Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 13:06, реферат
Вычеты не могут применить физические лица (включая индивидуальных предпринимателей), которые освобождены от уплаты НДФЛ. Ведь у них в принципе отсутствует облагаемый доход. А значит, уменьшать на сумму вычетов просто нечего. К таким физическим лицам, в частности, относятся пенсионеры и безработные, не имеющие иных источников дохода, кроме государственных пенсий и пособий по безработице, а также предприниматели, которые применяют специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН и ЕНВД)1 (п. п. 3, 4 ст. 210, п. п. 1, 2, 24 ст. 217 НК РФ,).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный в дипломной работе анализ действующей в настоящее время системы исчисления и удержания налога на доходы физических лиц показывает, что он, как и вся налоговая система Российской Федерации, находится в постоянном развитии. Даже после принятия второй части Налогового кодекса, НДФЛ в той ли иной мере изменялся с появлением каждой его новой редакции.
Главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Налог на доходы физических лиц является прямым, федеральным, регулирующим налогом. Он действует на территории всей страны, взимается непосредственно с доходов налогоплательщика по единым ставкам, используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов в виде процентных отчислений по нормативам, утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год. Плательщиками данного налога выступают, исключительно физические лица: как резиденты, так и нерезиденты. Объектом налогообложения у налоговых резидентов выступает доход, полученный ими в налоговом периоде от источников как в России, так и за ее пределами. В отличие от них для налоговых нерезидентов объектом обложения является доход, полученный исключительно из источников, расположенных в РФ.
Налог на доходы физических лиц напрямую связан с потреблением, и он может либо стимулировать, либо сокращать его. Поэтому необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от подоходного налогообложения.
Создание Налогового кодекса преследовало много целей. Одной из них является выведение высоких доходов физических лиц из теневого оборота, то есть их легализация. Для достижения этой цели вводится единая ставка подоходного налога, вводятся дополнительные имущественные и социальные вычеты, а также особый порядок их предоставления. Однако, эти меры, в частности единая ставка налога, можно рассматривать лишь в качестве временных, так как задачи подъема отечественной экономики, в общем, и улучшения благосостояния граждан в частности не могут быть решены только в рамках Налогового Кодекса.
Слишком много целей
мы хотим достигнуть при
Существующая концепция налогообложения доходов физических лиц имеет целью снизить налоговое бремя налогоплательщиков за счет увеличения количества и размеров налоговых льгот, а также введения единой налоговой ставки в размере 13 процентов при налогообложении большей части доходов физических лиц. При этом применяются повышенные ставки налога на доходы физических лиц, связанные с приростом их капитала; например, с дивидендов установлена налоговая ставка в размере 30 процентов, а с выигрышей, процентных доходов по вкладам в банках, сумм экономии на процентах по заемным средствам — максимальная налоговая ставка в размере 35 процентов. С доходов, получаемых лицами, не являющимися налоговыми резидентами, определена средняя налоговая ставка в размере 30 процентов. Также применяется пониженная ставка в размере 9% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов. Налоговые вычеты сгруппированы на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.
Наличие льгот и вычетов обеспечивает некоторую прогрессивность налога даже при простой ставке, так как чем выше уровень дохода налогоплательщика, тем меньшую долю в его доходе составляет необлагаемая часть и тем выше средняя ставка налога на доходы.
Кроме того, число налогоплательщиков при низких ставках налога будет расти, а по мере роста их дохода будет увеличиваться и сумма уплачиваемого ими налога.
Стоит отметить, что при низком уровне дохода населения основным источником налогообложения является заработная плата. Размеры же других видов доходов зачастую трудно оценить по причине того, что не создано четкой правовой базы. Кроме того, требуется определенное время для того, чтобы удержания с этих видов доходов стали эффективным налоговым рычагом. Практически невозможно рассчитать и обложить налогом условный доход, получаемый налогоплательщиком от использования собственной квартиры, дома, автомобиля. Поэтому налог на доходы — не единственный налог с населения, он дополняется другими налогами — земельным, налогом на имущество, налогами на наследство и дарение, налогом с денежного капитала, домовым, промысловым и т. д.
Как видно из настоящей работы, обложение физических лиц подоходным налогом в РФ имеет много особенностей и вопросов. Огромное количество проблем и вопросов вызывает налогообложение предпринимателей. Как разделять имущество, принадлежащее лицу как предпринимателю и просто как физическому лицу. Либо его налогообложение будет полностью совпадать с налогообложением юридического лица, либо нужно принять разграничения по его имуществу. На этот вопрос существует много разъяснений различных служб, в том числе налоговых, но и они противоречат друг другу.
Конечно, наше налоговое законодательство оставляет желать много лучшего, но тем не менее его необходимо досконально знать, особенно в части налогообложения физических лиц, т.к. это касается каждого гражданина, ибо всем известно, что “незнание законов не освобождает от ответственности”. Попадаться на “удочки” всевозможных компаний, обещающих продать вашу квартиру, дачу за немыслимые деньги без уплаты налогов, но не предупреждающих Вас о том, что при подаче налоговой декларации Вы будете иметь проблемы с налоговой инспекцией. Вам все равно придется платить, вот только из каких денег, ведь между получением дохода и уплатой (принудительной и со штрафами) подоходного налога пройдет время и полученных Вами денег уже может и не быть.
Налоговая система в целом нуждается в совершенствовании. От нее требуется, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления, а с другой, служить инструментом местной социально-экономической политики, направленной на выполнение задач стабилизации экономики и важнейших структурных сдвигов, при этом сочетая дисциплину исполнения законов и свободу действий на местах.
1 Определение Конституционного Суда РФ от 03.04.2009 N 480-О-О, Письма Минфина России от 02.10.2009 N 03-04-05-01/719, от 05.10.2009 N 03-04-05-01/722, от 11.09.2009 N 03-11-09/313, от 01.07.2009 N 03-04-05-01/510, от 19.02.2009 N 03-04-05-01/69, УФНС России по г. Москве от 30.06.2009 N 20-14/3/066860, от 10.04.2009 N 20-14/4/034529@, от 13.02.2009 N 20-14/2/013372@, от 18.12.2008 N 18-14/4/118369
2 Письмо Минфина России от 14.06.2006 N 03-05-01-05/101, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.09.2006 N А05-8349/05-33
3 Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.03.2004 N Ф03-А73/04-2/257
4 Постановления ФАС Уральского округа от 08.12.2008 N Ф09-9086/08-С2, ФАС Поволжского округа от 28.06.2006 N А12-29703/05-С51
5 Письма УМНС России по г. Москве от 13.11.2002 N 27-08н/54581 п. 2
6 Письмо Минфина России от 22.03.2005 N 03-05-01-05/33
7 Федеральный закон от 03.06.2009 N 120-ФЗ
8 Письмо Минфина России от 14.09.2009 N 03-04-05-01/686
9 Письмо ФНС России от 31.07.2009 N 3-5-04/1142@
10 Письма Минфина России от 15.07.2009 N 03-04-05-01/553, УФНС России по г. Москве от 20.01.2006 N 28-10/2936, УФНС России по Ленинградской области от 05.02.2007 N 07-13-1/0037-ЗГ
11 Письма Минфина России от 17.09.2008 N 03-04-05-01/349, от 17.07.2008 N 03-04-05-01/266, от 23.06.2008 N 03-04-05-01/214, ФНС России от 26.05.2009 N 3-5-03/652@, от 23.06.2006 N 04-2-02/456@, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.11.2004 N Ф08-5359/2004-2050А
12 Письмо ФНС России от 01.12.2005 N 04-2-03/186@
13 Письмо Минфина России от 25.12.2007 N 03-04-05-01/427
14 Письма ФНС России от 31.08.2006 N САЭ-6-04/876@ (п. 1.2), УФНС России по г. Москве от 03.04.2008 N 28-10/032965
15 Письмо УФНС России по г. Москве от 24.03.2009 N 20-14/4/026447
16 Определение Верховного суда РФ от 29.03.2005 N 8-В05-2
17 Письмо МНС России от 12.07.2002 N БК-6-04/989@
18 Письма ФНС России от 25.08.2006 N 04-2-01/13, от
07.02.2007 N 04-2-02/105@, УФНС России по г. Москве
от 12.05.2009 N 20-14/4/046501, от 13.03.2009 N 20-14/4/022095@,
от 05.03.2009 N 20-14/4/019628, от 10.10.2008 N 28-10/095476, от
08.09.2008 N 28-10/085806@, Постановление ФАС Восточно-Сибирского
округа от 16.03.2005 N А19-2892/04-44-52-Ф02-858/05-
19 Информационное сообщение ФНС России от 12.01.2006, Письма УФНС России по г. Москве от 12.05.2009 N 20-14/4/046501, от 23.03.2009 N 20-14/4/026195@, от 13.03.2009 N 20-14/4/022095@, от 10.10.2008 N 28-10/095476, от 19.03.2008 N 28-10/026561, от 07.04.2006 N 28-10/27128@
20 Письма ФНС России от 07.02.2007 N 04-2-02/105@, УФНС России по г. Москве от 23.12.2005 N 28-10/95327
21 Письмо ФНС России от 07.02.2007 N 04-2-02/105@
22 Письма ФНС России от 31.08.2006 N САЭ-6-04/876@, УФНС России по г. Москве от 08.09.2008 N 28-10/085806@
23 Письмо УФНС России по г. Москве от 02.04.2008 N 28-10/031529
24 Зурнаджиева О.А. Представление имущественных и социальных вычетов: правила изменились. Российский налоговый курьер, №19, сентябрь 2009
25 Феоктистов И.А. «Новые правила предоставления налоговых вычетов» "ГроссМедиа", 2009;"РОСБУХ", 2009
26 Феоктистов И.А. «Новые правила предоставления налоговых вычетов» "ГроссМедиа", 2009;"РОСБУХ", 2009
27 Письмо УФНС России по г. Москве от 29.12.2008 N 19-12/121900
28 Письмо Минфина России от 30.12.2008 N 03-04-06-01/393