СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Экономическая сущность и
роль местных налогов в налоговой системе
РФ…………………………………………………………………………………..4
1.1. Земельный налог………………………………………………………...7
1.2. Налог на имущество физических
лиц………………………………...13
2. Характеристика основных
элементов местных налогов…………………...17
3. Перспективы развития местных
налогов……………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...22
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим источником бюджетных
доходов являются налоги. В России уже
более десяти лет действует новая система
налогообложения. Она была введена в переходный
период, но, тем не менее, можно говорить
о том, что удалось добиться нормативного
обеспечения налоговой системы.
Российская налоговая система
включает в себя достаточно большое число
налогов и различных других платежей на
различных уровнях: федеральном, региональном
и местном.
Особое место в налоговой политике
нужно уделить развитию муниципальной
налоговой системы как основного финансового
источника формирования местного самоуправления.
Развитие местной налоговой
системы, как и в целом налогообложения
в России, требует совершенствования организации
управления налоговыми и финансовыми
службами.
Объектом данной контрольной
работы являются местные налоги.
Целью данной работы является
исследование роли и значения
местных налогов в налоговой
системе Российской Федерации.
Необходимо решить следующие
задачи:
состав местных налогов: земельный налог, налог на имущество физических лиц;
дать характеристику основным элементам местных налогов: плательщики местных налогов и объекты налогообложения, налоговая база и порядок ее определения, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления местных налогов.
Следует рассмотреть перспективы
развития местных налогов как одного из
основных источников формирования и укрепления
местных бюджетов.
- Экономическая сущность
и роль местных налогов в налоговой системе
РФ
Налоги – обязательные, индивидуально
безвозмездные платежи, взимаемые с организаций
и физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного
управления денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований.
Налоги служат инструментом
аккумулирования части новой стоимости,
которая становится собственностью государства.
Таким образом, особенностью налогов является:
- тесная связь налогов
с государственной властью, для
которой они являются важнейшим
источником доходов;
- принудительный характер
платежей, осуществляемый на основе
законодательства;
- участие в экономических
процессах общества.
Экономическая сущность налогов
характеризуется денежными отношениями,
складывающимися у государства с юридическими
и физическими лицами, которые имеют специфическое
назначение - мобилизацию средств в распоряжение
государства.
Сущность налогов проявляется
в их функциях: фискальной и экономической.
С помощью первой формируется бюджетный
фонд; реализуя вторую, государство влияет
на производство, стимулируя или сдерживая
его развитие, усиливая или ослабляя накопление
капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный
спрос населения.
Согласно части первой Налогового
кодекса РФ № 146-ФЗ от 31 июля 1998 года в Российской
Федерации устанавливаются и взимаются
следующие виды налогов и сборов :
- федеральные налоги и сборы;
- региональные налоги и сборы;
- местные налоги и сборы.
Местными признаются налоги,
устанавливаемые Налоговым кодексом и
нормативными правовыми актами представительных
органов местного самоуправления, вводимые
в действие в соответствии с настоящим
Кодексом нормативными правовыми актами
представительных органов местного самоуправления
и обязательные к уплате на территориях
соответствующих муниципальных образований.
При установлении местного налога представительными
органами местного самоуправления в нормативных
правовых актах определяются следующие
элементы налогообложения:
- налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ;
- порядок и сроки уплаты налога;
- формы отчетности по данному местному налогу.
Иные элементы налогообложения
устанавливаются только НК РФ.
При установлении местного налога
представительными органами местного
самоуправления могут также предусматриваться
налоговые льготы и основания
для их использования налогоплательщиком.
Введение местных налогов предусмотрено
законодательством как дополнение действующих
федеральных налогов. Это позволило более
полно учесть разнообразие местных потребностей
и виды доходов для местных бюджетов [8,с.12].
Значение местных налогов заключается
в формировании доходной части бюджета
местных органов. Они гарантируют финансовую
поддержку при проведении таких важных
для региона социальных решений, как содержание
милиции и пожарной охраны, жилищного
фонда и объектов социально-культурной
сферы, организация рекламной деятельности,
а также свободной торговли и других.
Виды местных налогов и сборов
определены Законом РФ «Об основах налоговой
системы Российской Федерации», с последующими
изменениями и дополнениями. Из Закона
вытекают общие установки о плательщиках,
о предельных размерах ставок, об источниках
уплаты. Закон наделил органы власти на
местах правами по введению налогов, определению
категорий плательщиков, установлению
ставок, порядка исчисления и сроков уплаты,
а также по предоставлению льгот.
Местные налоги взимаются на
всей территории Российской Федерации.
По состоянию на 1 января 2011 г. исключительно
к местным налогам и сборам зачисляемые
в бюджеты муниципальных образований
отнесены:
1) Налог на имущество
с физических лиц - дифференцированы
в зависимости от объекта налогообложения.
Сумма платежей по налогу зачисляется
в местный бюджет по месту нахождения
(регистрации) объекта налогообложения
(по нормативу 100%).
2) Земельный налог
- дифференцированы в зависимости от вида
земель, их целевого назначения и пользователей,
порядок зачисления определяется законодательством
о земле (по нормативу 100%) [12,с.12].
Характерными особенностями
местных налогов РФ являются:
- преобладание в местном
налогообложении прямых налогов.
- отсутствие ограничений
при обложении местными налогами.
- отсутствие для большинства
местных налогов и сборов инструкций
Министерства финансов РФ и
ИФНС РФ.
- плательщиками местных
налогов и сборов выступают
одновременно и юридические и
физические лица.
- невысокая доля поступлений
от местных налогов и сборов
в местные бюджеты.
Экономическая основа местного
самоуправления является одним из главных
базисных элементов местного самоуправления.
Федеральные законы «О финансовых основах
местного самоуправления в Российской
Федерации» (ст. 1), «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» (ст. 28) вводят
понятие «местные финансы». Следуя требованиям
Конституции РФ, Закон определил, что каждое
муниципальное образование должно иметь
собственный бюджет.
Бюджетный кодекс РФ определяет
местный бюджет как форму образования
и расходования денежных средств, предназначенных
для обеспечения задач и функций, отнесенных
к предметам ведения местного самоуправления.
Местный бюджет представляет
собой совокупность регулируемых нормами
права общественных отношений, складывающихся
по поводу формирования и расходования
денежных средств для осуществления функций
и компетенции местного самоуправления.
1.1. Земельный налог
Земельный налог является местным налогом, обязательным
к уплате на территориях тех муниципальных
образований, представительные органы
власти которых приняли нормативный правовой
акт о введении земельного налога в соответствии
с главой 31 Налогового кодекса РФ.
Целью введения платы за землю
является стимулирование рационального
природопользования и освоения земель,
обеспечение развития инфраструктуры
в населенных пунктах и т. д„ поэтому земельный
налог используется исключительно на
цели финансирования мероприятий по землеустройству,
ведению земельного кадастра, мониторинга,
охране земель и повышению их плодородия,
освоению новых земель, на компенсацию
собственных затрат землепользователя
на эти цели, погашение ссуд, выданных
под указанные мероприятия, и процентов
за их использование, а также на инженерное
и социальное обустройство территории.
Устанавливая налог, представительные
органы муниципальных образований (законодательные
(представительные) органы государственной
власти городов федерального значения
Москвы и Санкт-Петербурга) определяют
налоговые ставки в пределах, установленных
главой 31 НК РФ от 29.11.2004 N 141-ФЗ, порядок
и сроки уплаты налога. При установлении
земельного налога нормативными правовыми
актами представительных органов муниципальных
образований могут также устанавливаться
налоговые льготы, основания и порядок
их применения, включая установление размера
не облагаемой налогом суммы для отдельных
категорий налогоплательщиков. Налогоплательщиками
земельного налога признаются организации
и физические лица, обладающие земельными
участками, признаваемыми объектом налогообложения
в соответствии со статьёй 389 НК РФ, на
праве собственности, на праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве пожизненного
наследуемого владения. Не признаются
налогоплательщиками организации и физические
лица в отношении земельных участков,
находящихся у них на праве безвозмездного
срочного пользования или переданных
им по договору аренды.
Налогоплательщиками признаются организации и физические
лица, обладающие земельными участками
на праве собственности, праве постоянного
Объектом налогообложения признаются
земельные участки, расположенные в пределах
муниципального образования, на территории
которого введён налог.
Налоговая база согласно ст. 390 НК РФ определяется
как кадастровая стоимость земельных
участков, которая определяется в соответствии
с Земельным кодексом РФ, Постановлением
Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316,
приказами Росземкадастра. Налоговая
база определяется в отношении каждого
земельного участка как его кадастровая
стоимость по состоянию на 1 января года,
являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации
определяют налоговую базу самостоятельно
на основании сведений Государственного
земельного кадастра о каждом земельном
участке, принадлежащем им на праве собственности
или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налогоплательщики – физические лица,
являющиеся индивидуальными предпринимателями,
определяют налоговую базу самостоятельно
в отношении земельных участков, используемых
ими в предпринимательской деятельности,
на основании сведений Государственного
земельного кадастра о каждом земельном
участке, принадлежащем им на праве собственности,
праве постоянного (бессрочного) пользования
или праве пожизненного наследуемого
владения [1,с.12].
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами для налогоплательщиков
– организаций и физических лиц, являющихся
индивидуальными предпринимателями, признаются
первый квартал, полугодие и девять месяцев
календарного года.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными
правовыми актами представительных органов
муниципальных образований и не могут
превышать:
- 0,3% в отношении земельных участков;
• отнесенных к землям сельскохозяйственного
назначения и используемых для сельскохозяйственного
производства;
• занятых жилищным фондом
и объектами инженерной инфраструктуры
жилищно-коммунального комплекса или
предоставленных для жилищного строительства;
• предоставленных для личного
подсобного хозяйства, садоводства, огородничества
или животноводства;
2) 1,5% в отношении прочих
земельных участков.
Допускается установление дифференцированных
налоговых ставок в зависимости от категорий
земель и (или) разрешенного использования
земельного участка [11,с.12].
Порядок уплаты земельного налога различен
для юридических и физических лиц. Земельный
налог, уплачиваемый юридическими лицами,
исчисляется непосредственно ими. Ежегодно
не позднее 1 июля они предоставляют в
налоговые органы расчет причитающегося
с них налога по каждому земельного участку.
По вновь отведенным земельным участкам
расчет налога предоставляется в течение
месяца с момента их приобретения. Расходы
по уплате земельного налога в соответствии
с п. 5 ст. 21 Закона об основах налоговой
системы относятся на себестоимость продукции
(работ, услуг).
Организации и индивидуальные предприниматели по
истечению налогового периода представляют
в налоговый орган по месту нахождения
земельного участка налоговую декларацию
не позднее 1 февраля года, следующего
за истекшим налоговым периодом. Расчеты
сумм по авансовым платежам по налогу
представляются налогоплательщиками
в течение налогового периода не позднее
последнего числа месяца, следующего за
истекшим отчетным периодом.
Начисление земельного налога гражданам
производится органами государственной
налоговой службы, которые ежегодно не
позднее 1 августа вручают им платежные
извещения. За земельные участки, предназначенные
для обслуживания строения, находящегося
в раздельном пользовании нескольких
юридических лиц или граждан, земельный
налог начисляется отдельно по каждому
собственнику пропорционально площади
строения, находящегося в их раздельном
пользовании. Аналогичным образом начисляется
налог при общей собственности на земельный
участок нескольких юридических лиц или
граждан.