Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 17:10, курсовая работа
Действующая система налогообложения в России определяется налоговым законодательством Российской Федерации.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами о налогах ее субъектов.
Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт – Петербурга о налогах).
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Таким образом, мы рассмотрели систему налогообложения предпринимательской деятельности.
Глава 2. Анализ налоговых субъектов малого бизнеса в Чувашии
2.1 Сущность налоговых субъектов малого бизнеса в Чувашии
К настоящему времени деятельность субъектов малого бизнеса, определенных в качестве таковых согласно действующему законодательству, может облагаться налогами по четырем основным, параллельно действующим схемам налогообложения:
· общий налоговый режим, представляющий собой систему налогообложения, основанную на взимании федеральных, региональных и местных налогов и сборов, предусмотренных ст. 13-15 Налогового кодекса РФ;
· упрощенная система налогообложения, связанная с заменой уплаты большинства бюджетных обязательств единым налогом по результатам хозяйственной деятельности;
· система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, при которой базовая величина налога определяется законодательно на уровне местных органов власти;
· особая система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Каждый из представленных налоговых режимов имеет свою специфику, отдельные преимущества и недостатки в случае применения их малыми предприятиями и организациями.
Общая система налогообложения может применяться субъектами малого предпринимательства вне зависимости от их организационно-правовой формы в добровольном порядке. На общую налоговую систему могут быть также переведены отдельные направления деятельности малых предприятий, не входящих в перечень обязательных к уплате единого налога на вмененный доход (ЕНВД) согласно местному законодательству. Общий режим налогообложения предусматривает для всех использующих его организаций и предприятий, в т.ч. и малых, необходимость уплаты определенной совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов, предусмотренных НК РФ. В ст. 13 НК РФ определен следующий перечень, обязательных к уплате федеральных налогов и сборов:
· налог на добавленную стоимость (НДС);
· акцизы;
· налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
· единый социальный налог (ЕСН) (данный пункт утратил силу с 1 января 2010 г.);
· налог на прибыль организаций;
· налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
· налог на наследование или дарение (данный пункт утратил силу с 1 января 2010 г.);
· водный налог;
· сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
· государственная пошлина.
Ст. 14 НК РФ устанавливает следующую совокупность региональных налогов, обязательных к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ:
· налог на имущество организаций;
· налог на игорный бизнес;
· транспортный налог.
К местным налогам ст. 15 НК РФ относит:
· земельный налог;
· налог на имущество организаций.
Подробное рассмотрение специфики применения общего режима налогообложения, который на сегодняшний день достаточно редко применяется субъектами малого бизнеса, не представляется возможным осуществить в рамках данной статьи в связи с ограничениями по его объему. Однако общая характеристика основных инструментов обычного режима налогообложения, используемых в рамках малого бизнеса, представлена в данном исследовании. Упрощенная система налогообложения (УСН), система уплаты ЕНВД и особый режим налогообложения сельскохозяйственных предприятий на основе единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), как уже было указано, регулируются отдельным разделом НК РФ и отнесены к специальным налоговым режимам. В соответствии нормами отечественного законодательства, если деятельность хозяйствующего субъекта не является обязательной к уплате ЕНВД, то налогоплательщик имеет возможность самостоятельно выбрать применять ли ему общую, или упрощенную систему налогообложения. Необходимо отметить, что на протяжении последних лет, с момента введения соответствующего раздела в НК РФ, среди субъектов малого бизнеса неизменно росла популярность применения так называемых специальных налоговых режимов, предусматривающих отличный от общего режима порядок осуществления учета, а также льготный характер налогообложения. В период с 2005 г. по 2012 г. количество налогоплательщиков УСН в Российской Федерации выросло в 9,7 раза, налогоплательщиков ЕНВД – в 1,52 раза (табл. 1).
Таблица 1
Количество налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы в виде УСН, ЕНВД и ЕСХН (По состоянию на 1 января) в РФ
Отношение количества малых предприятий, применяющих УСН и ЕНВД к их общему количеству за период с 2005 г. по 2010 г. выросло с 24,1% до 75%.
По данным Федеральной налоговой службы РФ (ФНС РФ) на 1 января 2012 г. по налогу, уплачиваемому при применении УСН, отчиталось – 923 570 предприятий, что на 19,4% больше чем по итогам 2010 г., по ЕНВД предоставило декларации – 441 853 организаций, здесь рост составил – 5,3%.
Кроме того, УСН и ЕНВД пользовалось подавляющее большинство индивидуальных предпринимателей, и их число также неизменно росло. По данным на конец 2011 г. УСН применяло 996 883 индивидуальных предпринимателей, прирост относительно предыдущего года – 20,3%, на оплату ЕНВД было переведено 2 317 933 индивидуальных предпринимателей, прирост – 8,6%. Что касается ЕСХН, то на 1 января 2012 г. его использовало 33 398 организаций и 42 228 индивидуальных предпринимателей. Динамика количества налогоплательщиков данного налога относительно предыдущего периода не имеет однозначной тенденции, если общее число индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН, также возросло на 18,2%, то количество организаций несколько сократилось (на 2%). На наш взгляд, в целом впечатляющий рост популярности применения УСН, ЕНВД и ЕСХН является результатом общей совокупности государственных мер предпринятых с 2006 по 2012 гг. в области совершенствования специальных налоговых режимов, позволивших значительно сократить налоговую нагрузку на предприятия малого бизнеса.
Сегодня с полным основанием можно утверждать, что организации, перешедшие на «упрощенку», в отличие от фирм, находящихся на общем режиме налогообложения, платят значительно меньше налогов, тратят меньше времени на оформление бухгалтерской и налоговой отчетности и в целом рассматривают упрощенный режим налогообложения как более выгодный. Таким образом, исходя из приведенных выше данных, можно сделать вывод о существенно возросшей за последние годы социальной значимости специальных налоговых режимов, предназначенных для малого бизнеса. Указанное обстоятельство лишний раз доказывает необходимость детального изучения и дальнейшего совершенствования данных налоговых механизмов. Рассмотрим подробно особенности применения УСН, ЕНВД и ЕСХН в отечественной практике.
В Чувашии налогообложение субъектов малого предпринимательства регламентируется Законом Чувашской Республики от 23 июля 2001 г. № 38 (в ред. от 18.11.2005 N 45) «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации»
В соответствии с вышеуказанным законом субъектам малого предпринимательства, действующим на территории Чувашской Республики, предоставляются следующие льготы:
1) по налогу на имущество организаций:
- при привлечении инвестиций на сумму более 10 млн. рублей действующими и вновь создаваемыми организациями, зарегистрированными на территории Чувашской Республики, указанные организации освобождаются от уплаты налога на имущество в пределах суммы, зачисляемой в республиканский бюджет Чувашской Республики, в течение всего срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на пять лет со дня получения льготы;
- организации, зарегистрированные на территории Чувашской Республики и привлекающие инвестиции на сумму более 10 млн. рублей, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в размере 50 процентов от суммы исчисленного налога в течение всего срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на пять лет со дня получения льготы.
- не облагается налогом на имущество организаций в пределах суммы, зачисляемой в республиканский бюджет Чувашской Республики, имущество, являющееся предметом лизинга;
- льготная ставка по налогу на имущество организаций в размере 1,5 процента устанавливается для обслуживающих организаций агропромышленного комплекса Чувашской Республики при условии, если оказанные сельскохозяйственным товаропроизводителям услуги в общем объеме оказываемых услуг составляют не менее 70 процентов, с направлением высвобождаемых средств на обновление технической базы;
2) по налогу на прибыль:
- ставка налога на прибыль организаций в пределах суммы налога, подлежащей зачислению в республиканский бюджет Чувашской Республики, устанавливается в размере 13,5 процентов для организаций, зарегистрированных на территории Чувашской Республики и осуществляющих инвестиционную деятельность в Чувашской Республике в форме капитальных вложений на сумму более 10 млн. рублей. При этом сумма льготы не должна превышать 17,5 процентов суммы фактически поступивших инвестиций;
- при реализации инвестиционного проекта стоимостью свыше 30 млн. рублей налоговые льготы предоставляются после заключения инвестиционного договора между Кабинетом Министров Чувашской Республики или уполномоченным органом исполнительной власти и юридическим лицом при представлении им одобренного Советом по инвестиционной политике инвестиционного проекта. Срок использования льготы не может превышать пяти лет, начиная с месяца, в котором поступили в организацию инвестиции;
- в целях ускоренного развития инвестиционной деятельности на основе операций лизинга ставка налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в республиканский бюджет Чувашской Республики, устанавливается в размере 13,5 процентов в течение первого года с момента регистрации для организаций, осуществляющих лизинговые операции, доля доходов от которых составляет не менее 80 процентов всех доходов за отчетный период;
- ставка налога на прибыль организаций в пределах суммы налога, подлежащей зачислению в республиканский бюджет Чувашской Республики, устанавливается в размере 13,5 процентов для вновь создаваемых организаций (включая иностранные и с иностранным участием), занимающихся производством товаров народного потребления и переработкой сельскохозяйственной продукции (не менее 70 процентов от общего объема), в течение первых трех лет с момента государственной регистрации при условии направления высвобождаемых средств на развитие производства.
3) льготы для вновь создаваемых организаций:
- по налогу на прибыль
организаций - ставка налога на
прибыль организаций в
- по налогу на имущество организаций - освобождаются от уплаты 50 процентов суммы исчисленного налога на имущество организаций;
- по транспортному налогу - освобождаются на 100 процентов от уплаты транспортного налога.
4) Льготы по другим налогам и сборам:
В случае вложения инвестиций для добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов Чувашской Республики организации, зарегистрированные на территории Чувашской Республики, освобождаются от уплаты региональных налогов и сборов в части, зачисляемой в республиканский бюджет Чувашской Республики в течение всего срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на пять лет начиная с месяца, в котором поступили в организацию инвестиции.
2.2 Особенности развития малого и среднего предпринимательства в Чувашии
Предпринимательство – важнейший инструмент в развитии экономического потенциала и конкуренции, решении социальных вопросов в Чувашии. С 1993 года в республике активно реализуются Республиканские программы государственной поддержки малого предпринимательства, а с 2009 года в программу включены мероприятия по поддержке среднего предпринимательства.
Сложившаяся ситуация в секторе малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике свидетельствует о том, что оно стало одним из динамично растущих сегментов в экономике, обеспечивающих эффективную отдачу вложенных средств и использования ресурсов.
Рис. 1 Динамика инвестиций в основной капитал за счет всех источников
финансирования (в % к предыдущему году в сопоставимых ценах)
Наряду с экономическими все субъекты малого предпринимательства решают и социальные задачи. Этот сектор впитывает в себя значительную часть населения, высвобождаемого в основном при перепрофилировании и технической модернизации промышленных предприятий.
Информация о работе Теоретическая сущность системы налогообложения предпринимательства