Функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 11:20, контрольная работа

Краткое описание

Одним из важных факторов экономического роста страны является эффективная налоговая система. В структуре всех доходов бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%.
С помощью налогов государство решает экономические, политические, социальные и другие общественные проблемы. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогообложения.
Функциональная определенность налога обуславливает характер его действия и область применения, то есть формирует стержень налоговой политики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и признаки налога 4
1.1. Понятие налога, его сущность 4
1.2. Признаки налога 5
Глава 2. Функции налогов 8
2.1. Фискальная функция 10
2.2. Регулирующая функция 11
2.3. Распределительная функция 14
2.4. Контрольная функция 15
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 54.83 Кб (Скачать файл)

Традиционно считается, что все  остальные функции налогов являются в большей или меньшей степени  производными от фискальной, и это  действительно так. Однако многообразие эффектов регулирующего, распределительного характера, достигаемых посредством  грамотно построенной и выверенной налоговой системы, свидетельствует  о том, что хотя фискальная функция  является самой существенной и во многом определяющей другие, но при  этом отнюдь не исключительной.

2.2. Регулирующая функция

Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы (для предотвращения спада или стимулирования роста производства, научно-технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объема доходов и сбережений населения, объема инвестиций). Суть регулирующей функции применительно к общественному воспроизводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воздействовать не только на макроэкономические пропорции, но и на поведение хозяйствующих субъектов и на экономическое поведение граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвестициям. Данная функция реализует не только экономические отношения в иерархической подчиненности (государство – налогоплательщик), но во многом и экономические отношения между налогоплательщиками.

Вполне обоснованным видится предлагаемое А.В. Брызгалиным выделение в регулирующей функции налогов трех подфункций: стимулирующей, дестимулирующей и  воспроизводственной.

Стимулирующая подфункция заключается в формировании посредством налогообложения определенных стимулов развития для целевых категорий налогоплательщиков и (или) видов деятельности. Она реализуется через систему налоговых преференций для этих категории и видов деятельности: льготные режимы налогообложения, пониженные налоговые ставки, налоговые кредиты и каникулы, различные освобождения, вычеты и т.д. К целевым категориям налогоплательщиков, как правило, относятся малые предприятия, благотворительные фонды, общественные организации, предприятия инвалидов и др. К целевым видам деятельности, стимулирование развития которых традиционно поддерживается государством, чаще всего относятся сельское хозяйство, образование, наука, здравоохранение, благотворительная, религиозная и просветительская деятельность.

Вместе с тем стимулировать  можно не только развитие определенных предприятий и отраслей, но и отдельные  территории, например, посредством  установления на них льготного порядка  налогообложения (устройством так  называемых офшорных зон). Однако следует  понимать, что стимулирующий эффект налогообложения имеет ограниченное действие. Его не надо переоценивать. Налоговый аспект, безусловно, влияет на экономическое поведение субъектов, но это лишь один из аспектов мотивации  для стимулирования их лучшей деятельности. Налог лишь изымает часть заработанного, поэтому если какое-либо предприятие  или вид деятельности неприбыльны  и неэффективны изначально, то их развитию не помогут уже никакие налоговые  преференции. Подобная ситуация отчетливо  прослеживается в нашем сельском хозяйстве.

Дестимулирующая подфункция, напротив, заключается в формировании посредством налогообложения определенных барьеров для развития каких-либо нежелательных экономических процессов. Следует заметить, что налоги по своей сути дестимулируют развитие любого производства, но, повышая ставки налогов для отдельных видов деятельности, можно целенаправленно ограничить именно их распространение. Повышенные акцизы на нежелательные для потребления продукты (алкоголь, табак) в определенной мере могут дестимулировать их предложение.

Однако избирательное значение такой подфункции также не следует  преувеличивать, поскольку стимулировать  развитие производства нежелательных  продуктов или услуг в этом случае будет сохраняющийся спрос. Вариации же налоговыми ставками не безграничны: при сохранении спроса они будут  повышать цены, часть производства вообще уйдет в теневой сектор.

Следует также заметить, что эта  подфункция в определенной мере является зеркальным отображением предыдущей. Так, посредством увеличения доли косвенного налогообложения можно дестимулировать  процессы потребления и стимулировать  накопление, а следовательно, инвестиции. Посредством высоких импортных  пошлин можно дестимулировать потребление  зарубежных товаров и стимулировать  отечественное производство и т.д. Именно такое зеркальное сопряжение подводит нас к мысли о целесообразности рассмотрения их в качестве подфункций регулирующей функции. Выделение стимулирующей  функции как самостоятельной, рекомендуемое  рядом авторов, например В.Г. Пансковым, видится недостаточно обоснованным, поскольку при стимулировании развития определенных производств, отраслей и  территорий сдерживается развитие других. Данные подфункции как «две стороны  одной медали» должны сопутствовать  друг другу.

Воспроизводственная подфункция проявляется при ориентации отдельных видов налогов для аккумулирования средств на восстановление потребленных ресурсов. Характерным примером может служить механизм амортизации основных средств, когда суммы начисленной амортизации признаются расходами, учитываемыми при исчислении базы по налогу на прибыль организаций. Данная подфункция реализуется также в так называемых ресурсных налогах, платежи по которым связаны с объемом потребления общественных ресурсов: водном налоге, налоге на добычу полезных ископаемых, сборах за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

Недостаточно обоснованной представляется встречающееся выделение  поощрительных свойств налога в  качестве самостоятельной функции. Социальная суть ее, заключающаяся  в селективном характере налогов  по отношению к определенной категории  граждан, имеющих значимые заслуги  перед обществом (ветераны, инвалиды, герои и т.д.), представляет собой  простую адаптацию налогового механизма  к целям социальной политики государства. Кроме того, эти поощрительные  свойства налога воплощены в распределительной (социальной) функции.

2.3. Распределительная функция

Распределительная (социальная) функция выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования. Средством решения этих задач, позволяющим перераспределять общественный продукт между различными категориями населения в целях снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе, являются налоги и налоговая система, а именно:

• использование прогрессивной  шкалы налогообложения личных доходов, т.е. определенной прогрессии в зависимости  «большие доходы – большие налоги»;

• повышение доли косвенного налогообложения, т.е. достижение большего обложения  категорий лиц с большим объемом  потребления;

• использование повышенных акцизов  и пошлин на товары, вредные для  здоровья, предметы роскоши;

• применение социально ориентированных  льгот, необлагаемых минимумов, различных  налоговых вычетов, освобождений от обложения, пониженных налоговых ставок (например, при обложении личных доходов или в случае с налогом  на добавленную стоимость, когда  товары первой необходимости или  освобождаются от обложения, или  облагаются по более низкой ставке);

• использование компенсационных  и накопительных социальных платежей (в России – обязательных страховых  взносов), бремя уплаты которых не возлагается на работника, а перекладывается  на работодателя.

Распределительная функция реализуется  также через индивидуальную безвозмездность  налогов. Наименее обеспеченные слои населения  могут платить самый минимум  налогов или вообще их не платить  на законных основаниях, но при этом пользоваться значительным объемом  услуг (образования, здравоохранения, социальной защиты), финансируемых  государством за счет налоговых поступлений  от организаций и более обеспеченных граждан. Таким образом, распределительная (социальная) функция не только обеспечивает регулирование фактической величины налоговой нагрузки исходя из уровня доходов различных слоев населения, но и позволяет в определенной мере компенсировать низкие доходы государственными трансфертами и услугами.

2.4. Контрольная функция

Контрольная функция налогов заключается в обеспечении государственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. Сущность этого контроля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Государственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики. Кроме того, данная функция способствует повышению эффективности реализации других функций налогов, в первую очередь фискальной – через сопоставление налоговых доходов с финансовыми потребностями государства. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.

 

Заключение

С момента возникновения государства  налоги являются основным звеном экономических  отношений в обществе и основной формой государственных доходов  при любой форме государственного устройства.

В рыночной экономике налоги выполняют  столь важную роль, что можно с  уверенностью сказать, что без хорошо налаженной, четко действующей налоговой  системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная  рыночная экономика невозможна.

В истории развития общества еще  ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению нужд и потребностей граждан ему  требуется определенная сумма денежных средств. Следовательно, без сбора  налогов государство не сможет выполнять  свои функции, а его существование  как такового станет бессмысленным. Исходя из этого минимально необходимый  размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборону, суд, охрану порядка... Чем больше функций  возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Фискальная функция является основной функцией налогов, отражая фундаментальное предназначение налогообложения – изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государственного бюджета в целях создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Так проявляется регулирующая функция налогов.

С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В этом сущность распределительной функции налогов.

Контрольная функция налогов заключается в обеспечении государственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012г.) http://www.consultant.ru/popular/nalog1/

2. Налоговый  Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (ред. от 03.05.2012г.) http://www.consultant.ru/popular/nalog2/

3. Волков Г.А. и др. Налоги и налогообложение: Учебное пособие /под ред. Г.Б. Поляка, А.Е. Суглобова. – 3-е изд., перераб. и доп. – M.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. – 631 с.     

4. Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 271 с.  

5. Майбуров И.А. и др. Налоги и налогообложение: Учебник /под ред. И.А. Майбурова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 591 с. –  (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

6. Эриашвили Н.Д. и др. Налоговое право: Учебное пособие /под ред. И.Ш. Килясханова, CH. Бочарова. – 3-е изд., перераб. и доп. – M.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – 287 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Функции налогов