Место и роль Налогового кодекса в системе Российского законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 06:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: рассмотреть Налоговый кодекс Российской Федерации, его место и роль в системе российского налогового законодательства. Исходя из поставленных целей, задачами курсовой работы являются: раскрыть понятие и состав налогового законодательства и определить роль и значение налогового кодекса в системе налогового законодательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Налоговое право…………………………………………………………4
1.1 Понятие, предмет и метод налогового права………………………………..4
1.2 Источники налогового права…………………………………………………9
1.3 Задачи Налогового Кодекса РФ…………………………………………….13
1.4 Роль Налогового кодекса в законодательстве РФ…………………………15
Глава2. Анализ действующих норм налогового законодательства………….17
2.1 Анализ норм федерального законодательства…………………………….17
2.2 Анализ норм регионального и местного законодательства………………22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 70.74 Кб (Скачать файл)

В РФ законы о налогах  носят постоянный характер. Законы действуют независимо от того, утвержден  бюджет на соответствующий год или  нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Задачи Налогового Кодекса РФ

Налоговый кодекс Российской Федерации нацелен на решение  таких задач, как: систематизация норм и положений, регулирующих процесс  налогообложения, приведение их в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную  систему; устранение таких недостатков  налоговой системы, как отсутствие единой законодательной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных гарантий для участников налоговых отношений; изменение чрезмерно жестких норм ответственности за налоговые нарушения, применяемых при отсутствии ясного Законодательства, предупредительных процедур и нечеткости формулировки составов налоговых нарушений; реальное облегчение налоговой нагрузки на экономику; перекрытие каналов ухода от налогообложения и отмена неоправданных льгот; построение справедливой, стабильной, понятной и единой в границах Российской Федерации налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового пространства; развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками; создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности.

В целях решения этих задач  Налоговый кодекс РФ определяет: виды налогов и сборов, взимаемых в  Российской Федерации; основания возникновения, изменения, прекращения и порядок  исполнения обязанностей по уплате налогов  и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и  сборов субъектов РФ и местных  налогов и сборов; права и обязанности  налогоплательщиков, налоговых органов  и других участников налоговых отношений, регулируемых налоговым законодательством; формы и методы налогового контроля; ответственность за нарушение налоговых правонарушений; порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц налоговых органов.

Федеральные налоги и сборы, устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ, региональные и местные - соответственно законами субъектов Российской Федерации  и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с  общими принципами, установленными в  Налоговом кодексе. Законодательные  акты, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие  или отягчающие ответственность  за нарушение законодательства о  налогах и сборах, устанавливающие  новые обязанности или по-иному  ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, других участников, регулируемых законодательством о  налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Налоговый кодекс нацелен  на уравнивание прав налогоплательщиков и налоговых служб: содержится ряд  положений, защищающих интересы и права  налогоплательщиков, наиболее важное значение из которых имеют такие, как введение понятия налоговой тайны; ограничение произвола налоговых органов в части взыскания налоговых санкций, которые могут взыскиваться, при несогласии налогоплательщика, только через арбитражный суд — с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или через суд общей юрисдикции - с физических лиц. В Налоговом кодексе также детально регламентируются вопросы, связанные с правонарушениями и ответственностью за их совершение.

 

 

1.4. Роль Налогового Кодекса в законодательстве РФ

Налоговый кодекс призван  стать и непременно станет практически  единственным нормативным актом, регулирующим все налоговые вопросы, начиная  со взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков и кончая порядком расчета и уплаты всех предусмотренных в нем налогов.

Изменения налоговой системы, предусмотренные Налоговым кодексом, направлены на решение следующих  важнейших задач:

- построение единой и  понятной в границах Российской  Федерации налоговой системы,  установление правовых механизмов  взаимодействия всех ее элементов  в рамках единого налогового  правового пространства;

- возрастание справедливости  налоговой системы за счет  выравнивания условий налогообложения  для всех налогоплательщиков, отмены  неэффективных и оказывающих  наиболее негативное влияние  на хозяйственную деятельность  налогов и сборов, исключения  из самих механизмов применения  налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое  содержание;

- развитие налогового  федерализма при обеспечении  доходов федерального, региональных  и местных бюджетов закрепленными  за ними и гарантированными  налоговыми источниками;

- создание рациональной  налоговой системы, обеспечивающей  сбалансированность общегосударственных  и частных интересов, содействующей  развитию предпринимательства, активизации  инвестиционной деятельности и  наращиванию национального богатства  России и благосостояния ее  граждан;

- ослабление общего налогового  бремени на законопослушных налогоплательщиков  путем более равномерного распределения  налоговой нагрузки на всех  налогоплательщиков, продолжения курса  на дальнейшее постепенное снижение ставок по основным федеральным налогам и облегчения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

- формирование единой  налоговой правовой базы, совершенствование  системы ответственности за налоговые  правонарушения и улучшение налогового  администрирования;

- упрощение налоговой  системы за счет установления  исчерпывающего перечня налогов  и сборов с сокращением их  общего числа, а также за  счет максимальной унификации  действующих режимов исчисления  и порядка уплаты различных  налогов и сборов;

- обеспечение стабильности  налоговой системы, а также  определенности в объемах налоговых  платежей для налогоплательщиков  на длительный период.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что принятие Налогового кодекса Российской Федерации не ставило своей целью кардинально  изменить принятую в России в 1991 г. налоговую  систему. Кодекс представляет собой  эволюционное преобразование этой системы  путем устранения выявленных в ходе ее функционирования недостатков и  перекосов. Это означает, что в  Налоговом кодексе сохранены  основные налоги (НДС, акцизы, налог  на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, ресурсные и  некоторые другие налоги), формирующие  основу российской налоговой системы. Эти налоги апробированы как в  развитых, так и в развивающихся  государствах, в различных экономических режимах, здесь они показали свою достаточно высокую эффективность, за годы экономических реформ к ним адаптировались российские налогоплательщики.

 

 

Глава 2. Анализ действующих норм налогового законодательства 
2.1. Анализ норм федерального законодательства. 
В ст.1 НК указано, что в состав налогового законодательства входит сам НК и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. Вот эта формула на сегодняшний день определяет состав федерального налогового законодательства. Что касается НК, то понятно, что речь идет о ч.1 и ч.2, весь НК входит в состав налогового законодательства. А что касается иных федеральных налогов и сборов, то здесь уже никакой ясности в отношении федеральных налогов не возникает. В частности, в самом НК принятие каких-либо дополнительных федеральных законов не предусматривается. Поэтому буквально формулировка "и принятые в соответствии с ним федеральные законы" не работает, потому что никакие иные федеральные законы и не должны приниматься, они в кодексе просто не предусмотрены, то есть кодекс самодостаточен в этом смысле. 
Таким образом, на сегодняшний день есть группа действующих законов, которые, очевидно, должны включаться в налоговое законодательство. Доказательством является только практика, сложившаяся на сегодняшний день. К числу этих законов, относящихся к налоговому законодательству, относятся законы налоговых органов РФ, закон об упрощенной системе налогообложения и бухгалтерского учета,  
Кроме того, есть вторая группа федеральных законов, которые содержат в себе налоговые нормы и безусловно их необходимо принимать как нормы налогового законодательства, то есть отрицать это было бы бессмысленно. В том числе это закон о соглашениях о разделе продукции, закон о федеральных органах налоговой полиции, закон о федеральном бюджете на очередной год (каждый раз в этом законе содержатся налоговые нормы).  
Но есть и другие законы. Например, закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации. Сам по себе закон налоговым не является, но в нем есть ст.36 "Налогообложение в области физической культуры и спорта", где сказано, что в совокупный облагаемый доход спортсменов не включается стоимость питания, премии, призы и т.д. Эта норма закона только в той части может быть включена в налоговое законодательство, в какой она подтверждена ч.2 НК. Там действительно отчасти эта норма воспроизводится. Здесь мы уже сталкиваемся с необходимостью сопоставлять эту норму с действующим налоговым законодательством, то есть получаются как бы налоговые нормы, но второй очереди. То есть на самом деле проблема в этой части и осталась.  
И, к сожалению, наша практика свидетельствует о том, что и в будущем явно будут принимать законы, в которых будут содержаться налоговые нормы, и каждый раз будет возникать необходимость сопоставления этих норм с действующим НК. И тогда уже упремся в другую проблему, что появится новый акт, который будет более поздним актом, и, следовательно, по общему правилу должен применяться более поздний акт. Если мы станем думать, специальный он закон или не специальный, то он будет специальный по другому вопросу - по конкретному, а в отношении налогов будет ли он специальный - это тоже станет проблемой теоретической, как угодно, но с выходом на практику.  
О поступлении администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе-июле 2010 года. 
Всего в январе-июле 2010 года в федеральный бюджет поступило 1 819,0 млрд. рублей, что на 34% больше, чем в январе-июле 2009 года. 
 
 
 
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (43%), НДС (42%) и налога на прибыль (8%).  
 
 
 

 
Поступления налога на прибыль организаций  в январе-июле 2010 года составили 139,6 млрд. рублей, что на 12% больше, чем  в январе-июле 2009 года. 
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-июле 2010 года поступило 758,5 млрд. рублей, что на 12% больше, чем в январе-июле 2009 года. 
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в январе-июле 2010 года поступило 22,8 млрд. рублей, что на 40% больше, чем в январе-июле 2009 года. 
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе-июле 2010 года составили 64,1 млрд. рублей и выросли относительно января-июля 2009 года в 1,4 раза. 
Налога на добычу полезных ископаемых в январе-июле 2010 года поступило 775,0 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 710,2 млрд. рублей, газа горючего природного – 52,0 млрд. рублей, газового конденсата – 4,8 млрд. рублей. 
По сравнению с январем-июлем 2009 года поступления НДПИ выросли в 1,6 раза, что обусловлено повышением цены на нефть (с 48,8$ в декабре 2008 года - июне 2009 года до 75,4$ в декабре 2009 года – июне 2010 года, или в 1,5 раза). 
Можно сделать вывод, что в целом НК проблемы налогового законодательства в части налогов и норм из законов не решает. Можно говорить только о таких определенных подходах. Зато, с другой стороны, совершенно отчетливо теперь можно сказать, что указы президента, постановления правительства и инструкции налоговых органов в состав налогового законодательства не включаются. Это означает, что при возникновении спорных ситуаций суд будет руководствоваться не этими актами, а актами именно налогового законодательства. Доказать правоту в суде ни та, ни другая сторона при споре, ссылаясь на указы президента, постановления правительства и акты налогового органа, не сможет. Суд будет ориентироваться на НК либо на те или иные законы. Таким образом, в состав федерального законодательства, таким образом, входит только сам НК и некоторые налоговые законы, и некоторые нормы из иных федеральных законов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ норм регионального  и местного налогового законодательства 
Региональное законодательство о налогах и сборах представляет собой законодательство субъектов РФ о налогах и сборах. Оно состоит из законов и иных нормативно правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ. К таким региональным законам в первую очередь относятся законы субъектов РФ, вводящие на территории этих субъектов установленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги и сборы. 
В составе регионального налогового законодательства присутствуют, во-первых, налоговые законы в субъектах РФ, но кроме законов могут быть и иные нормативные акты. В данном случае речь идет о том, что субъекты Федерации могут иметь акты с другими наименованиями, которые по силе будут равны закону, например, могут быть постановления законодательного собрания, если по уставу или конституции этого субъекта постановлением оформляются те или иные вопросы, то есть такое не исключено. 
Тем не менее, состав регионального налогового законодательства ограничен следующим образом. Все налоговые акты регионального уровня должны быть приняты только представительными органами, то есть уже наличие актов губернатора или правительства отсекается напрочь. Это должен быть закон или иной акт исключительно представительного органа. И второе ограничение заключается в том, что они должны соответствовать НК. И это соответствие прямо вытекает из самого НК, то есть соответствие заключается в том числе и в том, что акты могут издаваться по вопросам, указанным в самом НК. 
Акты регионального налогового законодательства могут издаваться только по тем вопросам, которые указаны в самом НК. В том числе это п.3 ст.12 НК, где указано, что региональными законами вводятся региональные налоги. Или, например, ст.25 НК, которая указывает, что региональным законом могут быть определены права и обязанности сборщиков региональных налогов, и в некоторых других случаях, связанных с налоговым кредитом и инвестиционным налоговым кредитом. 
Таким образом, эти случаи издания актов регионального налогового законодательства прямо проистекают из НК. 
Местными  признаются  налоги  и  сборы,  устанавливаемые   НК   РФ   и нормативными   правовыми   актами    представительных   органов    местного самоуправления, вводимые в действие в  соответствии  с  НК  РФ  нормативными правовыми  актами представительных  органов   местного   самоуправления   иобязательные  к  уплате   на   территориях   соответствующих  муниципальных образований. Приустановлении  местного  налога  представительными  органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются  следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК  РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному  местному налогу. Иные элементы  налогообложения НК  РФ.  При  установлении  местного налога  представительными  органами  местного  самоуправления  могут   такжепредусматриваться  налоговые  льготы  и  основания  для   их   использования налогоплательщиком. 

Не могут устанавливаться  региональные  или  местные  налоги  и  (или) сборы, не предусмотренные НК РФ. 
К местным относятся следующие налоги и сборы: 
- налог на имущество физических лиц; 
 - земельный налог; 
- регистрационный   сбор    с    физических    лиц,    занимающихся предпринимательской деятельностью; 
 - налог на  строительство  объектов  производственного  назначения  в курортной зоне; 
- сбор за право торговли; 
 
- целевые сборы с  граждан  и  предприятий,  учреждений,  организаций независимо  от  их  организационно-правовых  форм   на  содержание милиции, на благоустройство  территорий,  на  нужды  образования  и другие цели. 
По данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2009г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 4629,1 млрд. рублей, что в 1,4 раза больше, чем в 2008 году. В декабре 2009г. поступления в консолидированный бюджет составили 401,3 млрд. рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 1,7%. 
Следовательно, система местных налогов и сборов, как и  налоговая  система  в  целом, нуждается  в  совершенствовании.  От нее  требуется,   с   одной   стороны, обеспечивать   финансовыми   ресурсами    потребности    органов    местного самоуправления,  а с  другой,  служить  инструментом   местной   социально- экономической  политики,  направленной  на  выполнение  задач  стабилизации экономики и важнейших  структурных  сдвигов,  при  этом  сочетая  дисциплину исполнения законов и свободу действий на местах. 
Доля налогов разного уровня в консолидированном бюджете РФ: 

 

 
Виды налогов

 
2009

 
2010

 
Всего налоговых поступлений из них:

 
100

 
100

 
Федеральные 

 
92

 
91

 
Региональные 

 
7

 
7

 
Местные

 
1

 
2


 
 
 
То есть, из данной таблица видно, что доля налогов в  федеральный бюджет неуклонно растет, тогда как на прежнем уровне в течение трех лет находится региональный налоги, а доля местных налогов снизилась в 2, 5 раза. В 2009 году положение дел ухудшилось. Доля региональных налогов составила 4,3%, а местных - еще снизилась до 1, 2%. Это все связанно с отменой большинства региональных и местных налогов, поэтому местным бюджетам и нечем себя подпитывать. 
В настоящее время основная часть доходов территориальных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Собственные налоги покрывают менее 15 процентов расходных потребностей региональных и местных бюджетов. Перечень и налогооблагаемая база региональных и местных налогов заведомо недостаточны для финансирования расходов регионального и местного характера, при этом полномочия по регулированию данных налогов на региональном и местном уровне весьма ограничены.

Информация о работе Место и роль Налогового кодекса в системе Российского законодательства