Теоретические основы налоговых правнонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Современное налоговое право, как отрасль права, является для российской юриспруденции довольно «молодой». Вместе с тем, исследование его проблем, предмета и метода, представляют особый интерес с точки зрения разработки и совершенствования налогового законодательства. Не вызывает сомнения и то, что четко выстроенное законодательство в области налогообложения, соблюдение соответствия равно уровневых норм, сведение к минимуму коллизий и пробелов ведет к повышению собираемости налогов, снижению числа налоговых правонарушений, более эффективной работе налоговых и судебных органов.

Содержание

Глава 1.Теоретические основы формирования налоговых правонарушений
1.1 Понятие, признаки и элементы состава налоговых правонарушения
1.2 Основные виды налоговых правонарушений
1.3 Криминальный аспект налоговых правонарушений
Глава 2. Методы борьбы с налоговыми правонарушениями
2.1 Меры ответственности за налоговые правонарушения
2.2 Тенденции, наблюдаемые в налоговых правонарушениях
2.3 Налоговый контроль, как метод борьбы с налоговыми правонарушениями
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 56.87 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Содержание

Глава 1.Теоретические основы формирования налоговых правонарушений

1.1 Понятие, признаки и элементы состава налоговых правонарушения

1.2 Основные виды налоговых  правонарушений

1.3 Криминальный аспект  налоговых правонарушений

Глава 2. Методы борьбы с налоговыми правонарушениями

2.1 Меры ответственности  за налоговые правонарушения

2.2 Тенденции, наблюдаемые  в налоговых правонарушениях

2.3 Налоговый контроль, как  метод борьбы с налоговыми  правонарушениями

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современное налоговое право, как отрасль права, является для  российской юриспруденции довольно «молодой». Вместе с тем, исследование его проблем, предмета и метода, представляют особый интерес с точки зрения разработки и совершенствования  налогового законодательства. Не вызывает сомнения и то, что четко выстроенное  законодательство в области налогообложения, соблюдение соответствия равно уровневых  норм, сведение к минимуму коллизий и пробелов ведет к повышению  собираемости налогов, снижению числа  налоговых правонарушений, более  эффективной работе налоговых и  судебных органов.

Актуальность данной работы продиктована несовершенством налоговой системы, ведущей к увеличению налоговых правонарушений.

Цель работы: исследование причин возникновения налоговых правонарушений и анализ эффективности методов борьбы с ними.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе применения ответственности за налоговые правонарушения.

Предметом исследования –  налоговые правонарушения, обладающие специфическими чертами и возможностями  в условиях современной юридической  действительности.

Основные задачи работы:

  • Проанализировать сущность понятия «налоговое правонарушение».
  • Попытаться выявить тенденции в развитии налоговых правонарушений, а, следовательно, слабые места в налоговом законодательстве, и определить средства и методы снижения налоговых правонарушений.

Методология. Поставленные задачи решаются общими и специальными методами исследования. Широко используются логические методы, сравнительный анализ.

Теоретической базой исследования явились труды ученых и практических работников в области финансового и налогового права, криминологии и истории государства и права России: Н.И. Барышникова, Б.В. Волженкина, Л.Д. Гаухмана, А.Н. Козырина, Н.Е. Крыловой, И.И. Кучерова, В.Д. Ларичева и других авторов.

Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Государство, в котором  законодательные инициативы находят  отклик и поддержку налогоплательщика, может достигнуть необходимой эффективности  налогового регулирования и, как  следствие, в таком государстве  создаются необходимые предпосылки  для роста накоплений и притока  инвестиций в производственный сектор. Именно в этом случае может быть достигнут максимальный результат, как в законотворческой работе, так и в работе самих налоговых органов, что в конечном итоге выразится в соблюдении налоговой дисциплины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования налоговых правонарушений

    1. Понятие, признаки и элементы состава налогового правонарушения

Налоговое правонарушение - это совершенное противоправное (в нарушение законодательства о  налогах и сборах) деяние (действие и бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое  установлена ответственность в  соответствии с НК РФ.

Данное определение содержит следующую совокупность наиболее важных юридических признаков налогового правоотношения.

Во-первых, противоправное деяние – налоговое правонарушение представляет собой деяние, нарушающие нормы законодательства о налогах и сборах. Налоговым  правонарушением считается только деяния, предусмотренное законодателем о налогах и сборах. Следовательно, деяния, содержащие признаки составов правонарушений, перечисленные гл.16 и 18 НК РФ, но не нарушающие законодательства о налогах и сборах, не могут относиться к налоговым правонарушениям. Противоправное деяние может совершаться в форме действия (например, отказ предоставлять налоговым органам необходимые сведения и т.д.) или бездействия (например, непредставление в налоговые органы отчеты и другие).

Во-вторых, виновность –  налоговое правонарушение совершается  виновно (умышленно или по неосторожности). Форма вины является обязательным признаком  налогового правонарушения, поскольку  тот или иной ее вид всегда содержится в нормах НК РФ, определяющих состав правонарушений. Отсутствие вины в  действиях лица, даже если эти действия противоправны, исключает применение санкций. Например, непредставление налоговой декларации в установленный законом срок в результате тяжелой болезни налогоплательщика не влечет взыскания штрафа, так как налогоплательщик не виновен в допущенном им нарушении требований нормативного акта.

В-третьих, деяние, влекущее вредные последствия (нарушение  прав, нанесение ущерба и т.п.), причем между деянием и вредными последствиями  должна быть причинно-следственная связь. Например, для применения п.1 ст.112 НК РФ должно быть установлено, что неуплата налога (результат) была вызвана занижением налоговой базы или иным неправомерным  деянием (причина).

В-четвертых, наказуемость деяния – совершение налогового деликта влечет для нарушителя негативные последствие в виде налоговых санкций. Наказуемость является формальным признаком, поскольку налоговым

По своему характеру и  направленности все налоговые правонарушения условно могут быть подразделены на четыре обособленные группы:

1. Нарушения, связанные  с неисполнением обязанностей  в связи с налоговым учетом (ст. 116-117 НК РФ)

2. Нарушения, связанные  с несоблюдением порядка ведения  учета объектов налогообложения,  доходов и расходов и представлением в налоговые органы налоговых деклараций (ст. 119-120 НК РФ)1

3. Нарушения, связанные  с неисполнением обязанностей  по уплате, удержанию или перечислению  налогов и сборов (ст. 122, 123 НК РФ)

4. Нарушения, связанные  с воспрепятствованием законной  деятельности налоговых администраций  (ст. 125-129.1 НК РФ).

Классификация налоговых  правонарушений производится по различным  критериям: объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне.

В зависимости от объекта  налогового правонарушения, можно выделить налоговые правонарушения, направленные против системы отношений по взиманию (уплата, перечисление) налогов, которые  наносят непосредственный имущественный  ущерб по формированию доходной части  бюджетной системы: неуплата или  неполная уплата налогов (ст. 122 НК РФ), невыполнение налоговым агентом  обязанностей по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ).

В качестве объекта данных видов налоговых правонарушений выступает посягательство на материальные фискальные права государства.

- налоговые правонарушения, направленные против системы  отношений налогового контроля, которые наносят своего рода  организационный ущерб, так как  в результате их совершения, налоговые  органы не могут полноценно  осуществлять свои контрольный  функции: нарушение срока постановки  на учет (ст. 116 НК РФ), уклонение  от постановки на учет в  налоговом органе (ст. 117 НК РФ), нарушение  срока представления сведений  об открытии и закрытии счета  в банке (ст.118 НК РФ), непредставление налоговой декларации (ст.119 НК РФ), грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст.120 НК РФ), несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст.125 НК РФ), непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст.126 НК РФ), ответственность свидетеля (ст.128 НК РФ), отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, даче заведомо ложного заключения или осуществления заведомо ложного перевода (ст.129 НК РФ), неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст.129.1 НК РФ).

Субъектом правонарушения является лицо, совершившее правонарушение и  подлежащее наказанию.

Субъекта налогового правонарушения характеризуют свойства, позволяющие  применить меры ответственности. Эти  свойства различны для физических и  юридических лиц. Так, признак достижения лицом установленного законом возраста свойствен только физическим лицам. Поэтому для четкого установления характеристик субъектов нарушений  налогового законодательства, прежде всего, выделяют группы субъектов: физические лица и юридические лица[1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные виды налоговых правонарушений

Налоговое правонарушение выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении налоговых обязательств, за которое действующим законодательством  РФ, в том числе НК РФ, установлена  ответственность в виде применения финансовых санкций. Налоговое правонарушение влечет или может повлечь за собой  нанесение ущерба финансовым интересам  государства посредством не внесения в бюджет и во внебюджетные фонды  причитающейся суммы налога (сбора). Существует ряд налоговых правонарушений, которые признаются таковыми без  наличия последствий, а только в  силу их совершения.

В зависимости от направленности противоправных деяний выделяются несколько  групп налоговых правонарушений:

  • Правонарушения против системы налогов.
  • Правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков.
  • Правонарушения против исполнения доходной части бюджета.
  • Правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика.
  • Правонарушения против контрольных функций налоговых органов.
  • Правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности.
  • Правонарушения против обязанностей по уплате налогов.

Правонарушения  против системы налогов.

К правонарушениям против системы налогов могут быть отнесены:

  • незаконное установление и/или введение налогов, т.е. издание должностным лицом акта, предусматривающего установление и введение в действие налога, не установленного законодательством, или акта, предусматривающего введение налога, установленного законодательством, если введение данного налога не отнесено к компетенции должностного лица, или издание акта, прямо или косвенно увеличивающего размеры, отменяющего льготы, изменяющего сроки уплаты законно установленного и введенного в действие налога;
  • незаконное взимание налогов, т. е. Прямое или косвенное понуждение к уплате налогов (либо взимание налогов), не установленных и/или не введенных в соответствии с законодательством, равно как к уплате налогов в больших против установленных размерах, незаконные отказ в предоставлении льгот или понуждение к уплате налогов до наступления законно установленных сроков их уплаты;
  • незаконное освобождение от уплаты налогов, т.е. полное или частичное освобождение налогоплательщика от выполнения обязательств по уплате налога путем предоставления льгот или сложения недоимки, если эти действия совершены с превышением установленных законом полномочий должностного лица, либо с нарушением установленных законом оснований и процедур.

 

Правонарушения  против прав и свобод налогоплательщиков.

  • незаконное воспрепятствование хозяйственной деятельности налогоплательщика, т.е. незаконный отказ должностным лицом налогового органа в постановке на налоговый учет, в выдаче разрешения или иного документа, необходимого для открытия счета в банке или ином кредитном учреждении, незаконное приостановление операций налогоплательщика по счетам в банках или иных кредитных учреждениях или незаконное наложение ареста на имущество налогоплательщика, а также незаконное осуществление должностным лицом налогового органа контрольных действий приемами и способами, существенно затрудняющими осуществление налогоплательщиком его обычных деловых операций, незаконное требование к расширению видов и объемов учетных действий и отчетных документов;
  • отказ от консультирования или непредставление консультаций, т.е. отказ должностного лица налогового органа предоставить налогоплательщику или другому участнику налоговых отношений бесплатную письменную информацию о порядке и условиях налогообложения, о его правах и обязанностях, либо непредставление такой информации в установленный срок;
  • разглашение налоговой тайны, т.е. незаконное использование или передача другому лицу сведений, составляющих в соответствии с законодательством налоговую тайну, ставших известными должностному лицу налогового органа или иному лицу в связи с выполнением им своих профессиональных или должностных обязанностей.

 

        Правонарушения против исполнения доходной части бюджета.

К правонарушениям против исполнения доходной части бюджета  относятся:

  • незаконное использование средств, поступивших в уплату налога, т.е. не перечисление или несвоевременное перечисление банком. Другим кредитным учреждением, а также иным лицом, ответственным за сбор налогов, сумм налогов, поступивших от налогоплательщиков, либо лиц, обязанных исчислить и удержать налог вместо налогоплательщика;
  • нарушение требований о взыскании недоимок по налогам и штрафов, т.е. не перечисление или несвоевременное перечисление банком или иным кредитным учреждением сумм со счета налогоплательщика на основании надлежащим образом оформленного требования налогового органа или судебного решения.

 

Правонарушения  против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика.

Выполнение различными лицами этих обязанностей должно обеспечиваться мерами ответственности:

  • незаконное открытие счета налогоплательщиком, т.е. открытие налогоплательщиком в банке или ином кредитном учреждении расчетного, текущего, ссудного, депозитного и иного счета с нарушением требований, установленных налоговым законом, если эти действия не могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налога;
  • незаконное открытие счета налогоплательщику, т.е. открытие банком или иным кредитным учреждением расчетного, текущего, ссудного, депозитного и иного счета налогоплательщику с нарушением требований, установленных налоговым законом, если эти действия не могут квалифицироваться как соучастие в уклонении от уплаты налога;
  • незаконные расчеты, т.е. осуществление расчетов наличными денежными средствами с нарушением установленных законом ограничений, если эти действия не могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налога;
  • несвоевременное представление информации о налогоплательщике, т.е. пропуск установленного нормативными актами срока для представления в налоговый орган документов, касающихся третьего лица – налогоплательщика, если обязанность представлять такие документы определена законом при условии, что эти действия не могут быть квалифицированы как несвоевременное представление информации для исчисления налоговым органам налога или как незаконное открытие счета налогоплательщику;
  • уклонение от представления информации о налогоплательщике, т.е. умышленное длительное невыполнение законного требования налогового органа о представлении документов, касающихся третьего лица – налогоплательщика или отказ представить такие документы, если эти действия не могут квалифицироваться как уклонение от представления информации, необходимой для исчисления налоговым органом налога или как незаконное открытие счета налогоплательщику;
  • несвоевременное представление информации, необходимой для исчисления налоговым органом налога, т.е. пропуск установленного нормативными актами срока для представления в налоговый орган документов, фиксирующих юридические факты, являющиеся основанием для привлечения лица к уплате налога, если эти действия не могут быть квалифицированы как соучастие в уклонении от уплаты налога;
  • уклонение от представления информации, необходимой для исчисления налоговым органам налога, т.е. умышленное длительное невыполнение законного требования налогового органа о предоставлении документов, фиксирующих юридические факты, являющиеся основанием для привлечения лица к уплате налога, если эти действия не могут быть квалифицированы как соучастие в уклонении от уплаты налога;
  • незаконная выдача документа, т.е. выдача документа, имеющего юридическое значение, с нарушением установленного законом требования проверить факт предварительной уплаты налога лицом, получающим документ, если эти действия не могут квалифицироваться как соучастие в уклонении от уплаты налога.

Информация о работе Теоретические основы налоговых правнонарушений