К примеру, проблемой можно
считать то, что налог на добычу полезных
ископаемых (НДПИ) является недифференцированным
относительно условий залегания и добычи
полезных ископаемых – налоговые ставки
установлены, фиксировано от стоимости
добытых полезных ископаемых по их видам
без учета горно-геологических, экономических
и географических условий обработки месторождений.
Несовершенный механизм налогообложения
добычи полезных ископаемых стимулирует
выборочную отработку запасов, выводит
из эксплуатации низкорентабельные участки,
что в свою очередь влечет за собой потери
запасов в недрах, а следовательно и потери
доходов бюджетов разных уровней.
С введением в 2001 г. пониженной
плоской ставки налога на доходы физических
лиц, началась и до настоящего времени
продолжается дискуссия о целесообразности
возврата к прогрессивной шкале исчисления
налога, поскольку она способна обеспечить
перераспределение крайне поляризованных
доходов населения. Нельзя отрицать, что
сохранение единой ставки налога и низкий
необлагаемый минимум противоречат принципу
справедливости налогообложения. В отношении
других видов деятельности следовало
бы восстановить прогрессивную шкалу
ставок налога на доходы физических лиц.
При этом прогрессия должна быть сложной,
предполагающей деление облагаемого дохода
на определенные части и обложение каждой
последующей части по повышенной ставке.
Существующая проблема субъектов
Российской Федерации в части налога на
доходы физических лиц связана с затруднением
планирования поступлений по данному
налогу, так как отсутствует оперативная
бухгалтерская отчетность, по которой
можно было бы видеть сумму налога на доходы
физических лиц которая начислена и уплачена.
Изменения по налогу на прибыль
организаций должны касаться в основном
уточнения отдельных моментов, вытекающих
из практики применения этого налога.
Например, необходимо решить вопрос о
не включении в состав доходов, учитываемых
при налогообложении, сумм штрафных санкций,
списанных организациям, досрочно выполнившим
условия реструктуризации налоговой задолженности,
осуществленной в соответствии с решениями
Правительства Российской Федерации.
Опят стран с развитой рыночной
экономикой показывает, что налог на недвижимость,
базой которого является рыночная или
близкая к ней стоимость – это эффективный,
фискальный и стимулирующий инструмент,
который, с одной стороны, является основой
благополучия местного бюджета, а с другой
– создает условия для эффективного владения
и распоряжения собственностью. При последовательном
поведении концептуальных принципов налогообложения
недвижимости это система может быть успешно
внедрена и в Российской Федерации.
Большая часть транспортных
средств используется свыше установленного
срока эксплуатации. Поэтому при исчислении
транспортного налога для таких транспортных
средств, следовало бы установить понижающий
коэффициент. Размер коэффициента должен
зависеть от того, на сколько лет превышен
срок эксплуатации. Это приведет к снижению
поступления налога в бюджет, однако будет
положительным моментом с точки зрения
социальной справедливости.
Преимущество прямых налогов состоит
в том, что их легче приспособить к определенным
условиям - размеру семьи, доходу, возрасту,
и, в более общем смысле - платежеспособности.
К числу прямых налогов относятся: подоходный
налог, налог на прибыль, ресурсные платежи,
налоги на имущество, владение и пользование
которыми служат основанием для обложения
[23].
Прямые налоги являются более справедливыми,
т.к. доля налога в общей массе дохода не
изменяется с ростом самого дохода. Косвенные
налоги несправедливы, т.к. доля косвенного
налога уменьшается в общей массе дохода
с ростом данного дохода, что не справедливо
к менее богатым слоям населения.
Также в Российской Федерации
остаются проблемы косвенных налогов.
Так например, до сих пор не решена проблема
ухода от НДС через совместную деятельность.
Проблема заключается в том, что в число
плательщиков НДС не включена такая форма
хозяйствования, как «простые товарищества».
Соответственно, создавая товарищества
из организаций или предпринимателей
с целью достижения целей, не противоречащих
действующему законодательству (например,
получение прибыли, строительство объектов,
реализация проектов интеллектуальной
собственности и т.д.), имеем, что фактически
создается некая добавленная стоимость,
реализовываются товары (работы, услуги),
но обязанности по начислению НДС у налогоплательщиков
не возникает. До сих пор очень серьезной
проблемой в администрировании НДС является
предотвращение необоснованного возмещения
НДС, используя механизм нулевой ставки
по экспорту товаров.
В настоящее время налог на
добавленную стоимость обеспечивает основные
поступления в федеральный бюджет, поэтому
внимание к нему со стороны законодательных
и исполнительных органов власти велико.
Среди преимуществ косвенных
налогов в литературе выделяют:
1) бюджетные – косвенные
налоги увеличивают доходы государства
за счет роста благосостояния
населения и его потребительской
способности;
2) полицейские – путем
воздействия на народное потребление,
удорожания того или иного
продукта. Особенно важно сдерживающее
воздействие государства на потребление
продуктов, вредных для здоровья и нравственности;
3) политические – поскольку
рост прямых налогов может
вызвать эпохальные катастрофы,
косвенный же налог часто принимается
за оплату товара
Главной проблемой косвенных
налогов является то, что при них о податной
способности плательщиков приходится
судить на основании посредствующих моментов,
например, по расходам или потреблению
лица, тогда как истинная платежная способность
не всегда и не вполне соответствует таким
моментам. При обложении же предметов
первой необходимости, косвенные налоги
становятся обратно пропорциональными
средствам плательщиков [22].
Но, с другой стороны, косвенные
налоги помогают осуществить общность
обложения, которая при настоящем складе
народного хозяйства недостижима при
посредстве одного прямого обложение
доходов и капиталов; косвенные налоги
отличаются сравнительною нечувствительностью
для плательщиков и дают возможность собирать
средства для покрытия огромных современных
государственных расходов.
Главное преимущество косвенных
налогов заключается в их высоких фискальных
качествах, которыми объясняется широкое
распространение и сильное развитие этих
налогов.
3.2 Пути совершенствования
прямых и косвенных налогов в РФ
В настоящее время налоговая
система Российской Федерации находится
на завершающем этапе своего реформирования.
Основные меры по совершенствованию действующей
налоговой системы были осуществлены
в 2001-2007 гг., они были направлены на ее упрощение,
повышение справедливости и экономической
обоснованности взимаемых налогов и сборов,
а также на снижение налоговой нагрузки
на население. Именно в эти годы были приняты
и вступили в действие 20 глав второй части
налогового кодекса Российской Федерации,
которые регулируют порядок уплаты конкретных
федеральных, региональных и местных налогов
и сборов, а также специальных налоговых
режимов. Окончательно оформилась структура
налоговой системы России.
Рассмотрим основные меры, направленные
на мобилизацию прямых налогов и совершенствование
законодательства о прямых налогах на
перспективу [20].
Одним из направлений совершенствования
налоговой системы является реформирование
налога на прибыль организаций. Изменения
должны касаться в основном уточнения
отдельных моментов, вытекающих из практики
применения этого налога. Например, необходимо
решить вопрос о не включении в состав
доходов, учитываемых при налогообложении,
сумм штрафных санкций, списанных организациям,
досрочно выполнившим условия реструктуризации
налоговой задолженности, осуществленной
в соответствии с решениями Правительства
Российской Федерации. На сегодняшний
день большую роль должна играть проводимая
государством амортизационная политика,
выступающая в качестве инструмента стимулирования
роста объемов производства и инвестиций
в приоритетных отраслях экономики. Так,
путем включения тех или иных конкретных
видов основных средств (например, оборудования,
используемого в авиационной промышленности
или в нефтедобыче) в группы с меньшими
сроками полезного использования можно
непосредственно влиять на объемы амортизации,
учитываемые при расчете налоговой базы,
а значит и на суммы самого налога на прибыль
организаций. Следует также рассмотреть
вопрос о совершенствовании налогообложения
дивидендов, получаемых российскими юридическими
лицами от инвестиций в дочерние общества,
с целью стимулирования размещения холдинговых
компаний в Российской Федерации [4].
При реформировании транспортного
налога, следует учитывать, что большая
часть транспортных средств используется
свыше установленного срока эксплуатации.
Поэтому при исчислении транспортного
налога для таких транспортных средств,
следовало бы установить понижающий коэффициент.
Размер коэффициента должен зависеть
от того, на сколько лет превышен срок
эксплуатации. Это приведет к снижению
поступления налога в бюджет, однако будет
положительным моментом с точки зрения
социальной справедливости [4].
Следует обратить внимание
на разработку проектов нормативных актов
об ужесточении штрафных санкций за неуплату
транспортного налога, потому что есть
такие категории транспортных средств,
по которым годовая сумма транспортного
налога значительно меньше, чем сумма
штрафов, например, водные транспортные
средства. То есть, когда проходят проверки
и выявляется неуплата налога, штраф оказывается
значительно меньше, и поэтому выгоднее
для владельца транспортного средства.
Также дело обстоит с популярными
в настоящее время квадрациклами – самоходными
транспортными средствами. В настоящее
время, они не закреплены ни за ГИБДД, ни
за УФНС. Для того чтобы ввести полный
их учет нужно внести изменения в законодательство,
то есть определить регулирующий орган.
Огромное значение в дальнейшем
должно быть также уделено мерам по совершенствованию
налогового администрирования прямых
налогов, направленным, с одной стороны,
на пресечение имеющейся практики уклонения
от налогообложения путем использования
имеющихся недоработок в законодательстве
о налогах и сборах, и, с другой стороны,
на безусловное обеспечение законных
прав налогоплательщиков, повышение их
защищенности от неправомерных требований
налоговых органов, а также создание для
налогоплательщиков максимально комфортных
условий для уплаты прямых налогов [15].
Таким образом, в целях повышения
доходов бюджета в рамках реформирования
транспортного налога, рекомендуется
установить понижающий коэффициент, связанный
со сроком службы транспортного средства,
что способствует социальной справедливости
и защиты малообеспеченных слоев населения.
Кроме того, для повышения доходов
бюджетов за счет прямых налогов необходимо:
- активизировать меры по финансовому
оздоровлению убыточных предприятий;
- стимулировать привлечение
инвестиций на территории;
- развивать объекты инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства,
расширять доступ предпринимателей к
информационным ресурсам, принимать действенные
меры по преодолению административных
барьеров при осуществлении предпринимательской
деятельности;
- проводить инвентаризацию и
максимально полный учет объектов недвижимости,
подлежащих налогообложению.
В настоящее время в косвенном налогообложении
имеет место определенный дисбаланс в
уровне налоговой нагрузки на сырьевой
сектор и остальные отрасли экономики.
Это не способствует развитию обрабатывающих
отраслей и сферы услуг, не стимулирует
приток инвестиций в эти отрасли. Поэтому
приоритетом налоговой реформы должно
стать выравнивание налоговой нагрузки
между отраслями экономики. Рассматривая
поддержку обрабатывающих отраслей и
сферы услуг в числе своих первостепенных
задач, Правительство Российской Федерации
должно обеспечить снижение налогового
бремени в отношении этих секторов (за
исключением производства некоторых подакцизных
товаров) при сохранении налоговой нагрузки
на сырьевой сектор [5].
Важнейшим результатом реализованных
мер в косвенном налогообложении стало
реальное снижение общей налоговой нагрузки
на экономику, что стало одним из важных
факторов поддержания экономического
роста в стране.
Представляется достаточно сложной задачей
спрогнозировать варианты использования
налогоплательщиками высвобождаемых
средств в результате реализации предложений
по снижению ставки и изменению режима
применения НДС. Однако, возможны следующие
варианты направления налогоплательщиками
средств, остающихся в их распоряжении
[8]:
1) увеличение фонда оплаты труда.
Дополнительные средства в несырьевых
отраслях экономики (особенно в легкой
и пищевой промышленности и машиностроении),
могут быть направлены на увеличение фонда
оплаты труда, тем более, что официальный
уровень оплаты труда в них заметно ниже,
чем в отраслях, связанных с добычей и
переработкой нефти минерального сырья.
В этих отраслях высвобождаемые средства
могут быть использованы на выравнивание
заработной платы с целью привлечения
квалифицированных кадров.
2) увеличение оборотных средств.
Отдельными предприятиями, имеющими
хорошие перспективы сбыта произведенной
продукции, дополнительные средства могут
быть направлены на пополнение собственных
оборотных средств без дополнительного
увеличения краткосрочного кредитования.
3) увеличение инвестиций в основной
капитал.
Часть дополнительных средств может
быть использовано на инвестиции. Однако,
для формирования благоприятных условий
для вложения налогоплательщиками высвобождаемых
средств в инвестиции необходимо решение
других проблем, в конечном итоге, определяющих
прибыльность инвестиций. В этом смысле
предлагаемые меры по снижению налоговой
нагрузки на обрабатывающие отрасли промышленности,
следствием которых должно стать повышение
их рентабельности и инвестиционной привлекательности
в некоторой степени должно способствовать
переливу сюда капиталов из экспортного
сегмента экономики, а возможно и увеличению
иностранных инвестиций.