Трансфертное ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность определяется тем, что изучение и анализ проводимой реформы трансфертного ценообразования в России важна не только государству, но и группам компаний, которые используют такие методы расчета. Существует необходимость и важность для экономики и бюджета страны осуществления контроля трансфертного ценообразования со стороны государственных органов и приведения в соответствие уровня налогообложения сделок, осуществляемых между взаимозависимыми компаниями, и сделок между независимыми компаниями. При отсутствии данного контроля взаимозависимые компании, например дочерние фирмы транснациональной корпорации, зарегистрированные и ведущие деятельность на территориях разных государств, могут регулировать размер налоговой базы (дохода), которая подлежит налогообложению в той или иной стране посредством установления определенных цен при совершении сделок друг с другом.

Вложенные файлы: 1 файл

трансфертное цен.готовая работа.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

     "Тяжкие  и часто безрассудные налоги 

     побуждают к запрещенному торгу...»

     Н.И.Тургенев

     Введение

     Многолетний рост международной торговли наряду со сложными мировыми экономическими условиями и растущими дефицитами бюджетов заставляет правительства  многих стран задуматься о сохранении объемов налоговых поступлений. Трансфертное ценообразование – умышленное манипулирование ценами в целях получения налоговых и иных экономических преимуществ в отношениях между зависимыми лицами. Трансфертные цены между компаниями группы могут значительно отличаться от цен на аналогичные товары, работы, услуги, устанавливаемые независимыми компаниями, то есть от рыночных цен. Основная цель управления уровнем трансфертных цен – регулирование и перераспределение доходов в рамках группы. При применении трансфертных цен может произойти уменьшение налоговых поступлений в бюджет, поэтому данный вопрос регулируется и контролируется законодательством многих государств, в том числе и российским, и международными соглашениями. В современном мире трансфертное ценообразование становится еще более актуальным для налоговых органов и компаний.

       В наши дни сколько государств  – столько вариантов развития  трансфертного ценообразования  и регулирования его со стороны  фискальных органов. Во многих  странах используемая налогоплательщиком схема согласовывается с налоговыми органами, практически везде введен контроль за трансфертным ценообразованием, компании обязаны готовить информацию о применяемых ценах и доказывать их обоснованность. По некоторым данным, более 60% товарооборота в мире приходится на внутригрупповые сделки. Вследствие этого вопрос усиления или изменения порядка осуществления контроля трансфертного ценообразования становится актуальным для многих стран, в том числе для России. Достаточно остро встает необходимость контроля трансфертного ценообразования в отношении топливоэнергитического комплекса как ключевого на сегодняшний день сектора экономики: львиная доля сделок по продаже газа, нефти и продуктов нефтепереработки на внутреннем рынке и практически 100% экспортных сделок осуществляются вертикально интегрированными компаниями, такими как «Газпром», «Роснефть», «ТНК-ВР».

     Проблематика  рассматриваемого вопроса очевидна. Регулирование трансфертного ценообразования  нечто новое для российских компаний, поэтому возникает множество вопросов по поводу нового закона. Такие компании представляют  собой структуры, состоящие из большого количества взаимосвязанных юридических лиц  с определенным набором функций, что позволяет широко использовать преимущества той или иной юрисдикции и законодательства, включая налоговое, для оптимизации доходов. Глобализация стимулирует рост транснациональных корпораций, при этом финансовые и налоговые директора сталкиваются с серьезными рисками в налоговых режимах с различающимися правилами и ужесточающимися требованиями. Поскольку каждая трансграничная сделка между компаниями, входящими в одну группу, затрагивает несколько налоговых юрисдикций и местные налоговые органы могут по-разному трактовать одну и ту же операцию, невозможно полностью устранить риски, связанные с трансфертным ценообразованием.

     Актуальность  определяется тем, что изучение и анализ проводимой реформы трансфертного ценообразования в России важна не только государству, но и группам компаний, которые используют такие методы расчета. Существует необходимость и важность для экономики и бюджета страны осуществления контроля трансфертного ценообразования со стороны государственных органов и приведения в соответствие уровня налогообложения сделок, осуществляемых между взаимозависимыми компаниями, и сделок между независимыми компаниями. При отсутствии данного контроля взаимозависимые компании, например дочерние фирмы транснациональной корпорации, зарегистрированные и ведущие деятельность на территориях разных государств, могут регулировать размер налоговой базы (дохода), которая подлежит налогообложению в той или иной стране посредством установления определенных цен при совершении сделок друг с другом.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Раздел 1. Исторический аспект становления трансфертного ценообразования           

       Трансфертное ценообразование –  относительно молодое явление  в мировой экономике. Впервые  о нем заговорили в середине  прошлого столетия, когда Европа, едва оправившись от Второй  мировой войны, начала стремительно  развивать свою экономику, продвигаясь на внешние рынки, развивая интеграционные процессы, создавая транснациональные корпорации. Именно эти корпорации стали играть решающую роль в экономическом развитии, поскольку осуществляли свою деятельность одновременно в нескольких государствах мира и регулировали цены между входящими в корпорацию компаниями, формируя то самое трансфертное ценообразование, которое не потеряло своей актуальности до наших дней.     

     В чем заключалось преимущество трансфертных цен, применение которых выводило наиболее успешные корпорации в лидеры бизнеса? Трансфертное ценообразование, то есть установление своих собственных, отличных от рыночных, цен внутри корпорации, чрезмерно завышенных или напротив заниженных, позволяло входящим в корпорацию компаниям оптимизировать финансовые потоки и, как следствие, добиваться максимальной прибыльности в целом по группе компаний.

     Последнее было возможно, если, к примеру, одна из компаний, будучи производителем, зарегистрированным в государстве с высоким уровнем налогообложения, продавало свою продукцию другой компании, входящей в ту же корпорацию или холдинг, по цене значительно ниже рыночной. При этом важно, чтобы компания-покупатель была зарегистрирована в стране с льготным налогообложением. В результате такой нехитрой операции в рамках корпорации аккумулировалась максимальная прибыль при минимальном налоговом бремени. 

     Проблема международных трансфертных цен возникла в начале 1960-х гг. на волне обретения независимости целым рядом стран Азии и Африки. Тогда прямые методы экономического ограбления стран – бывших колоний компаниями из стран-метрополий ушли в прошлое, и появилась потребность в более тонких методах безналогового вывоза прибылей из новых независимых государств. Транснациональные компании стали применять намеренно заниженные цены на сырьевые продукты, поставляемые из этих стран на мировые рынки. В дальнейшем схема была дополнена созданием посреднических фирм в небольших, обычно в островных, государствах, которые привлекали иностранные компании и банки для регистрации на своей территории крайне заманчивыми финансовыми условиями (пониженные ставки и даже полная отмена налогов). В результате потери в налоговых доходах стали нести и сами развитые страны.

     Первой  страной, которая приняла специальное  законодательство, детально регулирующее вопросы трансфертного ценообразования, стали США (середина 1960-х гг.). Однако то обстоятельство, что в этой стране находились или осуществляли деятельность транснациональные компании, а также учитывая тот факт, что соответствующее законодательство США существенно отличалось от законодательства других заинтересованных стран, побудило правительства многих государств искать приемлемые для большинства стран принципы и приемы, определяющие порядок налогового регулирования трансфертного ценообразования.

     Этому примеру последовали и другие страны, компании которых особенно активно действовали на рынках развивающихся стран, – вначале Великобритания и Франция, а затем Канада, Япония, Австралия, Нидерланды.

     А уже в 1976 г. вопрос трансфертного  законодательства был урегулирован на международном уровне. В частности, основным международным документом выступают: Декларация стран – участниц ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях от 21 июня 1976 г., руководящие разъяснения ОЭСР 1979 г. – Отчет ОЭСР «Трансфертное ценообразование и многонациональные предприятия», в котором особо подчеркивалась опасность применяемого многими транснациональными компаниями манипулирования «договорными ценами» в целях обхода налогового законодательства стран, на территории которых осуществляется их деятельность.

     В 1995 г.  было принято Руководство о трансфертном ценообразовании для многонациональных предприятий и налоговых администраций. Оно представляет собой основной рекомендательно-методический документ в этой сфере, положения которого в той или иной степени учитываются в законодательстве и правоприменительной деятельности различных стран мира.

     В России вопрос о регулировании трансфертного  ценообразования стал актуален в  начале 90-х гг. XX в. В те годы действовали правила, согласно которым нельзя было без налоговых последствий продавать продукцию по ценам ниже себестоимости. Затем в ст. 40 НК РФ был закреплен другой ориентир – 20%-ное отклонение от рыночной стоимости. Однако, как показала практика, для регламентирования трансфертного ценообразования одних только положений ст. 40 НК РФ недостаточно.

     Система контроля за ценами оказалась обременительной  и для налоговых органов, и  для налогоплательщиков, поскольку  теоретически под контроль трансфертного  ценообразования бессистемно попадает очень большое количество сделок. Данная ситуация обусловлена сложностями с установлением рыночной цены, а также нечеткостью определения некоторых понятий, например, “взаимозависимость”.

     Кроме того, нормы ст. 40 НК РФ сформулированы таким образом, что холдингам  при перераспределении средств  удается без особых проблем обходить ограничения, установленные данной статьей. В частности, положения указанной статьи относят к контролируемым сделкам те сделки, которые заключены между взаимозависимыми лицами. Сегодня в список оснований взаимозависимости входят (п. 1 ст. 20 НК РФ):

     • участие одной организации в  капитале другой (более 20%);

     • должностное подчинение одного физического  лица другому;

     • семейное родство.

     Нужно признать, что данный список не охватывает всех случаев взаимозависимости, которые  могут иметь место на практике. А признать лица взаимозависимыми по другим основаниям может только арбитражный суд (п. 2 ст. 20 НК РФ). Для этого необходимо установить, что отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). К примеру, если директор покупает у собственной организации несколько квартир вчетверо дешевле их рыночной стоимости, то судьи наверняка констатируют наличие взаимозависимости между участниками сделки. Таким образом, существующие нормы о трансфертном ценообразовании имеют множество недостатков и требуют существенной доработки.

     Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с совершенствованием принципов  определения цен для целей налогообложения» опубликован 22 июля в «Российской газете» и вступает в силу с 1 января 2012 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Раздел 2. Зарубежная практика трансфертного ценообразования

     Как говорилось ранее, основным международным  документом выступают: Декларация стран – участниц ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях от 21 июня 1976 г., руководящие разъяснения ОЭСР 1979 г. – Отчет ОЭСР «Трансфертное ценообразование и многонациональные предприятия», в котором особо подчеркивается опасность применяемого многими транснациональными компаниями манипулирования «договорными ценами» в целях обхода налогового законодательства стран, на территории которых осуществляется их деятельность.

     Официально  провозглашенными основными целями ОЭСР являются:

  1. обеспечение высоких темпов экономического роста и высокой занятости в странах-членах;
  2. обеспечение экономического и социального благосостояния в странах-членах посредством координации их политики;
  3. стимулирование и координация усилий участников ОЭСР в поддержку развивающихся стран.

     В ОЭСР придается исключительное значение взаимодействию с другими международными организациями. В деятельности ОЭСР участвуют представители Комиссии европейских сообществ в соответствии с протоколом между двумя организациями. Организация экономического сотрудничества и развития поддерживает отношения с МВФ, МБРР, ЕАСТ, МОТ, ФАО, другими организациями и стремится избегать дублирования их работы.

     Основополагающим  принципом Руководства ОЭСР по трансфертному  ценообразованию является принцип «вытянутой руки» (arm's length principle). Он состоит в следующем: взаимозависимые компании действуют «рука об руку» и в своих отношениях применяют цены, которые отличаются от рыночных. Независимые компании находятся друг от друга «на расстоянии вытянутой руки», применяя цены, которые формируются под влиянием рыночных факторов. Государство в свою очередь корректирует такие нерыночные цены, как если бы компании были независимыми (находились «на расстоянии вытянутой руки»). Следует отметить, что в большинстве стран мира налоговое законодательство содержит нормы, закрепляющие принцип «вытянутой руки» и порядок его применения.

     При анализе нерыночных цен используются методы определения цены «на расстоянии вытянутой руки» (метод «сопоставимой  неконтролируемой цены» и методы, основанные на оценке прибыли). При наличии достаточной и достоверной информации оптимальным методом считается «метод сопоставимой неконтролируемой цены». Данная методология трансфертного ценообразования вырабатывалась в течение десятилетий и во многих случаях достигла высокого уровня сложности.

Информация о работе Трансфертное ценообразование