Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:13, курсовая работа
Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:
1) стабильного экономического роста;
2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).
Виды налоговых поступлений |
Фактически поступило |
Отклонение (+;-) |
Темп роста, % | |
январь-ноябрь 2008 года |
январь-ноябрь 2009 года | |||
Всего в том числе: |
7964,8 |
6256,0 |
-1708,8 |
78,5 |
Налог на прибыль |
3172,0 |
1507,3 |
-1664,7 |
47,5 |
Налог на доходы физических лиц |
2509,1 |
2672,5 |
163,4 |
106,5 |
Акцизы по сводной группе |
822,7 |
560,0 |
-262,7 |
68,1 |
Налог на имущество организации |
856,1 |
896,1 |
40 |
104,7 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
24,7 |
23,3 |
-1,4 |
94,3 |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
315,2 |
294,1 |
-21,1 |
93,3 |
Транспортный налог |
243,9 |
300,4 |
56,5 |
123,2 |
В местный бюджет за январь-ноябрь 2009 года поступления администрируемых доходов составили 2 553,7 млн. рублей. Что же касается прошлого года поступления составили 2378,7 млн. рублей.
Таблица 2 - Поступление налогов и сборов в местный бюджет, млн. р.
Виды налоговых поступлений |
Фактически поступило |
Отклонение (+;-) |
Темп роста, % | |
За январь – ноябрь 2008 года |
За январь – ноябрь 2009 года | |||
Всего, в том числе: |
2378,7 |
2553,7 |
175 |
107,4 |
Налог на доходы физических лиц |
1672,7 |
1781,7 |
109 |
106,5 |
Земельный налог |
323,9 |
382,5 |
58,6 |
118,1 |
Налог на имущество физических лиц |
21,4 |
22,8 |
1,4 |
106,5 |
Единый налог на временный доход |
314,0 |
316,3 |
2,3 |
100,7 |
Единый сельскохозяйственный налог |
21,7 |
21,0 |
-0,7 |
96,8 |
В свою очередь поступления налогов
и сборов в территориальный бюджет Республики
Мордовия за январь-октябрь и 2011 года составили
11180,5 млн. рублей, что на 1388,2 млн. рублей,
или на 114 % больше, чем в соответствующем
периоде прошлого года. Основная доля
обеспечена поступлениями налога на доходы
физических лиц (39,9 %), акцизов по сводной
группе (18,8 %), налога на прибыль организаций
(19,7 %), имущественных налогов (13,3 %), и налогов,
относящихся к специальным налоговым
режимам (7,5 процента).
По сравнению с январем-октябрем 2010 года
наблюдается увеличение поступлений по
налоговым платежам за пользование природными
ресурсами на 15,6 млн. рублей (на 93 %), по
сводной группе акцизов – на 510,9 млн. рублей
(на 32 %), по единому налогу, взимаемому
в связи с применением упрощенной системы
налогообложения, на 89,9 млн. рублей (на
25 %), по налогу на прибыль – на 321,5 млн.
рублей (на 17 %), по транспортному налогу
– на 46,3 млн. рублей (14 %), по налогу на доходы
физических лиц на 471,1 млн. рублей (на 12
%), по единому налогу на вмененный доход
– на 33,2 млн. рублей (на 10 %).
В формировании доходной части территориального
бюджета Республики Мордовия в январе-октябре
2011 года доля муниципальных бюджетов составила
22,9 %, доля республиканского бюджета –
77,1 % (в январе - октябре 2010 года – 24,4 % и
75,6 %, соответственно). За рассматриваемый период
в республиканский бюджет поступило 8612,1
млн. рублей, или 116,3 % к январю – октябрю
2010 года.
Таблица 3 - Поступление налогов и сборов в республиканский бюджет Республики Мордовия, млн. рублей
Виды налоговых поступлений |
Фактически поступило |
Отклонение (+ ; -) |
Темп роста, % | |
За январь – октябрь 2010 года |
За январь – октябрь 2011 года | |||
Всего, в том числе: |
8612,1 |
7406,0 |
1206,1 |
116,3 |
Налог на прибыль |
2209,6 |
1888,1 |
321,5 |
117,0 |
Налог на доходы физических лиц |
2679,8 |
2395,2 |
284,6 |
111,9 |
Акцизы по сводной группе |
2100,6 |
1589,8 |
510,8 |
132,1 |
Налог на имущество организации |
767,1 |
822,3 |
-55,2 |
93,3 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
32,2 |
16,7 |
15,5 |
192,8 |
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
446,4 |
356,7 |
89,7 |
125,1 |
Транспортный налог |
374,2 |
327,2 |
46,3 |
114,1 |
В местные же
бюджеты поступления
Таблица 4 - Поступление налогов и сборов в местные бюджеты Республики Мордовия, млн. рублей
Виды налоговых поступлений |
Фактически поступило |
Отклонение (+;-) |
Темп роста, % | |
За январь – октябрь 2010 года |
За январь – октябрь 2011 года | |||
Всего, в том числе: |
2386,3 |
2568,4 |
182,1 |
107,6 |
Налог на доходы физических лиц |
1596,3 |
1782,8 |
186,5 |
111,7 |
Земельный налог |
366,7 |
3,9 |
-22,8 |
9,8 |
Налог на имущество организации |
24,4 |
6,7 |
-17,7 |
27,5 |
Единый налог на вмененный доход |
345,1 |
378,3 |
33,2 |
109,6 |
Единый сельскохозяйственный налог |
18,1 |
17,4 |
-0,7 |
96,1 |
2.3. Достоинства и недостатки фискальной политики
К достоинствам фискальной политики следует отнести:
Недостатки фискальной политики:
1. Эффект вытеснения.
Экономический смысл этого
2. Наличие внутреннего
лага. Внутренний лаг – это
период времени между
3. Неопределенность. Этот
недостаток характерен не
- проблемы идентификации
экономической ситуации Часто
бывает трудно точно
4. Дефицит бюджета.
Противники кейнсианских методо
3. Основные пути направления повышения эффективности фискальной функции налогов на современном этапе
3.1. Фискальные риски в системе налоговой безопасности государства
Деятельность любого хозяйствующего субъекта подвержена рискам, вызванным изменяющимися факторами как внутренней, так и внешней среды его функционирования. Одними из самых важных являются риски хозяйствующих субъектов, связанные с фискальной политикой государства. Фискальная политика объективно включена в систему экономической безопасности государства, где она выступает как мощный ресурсный фактор, находящийся в руках государства и позволяющий воздействовать на экономику и налогоплательщиков.
Фиск (лат. fiscus) - в Древнем Риме - имперская казна. Определение, данное в Большом юридическом словаре под редакцией А.Я. Сухарева: «Фискальный - касающийся интересов фиска, казны». Здесь речь идет прежде всего о государственной казне. Государственная казна по законодательству РФ - денежные средства государственного бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Следовательно, фискальные риски связаны с формированием государственного бюджета.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ структура бюджетной системы состоит из бюджетов следующих уровней:
- федеральный, региональный и местный бюджеты.
Поэтому в широком смысле фискальные риски - это риски, возникающие в налогово-бюджетной сфере в результате взаимоотношений государства и хозяйствующих субъектов. В более узком смысле фискальные риски - это возможность (угроза) финансовых и иных потерь, связанных с формированием и расходованием централизованных фондов денежных средств государства для участников бюджетно-налоговых правоотношений. При рассмотрении сущности вопроса необходимо выделять фискальные риски государства, с одной стороны, и фискальные риски хозяйствующих субъектов - с другой.
Фискальные риски для государства связаны с угрозами снижения и потерь доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и иных фондов денежных средств. К иным фондам денежных средств относят государственные и территориальные внебюджетные фонды; Пенсионный (ПФ), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Основным источником формирования доходов внебюджетных фондов являются неналоговые платежи: страховых взносов.
Фискальные риски хозяйствующих субъектов - это риски дополнительных материальных или иных издержек, возникающие в сфере взаимоотношений с фондами денежных средств государства и связанные исполнением обязанностей по формированию их доходов и расходованием.
Информация о работе Фискальная функция налогов и ее роль в современных условиях