Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 13:22, реферат
Целью данной работы является: изучить сущность и функции налогов, рассмотреть структуру Налогового кодекса и определить его место и роль в налогом законодательстве РФ.
Задачами работы являются:
- раскрыть понятие налога;
- рассмотреть классификацию налогов;
- выделить функции налогов;
- изучить структуру и содержание Налогового кодекса РФ:
- определить место и роль Налогового кодекса в налоговом законодательстве РФ.
Введение 3
Глава 1. Сущность и функции налогов 4
1.1 Понятие и классификация налогов 4
1.2 Функции налогов 8
Глава 2. Налоговый кодекс РФ 10
2.1 Структура Налогового кодекса РФ 10
2.2. Место и роль Налогового кодекса в налоговом законодательстве РФ 13
Заключение 19
Список используемых источников 20
Первая часть кодекса введена в действие с 1 января 1999 г. Она устанавливает систему налогов и сборов, общие правила исполнения обязанности по их уплате, основы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования актов налоговых органов и др.
Вторая часть введена в
К федеральным налогам относятся НДС, акцизы, НДФЛ (введены одновременно со вступлением в силу второй части), налог на прибыль организаций и НДПИ (взимаются с 1 января 2002 г.), водный налог (уплачивается с 1 января 2005 г.). С 1 января 2001 г. по 1 января 2010 г. взимался ЕСН (заменен взносами на конкретные виды страхования). Также в федеральный бюджет уплачиваются сборы за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов, госпошлина. Они взимаются соответственно с 2004 и 2005 гг.
В число региональных налогов входят транспортный (введен в 2002 г.), на игорный бизнес и на имущество организаций (взимаются с 1 января 2004 г.). В период с 1 января 2002 г. по 1 января 2004 г. также уплачивался налог с продаж.
Единственный местный налог – земельный – был введен в 2005 г.
С 2002 г. действует раздел о специальных налоговых режимах. Первоначально он содержал только положения о ЕСХН. Позже раздел дополнили главами об УСН и ЕНВД (применяются с 1 января 2003 г.), а также главой «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции».1
По своей сущности Налоговый кодекс РФ подразделяется на две части: общую и особенную. Первая часть включает в себя 7 разделов, вторая – 4 раздела. Разделы, в свою очередь, делятся на главы (всего 31 глава), состоящие из статей (398 статей).
Рассмотрим поподробнее
структуру общей части
Структура второй части Налогового кодекса РФ, она состоит из 4 разделов:
(Налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог (утратила силу); налог на прибыль организаций; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; водный налог; государственная пошлина; налог на добычу полезных ископаемых)
2.2. Место и роль Налогового кодекса в налоговом законодательстве РФ
Кодекс занимает особое место в системе законодательства. При этом необходимо отметить, что используемый в НК РФ термин «законодательство о налогах и сборах» подразумевает только НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы, а также законы субъектов РФ и решения представительных органов местного самоуправления об отдельных налогах. Однако применявшийся до принятия НК РФ термин «налоговое законодательство» имел более широкий смысл. Представляется, что в научном плане было бы более логично использовать именно его, поскольку сведение законодательства о налогах и сборах только к законам о налогах имеет много недостатков и ведет к проблемам в правовом регулировании и применении отдельных положений, о чем будет сказано ниже.
Несомненно, право должно иметь свое внешнее выражение. В отечественной и зарубежной литературе это внешнее выражение права в одних случаях называют формой или формами права, в других - источниками, а в третьих их именуют одновременно и формами, и источниками права.
Каково место НК РФ среди других источников? Все источники налогового права можно разделить на три большие группы: законы, подзаконные акты, нормативные договоры. Необходимо отметить, что нормативный правовой акт, для того чтобы стать источником налогового права, должен обладать следующими признаками: общеобязательность, формальная определенность, законность.
Эти признаки объединяют их с другими источниками права. Вместе с тем источники налогового права имеют характерные черты, отличающие их от совокупности нормативных правовых актов, регулирующих иные отрасли:
- они регулируют общественные
отношения, составляющие
- они принимаются только
теми органами, правотворческая
компетенция которых
- несовпадение источников
налогового права и
В иерархии источников налогового права особое место занимает Конституция РФ. Нормы Конституции РФ, регулирующие налоговые отношения, можно разделить на две группы:
- нормы, прямо посвященные налоговым отношениям (ст. ст. 57, 72 и др.);
- нормы, косвенно регулирующие налоговые отношения (ст. ст. 7, 8 и др.). Данные нормы прямо не посвящены налоговым отношениям, но они определяют всю финансовую и экономическую политику в стране, что не может не отразиться на правовом регулировании налоговых отношений.
Следующая группа источников
- федеральные конституционные
Федеральные законы можно разделить на две группы: налоговые законы и неналоговые законы. К налоговым законам относятся НК РФ, законы о внесении изменений и дополнений в НК РФ. До недавнего времени в налоговом законодательстве был большой блок законов, посвященный отдельным видам налогов.
Неналоговые законы непосредственно
не посвящены регулированию
Основным источником налогового права является НК РФ, который состоит из двух частей.
Кодификация позволяет выстроить жесткую иерархию в совокупности источников налогового права, необходимую для любой системы нормативных актов. НК РФ содержит положение о его приоритете по отношению к иным нормативным правовым актам о налогах и сборах. В статье 6 НК РФ определены признаки, по которым тот или иной нормативный правовой акт может быть признан ему несоответствующим. Таким образом, НК РФ - не просто закон, он «первый среди равных» в системе налоговых законов. Тем самым подчеркивается особое значение кодифицированного акта в системе отраслевого законодательства.
Сущность кодификации также состоит в создании правотворческим путем единого, логически цельного и внутренне согласованного нормативного акта, закладывающего правовые основы отрасли права, подотрасли или крупного правового института. Цель кодификации - по возможности наиболее адекватно «отразить социальные интересы, юридически оформить (закрепить) наиболее принципиальные, устойчивые общественные отношения и создать определенный правовой фундамент для дальнейших социальных преобразований».
Именно такую роль играет НК РФ в системе источников налогового права. Кодификация позволила сформировать общую часть налогового права, включающую общеотраслевые принципы и терминологию, понятие и содержание элементов налогообложения, правовой статус субъектов налогового права, процессуальные основы налогового контроля и ответственности и т.д. Однако, как верно заметил А.В. Брызгалин, НК РФ нельзя рассматривать как «панацею от всех налоговых, бюджетных и экономических бед России»2.
Следующим источником налогового
права являются законы субъектов
Российской Федерации. Установление общих
принципов налогообложения и
сборов в Российской Федерации находится
в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов
Анализируя такую группу источников налогового права, как законы, необходимо различать понятия законодательства о налогах и сборах и источников налогового права. Система законодательства о налогах и сборах установлена в ст. 1 НК РФ. В нее входят федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативные акты представительных органов местного самоуправления. Подзаконные же акты не включены в законодательство о налогах и сборах.
Но они относятся
к источникам налогового права и
необходимы в следующих случаях:
некоторые вопросы
При этом НК РФ устанавливает, что подзаконные акты, связанные с налогообложением, не могут дополнять или изменять законодательство о налогах и сборах. Особо следует сказать о методических рекомендациях, принимаемых налоговыми органами; такие рекомендации не являются источником налогового права, поскольку не носят нормативно-правового характера. Они являются внутриорганизационными локальными актами, обязательными только для налоговых органов, которым они адресованы. Для налогоплательщиков такие акты не обязательны, однако профессиональный юрист должен иметь представление о них, так как действия налоговых органов во многом основаны на этих методических рекомендациях.
Международные акты имеют
приоритет над
Внутригосударственные договоры на сегодняшний день не получили достаточного распространения. Сегодня пока не принято ни одного внутригосударственного договора, регулирующего налоговые отношения. Но это не исключает их из источников налогового права в принципе.
Заключение
Применение налогов
является одним из экономических
методов управления и обеспечения
взаимосвязи
Информация о работе Сущность и функции налогов. Налоговый кодекс РФ