Методы налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 10:16, курсовая работа

Краткое описание

Конституцией Российской Федерации закреплена обязанность уплаты установленных налогов и сборов. Налоги и сборы являются признаком любого государства и, вместе с тем, необходимым условием существования самого государства, они позволяют государству выполнять его функции, в том числе социально-значимые. Обязанность по уплате налогов является безусловной, то есть каждый обязан платить установленные виды налогов и сборов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
§1. Понятие и сущность налогового контроля…………………………….…...6
§2. Формы налогового контроля………………………………………………..11
2.1. Камеральная проверка и порядок ее проведения…………..……………..11
2.2. Выездная налоговая проверка……………………………………………...20
2.3. Иные методы налогового контроля………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая налоговый контроль.docx

— 77.07 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Юридический факультет

Кафедра финансового права

 

 

Методы налогового контроля

 

курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

§1. Понятие и сущность налогового контроля…………………………….…...6

§2. Формы налогового контроля………………………………………………..11

2.1. Камеральная проверка и порядок ее проведения…………..……………..11

2.2. Выездная налоговая проверка……………………………………………...20

2.3. Иные методы налогового контроля………………………………………..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..33

 

 

Введение.

Конституцией Российской Федерации закреплена обязанность  уплаты установленных налогов и  сборов. Налоги и сборы являются признаком любого государства и, вместе с тем, необходимым условием существования самого государства, они позволяют государству выполнять  его функции, в том числе социально-значимые. Обязанность по уплате налогов является безусловной, то есть каждый обязан платить  установленные виды налогов и  сборов. Данная обязанность адресована как гражданам, так и юридическим  лицам. Для обеспечения обязанности  по уплате налогов и сборов созданы  специализированные государственные  органы, уполномоченные по контролю и  надзору в сфере налоговых  правоотношений.

     Актуальность  данной темы заключается в  следующем: во-первых, значение  обязательств  налогоплательщиков обязательно,  особенно в данное время, когда  в Российской Федерации значительная  часть денежных средств идет  не в федеральный бюджет Российской  Федерации и иные бюджеты, а  в бюджеты иностранных государств. Все это отражается непосредственно  на самом населении нашего  государства в виде невыплат  заработных плат, пенсий, пособий  и т.д. Во-вторых, большое значение  играет роль государственных  органов по налоговому контролю, в обязанности которых входит  собирание денежных средств с  налогоплательщиков и контроль  за своевременностью и правильностью  уплаты налогов и иных обязательных платежей. Правильное и точное соблюдение нормативно - правовых актов гарантирует в нашей стране построение нормальной и правовой системы уплаты налоговых и иных обязательных платежей. Кроме того, бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях.  А это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. Но, к сожалению, в практике работы юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. С переходом к рыночным отношениям создаются новые предприятия, осуществляющие свою финансово- хозяйственную деятельность в различных сферах экономики. Многие из них не имеют достаточно квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета. На таких предприятиях, как правило, допускаются ошибки в учете. Нередки случаи сознательного искажения отчетных данных. Причем сегодня стало естественным уклонение от налоговой повинности, как легальными - когда удается полностью или частично избежать налогообложения, не нарушая при этом действующего законодательства, так и нелегальными, т. е. запрещенными законом способами. Все это приводит к занижению налогооблагаемой базы и недопоступлению в бюджет налогов и других приравненных к ним платежей. Ошибки в исчислении и уплате налогов допускаются также из-за частых изменений в законодательстве. В связи с этим сегодня перед налоговыми органами встает серьезная проблема - контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование.

    Цель данной  курсовой работы  заключается  в том, чтобы рассмотреть   понятие налогового контроля  и определить его виды.

    На основе этого  можно определить задачи данной  курсовой работы:

• изучение действующих форм и методов налогового контроля;

• определение наиболее перспективных путей совершенствования форм и методов налогового контроля.

Информационной базой  для написания курсовой работы послужили, такие авторы как Ашмарина Е.М., Горбунова О.Н., Пепеляев С.Г., Артемов Н.М., Арефкина Е.И.,  Адашев, А.З., Пайзулаев И.Р., Караханян С.Г. и других.

 

 

 

 

 

 

§1. Понятие и сущность налогового контроля.

Для того чтобы начать рассматривать  понятие налогового контроля, необходимо определить его место в системе  финансового контроля. Прежде всего, налоговый контроль - это государственный контроль, осуществляемый специальными контрольными органами. Его существование обусловлено наличием объективной категории налогов и налоговых отношений, которые являются частью финансовых отношений1.

Особое внимание к налоговому контролю со стороны государства  обусловлено тем, что налоги выступают  основным источником бюджетных доходов. Фискальным задачам государства  сформировать централизованные денежные фонды противостоит здесь естественное стремление налогоплательщика максимально  уменьшить размер своих налоговых  платежей. То есть интересы государства  и налогоплательщиков в рамках налоговых  отношений противоположны. Поэтому  контрольной деятельности в сфере  налогообложения государство придает важнейшее значение. До введения в действие части первой НК РФ его нормативный механизм практически отсутствовал. Отдельные вопросы проведения налоговых проверок и оформления их результатов регулировались инструкциями и информационными письмами Госналогслужбы РФ. Все это приводило к многочисленным спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Впервые, с выходом Федерального Закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ, в ст. 82 НК РФ приведено понятие «налоговый контроль» - деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ, а сама статья переименована, теперь она называется «Общие положения о налоговом контроле»2.

В сфере правового регулирования  контроль используется, прежде всего, как механизм, посредством которого проверяется соответствие поведения  и деятельности контролируемых субъектов (государственных органов, организаций  и физических лиц) предписаниям правовых норм. Так, например, ст. 2 федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” устанавливает, что государственный контроль (надзор) -деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленнымифедеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями3. «Контроль - не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем4» - говорится в   ст.  1  Лимской декларации  руководящих принципов контроля, принятой X Конгрессом Международной организации высших контрольных органов.

Однако следует отметить, что понимание контроля содержит указание на отличие его от надзора, которое заключается в том, что  контролирующий вправе проверять не только законность, но и целесообразность деятельности контролируемого. Очевидно, что надзор в системе налогового контроля осуществляется налоговыми органами путем систематического сбора, обобщения, анализа и обработки информации о деятельности организаций и  физических лиц в качестве налогоплательщиков. Это своего рода налоговый мониторинг, непрерывное отслеживание состояния дел в сфере налогообложения.

В процессе налогового контроля проверяется исключительно законность, но не целесообразность деятельности налогоплательщика. Иногда в литературе в качестве цели налогового контроля называют обеспечение целесообразности (эффективности) осуществляемой налогоплательщиком деятельности.

Целью налогового контроля является обеспечение режима законности в сфере налогообложения. Государство  должно регулярно проверять, насколько  правомерно действуют участники  налоговых правоотношений, и при  необходимости обеспечивать соблюдение налогового законодательства путем  применения государственно-правовых мер  убеждения и принуждения. Важной задачей налогового контроля является не только пресечение правонарушений, но и принятие мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих их совершению. В конечном счете, речь идет об укреплении налоговой дисциплины налогоплательщиков и совершенствовании  налогово-правовой культуры общества в целом5.

Однако субъектам налогового контроля запрещено вмешиваться  в оперативно-хозяйственную деятельность налогоплательщиков. Субъектами налогового контроля являются должностные лица налоговых органов. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации, полученной в нарушение положений Конституции РФ, действующего законодательства, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц - адвокатскую тайну, аудиторскую тайну. Причинение неправомерного вреда при проведении налогового контроля недопустимо.

Очевидно, что для охраны своих имущественных интересов  в налоговой сфере государство  должно, во-первых, создать специальный  государственный орган или органы и наделить их соответствующими властными  полномочиями по отношению к лицам, обязанным уплачивать налоги и сборы. Во-вторых, законодательным путем  установить порядок, формы и методы осуществления деятельности созданных  уполномоченных органов, а также  виды воздействия данных органов  на поведение обязанных лиц, обеспечивающие в совокупности не только надлежащее поведение налогоплательщиков, но и поступление налоговых платежей в соответствующий бюджет. Налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов может быть структурирован и представлен в виде неразрывно связанных между собой и составляющих единое целое элементов, урегулированных правовым образом. Наиболее значимыми элементами налогового контроля являются его формы, виды и методы. Формы, методы и виды налогового контроля тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они представляют собой важнейшие характеристики контрольной деятельности, осуществляемой налоговыми органами6.

Необходимость налогового контроля также определяется наличием весьма частого уклонения плательщиков от налогообложения. Это явление  развивалось параллельно с самим  налогообложением и приобрело форму  устойчивой закономерности. Существует достаточно большое количество способов ухода от налогов. В итоге государство  недополучает порой весьма значительные суммы налоговых платежей. В последнее  время достаточно высоким является процент выявления тех или  иных нарушений по результатам контрольных  мероприятий. Наиболее действенной  мерой по предупреждению роста недоимки является направление требований в  адрес налогоплательщиков. Также  применяются такие меры по предупреждению роста недоимки как направление  инкассовых поручений на счета налогоплательщиков; направление банкам решений о  приостановлении операций по счетам недоимщиков; направление в службу судебных приставов постановлений  о взыскании налогов за счет имущества  должников; арест имущества службой судебных приставов.

В настоящее время налоговые  доходы бюджетов всех уровней составляют более 90% общего объема доходов, в результате чего налогообложение становится важнейшим  элементом распределительно-денежных отношений, организуемых государством и муниципальными образованиями в целях финансового обеспечения собственной деятельности.

 

§2. Формы налогового контроля.

2.1 Камеральная проверка  и порядок ее проведения.

 

Камеральная налоговая проверка - это одна из форм налогового контроля. Проверке подвергаются все представленные налогоплательщиком налоговые декларации и документы, служащие основанием для  исчисления и уплаты налога (далее - налоговая отчетность). Кроме того, в ходе проверки эти документы  сопоставляются с другими документами  о деятельности налогоплательщика, имеющимися у налогового органа. Об этом гласит статья 88 Налогового кодекса  Российской Федерации (НК РФ)7.

Периодичность проведения камеральных  проверок определяется исходя из установленной  законодательством периодичности  представления налоговой отчетности. Проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа. Специального решения руководителя налогового органа для ее проведения не требуется. О начале проверки налогоплательщик не информируется. О ее результатах он узнает только в том случае, если в ходе проверки были выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися в них сведениями. Проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Так, налоговая декларация, сданная 20 марта, должна быть проверена до 20 июня.

Факт  представления отчетности - первое, что проверяется в ходе камеральной  проверки. Если налоговая декларация представлена после истечения установленного законодательством срока, налогоплательщику грозит ответственность по статье 119 НК РФ. Она применяется даже в том случае, если налог к доплате по декларации, представленной позже установленного срока, равен нулю. В этом случае налогоплательщику придется заплатить штраф в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Кроме того, нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей. Руководитель налогового органа или его заместитель вправе принять решение о приостановлении операций по счетам в банке налогоплательщика, не представившего декларацию. Эта мера воздействия используется в том случае, если налогоплательщик не представил декларацию в течение 10 дней по истечении установленного срока или отказался от ее представления вовсе (статьи 31 и 76 НК РФ).

Если такое решение принято, налоговый орган направляет его  в банк и одновременно уведомляет об этом налогоплательщика. После того как налогоплательщик представит декларацию, приостановление операций по счетам отменяется. Это делается не позднее  одного операционного дня, следующего за днем, когда налогоплательщик сдал декларацию.

Случается, что в представленной налоговой отчетности отсутствует  какой-либо из обязательных реквизитов (например, ИНН или период, за который  представлена декларация), нечетко  заполнены отдельные реквизиты, что делает невозможным их однозначное  прочтение, или они заполнены  карандашом. Также встречаются исправления, не оговоренные подписью налогоплательщика  или его представителя. В этих случаях налоговый орган должен уведомить налогоплательщика о необходимости представить документ, входящий в налоговую отчетность, по форме, утвержденной для данного документа, в установленный налоговым органом срок8.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и  документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Информация о работе Методы налогового контроля