Классификация налогов, изучение применения прямых и косвенных налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая НАЛОГИ.docx

— 124.48 Кб (Скачать файл)
  • местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в силу только по принятии решения на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов
    1. Земельный налог;

    1. Налог на имущество физических лиц.

3. По целевой направленности  введения налогов [17]:

  • абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, налог на добавленную стоимость);
  • целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, дорожный налог). Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

4. В зависимости от  субъекта-налогоплательщика:

  • налоги, взимаемые с физических лиц;
  • налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
  • смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

5. По уровню бюджета, в  который зачисляется налоговый платеж:

  • закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);
  • регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций, налог с продаж).

6. По порядку введения [14]:

  • общеобязательные налоги, взимаемые на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (например, налог на доходы физических лиц, акцизы);
  • факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание - компетенция региональных и местных органов власти (например, налог с продаж, местные лицензионные сборы).

7. По срокам уплаты:

  • срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (например, государственная пошлина);
  • периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подразделяются на следующие разновидности: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые (например, налог на доходы физических лиц уплачивается ежемесячно, налог на прибыль организаций уплачивается ежемесячно или ежеквартально) [18].

8. По характеру отражения  в бухгалтерском учете различают налоги:

  • включаемые в себестоимость (земельный налог, транспортный налог, единый социальный налог);
  • уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль;
  • уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль);
  • включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины);
  • удерживаемые из доходов работника (налог на доходы физических лиц).

Группирование налогов необходимо как для упрощения налоговых расчетов, составления отчетности с использованием машинной обработки данных, так и для проведения научно-практических исследований. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому и местным бюджетам, к финансовому состоянию как налогоплательщиков, так и государства. Это облегчает систематизацию учета налогов и налоговых групп [12].

Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К ним относятся: налоги на доходы и имущество,  подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм);  на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие [22, c. 37].

Объектом подоходного налога является совокупный доход, полученный в календарном году как в денежной, так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды. Датой получения дохода является дата выплаты дохода (включая аванс), либо перечисления дохода, либо дата передачи дохода в натуральной форме. Доход в иностранной валюте в целях налогообложения пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на день получения [31, c. 58].

Подоходный налог является основным налогом, который уплачивают физические лица. Остальные носят характер имущественных налогов или пошлин и не имеют такой регулярности в уплате. Подоходный налог вносится абсолютным большинством граждан ежемесячно, а многими еще пересчитывается и доплачивается по итогам календарного года. Налог уплачивается в сроки, установленные законодательством, нарастающим итогом с начала года с зачетом ранее внесенных сумм.

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощённую систему налогообложения, учёта и отчётности, платят подоходный налог в форме уплаты годовой стоимости патента.

Ставка налога на доходы физических лиц в 2014 году [38]:

  1. Основная ставка НДФЛ в 2014 году - 13%.  
    Применяется для любых доходов, за исключением тех для которых установлены специальные ставки НДФЛ - 9%, 15%, 30%, 35%

  1. Ставка НДФЛ 35% применяется для:

А) доходов от стоимости выигрышей и призов, в части превышающих установленные размеры;

Б) доходы от процентов по вкладам в банках, в части превышающих установленные размеры;

В) суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств, в части превышения установленных размеров.

  1. Ставкой НДФЛ 30% облагаются: доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций

  1. Ставка НДФЛ 15% действует в отношении: доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций

  1. Ставка НДФЛ 9% применяется для:

А) доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ;

Б) доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.

Подоходный налог с физических лиц является федеральным налогом, но большая часть получаемых от его взимания средств остается в бюджетах субъектов Федерации. Наряду с налогом на прибыль он служит регулирующим источником доходов бюджета. Соотношения его между бюджетами менялись. В разное время в региональном бюджете оставалось 100%, 99, 90% от всех поступлений, остальные направляются в федеральный бюджет [37, c. 24].

Косвенные налоги частично  или  полностью переносятся на цену товара или услуги. К ним относятся налог на добавленную стоимость;  акцизы (налоги,  прямо включаемые в цену товара или  услуги);  на  наследство;  на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие [27, c. 63].

С 1992 г в России одним из основных федеральных налогов стал налог на добавленную стоимость, рассмотрим его более подробно.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Налог регулируется Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 в редакции последующих изменений и дополнений.

 Плательщиками налога  на добавленную стоимость являются  [3]:

  1. Предприятия и организации, имеющие статус юридических лиц, осуществляющие производственную и коммерческую деятельность;
  2. Полные товарищества, реализующие товары (работы, услуги) от своего имени;
  3. Индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
  4. Филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, самостоятельно реализующих товары (работы, услуги);
  5. Международные объединения и другие юридические лица, осуществляющие производственную и другую коммерческую деятельность на территории России.
  6. Плательщиками налога в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством.

 Объектами обложения служат:

  • обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, работ и услуг;
  • товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с таможенными режимами.

Стоимость реализованной продукции, работ, услуг составляет облагаемый оборот, в который также включаются:

  1. суммы средств, полученные предприятиями от других предприятий и организаций, в связи с расчетами за реализованную продукцию;
  2. доходы, полученные от передачи во временное пользование финансовых ресурсов при отсутствии лицензии на осуществление банковских операций;
  3. средства, полученные от взимания штрафов, взыскания пени, выплаты неустоек на нарушение обязательств, предусмотренных договорами поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), облагаемых НДС;
  4. суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на расчетный счет либо полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги).

В настоящее время ставки НДС установлены в следующих размерах [38]:

  1. Ставка НДС - 18%. Применяется чаще всего

  1. Ставка НДС на отдельные группы товаров - 10%

  1. Ставка НДС - 0%, в основном экспорт, торговля драгметаллами, космос, точнее смотрите подпункты с 1 по 10, статьи 164 Налогового кодекса РФ. 
             В определенных случаях применяются так называемые расчетные ставки

  1. Производная от ставки НДС 10% - рассчитывается как (10/(100+10)) * 100%

  1. Производная от НДС 18% - рассчитывается как (18/(100 + 18)) * 100%

Налог на добавленную стоимость имеет устойчивую базу обложения, которая мало зависит от текущих материальных затрат. В бюджет начинают поступать средства задолго до того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции (работ, услуг). Они продолжают поступать и при любой перепродаже готового изделия. Уклониться от уплаты налога сложно, хотя это и случается.

 

    1.  Особенности системы налогообложения в Российской Федерации

 

 

Основы налоговой системы России законодательно оформлены в 1991 г. Создание новой особой формы взаимоотношений государства и налогоплательщика не обошлось без противоречий между налогообложением и отдельными элементами хозяйственного механизма: кредитованием, ценообразованием, валютным регулированием и др. Главным препятствием к становлению эффективной налоговой системы является кризис экономики [16].

Нынешние налоги в своей основе формировались в условиях экономического кризиса, что не могло не отразиться на их количестве, структуре и ставках. Характерным является крен в сторону выполнения фискальной функции налогов. Это не удивительно, т.к. в условиях бюджетного дефицита, падения объёмов производства, инфляции был велик соблазн все экономические проблемы государства решить при помощи налогов. Отсюда их чрезмерное количество, завышенные ставки, противоречивое воздействие на процессы воспроизводства. Как следствие, попытки налогоплательщиков разными путями уйти от налогов, отсюда чрезмерно высокая недоимка налогов в бюджеты разных уровней.

Особенностью налоговой системы Российской Федерации является преобладание косвенных налогов. Так, доля поступлений от них в налоговых доходах федерального бюджета в среднем за последние годы составила 55%.

Наиболее существенным из косвенных налогов является налог на добавленную стоимость (НДС), влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен актуальностью решения следующих задач: ориентация на гармонизацию налоговых систем стран Европы, обеспечение стабильного источника доходов в бюджет, систематизация доходов.

Информация о работе Классификация налогов, изучение применения прямых и косвенных налогов