Сущность налогообложения. Различия понятия «налога» и «сбора»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 22:02, контрольная работа

Краткое описание

Налогообложение - законодательно установленный порядок взимания налогов. Основная функция налогообложения - регулирование экономики. С помощью рычагов налоговой (фискальной) политики государство оказывает воздействие на состояние хозяйственной конъюнктуры, стимулирует экономический рост. Другая важнейшая функция налогообложения - перераспределение денежных средств. [6, с. 184]

Содержание

I.Теоретическая часть
3
1.Сущность налогообложения. Различия понятия «налога» и «сбора»
3
2. НДС: плательщики, объект налогообложения, порядок определения налоговой базы
14
II.Расчетная часть: задачи
27
Задача 9
27
Задача 16
28
Задача 25
30
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Квашнин А. контрольная работа по налогам в.62..doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других  участников отношений, регулируемых  законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового  контроля;

6) ответственность за совершение  налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов  налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных  лиц.

3. Действие налогового Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено налоговым Кодексом.

4. Законодательство субъектов Российской  Федерации о налогах и сборах  состоит из законов о налогах  и сборах субъектов Российской  Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.

5. Нормативные правовые акты  органов муниципальных образований  о местных налогах и сборах  принимаются представительными  органами муниципальных образований  в соответствии с Налоговым  Кодексом.

       Правовая наука придает огромное значение определению понятия «налог». Современное российское законодательство дает определение налога в Налоговом кодексе РФ.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[1,ст.8]

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). [1,ст.8,п.2].

   Таким образом, как и любая другая система, налоговая система - это целостное явление, состоящее из отдельных частей, элементов. Они объединены общими сущностными признаками, целями и задачами, а также находятся в определенной соподчиненности между собой. Важнейшим элементом налоговой системы, проявляющимся в первую очередь, выступает совокупность взимаемых государством с юридических и физических лиц различных видов налогов, сборов, пошлин как форм проявления объективных налоговых отношений. Однако по существу налоговая система - более сложное явление. Организация налоговых отношений есть результат действия государства. Поэтому характеристика налоговой системы предполагает и такой элемент, как компетенция (права и обязанности) государственных органов (законодательных и исполнительных). В процессе их деятельности вырабатываются принципы, формы и методы построения налогов, методы их исчисления. Отдельным элементом налоговой системы, предпосылкой ее эффективности и управляемости, является совокупность налоговых органов, которые организуют и осуществляют работу по контролю за полнотой, правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства. Они устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налога.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Специальные налоговые режимы устанавливаются Налоговым Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. 

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги;

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

    Управление налогообложением осуществляется органами государства, непосредственно ответственными за проведение налоговой политики.

         Так, Минфин России разрабатывает совместно с ФНС России и другими федеральными органами исполнительной власти предложения о налоговой политике развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы в РФ.

         Для осуществления управления налогообложением в структуре центрального аппарата ФНС России созданы: Департамент налоговой политики и совершенствования налогового законодательства, Административно-контрольный департамент, Департамент методологии налогообложения прибыли и бухгалтерского учета для целей налогообложения, Департамент методологии косвенных налогов, налогов с оборота и налога с продаж, Департамент по работе с крупными налогоплательщиками, реструктуризации задолженности и принудительному взысканию недоимки, Департамент контроля налоговых органов и другие структурные подразделения.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, Налоговым Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

 Министерство финансов Российской  Федерации дает письменные разъяснения  по вопросам применения законодательства  Российской Федерации о налогах  и сборах, утверждает формы расчетов  по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

 Органы исполнительной власти  субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения  по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

 Налоговые и таможенные органы  несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом и иными федеральными законами. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

          Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами.

Главные отличия налога от сбора :

Налоги

Сборы

Налог - это изъятие в пользу государства заранее определенной и установленной в законодательном порядке части дохода хозяйствующего субъекта.

 Налог- обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, то есть налог взимается с дохода

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).То есть взимание сбора с организаций и физических лиц осуществляется при выдаче разрешения(лицензии) независимо от дохода плательщика сбора, а зависит прежде всего от вида деятельности, на который выдаётся разрешение, от срока действия разрешения и от полученного в результате этой деятельности дохода. (например,  охотничий промысел или лов рыбы).

налоги поступают только в бюджетный фонд

сборы носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды.

   Плательщик - физическое или юридическое лицо, выполняющее возложенные на него обязательства по ,уплате налога;

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Объект обложения - доход, земельная рента, имущество облагаемые налогом;     Единица обложения - часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога;     Налогооблагаемый оклад - общая сумма налоговых изъятий на одного плательщика с единицы обложения за определенный период времени;     Ставка налога - размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах ( в рублях ) либо в процентах;

У сбора нет  постоянных элементов, элементы обложения устанавливаются применительно к конкретным сборам.


 

 

 

 

2. НДС: плательщики, объект налогообложения, порядок определения налоговой базы

НДС – это вид косвенного налога на товары и услуги, влияющего на процесс ценообразования и структуру потребления. Представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства – от сырья до предметов потребления.

Носителем НДС является конечный потребитель, поэтому в соответствии с принятыми принципами классификации налогов НДС обычно относят к категории косвенных налогов.[8] В месте с тем, в некоторых случаях НДС приобретает признаки прямого налога:

*При передаче на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль;

*При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

НДС взимается с каждого акта продажи. Теоретически объектом налогообложения является добавленная стоимость, которая определяется посредством исключения из объема продукции (в денежном выражении) стоимости потребленных на ее производство сырья, материалов, полуфабрикатов, приобретенных со стороны, и некоторых других затрат. Добавленная стоимость включает заработную плату с отчислениями на социальное страхование, прибыль, проценты за кредит, расходы на рекламу, транспорт, электроэнергию и т.д.

На практике почти невозможно выделить добавленную стоимость в общей стоимости продукции (работ, услуг), поэтому для упрощения расчетов за объект обложения налогом на добавленную стоимость принимается не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации, включая стоимость списанных на издержки производства и обращения материальных затрат (без учета уплаченного за них НДС). Выделение же налога на добавленную стоимость и исключение двойного налогообложения достигаются тем, что плательщик перечисляет в бюджет разность между суммами налога, полученными потребителями и уплаченными поставщикам.

Сумма НДС определяется на всех стадиях технологической цепочки вплоть до конечного потребителя как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и сумма налога, уплаченными поставщикам за материальные ресурсы, топливо, работы, услуги, стоимость которых относится на издержки обращения. НДС включается поставщиком (продавцом) в цену продукции, реализуемой потребителями (покупателями). При исчислении суммы НДС базой является прирост стоимости на данной стадии производства (перепродажи). Предприятия являются только сборщиками этого вида налога, фактическими носителями выступают конечные потребители товаров, работ и услуг.

Введение в России НДС обеспечивает равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов независимо от организационно - правовых форм и форм собственности.

Плательщиками НДС являются:

▪организации;

▪индивидуальные предприниматели;

▪лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Плательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе. Иностранные организации имеют право встать на учет по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ.

Иностранные организации, имеющие в РФ несколько подразделений, самостоятельно выбирают подразделение, по месту налоговой регистрации которого они будут представлять декларации и уплачивать НДС в целом по операциям всех находящихся в РФ подразделений. О своем выборе иностранные организации уведомляют налоговые органы по месту нахождения своих подразделений.

Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанностей плательщика НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма их выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн. руб. Однако такое освобождение не получают организации и индивидуальные предприниматели, реализующие подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев. Освобождение не применяется также в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию РФ.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить в налоговый орган письменное уведомление установленной формы и следующие документы, подтверждающие право на освобождение:

выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

▪выписка из книги продаж;

▪выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

▪копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Освобождение производится на срок, равный 12 последовательным календарным месяцам. Затем оно может быть продлено. Однако, если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысила 2 млн. руб. либо если плательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, плательщики начиная с 1 -го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение. Сумма НДС за этот месяц подлежит восстановлению и уплате в бюджет. Восстановлению также подлежат суммы НДС, если плательщик не представил необходимые документы (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения) и если налоговый орган установил, что плательщик не соблюдает указанные ограничения.

Информация о работе Сущность налогообложения. Различия понятия «налога» и «сбора»