Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 16:36, реферат
Законодательство о налогах и сборах — совокупность актов законодательства, регламентирующего порядок и правила установления, введения и взимания налогов исборов на территории РФ. Подразделяется на: законодательство РФ о налогах и сборах (федеральное), законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (региональное) и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Законодательство о налогах и сборах — совокупность актов законодательства, регламентирующего порядок и правила установления, введения и взимания налогов исборов на территории РФ. Подразделяется на: законодательство РФ о налогах и сборах (федеральное), законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (региональное) и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершениеналогового правонарушения.
К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК.
В
соответствии со ст. 4 НК нормативные
правовые акты о налогах и сборах
подразделяются на акты органов исполнительной
власти, акты исполнительных органов
местного самоуправления и акты органов
государственных внебюджетных фондов
о налогах и сборах. Федеральные
органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов РФ,
исполнительные органы местного самоуправления,
органы государственных внебюджетных
фондов в предусмотренных
МНС, Минфин, ГТК, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени определено в ст. 5 НК. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 НК. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 НК. Федеральные законы, вносящие изменения в НК в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов,налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Вышеуказанные требования распространяются также на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взиманияналогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границуРФ.
Конституционные
основы налоговой системы Российской
Федерации
Права человека неотделимы от его обязанностей.
Конституция Российской Федерации содержит
норму об обязанности каждого платить
налоги (ст. 57). Это положение соответствует
ст. 29 Всеобщей декларации прав человека,
которая признает, что каждый человек
имеет обязанности перед обществом, в
котором только и возможно свободное и
полное развитие личности, а также принципам
Декларации прав и свобод человека и гражданина.
Налог представляет собой обязательный
безвозмездный взнос денежных средств
органам государства или местного самоуправления
в законодательно установленных размерах
и в заранее указанные сроки. Во всех странах
налоги являются мощным инструментом
государственного регулирования экономики.
Самым массовым налогом является подоходный
налог. Он используется, как и все налоги
и сборы, в качестве источника формирования
бюджета, а также регулятора доходов разных
социальных групп.
Налогоплательщик обязан своевременно
и в полном размере уплачивать налоги,
вести бухгалтерский учет, представлять
налоговым органам отчеты, документы,
сведения, выполнять требования налоговых
органов и др. Обязанность по уплате налога
прекращается, как правило, уплатой налога.
Граждане платят разнообразные налоги
и сборы в зависимости от размеров получаемых
доходов, наличия у них в собственности
земли, строений, совершения сделок и др.
Налоги и сборы возвращаются в конечном
счете населению в виде бесплатного образования,
бесплатного здравоохранения, материальной
помощи и других видов социальной помощи.
Действующая налоговая система направлена
на обеспечение социальной защищенности
инвалидов, детей, студентов, многодетных
и других категорий граждан.
Статья 57 Конституции защищает интересы
всех налогоплательщиков. Впервые в Конституцию
России введена норма, защищающая от необоснованного
увеличения тяжести налогообложения.
Законы, вводящие новые налоги или ухудшающие
положение налогоплательщиков (например,
повышающие ставки налогов, отменяющие
льготы), обратной силы не имеют.
Защите материальных интересов налогоплательщиков
в значительной степени служат ст. 104 Конституции
и ряд законодательных актов. Так, в законодательном
порядке с целью реализации прав граждан
на достойный жизненный уровень для составления
проекта бюджета введено понятие средней
обеспеченности в расчете на одного жителя
территории.
Уплата налогов и сборов обеспечивается
рядом государственных органов. К ним
относятся Министерство по налогам и сборам
Российской Федерации, Департамент налоговой
полиции Российской Федерации, Министерство
финансов Российской Федерации. Их деятельность
служит целям своевременного и правильного
взыскания налогов, неналоговых платежей
и сборов. Обеспечению законности содействуют
судебные и арбитражные органы. В стране
действует судебный порядок принудительного
взыскания налогов с физических лиц и
административный порядок - с юридических
лиц.
За уклонение от налогов, сокрытие доходов
и за другие нарушения налогового законодательства
плательщики несут ответственность, подразделяющуюся
на финансовую (уплата пени, взыскание
сумм сокрытого или заниженного дохода),
административную (уплату штрафов) и в
некоторых случаях - уголовную ответственность
(ст.).
Налогоплательщик вправе пользоваться
установленными льготами, знакомиться
с материалами проверок, производимыми
налоговыми органами, обжаловать их решения
и пользоваться другими правами, установленными
законодательными актами.
Исходные положения налоговой системы
закреплены в Конституции (ст. 57, п. "з"
ст. 71, п. "и" ч. 1 ст. 72, ст. 74). Толкуя
их, Конституционный Суд сформулировал
ряд правовых позиций по данному вопросу.
В частности, он определил:
- основные признаки налога, рассматривая
его как индивидуальный безвозмездный
платеж, последствием неуплаты которого
является принудительное изъятие соответствующих
денежных средств;
_________________________
См.: Постановление Конституционного Суда
РФ от 17 июля 1998 г. // СЗ РФ, 1998, N 30, ст. 3800
- что установить налог или сбор можно
только законом. Налоги, взимаемые не на
основе закона, не могут считаться "законно
установленными";
_________________________
См.: постановление Конституционного Суда
РФ от 4 апреля 1996 г. // СЗ РФ, 1996, N 16, ст. 1909
- что федеральные налоги и сборы следует
считать "законно установленными",
если они установлены федеральным законодательным
органом в надлежащей форме, т.е. законом,
в предусмотренном порядке и введены в
действие в соответствии с действующим
законодательством;
_________________________
См.: постановление Конституционного Суда
РФ от 18 февраля 1997 г. // СЗ РФ, 1997, N 8, ст.
1010
- что конституционное требование об установлении
налогов и сборов только и исключительно
в законодательном порядке представляет
собой один из принципов правового демократического
государства и имеет своей целью гарантировать,
в частности, права и законные интересы
налогоплательщиков от произвола и несанкционированного
вмешательства исполнительной власти.
Только закон в силу его определенности,
стабильности, особого порядка принятия
может предоставить налогоплательщику
достоверные данные для исполнения им
налоговой повинности. Если существенные
элементы налога или сбора устанавливаются
исполнительной властью, то принцип определенности
налоговых обязательств подвергается
угрозе, поскольку эти обязательства могут
быть изменены в худшую для налогоплательщика
сторону в упрощенном порядке;
_________________________
См.: постановление Конституционного Суда
РФ от 11 ноября 1997 г. // СЗ РФ, 1997, N 46, ст. 5339
- что налог или сбор может считаться законно
установленным только в том случае, если
законом зафиксированы существенные элементы
налогового обязательства, т.е. установить
налог можно только путем прямого перечисления
в законе о налоге существенных элементов
налогового обязательства;
_________________________
Там же
- что законы о налогах должны быть конкретными
и понятными. Неопределенность норм в
законах о налогах может привести к произволу
государственных органов и должностных
лиц в их отношениях с налогоплательщиками
и к нарушению равенства прав граждан
перед законом;
_________________________
См.: постановление Конституционного Суда
РФ от 8 октября 1997 г. // СЗ РФ, 1997, N 42, ст.
4901
- что принципы налогообложения и сборов
находятся в ведении Российской Федерации.
К ним относятся обеспечение единой финансовой
политики, включающей в себя и единую налоговую
политику, единство налоговой системы,
равное налоговое бремя и установление
налоговых изъятий только на основании
закона. Принцип равного налогового бремени
в сфере налоговых отношений означает,
что не допускается установление дополнительных,
а также повышенных по ставкам налогов
в зависимости от формы собственности,
организационно-правовой формы предпринимательской
деятельности, местонахождения налогоплательщика
и иных носящих дискриминационный характер
оснований;
_________________________
См.: постановление Конституционного Суда
РФ от 21 марта 1997 г. // СЗ РФ, 1997, N 13, ст. 1602
- что принцип равенства требует учета
фактической способности к уплате налога,
исходя из правовых принципов справедливости
и соразмерности. Принцип равенства в
социальном государстве в отношении обязанности
платить законно установленные налоги
и сборы предполагает, что равенство должно
достигаться посредством справедливого
перераспределения доходов и дифференциации
налогов и сборов. Налогообложение, парализующее
реализацию гражданами их конституционных
прав, должно быть признано несоразмерным;
_________________________
См.: постановление Конституционного Суда
РФ от 4 апреля 1996 г. // СЗ РФ, 1996, N 16, ст. 1909
- что обязанность платить налоги распространяется
на всех налогоплательщиков в качестве
безусловного требования государства.
Налогоплательщик не вправе распоряжаться
по своему усмотрению той частью своего
имущества, которая в виде определенной
денежной суммы подлежит взносу в казну,
и обязан регулярно перечислять эту сумму
в пользу государства, так как иначе были
бы нарушены права и охраняемые законом
интересы других лиц, а также государства.
Взыскание налога не может расцениваться
как произвольное лишение собственника
его имущества, - оно представляет собой
законное изъятие части имущества, вытекающее
из конституционной публично-правовой
обязанности. ... Бесспорный порядок взыскания
налоговых платежей при наличии последующего
судебного контроля как способа защиты
прав юридического лица не противоречит
требованиям Конституции. Сочетание бесспорного
и судебного порядка взыскания налоговых
платежей обеспечивает права личности
и государства в целом, отвечает интересам
общества и не противоречит принципам
демократического правового социального
государства;
_________________________
См.: постановление Конституционного Суда
РФ от 17 декабря 1996 г. // СЗ РФ, 1997, N 1, ст.
197
- что к сумме собственно не внесенного
в срок налога (недоимки) законодатель
вправе добавить дополнительный платеж
- пеню как компенсацию потерь государственной
казны в результате недополучения налоговых
сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Бесспорный порядок взыскания этих платежей
с налогоплательщика - юридического лица
вытекает из обязательного и принудительного
характера налога в силу закона;
_________________________
Там же
- что конституционные обязанности выплачивать
вознаграждение за труд и платить законно
установленные налоги и сборы не должны
противопоставляться друг другу, так как
установление жесткого приоритета для
одной из них означает невозможность реализации,
а следовательно, умаление равно защищаемых
прав и законных интересов тех или других
групп граждан, что не соответствует также
ст. 55 (ч. 2) Конституции;
_________________________
См.: постановление Конституционного Суда
РФ от 23 декабря 1997 г. // СЗ РФ, 1997, N 52, ст.
5930
2) применительно к налогам и сборам субъектов
Федерации:
- что они не вправе определять налоговые
изъятия произвольно, в нарушение принципов,
закрепленных Конституцией и федеральным
законом. Установление налогов и сборов
(субъектом Федерации) в отсутствие каких-либо
ограничений противоречило бы провозглашенным
в ст. 7 Конституции целям социального
государства, политика которого должна
быть направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека;
_________________________
См.: постановление Конституционного Суда
РФ от 4 апреля 1996 г. // СЗ РФ, 1996, N 16, ст. 1909
- что "законно установленными" могут
считаться только такие налоги, которые
вводятся законодательными органами субъектов
Федерации в соответствии с общими принципами
налогообложения и сборов, определяемыми
федеральным законом. Регулирование федеральными
законами региональных налогов носит
рамочный характер и предполагает, что
наполнение соответствующих правовых
институтов конкретным юридическим содержанием
осуществляется законодателем субъекта
Федерации. Установление налога субъектом
означает его право самостоятельно решать,
вводить или не вводить на своей территории
соответствующий налог, поскольку исчерпывающий
перечень региональных налогов порождает
только право, но не обязанность установить
налог. Установление же регионального
налога означает также конкретизацию
общих правовых положений, в том числе
детальное определение субъектов и объектов
налогообложения, порядка и сроков уплаты
налогов, правил предоставления льгот,
способы исчисления конкретных ставок
(дифференцированные, прогрессивные или
регрессивные) и т.д.;
_________________________
См.: постановление Конституционного Суда
РФ от 21 марта 1997 г. // СЗ РФ, 1997, N 13, ст. 1602;
постановление Конституционного Суда
РФ от 30 января 2001 г. // СЗ РФ, 2001, N 7, ст. 701
- что одним из принципов налогообложения
и сборов является принцип, согласно которому
перечень региональных налогов и сборов,
которые могут устанавливаться органами
государственной власти субъектов Федерации,
носит исчерпывающий характер;
_________________________
См.: постановление Конституционного Суда
РФ от 8 октября 1997 г. // СЗ РФ, 1997, N 42, ст.
4901
- что конституционное требование о недопустимости
придания обратной силы законам, устанавливающим
новые налоги или ухудшающим положение
налогоплательщиков, распространяется
как на федеральные законы, так и на законы
субъектов Федерации. Недопустимо не только
придание таким законам обратной силы
путем прямого указания об этом в самом
законе, но и принятие законов, по своему
смыслу имеющих обратную силу, хотя бы
и без особого указания об этом в тексте
закона. В равной степени недопустимо
придание таким законам обратной силы
в актах официального или иного толкования
либо правоприменительной практикой.
_________________________
Там же
В последующем положения, сформулированные
Конституционным Судом о системе налогов,
об общих принципах налогообложения и
сборов в Российской Федерации, получили
закрепление в НК РФ, в котором нормативно
изложены основные начала законодательства
о налогах и сборах, правила действия актов
о налогах и сборах во времени, понятия,
виды налогов и сборов (федеральных, региональных
и местных), а также общие условия их установления.
Налогообложение должно строиться на
основе положений Конституции Российской
Федерации, на ст.ст. 5, 7, 8, 11, 15, 18, 24, 35, 45,
49, 51, 54, 55, 57, 71, 72, 74, 75, 76, 78. Налоговое законодательство
не может нарушать конституционные принципы,
институты и гарантии. Конституция призвана
быть основой механизма защиты от явных
ошибок и очевидных просчетов в области
налогообложения. Одной из особенностей
налогового права 90-х гг. было его противоречие
Конституции.
В случае, когда налогоплательщик
сомневается в
Правовые позиции
Процедура установления конституционности актов законодательства определена в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"2. В его ст. 1 определено, что Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Поводом к рассмотрению дела
является обращение физического
лица или организации в
Обращение должно направляться в Конституционный Суд РФ в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами). К обращению прилагаются: текст акта, подлежащего проверке; доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности; копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде РФ в качестве представителя; документ об уплате государственной пошлины. К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание, а также другие документы и материалы.
Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом РФ в пленарном заседании не позднее 1 месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). О принятом решении уведомляются стороны.
Уведомление о заседании Конституционного Суда РФ, копии обращений и поступивших отзывов на них, копии проверяемых актов, а при необходимости и иные документы направляются судьям и участникам процесса не позднее чем за 10 дней до начала заседания.
По окончании рассмотрении дел Конституционный суд РФ принимает итоговые решения в форме постановлений. Такие решения обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Решение Конституционного Суда РФ подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены.
Конституционный Суд РФ прекращает производство по делу в случаях, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, иным нормативным актом, конституционность которых предлагается проверить, не получил разрешения или по своему характеру и значению не относится к числу конституционных.
Статья 78. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа
(ст.78 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
1. Сумма излишне уплаченного
налога подлежит зачету в счет
предстоящих платежей
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
2. Зачет или возврат
суммы излишне уплаченного
3. Налоговый орган обязан
сообщить налогоплательщику о
каждом ставшем известным
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.
4. Зачет суммы излишне
уплаченного налога в счет
предстоящих платежей
Решение о зачете суммы
излишне уплаченного налога в
счет предстоящих платежей налогоплательщика
принимается налоговым органом
в течение 10 дней со дня получения
заявления налогоплательщика
5. Зачет суммы излишне
уплаченного налога в счет
погашения недоимки по иным
налогам, задолженности по
В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
6. Сумма излишне уплаченного
налога подлежит возврату по
письменному заявлению
Возврат налогоплательщику
суммы излишне уплаченного
7. Заявление о зачете
или о возврате суммы излишне
уплаченного налога может быть
подано в течение трех лет
со дня уплаты указанной суммы,