Участники правоотношений в сфере налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 21:48, контрольная работа

Краткое описание

Согласно действующему в нашей стране законодательству, выделяют следующих участников налоговых правоотношений:
1. налогоплательщики (плательщики сборов); 2. налоговые агенты; 3. сборщики налогов и сборов; 4. налоговые органы; 5. таможенные органы; 6. финансовые органы (Министерство Финансов РФ); 7. органы внутренних дел.

Содержание

1.Участники правоотношений в сфере налогообложения…………………..3
2. Особенности налогообложения в России………………………………….7
3. Характеристика системы льгот по НДС…………………………………..15
Список использованной литературы…………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

налоги и налогообложение.docx

— 45.27 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: «Налоги и налогообложения»

на тему: «I.Участники правоотношений в сфере налогообложения.

II. Особенности  налогообложенияРоссии.

III. Характеристика системы льгот по НДС»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:студентка 3 курса,з/о,ФиК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014г.

 

Содержание.

1.Участники правоотношений  в сфере налогообложения…………………..3

2. Особенности налогообложения  в России………………………………….7

3. Характеристика системы  льгот по НДС…………………………………..15

Список использованной литературы…………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Участники правоотношений в сфере налогообложения.

Согласно действующему в нашей стране законодательству, выделяют следующих участников налоговых правоотношений:

1. налогоплательщики (плательщики сборов); 2. налоговые  агенты; 3. сборщики налогов и сборов; 4. налоговые органы; 5. таможенные  органы; 6. финансовые органы (Министерство  Финансов РФ); 7. органы внутренних  дел. 
Участник налогового правоотношения всегда выступает субъектом налогового права, поскольку обладает соответствующей правосубъектностью; но не всякий субъект налогового права является участником конкретного налогового правоотношения. 
Налогоплательщики и плательщики сборов - юридические и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность по уплате соответствующих налогов и (или) сборов. 
Налог уплачивается за счет собственных средств субъекта налогообложения. Однако от имени налогоплательщика налог может быть уплачен и иным лицом(представителем)(ст.26НКРФ). 
Налогоплательщики подразделяются на физические лица и организации. Налогово-правовой статус каждой группы имеет свои особенности. В частности, физические лица в отличие от организаций не обязаны вести бухгалтерский учет.Согласно ст. 11 НК РФ, к физическим лицам относятся: 1) граждане Российской Федерации; 2) иностранные граждане; 3) лица без гражданства (апатриды).Возраст и вменяемость не влияют на признание физического лица налогоплательщиком. «Важную роль в налоговом праве играют экономические связи налогоплательщика с государством, строящиеся на основе принципа постоянного местопребывания (резидентства). Налогоплательщиков подразделяют на резидентов (имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве) и нерезидентов (не имеющих в нем постоянного местопребывания). У резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории данного государства, так и вне его (полная налоговая обязанность), у нерезидентов - только доходы, полученные из источников в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность)».Среди физических лиц в отдельную категорию налогоплательщиков выделены индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в этом качестве, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (п. 2 ст. 11 НК РФ). 
Для юридических лиц существенное влияние на порядок и размеры налогообложения имеют организационно-правовая форма предприятия, форма собственности, численность работающих на предприятии, а также вид хозяйственной деятельности. Например, малые предприятия имеют льготы по налогу на прибыль, НДС.

Налогоплательщики-организации подразделяются следующим образом. 
1. Российские организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций налогоплательщиками не являются, но исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по своему месту нахождения. И хотя они не могут быть привлечены к налоговой ответственности в соответствии со ст.89 НК РФ, налоговые органы вправе проводить проверки филиалов и представительств, независимо от проведения проверок самой организации-налогоплательщика.

2. Иностранные организации — иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.

Можно привести общий пример уклонения налогоплательщика-организации от постановки на учет в налоговом органе при создании второго обособленного подразделения.Налоговики обнаружили, что у налогоплательщика имеется не поставленное на налоговый учет обособленное подразделение и привлекли к ответственности по п.2 ст. 117 НК РФ. Суд первой инстанции отказал налоговикам, так как решил, что налогоплательщик уже находился на учете в налоговом органе, а налоговикам следовало применять п.2 ст. 116 НК РФ. 
Кассационная инстанция направила дело на новое рассмотрение, указав, что обособленное подразделение находилось не по месту нахождения налогоплательщика и должно было быть поставлено на учет.  
Суд согласился и с квалификацией действий налогоплательщика, которая была дана налоговиками, а именно, п.2 ст. 117 НК РФ. При этом суд отметил, что деятельность любого территориального обособленного подразделения организации, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, осуществляемая без постановки на учет в налоговом органе свыше 90 дней, будет рассматриваться как налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена п. 2 ст. 117 НК РФ. 
Прежде всего, напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица по общему правилу осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа. При возникновении малейших сомнений в действительном нахождении организации по имеющемуся адресу налоговые органы используют довольно разнообразный инструментарий для установления того, действительно ли налогоплательщик находится по указанному адресу.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Например, работодатель выступает в качестве налогового агента, когда удерживает у работника налог на доходы физических лиц и перечисляет его в соответствующие бюджеты. Сборщики налогов и сборов, - это государственные органы, органы местного управления, другие уполномоченные органы и должностные лица на которых государством возложена обязанность по сбору налогов и (или) сборов.  
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. До 2003 года функции налоговых органов выполняло Министерство РФ по налогам и сборам. Сейчас функции налоговых органов выполняет Федеральная Налоговая Служба РФ. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, Налоговым кодексом, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами.  
Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения. Органы внутренних дел включаются в проверку предприятия либо при поступлении запроса налогового органа, либо при выявлении обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогового преступления. Если в ходе своей деятельности органы внутренних дел выявили обстоятельства, требующие совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом к полномочиям налоговых органов, то они обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

 

2. Особенности  налогообложенияв России.

Российская налоговая система была введена в действие в процессе рыночных преобразований российской экономики, органичной частью которых стала реформа финансовых взаимоотношений предприятий и государства. Предоставление предприятиям самостоятельности в осуществлении их финансово-хозяйственной деятельности потребовало изменения и системы их финансовых отношений с отраслевыми министерствами и ведомствами, осуществлявшихся ранее на основе централизованного финансового планирования и управления.

С 1 января 2009 г. вступил в силу ряд важных изменений в Налоговом кодексе. Особенно важные преобразования коснулись таких налогов как: налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль налог на имущество, земельный налог.

Остановимся на основных изменениях подробнее.

Налогом на добавленную стоимость с 1 января 2009 года не облагаются суммы кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства РФ.В рамках программы по созданию благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности принят ФЗ от 19.07.2008 №195.К операциям, освобождаемым от обложения НДС, он отнес реализацию исключительных прав на изобретения, программы для ЭВМ секреты производства (ноу-хау), полезные модели и т.п., а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. Не будут облагаться НДС НИОКР, относящиеся к созданию новых технологий и продукции, а также к усовершенствованию производимой продукции и технологий.

Серьезные изменения произошли в упрощенной системе налогообложения и в системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Все изменения в этой области, а также большая часть значительных преобразований налоговой системы, направлены на поддержку, реального сектора экономики, малого бизнеса, на развитие инновационных технологий.

Второй этап реформирования налогообложения прошел в конце 2009, начале 2010г. Острый кризис, захлестнувший весь мир, потребовал и от правительства России действенных мер. Одним из важных пунктов в антикризисной программе стало преобразование налоговой системы. Все значительные изменения и на этом этапе касаются малого бизнеса и реального сектора экономики. Так увеличена предельная величина доходов для перехода на упрощенную систему налогообложения до 60 млн. в год, понижены ставки некоторых налогов, упрощена система налоговой отчетности.

Как уже было сказано ранее налоговая система - одно из мощнейших орудий в борьбе с мировым экономическим кризисом. Поэтому на сегодняшний день очень важно, чтобы правительство России сумело правильно «настроить» налогообложение на современные условия.

В Российской Федерации вся совокупность налогов и сборов подразделяется на три группы (вида): 1) федеральные, 2) налоги и сборы субъектов РФ- республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга (далее - региональные); 3) местные.

К федеральным налогам отнесены:

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы на отдельные группы и виды товаров;

· налог на прибыль предприятий в части, установленной федеральным законом (с 1 января 1994 г. установлено налогообложение доходов банков и доходов от страховой деятельности в порядке взимания налога на прибыль предприятий);

· налог с биржевой деятельности (биржевой налог);

· налог на операции с ценными бумагами;

· подоходный налог с физических лиц;

· налоги, зачисляемые в дорожные фонды, - это налог с владельцев транспортных средств, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на приобретение автотранспортных средств, кроме приобретаемых гражданами в личную собственность, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан;

· налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

· налог на игорный бизнес.

Кроме налогов к федеральным отнесены несколько сборов и иных обязательных платежей:

· государственная пошлина;

· таможенная пошлина;

· платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в бюджеты разных уровней в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

· отчисления на воспроизводство материально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд Российской Федерации;

· сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

· отчисления (сбор) на воспроизводство и охрану лесов.

Основное место в российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина. В составе доходов бюджета они играют определяющую роль. Такое количество косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению одного и того же объекта, способствует росту цен на потребительские товары и услуги. Наиболее существенным из косвенных налогов, применяемых в Российской Федерации, является налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость -- косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью решения следующих задач: ориентации на гармонизацию налоговых систем стран Европы; обеспечения стабильного источника доходов в бюджет; систематизации доходов.

Информация о работе Участники правоотношений в сфере налогообложения