
- третий основан на цикличности во времени.
При осуществлении метода основанного на расчетах в первую очередь необходимо посмотреть, чем занимается это предприятие, если известно, что предприятия в данном бизнесе пережили плохой год из-за временной экономической депрессии, то можно ожидать, что показатели этих предприятий резко понизятся, поэтому вполне целесообразно исключить такие организации из выборки.
Если воспользоваться
Метод, основанный на знаниях и опыте, если из опыта, информации, а также по итогам камеральной проверки известно, что в определенном виде бизнеса процветает «теневая экономика», то можно выбрать все организации этого бизнеса, затем эта группа анализируется с использованием расчетов, сравнений и соотношений для отбора тех, которые представляют наибольший интерес.
Метод, основанный на цикличности во времени, этот способ требует проверять каждую организацию один раз в течение определенного периода времени. Этот способ не очень эффективен при ограниченности ресурсов, поскольку ресурсы автоматически будут использоваться для проверки тех, которые не имеют проблем с отчетностью и декларациями. Данный метод применяется только налоговой службой.
Основная идея этого подхода заключается в «профилактике страхом». Плательщик знает, что их автоматически проверят в течение какого-то периода, никогда не чувствует себя в безопасности и поэтому не будет нарушать законодательство о налогах, по крайней мере умышленно. Но в реальной жизни эта теория не действует. Во-первых, ни у одной налоговой администрации не хватит сегодня ресурсов, чтобы осуществить такую программу. Во-вторых, если она и попытается это сделать, время, которое налоговые инспекторы смогут выделить на каждую проверку, окажется таким ограниченным, что ни одна проверка не будет эффективной.
Однако периодическая проверка в модифицированном варианте может быть весьма хорошей и эффективной, если ее, например, проводить в организациях, известных как «проблемные» или «теневые». Полезна она и для крупных предприятий, где всегда велик риск крупных потерь поступлений.
Для достижения своих целей современные налоговые администрации должны использовать широкий набор систем и методов проверок и отбора. Обеспечение рационального отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок является основной проблемой, без принципиального решения которой невозможен качественный контроль. Лишь применение высокоэффективной системы отбора позволит обеспечить максимальную концентрацию усилий контролирующих органов на проверках тех категорий налогоплательщиков, обнаружение нарушений у которых представляется наиболее вероятным.
2.2 Программы проведения документальных проверок
Для проведения документальных проверок
налоговая инспекция
- базовые программы,
- программы, учитывающие
- программы проведения
В базовую программу должны быть включены следующие вопросы:
- выполнение предложений по акту предыдущей проверки;
- соответствие установленным
- соблюдение порядка
- соблюдение формы, полноты и своевременности представления сведений;
- соблюдение своевременности и полноты перечисления в бюджет налоговых сумм.
На основе базовой программы
разрабатываются специальные
Предпроверочная работа является важной частью процесса дальнейшей документальной проверки. Именно в процессе предпроверки появляются первые впечатления об организации, отобранной для проверки, строится стратегия предстоящей документальной проверки, решается вопрос о ее глубине: будет ли проверка полной или достаточно обратить внимание на отдельные вопросы, ограничиться ли проверкой на месте с представлением налогоплательщиком необходимых документов или выехать непосредственно на предприятие. Документальная проверка может быть и отменена, несмотря на то, что сначала организация попала в число проверяемых.
Предпроверочная работа имеет цель:
- ознакомиться с причинами и
исходными данными для выбора
организации в качестве
- удостовериться в
- тщательно проверить наличие ошибок в годовой бухгалтерской отчетности и налоговой декларации;
- собрать необходимые
- выделить основные вопросы проверки (отпуск продукции, оказание услуг, покупка и оценка ТМЦ, отдельные виды производственных расходов, капитальные и финансовые вложения);
- принять стратегические
После посещения организации и проверки всей собранной документации и информации целесообразно составить окончательный план, какие вопросы подлежат проверке.
Важнейшие этапы процесса планирования и подготовки документальных проверок соблюдения налогового законодательства:
1) формирование информационного
массива данных о
2) камеральная проверка
- проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налогооблагаемой базы;
- проверку сопоставимости
- взаимоувязку показателей
- оценку бухгалтерской
3) сбор данных и определение предприятий по аналогичным сферам деятельности;
4) анализ уровня динамики
5) выявление сомнительных моментов или несоответствий, указывающих на возможное наличие нарушений налоговой дисциплины.
Планирование и
1) Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования и предпроверочной подготовки, от стадии первоначальной обработки массива информации о налогоплательщике до составления плана проверок и перечня вопросов, подлежащих проверке.
2) Принцип непрерывности
3) Принцип оптимальности
4) Принцип экономичности, в
Проведение документальной проверки. Документальная проверка должна начинаться с ознакомления с учредительными документами, определяющими правовой статус юридического лица. В учредительных документах устанавливается перечень хозяйственных операций, для осуществления которых создана данная организация. Эта информация потребуется при последующей проверке.
Необходимо также проверить наличие и соответствие действующему законодательству РФ документов, подтверждающих право организации на осуществление определенных видов деятельности, требующих лицензирования.
Затем следует проверить правильность получения определенных видов льгот.
Проверяется полнота и своевременность формирования уставного капитала предприятия.
Необходимо ознакомиться с утвержденным
руководителем организации
Дальнейшая проверка осуществляется в соответствии с утвержденной программой по предусмотренному кругу вопросов.
Оперативное документирование сотрудниками налоговых органов и инспекции может включать изучение следующих вопросов:
Информация о работе Совершенствование порядка проведения налоговых проверок