Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 06:52, контрольная работа
Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.
Введение
1.Теоретические основы построения налоговой системы. 4
1.1 Понятие налоговой системы, его состав и структура. 4
2. Исторический аспект развития налоговой системы в Российской Федерации 10
2.1. Анализ состояния и развития торговой отрасли в Российской Федерации 10
3. Проблемы и перспективы современной налоговой системы. 12
Заключение 15
Список литературы 16
Таблица 1.Структура налоговых платежей в консолидированном бюджете РФ.
Налог на добавленную стоимость 1/4 от общего объема налоговых доходов бюджета.
Налог на прибыль организаций 1/5
Налог на доходы физических лиц 1/8
Акцизы 1/9
1.2 Развитие
взглядов ученых на роль
В трудах Н.И.Тургенева, Н.Демидова, И.И.Янжула, С.Ю.Витте, В.Н.Твердохлебова и позднее, в 20-е годы, А.И.Буковецкого, П.П.Гензеля, И.М.Кулишер, И.Х.Озерова, П.В.Микеладзе и других российских исследователей подробно рассматривались проблемы обоснования возможной тяжести налогового бремени и влияния налогов на развитие отечественной экономики. Российские экономисты осознавали, что отечественная налоговая система должна обеспечивать наполнение бюджета, способствовать росту экономического потенциала страны и стабилизации социальных отношений. В трудах российских ученых XIX - начала XX веков прослеживается идея многофункциональности налоговой политики. Еще в начале XIXв. российскими экономистами выделяется фискальная функция как прямое отчуждение части доходов отдельного человека или предприятия в пользу государства. При этом превалирует позиция установления объективных границ налогового бремени, необходимость отказа от "излишних" налоговых платежей. Таким образом, российскими финансистами делается первый шаг в поисках обоснованности налоговых сборов и оптимального давления налоговой нагрузки. В обосновании правомерности налоговых сборов абсолютное большинство российских исследователей приходит к осознанию существования стабилизирующей функции налоговой политики, т.е. восприятия налогов в качестве основы стабильного функционирования национального рынка и поддержания существующей общественно-политической структуры - "налог есть часть имущества и трудов... людей, уделяемый ими на удовлетворение нужд... общества". Но если в XIX в. основными функциями налоговой системы в рамках государственной финансовой политики российскими учеными рассматриваются фискальная и стабилизирующая функции, то уже на рубеже ХIХ-ХХ вв. (особенно в исследованиях 20-х годов) появляется осознание возможности использовать налоги в качестве "орудия экономических и социальных реформ", условия "развития производительных сил". Таким образом, осознается возможность использования регулирующей и стимулирующей функций налоговой политики - использования налогов и сборов в качестве системы мер экономического воздействия на общественное производство: его структуру, динамику, направления и темпы модернизации.
Для российских
исследователей в сфере теории налогов
характерен также поиск оптимальной
налоговой нагрузки, прежде всего, в
сочетании систем прямого и косвенного
налогообложения. Таким образом, отечественными
учеными уже к концу первой четверти XX
века были в полной мере сформулированы
и определены принципы реализации налоговой
политики. Так, российской финансовой
наукой признавались: фискальная, стабилизирующая,
регулирующая, стимулирующая и социальная
функции налоговой политики. Понятие "всеобщности
налогов" обусловливало теоретическое
обоснование наличия еще одной функции
налогов - контрольной, которая призвана
обеспечить непрерывное воспроизводство
налоговой системы на всех уровнях отношений
между государством и налогоплательщиками
(т.е. воспроизводство самой фискальной
функции).
2. Исторический
аспект развития налоговой
2.2. Анализ
состояния и развития торговой
отрасли в Российской Федерации
Оборот торговли
Торговая отрасль на
С 2005 по 2010 годы выручка организаций
отрасли торговли
При этом оборот розничной
торговли показывал более
Однако в связи с экономическим кризисом, повлекшим за собой падение промышленного производства, сокращение инвестиций в экономику, рост безработицы и снижение доходов населения, рост оборота внутренней торговли, начиная с ноября 2008 года, замедлился, а уже в феврале 2009 года показал отрицательные показатели развития, по итогам 2009 года падение оборота розничной торговли составило 4,9%.
Валовой внутренний продукт за
2010 г. составил в текущих ценах
44, 5 трлн. рублей и рост его
физического объема
По итогам 2010 года оборот розничной торговли составил 16435,8 млрд. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 4,4% к 2009 году.
В оптовом сегменте
Торговля вносит весомый вклад в произведенный валовой внутренний продукт. По итогам 2010 года доля оптовой и розничной торговли в валовой добавленной стоимости составила 18,1% (6968,8 млрд. руб.).
Торговля обеспечивает десятую
часть всех налоговых
Занятость в торговле и демография торговых организаций
По состоянию на 1 января 2010 г.
в секторе торговли Российской
Федерации действовало более
2,5 млн. хозяйствующих субъектов,
69% из которых - индивидуальные
предприниматели. Торговая
Роль малого и среднего предпринимательства
В секторе торговли работает около 42% малых предприятий Российской Федерации, на которых трудятся свыше 3 млн. человек. На торговлю приходится более 60% оборота малых предприятий Российской Федерации.
Именно малые и средние
При этом следует особо
3. Проблемы
и перспективы современной
Одной из важнейших налоговых проблем является упрощение налоговой системы России. Конечно, простых налоговых систем в принципе нет ни в одной стране мира, везде они несовершенны, везде требуют их упрощения, но российская налоговая система, как мне кажется, наиболее сложна. Наметилась в последние годы тенденция к опережающему росту региональных и местных налогов по сравнению с федеральными налогами. Причиной явился поворот экономики развитых стран на социальную ориентацию, с передачей социально-ориентированных отраслей местным органам управления. В настоящее время основным направлением деятельности в сфере налогообложения России является приведение ее в соответствие с условиями развития общества и стоящими перед государством задачами. Налоговая система РФ создана только в 1992 г., и строго говоря, в настоящее время находится только в процессе апробирования и создания первоначальных предпосылок для новой налоговой системы. Введение Налогового кодекса должно стать завершающим этапом в формировании налоговой системы Российской Федерации.
В будущем Налоговом кодексе необходимо предусмотреть отмену многих налогов, которые можно охарактеризовать как нерыночные или финансово малоэффективные. В проекте Налогового кодекса по существу запрещены налоги, взимаемые с выручки: налог на пользование автомобильными порогами, на содержание сферы социального и культурного обеспечения. Должны быть отменены налоги, затраты на взимание которых превышают сумму собранных налогов, а контроль за уплатой которых затруднен или невозможен. Предполагается также объединить налоги, имеющие сходную налоговую базу и аналогичный контингент налогоплательщиков: например, в сфере налогообложения природных ресурсов действуют платежи за право пользования этими ресурсами, акцизы на минеральные ресурсы, платежи за воспроизводство минерально-сырьевой базы. Ряд налогов подлежит принудительному реформированию. К таким налогам относится налог на недвижимость. При определении основных направлений федеральной налоговой политики следует исходить из особой важности стимулирования роста производства и его качественного параметра. В основе приоритетов также должно быть заложено решение проблем экологии и социальной сферы, развитие производства товаров народного потребления, торговли и бытового обслуживания населения. Требуют дальнейшего глубокого осмысления и практического применения вопросы льгот по налогу на прибыль, введения дифференцированных налоговых ставок для создателей и перераспределителей национального богатства: дальнейшего совершенствования подоходного налога в условиях инфляции; налога на имущество. В продолжение налоговой реформы главное сейчас усиление стимулирующей предпринимательской функции налогов, поощрение товаропроизводителей, осуществление региональной экономической политики и устранение противоречий в действующем законодательстве.
Особо важным направлением в налоговой политике является стабильность налогового законодательства. Корректировка налоговой системы, особенно в переходный период развития общества, естественный и неизбежный процесс. Тем не менее, осуществлять его нужно безболезненным для налогоплательщиков способом. Недопустимо вносить изменения в налоговое законодательство каждые два-три месяца. Нужно анализировать ситуацию, накапливать необходимые изменения и дополнения, вносить их на рассмотрение вместе с бюджетом, вводить с первого января следующего года и уж ни в коем случае не задним числом, как это было неоднократно. В настоящее время ежегодно вносятся и пересматриваются на федеральном уровне десятки законодательных актов по налогам. Сроки изменения тех или иных налогов не соответствуют показателям утвержденного бюджета, поэтому нарушается главное требование, необходимое для эффективного и бесперебойного функционирования налогового механизма: устойчивость и предсказуемость законодательства, касающегося налогообложения юридических и физических лиц, ибо нестабильность налогового законодательства сдерживает как отечественных, так и иностранных инвесторов. Для большой стабильности законодательства и упрощения налоговой системы необходимо привести в порядок всю систему не только законодательных, но и подзаконных нормативных актов, регулирующих налоговые вопросы. Причина этого огромное число налогов и ведомств, имеющих право издавать документы, касающиеся налоговых законов и трактующих их по-разному. Нередко даже инструкции по налогам подправляют налоговые законы.
Сложившаяся в стране экономическая ситуация требует принятия срочных мер по полной мобилизации в бюджеты всех уровней налоговых поступлений. Особо важно подчеркнуть, что главным направлением совершенствования налогообложения было и остается сохранение существующей и наращивание налогооблагаемой базы, что прямо зависит от экономической политики, проводимой государством.
Первостепенное внимание при совершенствовании налогообложения должно быть уделено расширению налогооблагаемой базы, в том числе и с помощью налогов, которые могут, оказывать стимулирующее влияние на ее налогообложение. Налоговый механизм должен взаимодействовать с кредитно-банковской политикой, процентными ставками, предоставлять определенные преимущества финансовым, кредитным учреждениям и предприятиям, использующим долгосрочные ссуды на инвестиционные цели. Особого внимания требует тактика перехода к усовершенствованной налоговой системе. Коренная перестройка имела бы для нашей налоговой системы и экономики отрицательные последствия. Период адаптации к новой налоговой системе требует определенного времени. Выдержать такой удар может только экономика, обладающая значительными финансовыми резервами, какими наша экономика в настоящее время не обладает. Поэтому в текущей ситуации акцент должен быть сделан на совершенствовании системы налогообложения предпринимателей, обеспечении темпов роста налогооблагаемой базы, изменение ставок и льгот. Сокращение налоговых льгот не только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только составит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу. Однако льготы, связанные со структурной перестройкой экономики и стимулированием инвестиций, необходимо сохранить.
Объективное налоговое планирование не
может не учитывать такой важный экономический
фактор, как инфляция. Между налогами и
инфляцией существует тесная многосторонняя
связь, т.к. оба эти метода выступают в
качестве основных инструментов перераспределения
государством ВВП и НД, за счет которых
оно формирует свои доходы. С одной стороны,
эта связь обратная: рост налогов приводит
к сокращению платежеспособного спроса,
что ослабляет инфляционный процесс. С
другой стороны, рост налогов, особенно
косвенных, может усилить инфляцию, так
как ведет к росту цен потребительских
товаров, а инфляция обесценивает не только
доходы населения, но и государства, что
усиливает налоговый гнет на население.
Налоговая система является важнейшим
инструментом государства по стимулированию
развития экономики и социального прогресса
в стране. Совершенствование налоговой
системы Российской Федерации позволит
быстро и надежно решить практически все
вопросы, мешающие стране нормально и
достойно развиваться.
Информация о работе Эволюция налоговой системы в Российской Федерации