Налоги и налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
Эти обязательные сборы, осуществляемые, государством на основе государственного законодательства и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……..……...………………………………………………....…………….1 ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ
1.1 Налог………………………….……….……………………..………………..4
1.2 Элементы налогообложения………………….…………..……………........4
1.3 Налоговые ставки. Кривая Лаффера……..……………………………….....5
1.4 Субъект налогообложения ………………………….……………………….7
1.5 Роль налогов……………………………………………………………..……7 2 КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ
2.1 Виды налогов по уровням управления…………………………………..…10
2.2 Виды налогов по характеру налогообложения………………..…………..10
2.3 Виды налогов по принципу целевого использования ………………….....10
2.4 Виды налогов по характеру налогообложения……………………………11
2.5 Общие сведения об основных налогах в РФ…………………………….…13 3 НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
3.1 Налоговый механизм и его структура………………………………...……15
3.2 Цели налоговой политики……………..……………………………....…....16
3.3 Особенности налоговой политики в РФ………...…………………………19
3.4 Основные проблемы в налогообложении РФ...…...……….…..21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………....…………….....27 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………..………………………………...…………....28 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………….………………………….................30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

б) немаркированные (общие) налоги – средства, которые не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ).

 

2.4 Виды налогов по характеру налогообложения

 

а) прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход субъекта увеличивается, то растет и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

б) регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растет, если доход уменьшается;

в) пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

 

2.5 Общие сведения об основных налогах в РФ

 

Налоги, входящие в систему  налогообложения РФ, можно условно  разделить на несколько видов: налоги с физических лиц, налоги с предприятий, смежные и социальные налоги.

Подоходный налог с  физических лиц взимается по всей территории страны и построен на резидентском принципе. Налогообложению подлежит доход, полученный в денежной и натуральной формах. Источники уплаты — начисленная оплата труда по всем основаниям, при этом предусматриваются разнообразные и многочисленные льготы.

Налог на наследование или  дарение — местный налог. Его  уплачивает новый собственник. Оценка имущества осуществляется на момент открытия наследства или заключения сделки дарения.

Налог на имущество физических лиц основывается на территориальном принципе. Налогообложению подлежит недвижимое имущество (дома, квартиры, дачи).

Налоги с организаций: Налог на прибыль (доход) организаций - прямой, пропорциональный и регулирующий налог. Основное предназначение налога на прибыль - обеспечивание эффективности инвестиционных процессов, а также юридически обоснованное наращивание капитала хозяйствующих субъектов.

Налог на добавленную  стоимость — косвенный многоступенчатый налог, обложение которым охватывает товарооборот внутреннего рынка и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговых операций. Данный налог играет наиболее существенную роль в составе и косвенных налогов, и доходных источников бюджета. За период с 1994 по 1997 год, к примеру, удельный вес НДС в общей сумме налоговых поступлений в бюджет увеличился с 24,9 до 39,5 %. Плательщиками НДС являются субъекты хозяйствования, производящие товары (работы, услуги), и сфера розничной торговли, общественного питания, аукционная торговля.

Объект налогообложения  при уплате НДС — выручка от реализации. Существуют две ставки налога: стандартная (20 %) и пониженная (10 %).

Акцизы — вид косвенных  налогов на ограниченный перечень товаров  преимущественно массового потребления. Акцизы выполняют двоякую роль: во-первых, они — один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство регулирования спроса и предложения, а также средство ограничения потребления.

Акцизом облагаются: 

а) товары народного потребления (продукты, алкоголь, табачные изделия, драгоценности, золотые слитки, автомобили);

б) природно-минеральное  сырье и продукты переработки (природный  газ, нефть, уголь, бензин, ГСМ);

в) ввозимые в РФ, и  вывезенные из РФ отдельные виды товаров.

Различают плательщиков акцизов по товарам отечественного производства, по товарам из давальческого сырья и по товарам, ввезенным в РФ.

Акцизом облагается вся  стоимость товара, включая и материальные затраты. По подакцизным товарам  действуют как процентные (адвалорные) ставки акцизов, так и твердые (специфические) ставки. Ставки являются едиными по всей территории РФ.

Расчет суммы акциза (А) ведется по формуле (2.1):

 

                         A=N*S/(100%-S),                                (2.1)

 

где N — объект налогообложения (отпускная  цена без учета акциза или таможенная стоимость, увеличенная на таможенную пошлину и таможенные сборы);

S — ставка акциза в процентах.

Налог на имущество организаций, за исключением денежных средств, начисляется на собственное имущество. Занимая центральное место в системе имущественного налогообложения России, этот налог играет незначительную роль в доходных источниках бюджета (примерно 2,5-3,5 %).Налогоплательщики определены в п.1 ст. 373 Налогового кодекса РФ.

Объект налогообложения — основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются  по остаточной  стоимости. Стоимость имущества, объединенного предприятиями в целях осуществления совместной деятельности без образования юридического лица, для целей налогообложения принимается в расчет участниками договоров о совместной деятельности, внесшими это имущество, а созданного (приобретенного) в результате этой деятельности — участниками договоров о совместной деятельности в соответствии с установленной долей собственности по договору. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость  имущества предприятия.

В 1997 г. был введен «налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте». Плательщиками налога стали субъекты, покупающие валюту, кроме бюджетных организаций и Центробанка на сегодняшний день налогооблагаемой базой выступают:

а) сумма в рублях, уплачиваемая при покупке валюты;

б) сумма погашения депозитов, открытых в рублях (при погашении их в  валюте).

В 1997 г. налог взимался по ставке 0,5 % от налоговой базы, в 1998 г. – 1%, включая  и безналичные операции с покупкой валюты. Налоговые поступления распределялись между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в соотношении 60:40. Это соотношение сохраняется и сейчас.

Земельный налог —  поимущественный налог рентного типа. Налоговую базу составляет площадь  земельных участков, находящихся  в собственности плательщика.

Ставка определяется местными органами на основе установленных  законом базовых ставок и поправочных  коэффициентов.

Социальные налоги — это целевые налоги в виде внебюджетных социальных фондов РФ. К ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости населения и Фонд обязательного медицинского страхования. Внебюджетные социальные фонды РФ характеризуются следующими особенностями:

─ контролируются государством;

─ отчисления в эти фонды производятся от всех сумм оплаты труда;

─ по своей сути они являются страховыми.

 

    
      

3 НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

 

Налоговая политика –  это система мероприятий, проводимых государством в области налогов  и сборов; составная часть финансовой политики государства. Содержание и  цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества, состоянием экономики и государственных  финансов [3].

Главная и основная цель налоговой политики - обеспечение бюджетов разных уровней финансовыми ресурсами в достаточных объемах.

Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый  механизм, которому свойственно двойное значение.

 

3.1 Налоговый механизм и его структура

 

1) в широком смысле - это область налоговой теории, трактующей понятие «налоговый механизм» как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование и прогнозирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

2) в узком смысле налоговый механизм рассматривается в качестве свода конкретных налоговых действий, так как практика вносит свои коррективы в концептуально определяемые сферы н. планирования, регулирования и контроля.

Элементы налогового механизма — планирование, регулирование, контроль.

Налоговое планирование — экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий. В зависимости от периода различают планирование: оперативное; текущее; долгосрочное; стратегическое. Основная задача налогового планирования — обеспечить качественные и количественные показатели программ социально-экономического развития страны на базе действующих налоговых законов.

Налоговое регулирование — система экономических  мер оперативного вмешательства  в ход воспроизводственных процессов. Принципы налогового регулирования: экономическая обоснованность; финансовая целесообразность; сбалансированность интересов.

Налоговый контроль — комплекс мероприятий  по анализу причин отклонений от запланированной  величины налоговых поступлений в целях принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения, направленных на приближение фактического исполнения к запланированному. Правильно сформированная налоговая политика и достаточно отлаженный налоговый механизм, учитывающий требования к его построению и функционированию, — это необходимое условие эффективного налогообложения.

К важному элементу налогового механизма  относятся налоговые санкции. Они, с одной стороны, служат в руках  государства инструментом, с  помощью которого обеспечивается безусловное выполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой стороны, нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.

 

3.2 Цели налоговой политики РФ

 

1)   обеспечивать  полноценное формирование доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;

2)   содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;

3)   обеспечивать   социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.

Выбор конкретных форм налоговой политики зависит от целей, которые различают, как: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные. В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные формы осуществления налоговой политики.  В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики, которые представлены на рисунке 3.1

Рисунок 3.1 – Формы налоговой политики

 

а) политика максимальных налогов  характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. При этом государству уготовлена  “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается  приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена  и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений. Подобная налоговая политика проводилась в России с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992 г. При этом экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к резко негативным последствиям: укрывательству от налогообложения, развитию «теневой» экономики.  Все это стало одной из главных причин разразившегося в августе 1998 г. острого финансового кризиса в стране, последствием которого стали изменившаяся налоговая политика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики через более активное использование рыночных механизмов, в том числе и налогов.

б) политика разумных налогов, или экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, сокращает свои расходы, в первую очередь, на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Реализация этого типа налоговой политики сопровождается сокращением общего числа собираемых налогов, введением специальных «упрощенных» налоговых режимов и другими мероприятиями, направленными на снижение налогового пресса. Проведение такой политики провозгласило Правительство РФ на рубеже XXI века при подготовке второй части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Были сделаны важные шаги по сокращению числа налогов, снижению налоговой нагрузки.

Информация о работе Налоги и налоговая политика