Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 06:48, курсовая работа
Любой индивид, любая личность ставит перед собой задачи в выживании, к развитию, к прогрессу. Человек пришел к выводу, что решение данной задачи лежит в социальной сплоченности людей. Поэтому в целях выживания общество с древнейших времен стало организовываться в сообщества, племена, которые со временем превратились в города и в государства.
Задачей государства является реализация социальной, экономической, оборонной и иных функций, данные задачи осуществимы лишь за счет финансовых средств выраженных в виде сборов, рент, оброков, которые в настоящее время трансформировались в налоговые поступления.
Экономическое содержание налогов
состоит в том, что они представляют
собой часть производственных отношений
по изъятию определенной доли национального
дохода у субъектов хозяйствования,
граждан, которая аккумулируется государством
для осуществления своих
Налоговая система – это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.
Целью налоговой системы является создание условий для эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ, создание предпосылок для решения социальных проблем как в стране в целом, так и в отдельных регионах, создание условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и т.д.
Система налогообложения, принятая законодательством,
- это практический инструмент перераспределения
доходов потенциальных
Таким образом, роль налоговой системы полностью зависит от функций выполняемых налогами. Основными функциями являются фискальная, экономическая, перераспределительная, контрольная, стимулирующая, регулирующая.
Посредством фискальной функции реализуется
главное общественное предназначение
налогов – формирование финансовых
ресурсов государства, аккумулируемых
в бюджетной системе и
Осуществление контрольной функции налогов, её полнота и глубина в известной мере от налоговой дисциплины. Суть её в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объёме уплачивали установленные законодательством налоги, что закреплено статьей 59 НК РФ.
Распределительная функция налогов
обладает рядом свойств, характеризующих
многогранность её роли в воспроизводственном
процессе. Это, прежде всего то, что
изначально распределительная функция
налогов носила чисто фискальный
характер. Но с тех пор, как государство
посчитала необходимым активно
участвовать в организации
Экономическая эффективность выражена в том, что налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).
Функциональное предназначение системы
налогообложения в целом должно
распространяться на все его практические
формы, если следовать фундаментальным
принципам налогообложения и
исходить сущностного содержания экономических
категорий «налог» и «
4. Принципы построения налоговой системы.
Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1725—1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776г.). Он выделил пять принципов, названных впоследствии «Декларацией прав плательщика»: налоги не должны быть чрезмерно обременительны, они должны быть понятны налогоплательщикам, каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму и в какой срок он должен оплатить и почему, налоги должны быть справедливыми, и при сходных обстоятельствах разные налогоплательщики должны платить примерно одинаковые налоги, государство должно уметь собирать налоги, не расходуя на это слишком большие средства.
Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Реализация этих принципов и в настоящее время остается приоритетной задачей налогового законодательства.
Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3) в данном случае, это.
Принцип всеобщности налогообложения
и принцип равенства прав налогоплательщиков
пункт первый указанной статьи: «каждое
лицо должно уплачивать законно установленные
налоги и сборы. Законодательство о
налогах и сборах основывается на
признании всеобщности и
Следующий принцип нейтральности налогообложения в отношении форм экономической деятельности предусмотренный пунктом вторым указанной статьи: «налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала».
Пунктом третьим статьи 3 НК РФ предусмотрен принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав: «налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав».
Принцип единства экономического пространства
предусмотрен пунктом четвертым
статьи: «не допускается устанавливать
налоги и сборы, нарушающие единое экономическое
пространство Российской Федерации
и, в частности, прямо или косвенно
ограничивающие свободное перемещение
в пределах территории Российской Федерации
товаров (работ, услуг) или финансовых
средств, либо иначе ограничивать или
создавать препятствия не запрещенной
законом экономической
Принципы определённости правил налогообложения
и истолкования всех неясностей в
налоговом законодательстве в пользу
налогоплательщика
Таким образом, можно прийти к следующим выводам: налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений, принимаемых на уровне федерации и регионов, налоговая система является основной составляющей общей системы экономических отношений и мощным регулятором экономических процессов, эффективность функционирования налоговой системы достигается путем сбалансированного сочетания всех ее функций с учетом интересов государства и налогоплательщиков.
Налоговая система Российской Федерации включает в себя установление прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов, установление объектов налогообложения, постановку на налоговый учет и присвоение идентификационного номера, установление налогов и льгот, установление структуры налоговых органов и т.д.
В 90-х годах началась реформа экономики, первые практические действия реформы выражались в либерализации хозяйственной деятельности и цен (с 1993 года цены на 90% товаров и услуг полностью освобождены от государственного вмешательства). Ускоренными темпами проведена приватизация государственных предприятий, которая не привела к ожидаемому результату.
После распада Советского союза разрушались производственно-хозяйственные связи, что привело уменьшению доходов государства, в результате чего исчезла налаженная система финансовых поступлений.
В результате в первые годы рыночных преобразований в России имелся значительный спад производства. Сократились инвестиции, разладилась финансовая система, снизился уровень жизни населения страны.
Так, в 1992 году по сравнению с 1991 годом средняя зарплата выросла 1,3 раза, а индекс потребительских цен вырос в 26 раз. Уже в 1994 году 23% населения страны имели ниже прожиточного уровня. Дефицит бюджеты возрос до 26 %. Увеличился государственный долг России.
Необходимы были кардинальные изменения в экономике.
В течение истекшего десятилетия в России была проведена масштабная налоговая реформа, которая с принятием первых глав второй части Налогового кодекса в 2000 году. Реформа была направлена на упрощение и изменение структуры налоговой системы, посредством снижения налоговых ставок и изменения правил исчисления и уплаты налогов, путем повышения эффективности процедур налогового администрирования.
В результате указанной политики началось восстановление экономики страны, стал пополнять бюджет, за счет налоговых поступлений нефтегазовой системы страны. Повысился уровень жизни населения, в результате которого основным накопителем бюджета после нефте-газовых доходов стал налог на доходы населения.
В последние года правительство России перешло на долгосрочную перспективу (трех летнее планирование) направления экономического роста.
Основное направление
Основные направления выражены в следующем: обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы и модернизация экономики страны.
Президент указал, что структура
и уровень налогообложения
В свою очередь предприниматели должны осознавать и проявлять высокую степень ответственности при исполнении обязанностей по уплате налогов и сборов. Любое умышленное уклонение от уплаты налогов и сборов должно восприниматься государством как лишение общества ресурсов, поэтому такие действия должны пресекаться и караться.
Необходимо улучшать качество администрирования налогов в целях пополнения доходной части бюджета страны всех уровней. Кроме того президент рекомендовал оптимизировать налогообложение для стимулирования инновационной деятельности.
Таким образом, направление налоговой политики на долгосрочную перспективу основываются на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержании уровня налоговой нагрузки, которая не должна создавать препятствия экономическому росту и отвечать потребностям правительства для предоставления важнейших государственных услуг и выполнения возложенных на него функций и задач.
Для выполнения указанных задач
правительство выполняет
Совершенствует
Информация о работе Становление налоговой системы Российской Федерации