Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 06:48, курсовая работа
Любой индивид, любая личность ставит перед собой задачи в выживании, к развитию, к прогрессу. Человек пришел к выводу, что решение данной задачи лежит в социальной сплоченности людей. Поэтому в целях выживания общество с древнейших времен стало организовываться в сообщества, племена, которые со временем превратились в города и в государства.
Задачей государства является реализация социальной, экономической, оборонной и иных функций, данные задачи осуществимы лишь за счет финансовых средств выраженных в виде сборов, рент, оброков, которые в настоящее время трансформировались в налоговые поступления.
Любой индивид, любая личность ставит перед собой задачи в выживании, к развитию, к прогрессу. Человек пришел к выводу, что решение данной задачи лежит в социальной сплоченности людей. Поэтому в целях выживания общество с древнейших времен стало организовываться в сообщества, племена, которые со временем превратились в города и в государства.
Задачей государства является реализация социальной, экономической, оборонной и иных функций, данные задачи осуществимы лишь за счет финансовых средств выраженных в виде сборов, рент, оброков, которые в настоящее время трансформировались в налоговые поступления.
Таким образом, за счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит жилье, дороги, школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д.
Единственными законными сборщиками
налогов и сборов являются налоговые
органы, которые и формируют бюджеты
всех уровней государства. От того,
насколько правильно построена
система налогообложения, и система
налоговых органов зависит
Задачи любой налоговой
Целью курсовой работы является рассмотрение современной налоговой системы Российской Федерации и проблем ее совершенствования.
Актуальность исследования определяется тем, что ни одно государство не может обойтись без налогов и поэтому налоги являются тем фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.
На современном этапе
Анализ налоговой системы
Реализация поставленной цели в курсовой работе предполагает необходимость решения задачи по анализу понятия, целей, содержания и роли налоговой системы, в определении принципов построения налоговой системы, а также представлению характеристики и анализа поступлений основных налогов в бюджет Российской Федерации. Кроме того, целью является краткая характеристика особенностей современной налоговой системы РФ и попытка указать проблемы и ограничения в развитии современной налоговой системы Российской Федерации.
Основным источником получения информации послужили учебные пособия отечественных ученых, энциклопедии, журнальные и газетные статьи, материалы, полученные из Интернета. Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, Налоговый кодекс и другие материалы, затрагивающие вопросы налоговой системы.
Российская налоговая система, как и система любой иной страны, складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в её политическом устройстве.
Финансовая система Древней Руси стала складываться только с конца 9 века в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались как «дань». Косвенные налоги взымались в форме торговых и судебных пошлин.
Первые попытки оптимизации налогов зафиксированы в период феодальной раздробленности Руси, в то время большое значение приобретают пошлины за провоз товаров по территории владельца земли, причем пошлины взимались за каждую повозку. Купцы максимально нагружали товарами свои повозки, причем так, что иногда товары выпадали. В качестве контрмеры местные князья ввели правило, согласно которому товар, выпавший из повозок переходил в их собственность.
В период завоевания Руси Золотой Ордой возникли 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были: «выход» («царева дань»), налог непосредственно на монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и др. Данные поборы истощали экономику Руси, мешали развитию товарно-денежных отношений.
И только после свержения монголо-татарской зависимости налоговая система была реформирована Иваном III, который, отменив выход, ввел первые русские косвенные и прямые налоги. Основным прямым налогом выступил подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. Особое значение при Иване III стали приобретать целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства. В данный период стали образовываться первые основы налоговой отчетности. Была введена первая налоговая декларация -- «сошного письма».
В царствование царя Алексея Михайловича (1629--1676 гг.) система налогообложения России была упорядочена. Так в 1655 году был создан специальный орган -- Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.
В эпоху реформ Петра I (1672--1725 гг.) ввиду постоянной нехватки финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей стали возникать все новые и новые налоги, вплоть до знаменитого налога на бороды. Образовалась специальная государственная должность – прибыльщик, произошла реформа системы органов государственного управления из двенадцати коллегий-министерств – четыре стали отвечать за финансовые и налоговые вопросы.
Вплоть до середины XVIII в. в русском
языке для обозначения
Во второй половине XIX в. большое значение приобретают прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать, которая с 1863 года стала заменяться налогом с городских строений. Полная отмена подушной подати началась в 1882 году.
Вторым по значению налогом выступал оброк плата казенных крестьян за пользованием землей. Особую роль начинают играть специальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, налог на страховой пожарный полис, сбор с железнодорожных грузов, перевозимых большой скоростью и т.д.
В этот же период начинает развиваться система земских (местных) налогов, которые взимались с земли, фабрик, заводов и торговых заведений.
Становление российской налоговой системы продолжалось своим чередом вплоть до революционных событий 1917 года.
После революции 1917 года налоги как правовая система перестали играть главную роль в финансировании государственных потребностей основным доходом молодого советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения и имели ярко выраженный характер классовой борьбы.
Первые налоговые
В связи с непоследовательностью
и бессистемностью проведения экономической
политики к концу 20-х годов в
СССР сложилась сложная и громоздкая
система бюджетных
В 1930--1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 года), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах -- налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения и значительное их число отменено.
К началу реформ середины 80-х годов более чем 90% Государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7-8% всех поступлений бюджета.
Эпоха перестройки и постепенного
переход на новые условия хозяйствования
с середины 80-х годов объективно
вызвала возрождение
14 июля 1990 года был принят Закон
СССР «О налогах с предприятий,
Августовские события 1991 года ускорили
процесс распада СССР и становления
России как политически
Действующая ныне налоговая система России практически введена с 1992 г., перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике ранее. 31 июля 1998 г. была принята первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, а с 1 января 2001 - вторая.
Принятие Налогового кодекса позволило систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, что привело к упорядочиванию в единую, логически цельную и согласованную систему.
Нормами налогового кодекса определены точные понятия налога и сбора, так согласно пункту 1 статьи 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором, согласно пункту 2 статьи 8 НК РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Таким образом, под налогом понимается законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах носящие безвозвратный и безвозмездный характер. А под сбором целенаправленный платеж, являющийся платой государству за оказание услуги налогоплательщику. Адресность сбора, как правило, содержится в его названии, Сбор может быть безадресным платежом с определенного вида или за право осуществления такой деятельности.
Информация о работе Становление налоговой системы Российской Федерации