Теоретическая сущность системы налогообложения предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Действующая система налогообложения в России определяется налоговым законодательством Российской Федерации.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Вложенные файлы: 1 файл

глава 2,3.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

Эффект развития малого и среднего бизнеса в экономике с формированием традиций предпринимательства, ориентированных на конечного потребителя, приносит в экономику трудно избыточной республики  увеличение числа занятых, рост доли отчислений в бюджет и внебюджетные фонды, а также ВРП. Предприятия приобретают конкурентные преимущества, запас прочности и устойчивое развитие благодаря внедряемым инновациям и мобильности.     

Вклад (доля) малого бизнеса Чувашии в валовой региональный продукт с 2010 по 2011 г.г. составил 14,0 %. Доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта Чувашской Республики за период с 1 января 2011 г. по 1 января 2012 г. выросла с 25,5 до 30,0 процентов (рис. 2).

Рис.2 Динамика изменения доли продукции малого и среднего  
предпринимательства в общем объеме внутреннего регионального продукта

 

В целях обеспечения сбыта продукции, произведенной личными подсобными хозяйствами, снабжения их материально-техническими ресурсами создано 255 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе в 2011 году – 27.

Чувашская Республика активно участвует в различных конкурсах на получение грантов и субсидий из федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. С 2009 года в республиканский бюджет Чувашской Республики дополнительно на поддержку малого предпринимательства привлечены средства в объеме 138,557 млн. рублей.

Так, за период с 2009 года по 2011 год с помощью средств федерального бюджета на территории Чувашской Республики были реализованы следующие проекты по:

1) открытию:

Республиканского бизнес-инкубатора офисного типа;

Республиканского бизнес-инкубатора (технопарка) смешанного типа;

2) созданию:

Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Чувашской Республики;

Лизингового фонда;

3) реализации таких форм поддержки, как:

предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса;

предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере художественных народных промыслов и ремесел, производства сувенирной продукции на территории Чувашской Республики, на реализацию бизнес-проектов;

предоставление средств на возмещение (субсидирование) части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях субъектами малого и среднего предпринимательства, потребительскими кооперативами, в том числе сельскохозяйственными потребительскими кооперативами;

обучение и повышение квалификации работников малых и средних предприятий;

поддержка на конкурсной основе муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства и др.

Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальных районах и городских округах происходит весьма неравномерно как в территориальном, так и в отраслевом разрезах. 70,4 процента  всех микро-, малых и средних предприятий и 72,6 процента индивидуальных предпринимателей сосредоточены в городских округах, причем в г. Чебоксары действует около 60,8 процента всех микро-, малых и средних предприятий и 48,4 процента индивидуальных предпринимателей.

По состоянию на 1 января 2009 г. наибольшее количество субъектов  малого и среднего предпринимательства зарегистрировано в следующих муниципальных районах: в Чебоксарском (2045), Батыревском (1401), Цивильском (1138), Канашском (1018), а наименьшее количество субъектов  малого и среднего предпринимательства – в Шумерлинском (303), Порецком (303), Красночетайском (342), Алатырском (343) и Шемуршинском (390).

В 17 муниципальных районах республики наблюдался рост количества индивидуальных предпринимателей. Наиболее высокий темп роста количества индивидуальных предпринимателей зарегистрирован в Красночетайском и Козловском районах – 143,5 и 138,7 процента соответственно. Снижение количества индивидуальных предпринимателей наблюдается в Порецком – на 5,6 процента, Шемуршинском – на 4,4, Шумерлинском – на 6,3 и Цивильском районе – на 0,6 процента.

Темпы развития малого и среднего предпринимательства в сельской местности недостаточны. При существующем в настоящее время на селе крайнем дефиците рабочих мест приоритетным направлением в обеспечении занятости сельского населения является создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, что даст возможность вести предпринимательскую деятельность наиболее активной части сельского населения, обеспечив занятость в сельской местности.

Данные о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и занятых в малом и среднем бизнесе по состоянию на 1 января 2009 г. в разрезе муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики представлены Приложении 1.

Важным показателем развития предпринимательства является показатель «плотности» малых предприятий в муниципальных образованиях республики (в расчете на 1000 человек населения). Наименьшая плотность малых предприятий наблюдается в Красночетайском (2,2  предприятия на 1000 жителей), Янтиковском (2,5) и Шумерлинском (2,5) районах. Максимально близки к среднереспубликанскому показателю такие муниципальные образования, как г. Новочебоксарск (4,7), Красноармейский (6,4) и Чебоксарский (6,9) районы. В г. Канаш этот показатель выше среднереспубликанского значения (7,9). Самое высокое значение плотности малых предприятий по республике наблюдается по г.Чебоксары (12,1). Конечно, такие диспропорции во многом следствие структуры экономики, сложившейся за десятилетия в районах.

Динамичное влияние малого предпринимательства на развитие национальной экономики в значительной мере связано с его уникальными особенностями, выражающимися в приспособляемости к изменениям внешней среды, предприимчивостью, инновационной активностью и готовностью к принятию рискованных, но эффективных решений. В настоящее время малый бизнес занимает достаточно прочные позиции, его роль как источника формирования республиканского и местного бюджетов значительно повышается.

Повышается уровень налоговых поступлений во все уровни бюджета и внебюджетные фонды, только по итогам 2009 года они увеличились на 12,4 % по сравнению с прошлым годом и составили 1273,46 млн. рублей.

В республиканский бюджет Чувашской Республики было уплачено налогов на сумму 746921 тыс. рублей (за 2007 - 569556 тыс. рублей), в местные бюджеты – на сумму 526539 тыс. рублей (за 2007 год в местные бюджеты поступило 432029 тыс. рублей).

Как видно, фактическое распределение поступлений налогов в отчетном периоде складывалось в пользу республиканского бюджета Чувашской Республики - туда поступило 58,7 % всех поступлений от малого бизнеса, в местный бюджет – 41,3 %.

В 2009 году спад налоговых платежей в местные бюджеты  по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдался только в Шумерлинском районе (на 7,42 %), тогда как в Урмарском, Батыревском, Порецком районах налоговые поступления от субъектов малого и среднего предпринимательства в местные бюджеты возросли в 1,4 -1,5 раз, в Алатырском районе почти в 2 раза, существенно превысив общереспубликанский показатель (121,9 %).

         В республике в бюджеты всех  уровней  за  2012 год мобилизовано 32626,1  млн.рублей платежей, администрируемых налоговыми органами, или 117,7% к соответствующему периоду 2011 года.  
         Поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней за 2012 год обеспечены налогом на добавленную стоимость - на 30,6%, налогом на доходы физических лиц на – 28,3%, налогом на прибыль – на 17,2%,  налогами на имущество –  на 10,2%, акцизами - на 7,4% и остальными  налогами и сборами – на 6,3%. 

Рис.3 Структура налоговых поступлений в 2012 году

 
          В федеральный бюджет (без учета ЕСН) собрано 11131,4 млн. рублей, или 123,8% к аналогичному периоду 2011 года. Налоговые поступления обеспечены в основном налогом на добавленную стоимость – на 89,7%, акцизами – 6,3%, налогом на прибыль – на 3,3 %.  
        В территориальный бюджет поступило 21494,7 млн. рублей (65,9% от общего объема поступлений в бюджет), что на 14,8%, или на 2775,7 млн. рублей больше, чем за 2011 г. В территориальном бюджете основную долю поступлений составляют налог на доходы физических лиц – 43%, налог на прибыль – 24,5%, налоги  на имущество – 15,5%, акцизы – 7,9%. 

 

Рис.4 Поступление налогов и сборов в 2011 и 2012 г.г.,млн.рублей

 

Поступления в республиканский бюджет Чувашской Республики составили 16224,8 млн.рублей, что на 13,8% больше, чем за 2011 год. Поступления в местные бюджеты составили 5269,9 млн. рублей, или 118,2% к уровню 2011 года.

 

 

 

 

 

Глава 3. Государственная поддержка по развитию предприятий в Чувашии

 

В настоящее время малое предпринимательство занимает все более значимое место в развитии экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Для этого в Чувашии создана законодательная и нормативная база, обеспечивающая благоприятные условия для его развития.

Главной составляющей в государственной поддержке малого предпринимательства является Республиканская программа государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике на 2009 – 2011 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики.

В настоящее время ведется работа по разработке Республиканской программы государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике до 2010 года.

Виды государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике:

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА

1. Оформление разрешительных  и лицензионных документов по  принципу «одно окно».

2. Доступ к государственному  имуществу: первоочередное право  на аренду, свободный доступ к  реестру неиспользуемого государственного и муниципального имущества.

3. Взаимодействие с крупными  предприятиями: база данных основных  фондов и субконтрактов.

4. Взаимодействие с предпринимательским  сообществом через Координационный  Совет по поддержке и развитию  малого предпринимательства при Кабинете Министров Чувашской Республики.

5. Издание и распространение  Журнала учета мероприятий по  контролю юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей.

ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА

Приоритетными направлениями в сфере малого предпринимательства для получения финансовой государственной поддержки являются: промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство, инновации и высокие технологии, народные художественные промыслы, сфера услуг и общественного питания.

Доступ к лизинговым услугам.

Если предпринимателю нужно обновить производственную базу, нет необходимости прибегать к сложной процедуре кредитования. Есть смысл получить нужное оборудование по лизинговой схеме. Тем более эта схема работает без залоговых обязательств. Лизинг – наиболее лучший вариант, поскольку предприниматель сразу получает оборудование и может приступать к работе. Полученное в лизинг оборудование освобождается от налога на имущество, а предприятия, активно инвестирующие, - от ряда региональных налогов. За лизинговыми услугами предприниматели обращаются в различные лизинговые компании (а их в республике пять: ОАО «Лизинговая компания малого бизнеса», ЗАО «Первая инвестиционная строительная компания», ОАО «Чувашагролизинг», ООО «Промлизинг», ОАО «Чувашагроснаб»).

 Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 апреля 2010 г. № 101 «О порядке субсидирования лизинговых платежей субъектам малого предпринимательства» предусматривает субсидирование лизинговых платежей лизингополучателям из республиканского бюджета Чувашской Республики в размере 2/3 процентной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент произведения платежей по договору лизинга (с января 2009 года – 9%).

Основными критериями при отборе проектов для субсидирования лизинговых платежей являются: развитие инновационных направлений; создание дополнительных рабочих мест, в первую очередь для молодежи и социально-незащищенных групп населения; увеличение роста доходов и уровня социальной защищенности работников, занятых в предпринимательской сфере; увеличение налоговых поступлений в бюджет; предоставление муниципальных гарантий.

Основными критериями при отборе проектов на субсидирование кредитной ставки по займам являются: создание дополнительных рабочих мест, в первую очередь для молодежи и социально-незащищенных групп населения; организация производства сельскохозяйственной продукции, продуктов питания, товаров и услуг для населения; увеличение налоговых поступлений в бюджет; увеличение роста доходов и уровня социальной защищенности работников, занятых в предпринимательской сфере; развитие инновационных направлений бизнеса;  выход продукции малых предприятий Чувашской Республики на межрегиональные рынки; стимулирование развития народных промыслов, высокохудожественных производств и ремесел.

В республиканском бюджете Чувашской Республики в 2010 году на субсидирование процентных ставок, устанавливаемых кредитными организациями при кредитовании субъектов малого предпринимательства, было предусмотрено 5,15 млн. рублей, в 2011 году – 7,8 млн. рублей.

В 2011 году государственную поддержку в форме субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным в кредитных организациях, получили 30 субъектов малого предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в реальном секторе экономики (производство молочной продукции; изделий из древесины, пластмассы, керамики; кабельной продукции; ПЭТ-бутылок; лакокрасочных изделий; переработка отходов полимеров и другие; в 2011 году – 12).

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА

Одной из основных проблем для предпринимателей до недавнего времени было составить грамотный бизнес-план. ГУП «Республиканский бизнес-центр» за 2010 год на бесплатной основе разработано 40 бизнес-планов в рамках Положения «Об оказании услуг бизнес-планирования субъектам малого бизнеса», из них 28 – для субъектов малого предпринимательства – молодых граждан до 30 лет.

Информация о работе Теоретическая сущность системы налогообложения предпринимательства