Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 20:16, шпаргалка
· 1. ПОНЯТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И СБОРОВ
· 2. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
· 3. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА
· 4. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ
· 5. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О НАЛОГАХ И СБОРАХ
· 6. ПРЕДМЕТ НАЛОГОВОГО ПРАВА
· 7. МЕТОД НАЛОГОВОГО ПРАВА
· 8. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Принцип справедливости налогообложения.
Налогообложение должно быть справедливым.
Идея справедливости воплощается во
всей системе принципов
Принцип законности налогообложения. Подразумевает верховенство закона, неукоснительное выполнение каждым субъектом актов налогового законодательства.
Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Правовые нормы являются всеобщими моделями правомерного поведения участников социальных взаимодействий. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования.
Из требования всеобщности и равенства налогообложения вытекает закрепленный в ст. 56 НК РФ запрет устанавливать налоговые льготы индивидуального характера.
Принцип равного налогового бремени не допускает установление дискриминационных правил налогообложения в зависимости как от организационно-правовой формы, так и от характера(содержания) предпринимательской деятельности налогоплательщиков.
Равенство налогообложения не означает подушную систему уплаты налогов, когда все налогоплательщики уплачивают одинаковые налоги. Принцип равенства в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов.
Принцип соразмерности налогообложения. Соразмерность налогообложения включает требования: 1) пропорциональности: при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (п. 1 ст. 3 НК РФ); 2) обоснованности: налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК РФ); 3) допустимости: недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3 НК РФ).
Требование пропорциональности дополняет
принцип всеобщности налогообло
Существуют основные подходы к отраслевой природе налогового права:
1) налоговое право – правовой институт финансового права, который обособленно от него рассматриваться не должен;
2) налоговое право – самостоятельная отрасль права с собственным предметом и методом, правовыми принципами, кодифицированным законодательством и другими атрибутами отрасли;
3) налоговое право – подотрасль финансового права, стремящаяся к обособлению в самостоятельную отрасль.
Для обособления в отдельную отрасль необходимы следующие предпосылки: 1) однородная совокупность отношений, охватывающая сравнительно обособленную и значимую сферу жизнедеятельности социума; 2) специфический режим правового регулирования, включающий особым образом организованную систему средств, методов, приемов правового регулирования; 3) значительный нормативный массив, как правило, кодифицированный; 4) четко структурированная общая часть, включающая общеотраслевые принципы, основы правового статуса участников соответствующих отношений, специальную терминологию, систему источников и т. д.; 5) наличие процессуального блока, обеспечивающего реализацию материальных норм; 6) признание научным сообществом (т. е. правовой доктриной) нормативного комплекса в качестве самостоятельной отрасли права.
Все объективные условия для отраслевой самостоятельности налогового права в настоящее время сформировались: предмет, метод, правовые принципы, специальная терминология, кодификация, субъектный состав, процессуальные нормы и другие нормативно закреплены и прошли правоприменительную апробацию.
Трансформация налогового права из финансово-правового института в подотрасль, а затем и в самостоятельную отрасль права – процесс длительный и до настоящего момента не завершенный.
Конституционное право отличается универсальностью и всеобщностью правового регулирования, охватывающего все сферы правоотношений. Конституционно-правовые принципы находят свое развитие в отраслевом законодательстве. Налоговое право применительно к своему предмету конкретизирует и развивает общие принципы конституционного права.
Налоговое и административное право сближает сходство метода правового регулирования. В ряде случаев нормы административного права выступают в качестве общих по отношению к налогово-право-вым нормам, так как налогообложение является частью системы государственного управления. Некоторые институты административного права в более конкретизированном виде регулируются налогово-правовыми нормами. Например, есть соответствие между следующими административно-правовыми и налогово-правовыми институтами: контроль и надзор – налоговый контроль; административный процесс – налоговый процесс.
Налоговое и гражданское право регулируют имущественные отношения, связанные с институтом собственности. Их объединяет объект правового регулирования – отношения собственности.
Они различны по методу правового регулирования. Гражданское право регулирует отношения между частными лицами. Налоговое – между частными лицами и государством, его органами, наделенными властными полномочиями и реализующими публичные функции. Гражданское относится к частноправовым отраслям, налоговое – к публично-правовой отрасли.
НК РФ предусматривает одну классификацию налогов и сборов: все налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, делятся на федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ). Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональными – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ. Местными – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
В ст. 13–15 НК РФ закрепляется следующая система налогов и сборов.
К федеральным налогам и сборам относятся: 1)налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ);
2) акцизы (гл. 22 НКРФ);
3) налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);
4) единый социальный налог (гл. 24 НК РФ);
5) налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ);
6) налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26
НК РФ);
7) водный налог (гл. 25.2 НК РФ);
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ);
10) государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ). К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ);
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
К местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Налоги подразделяются также на прямые и косвенные.
Прямые налоги подразделяются на личные и реальные. Размер личных налогов определяется полученными доходами, реальные налоги исчисляются в зависимости от предполагаемых доходов.
Косвенные налоги подразделяются на универсальные и специальные. Универсальным является налог, которым облагается реализация практически любого товара. Обложению специальными налогами (например, акцизами) подлежит узкий, ограниченный перечень товаров.
По порядку исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные. Окладные налоги исчисляются налоговыми органами. К ним относится ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами (транспортный налог, земельный налог). Налоги, исчисляемые частными лицами, считаются неокладными.
Целевые и общие (нецелевые) налоги. Налоги не могут увязываться с определенными расходами бюджета, они обеспечивают общую совокупность всех расходов государства.
В определенных случаях налог может носить целевую направленность, обусловленную интересами определенных групп населения либо отраслей хозяйств или ведомств.
Ординарные и чрезвычайные налоги. Чрезвычайные налоги вводятся в условиях каких-либо особых обстоятельств, к которым могут относиться стихийные бедствия, войны, блокады, техногенные аварии и катастрофы.
По объекту обложения могут быть: налоги на имущество, налоги на доходы (прибыль), на определенные виды деятельности.
Налоги и сборы также
Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным налогом. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) предъявляет к оплате покупателю и сумму НДС. Налогоплательщик перекладывает свои расходы по уплате НДС на покупателя, который при перепродаже товара исчисляет НДС, перекладывая бремя по его уплате на своего покупателя, и так до конечного потребителя. Налоговое бремя уплаты НДС несут не налогоплательщики, а конечный потребитель товаров (работ, услуг).
Налогоплательщики НДС: организации; индивидуальные предприниматели; лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ.
Организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты НДС, если за три предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (кроме подакцизных) не превысила в совокупности 1 млн руб. Данное правило не распространяется на лиц, реализующих подакцизные товары. Если одновременно реализуются и подакцизные, и неподакцизные товары, то указанные лица освобождаются от уплаты НДС только по операциям с неподакцизными товарами.
Объект налогообложения НДС – операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе на безвозмездной основе; передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
НК РФ предусматривает изъятия
из перечня объектов обложения НДС.
Не облагаются НДС операции, не признаваемые
налоговым законодательством
– связанные с обращением российской или иностранной валюты;
– передача имущества правопреемникам при реорганизации;
– передача имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательством;
– передача имущества инвестиционного характера (вклады в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, по договору простого товарищества, паевые взносы в паевые фонды кооперативов);
– передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного (муниципального) жилищного фонда при проведении приватизации;
– изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с ГК РФ. Кроме того, не облагаются НДС:
– передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и подобных объектов государственным (местным) органам власти;
– передача имущества государственных (муниципальных) предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
– работы, услуги государственных (местных) органов в рамках выполнения своих полномочий;
– передача на безвозмездной основе объектов основных средств государственным (местным) органам;
– операции по реализации земельных участков;
– передача имущественных прав организации ее правопреемнику.
Объект налогообложения НДС – операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе на безвозмездной основе; передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
НК рФ предусматривает изъятия
из перечня объектов обложения НДС.
Не облагаются НДС операции, не признаваемые
налоговым законодательством
– связанные с обращением российской или иностранной валюты;
– передача имущества правопреемникам при реорганизации;
– передача имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательством;
Информация о работе Шпаргалка по "Налогам и налогообложению"