Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 20:16, шпаргалка
· 1. ПОНЯТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И СБОРОВ
· 2. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
· 3. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА
· 4. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ
· 5. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О НАЛОГАХ И СБОРАХ
· 6. ПРЕДМЕТ НАЛОГОВОГО ПРАВА
· 7. МЕТОД НАЛОГОВОГО ПРАВА
· 8. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
· 1. ПОНЯТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И СБОРОВ
· 2. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
· 3. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА
· 4. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ
· 5. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О НАЛОГАХ И СБОРАХ
· 6. ПРЕДМЕТ НАЛОГОВОГО ПРАВА
· 7. МЕТОД НАЛОГОВОГО ПРАВА
· 8. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
· 9. МЕСТО НАЛОГОВОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
· 10. СИСТЕМА (КЛАССИФИКАЦИЯ) НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 11. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
· 12. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
· 13. НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ И НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
· 14. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДС
· 15. АКЦИЗЫ: НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
· 16. АКЦИЗ: НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ И НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ
· 17. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ АКЦИЗА
· 18. ПОРЯДОК УПЛАТЫ АКЦИЗА
· 19. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (НДФЛ)
· 20. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ НДФЛ
· 21. НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ НДФЛ
· 22. ПРИМЕНЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ
· 23. ДОХОДЫ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ НДФЛ
· 24. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (ЕСН): НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
· 25. НАЛОГОВАЯ БАЗА И СТАВКИ ЕСН
· 26. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ПО ЕСН
· 27. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ: НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
· 28. НАЛОГОВАЯ БАЗА
· 29. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
· 30. РАСХОДЫ И ИХ ГРУППИРОВКА
· 31. НАЛОГОВАЯ СТАВКА ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
· 32. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
· 33. СРОКИ И ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГА
· 34. ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА НАЛОГА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ, ИМЕЮЩИМ ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
· 35. НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (НДПИ)
· 36. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НДПИ
· 37. НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ НДПИ И ЕГО УПЛАТА
· 38. ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ
· 39. ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ
· 40. ПЛАТЕЖИ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
· 41. ВОДНЫЙ НАЛОГ: НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
· 42. НАЛОГОВАЯ БАЗА И НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ ВОДНОГО НАЛОГА
· 43. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ВОДНОГО НАЛОГА
· 44. СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
· 45. СТАВКИ СБОРОВ
· 46. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ СБОРОВ
· 47. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
· 48. ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА, ЕЕ ВИДЫ
· 49. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРА
· 50. ТАМОЖЕННЫЕ СБОРЫ
· 51. НАЛОГ НА ОПЕРАЦИИ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ
· 52. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ: НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
· 53. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ: НАЛОГОВАЯ БАЗА, СТАВКИ
· 54. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ, УПЛАТЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
· 55. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС: НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
· 56. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС: НАЛОГОВАЯ БАЗА И СТАВКИ
· 57. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС
· 58. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ: НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
· 59. НАЛОГОВАЯ БАЗА ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА
· 60. НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ ПО ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГУ
· 61. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ, УПЛАТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА
· 62. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
· 63. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ: СТАВКИ И ЛЬГОТЫ
· 64. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА И АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
· 65. ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА И АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
· 66. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
· 67. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ, УПЛАТЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
· 68. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ
· 69. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
· 70. УСЛОВИЯ НАЧАЛА И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
· 71. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
· 72. НАЛОГОВАЯ БАЗА
· 73. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА
· 74. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПАТЕНТА
· 75. ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД (ЕНВД) ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
· 76. ИСЧИСЛЕНИЕ И ПОРЯДОК УПЛАТЫ ЕНВД
· 77. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕДИНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА (ЕСХН)
· 78. ИСЧИСЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО ЕХСН
· 79. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 80. ОРГАНЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ИХ ФУНКЦИИ
· 81. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
· 82. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
· 83. КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ
· 84. ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ
· 85. НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ
· 86. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
· 87. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
· 88. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
· 89. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АКТОВ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
· 90. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
С принятием НК РФ и БК РФ налоги и сборы как правовые категории были отграничены от неналоговых платежей. В частности, БК РФ закрепил в ст. 41 «Виды доходов бюджетов» положение о том, что доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. БК РФ отнес к налоговым доходам все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Термином «налоговые доходы» охватываются два вида обязательных бюджетных платежей – налоги и сборы.
Налог – индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).
Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную часть ВВП для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков – физических лиц и организаций – в денежной форме переходит в собственность государства.
Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (постановления КС рФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П, от 11 ноября 1997 г. № 16-П).
Налог устанавливается государством в форме закона.
Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий (ст. 8 НК РФ).
Сущность сбора. Уплата сборов подразумевает индивидуально-возмездные отношения плательщика с государством. Сбор уплачивается в связи с публично-правовой услугой, но не за саму услугу. Уплатив сбор, последний вправе требовать от государства совершения в свою пользу юридически значимых действий, обжаловать отказ от их совершения, в том числе и в судебном порядке.
При уплате сборов большое значение имеет свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с государством.
Налог именуется платежом, а сбор – взносом. Сбор может быть внесен различными способами.
Цель налогообложения – покрытие совокупных расходов публичной власти. Цель сбора – компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.
Налоги – необходимый атрибут государства, без которого оно не может существовать. Налоги составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований. Функциональное назначение налогов состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, т. е. в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества. Уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти.
Существуют разные позиции по вопросам,
связанным с формированием
В состав основных функций, выполняемых налогом, включаются следующие.
1. Казначейская функция характеризует налог ответом на вопрос, куда поступает налог, где он мобилизуется для последующего перераспределения. Казначейская функция возникает у налога в связи с его поступлением в строго определенный централизованный фонд – бюджет и показывает формирующую бюджетные доходы роль налога. При этом следует различать фискальную (казначейскую) функцию налога и его фискальное значение, так как они имеют разные признаки проявления. Казначейская функция определяет направление движения налога и его предназначение конкретному бюджету, в то время как фискальное значение налога связано с его обременительной функцией через величину налога и показывает абсолютную и относительную доли конкретного налога в общей структуре налоговых доходов бюджетов.
2. Обременительная функция указывает количественную сторону налога и отвечает на вопросы, каков налог по величине, насколько в абсолютном и относительном выражении он обременителен для налогоплательщика. Этой функции свойственно распределение между налогоплательщиками с учетом их податных возможностей налоговой нагрузки в соответствии с социально-экономическими приоритетами государственной политики. Дифференцирование обременительного эффекта производится с помощью двух элементов налога – налоговой ставки и налоговых льгот.
Повышение общего уровня обременительного эффекта налога может происходить в результате перехода налоговой базы на иные стоимостные показатели или при включении в объект налога дополнительных элементов.
3. Аналитическая функция позволяет сделать определенные выводы о характерных особенностях макроэкономического развития страны в сложившихся на конкретно-исторический момент социально-экономических условиях. Помимо макроэкономического анализа, эта функция позволяет выделить не только причины, которые привели к несоответствию фактически полученных налоговых доходов их прогнозируемым величинам по отдельно взятым налогам, но и процессы, повлиявшие на динамику налоговых поступлений при их сравнении с налоговыми доходами за разные периоды времени.
В связи с тем, что социальная функция не выявляет и не характеризует конкретное, индивидуально-определенное свойство налога, можно говорить об отсутствии у налога социальной функции.
Элементы налога – необходимый минимум параметров, без нормативного закрепления которых налог не может считаться законно установленным.
Объект налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния), с наличием которых у налогоплательщика налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности.
Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).
Имущество – вид объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.
Товар – любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Работа – деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
Услуга – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Доход – экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Прибыль – доходы налогоплательщика, уменьшенные на величину произведенных им расходов.
Дивиденд – любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения.
Процент – любой заранее заявленный (установленный) доход, полученный по долговому обязательству любого вида.
Налоговая база определяется законодателем как стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, т. е. его измерить.
Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ). Налоговые ставки выражаются: 1) в процентах к налоговой базе; 2) в твердой денежной сумме, когда на единицу налогообложения устанавливается фиксированный размер налогового платежа; 3) в комбинированной форме, сочетающей твердую и процентную составляющие.
Налоговый период представляет собой календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Информация о работе Шпаргалка по "Налогам и налогообложению"