Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 08:04, контрольная работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
1. Введение……………………………………………………………………………………….2
2. Сущность налогов как финансово-экономической категории……..3
3. Функции налогов, их взаимосвязь………………………………………………..5
4. Экономическое содержание акцизов как разновидности косвенных налогов, их назначение…………………………………………………..9
5. Характеристика элементов налога……………………………………………...14
6. Заключение…………………………………………………………………………………..22
7. Список литературы……………………………………………………………………….23
Таким образом, введение
Как и вся налоговая система, акцизы характеризуются многосторонним влиянием на экономические процессы в стране. Научно-практические дискуссии современных экономистов приводят к необходимости подробного рассмотрения фискальной, регулирующей и контрольной функций акцизов.
Основополагающей является фискальная
функция, которая состоит в обеспечении
поступления достаточного и стабильного
потока доходов для формирования
финансовых ресурсов государства, аккумулируемых
в бюджетной системе и
Как и большинство налогов, акцизы обладают 2-мя основными функциями: фискальной и регулирующей. В большинстве развитых стран регулирующая функция акцизов является главенствующей, так основной упор при налогообложении делается на налоги с дохода, что объясняется их большей социальной справедливостью. Косвенные налоги, к которым относятся акцизы имеют регрессивный характер и поэтому их широкое применение считается нецелесообразным.
Наиболее спорным вопросом при
введении акцизов является конкретная
ставка того или иного акциза. Большинство
методик определения таких
Существует три основных вида акцизов,
подразделяемых в зависимости от
функции, которую они выполняют.
К первой группе относятся так
называемые традиционные акцизы - на алкоголь
и табачные изделия. Взимание данного
вида акциза преследует две основных
цели: ограничение потребления
Очевидно, что экономическая сущность
каждого конкретного акциза зависит
от объекта обложения. Уникальным объектом
исследования в этом плане выступает
алкоголь. Так, неумеренная политика
государство в направлении
Обложение акцизами легковых автомобилей носит исключительно фискальный характер и в условиях РФ оправдано по той простой причине, что легковые автомобили с объемом двигателя больше 2500 кубических сантиметров практически полностью производятся за пределами РФ, и, следовательно, эта мера имеет протекционистское воздействие, как и определено в законе «Об акцизах»: «Ставки акцизов по подакцизным товарам ввозимым на территорию РФ, устанавливаются с учетом обеспечения защиты отечественного производителя и потребителя и сохранения конкурентоспособности отечественных товаров…» Кроме того, автомобили с двигателем такой мощности можно причислить к предметам роскоши, поэтому данный налог в некоторой мере уменьшает регрессивность акцизного налогообложения в целом.
Основная задача пограничного налогового
регулирования - устранить препятствия
развитию международного разделения труда
и мировой торговли, связанные
с двойным налогообложением. Для
этого признается, что исключительное
право взимания косвенных налогов
принадлежит стране, импортирующей
товар. В стране происхождения (производства)
товара он освобождается от уплаты
косвенных налогов. Такой тип
акцизов относится к
Регулирующая функция
Однако, несмотря на значительную фискальную значимость, регулирующая функция косвенных налогов, в частности акцизов на товары потребления, практически не реализована в РФ. Данная ситуация обусловлена рядом негативных факторов административного характера (как правило, сферы производства и оборота подакцизной продукции связаны с высокой степенью криминализации), а также непродуманной налоговой политикой в сфере акцизов, нацеленной на быстрое получение денежных средств подчас в ущерб экономическим интересам государства.
Таким образом, постепенное преодоление
кризисных явлений в экономике
делает возможным при формировании
современной системы косвенного
налогообложения некоторое
Характеристика элементов налога.
1. Субъект налогообложения (
К субъекту налогообложения (налогоплательщик)
относятся лицо или группа лиц, на
которых в соответствии с действующим
законодательством о налогах
и сборах возложена обязанность,
уплачивать налог. Налогоплательщиками
и плательщиками сборов признаются
организации и физические лица, на
которых в соответствии с НК РФ
возложена обязанность
К основным особенностям, связанным с субъектом налогообложения как элемента налога относится следующее:
- налог должен сокращать доходы
субъекта налогообложения.
- налог может быть уплачен
непосредственно самим
Отличие носителя налога от налогоплательщика: носитель налога возникает и существует в связи с возможностью переложить на него тяжесть налогового бремени с субъекта налогообложения.
Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства), с учетом которого различают два вида субъектов налогообложения: резиденты и нерезиденты. Правила определения резидентства различаются применительно к физическим и юридическим лицам.
По налоговому законодательству большинства стран физической лицо рассматривается как резидент какой-либо страны, если проживает в ней более 6 месяцев в данном налоговом периоде, или имеет там цент своих жизненных или деловых интересов, или удовлетворяет другому критерию, установленному внутренним законодательством страны (факт физического присутствия, местожительство, гражданство).
Для юридических лиц статус резидентства обычно определяется на основе места их образования, регистрации, местонахождения центра управления или других аналогических критериев. Для лиц, признанных резидентом данной страны, налоговый режим определяется на основе принципа "неограниченной налоговой ответственности", в соответствии с которым они подлежат обложению в этой стране на основе ее законодательства по всем своим доходам из любых источников, включая и зарубежные. Для нерезидентов данной страны, напротив, существует лишь "ограниченная налоговая ответственность"; они обязаны платить налоги только по доходам, происходящим из источников в этой стране. Несовпадение критериев определения резидента, применяемых разными странами, может приводить к признанию одних и тех же лиц резидентами сразу двух или более стран.
2. Предмет и объект налогообложения.
Предмет налогообложения - это реальные
вещи (земля, автомобили, другое имущество)
и нематериальные блага (государственная
символика, экономические показатели),
с наличием которых закон связывает
возникновение налоговых
В соответствии со статьей 38 НК «объект налогообложения - это объект, имеющий стоимостную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство по налогам и сборам связывает возникновение обязанности по уплате налога».
Объектами налогообложения могут являться:
1) операции по реализации
2) владение имуществом ;
3) совершение сделки купли-
4) вступление в наследство;
5) получение дохода.
Объектом налога является право собственности на землю.
Объекты налогообложения можно
подразделить на следующие виды: права
имущественные и
3. Налоговая база.
Налоговая база - один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливается ст. 53 и 54 Налогового кодекса.
Налоговые базы различают:
1) со стоимостными показателями - сумма дохода;
2) объемно-стоимостными
3) физическими показателями - объем добытого сырья.
Налогоплательщики - организации исчисляют
налоговую базу по итогам каждого
налогового периода на основе данных
регистров бухгалтерского учета
и (или) на основе иных документально
подтвержденных данных об объектах, подлежащих
налогообложению либо связанных
с налогообложением. При обнаружении
ошибок (искажений) в исчислении налоговой
базы, относящихся к прошлым
Информация о работе Сущность налогов как финансово-экономической категории