Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 23:24, курсовая работа
Цель моей работы показать, что налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным, показать важность налоговой политики для государства.
Задача курсовой работы раскрыть функции, сущность, виды налогов, изучить содержание и цели налоговой политики государства.
Введение…………...…………………………………………………………………3
Сущность, функции и принципы налогов.
1.1. Обзор литературы…….……………………………………………………….5
1.2. Сущность и элементы налогов……………………………………………….7
1.3. Функции налогов………………………………………………………….…10
1.4. Принципы налогов……………………………………………………….….15
1.5. Классификация налогов………………………………………………….….21
Роль налоговой политики.
2.1. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика……………………………….24
2.2. Дискретная политика………………………………………………………….32
Налоговая политика РФ.
3.1. Принципы, цели и методы налоговой политики РФ………………………...36
3.2. Недостатки налоговой политики РФ…………………………………………40
Заключение………………………………………………………………………… 44
Список литературы…………………………………………………………………46
Словарь……………………………………………………………………………...
Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев пределах финансового года.
Дотация - это средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.
Субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов физическим или юридическим лицам.
Субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на финансирование целевых расходов физическим или юридическим лицам.
Значительная часть бюджетных расходов принадлежит трансфертам населению, или бюджетным средствам для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством РФ, субъектов РФ и правовыми актами местных органов самоуправления.
Осуществление бюджетных расходов в Российской Федерации основано на разграничении полномочий и ответственности между уровнями бюджетной системы.
Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов финансируются расходы на государственную поддержку отраслей промышленности, обеспечение правоохранительной деятельности, противопожарной безопасности, социальную защиту населения, обеспечение деятельности средств массовой информации, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба и т.д.
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение доходов над расходами - профицит бюджета, либо превышение расходов над доходами - дефицит бюджета.
Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами (положительное сальдо бюджета). Различается профицит первичный - когда текущие доходы бюджета покрывают его текущие расходы, и вторичный - когда доходы бюджета покрывают все расходы, включая выплату внутренних и внешних государственных долгов.
Если правительственные расходы превышают доходы, то возникает дефицит государственного бюджета. Исследования экономистов показывают, что рост государственных расходов, приводя к увеличению доходов, не обеспечивает такого прироста налогов, который "окупал бы" возросшие расходы. Это значит, что сумма налоговых поступлений будет всегда меньше, чем прирост государственных расходов.
Существует три способа для финансирования бюджетного дефецита:
- путем дополнительной эмиссии денег;
- за счет кредитов ЦБ;
- посредством заимствований у населения и фирм.
Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества первых двух заключаются в том, что их использование дает возможность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.
При монетизации дефицита государственного бюджета государство получает сеньораж – доход, извлекаемый в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег. Он равен разности между суммой дополнительно выпущенных денег и затратами на их выпуск:
M |
= |
Mt - Mt-1 |
- |
Mc |
|
Pt |
|||||
где Мс – затраты по изготовлению новых денег.
Доход от сеньоража всегда получает государство, исключая случаи, когда граждане держат свои активы в инвалюте или используют валюту другой страны в качестве официальной.
В настоящее время сеньораж – это не просто способ печатания денег, явно усиливающий инфляцию, сеньораж реализуется путем создания резервов коммерческих банков.
Инфляционный налог выплачивают владельцы денежных средств, которые несут потери, вызванные ростом инфляции.
Если дефицит
бюджета финансируется при
В результате государственных займов формируется государственный долг. Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга.
Внешний долг - задолженность правительства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям. Выплата внешнего долга связана с перемещением реальных товаров и услуг за границу и чистым сокращением их потребления внутри страны.
Внутренний долг - финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.
Большой внешний долг ложится тяжелым экономическим бременем на страну и может приводить к политической зависимости от стран-кредиторов. Внутренний государственный долг приводит к перераспределению доходов среди граждан страны.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга.
Рост государственных расходов был предсказан немецким экономистом А. Вагнером, бывшим советником канцлера Германии Отто фон Бисмарка еще в XIX в. А. Вагнер предпринял одну из самых ранних попыток объяснить этот феномен. Он сформулировал закон возрастающей государственной активности, в соответствии с которым государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем объемы национального дохода.
Наиболее общим объяснением этого закона является то, что государственные услуги стали высококачественным благом, т. е. эластичность спроса на государственные расходы со стороны домашних хозяйств стала больше единицы. Иначе говоря, каждый процент увеличения в доходах домашних хозяйств ведет к большему, чем 1%, увеличению спроса домашних хозяйств на государственные расходы (G). Поэтому при увеличении дохода на душу населения доля G в ВВП также имеет тенденцию к росту.
Для доказательства своего закона А. Вагнер приводил три основных довода. Во-первых, усложнение всей системы общественно-экономических отношений, что увеличивает число причин всевозможных трений в обществе. В этой связи государству для поддержания надежности и эффективности экономики, а также сохранения правопорядка потребуется больше средств на содержание правоохранительных органов, полиции, предоставления всевозможных юридических услуг и т. д. Во-вторых, новые технологии создают потребность в больших количествах капитала, необходимого для производства, который может быть обеспечен только акционерными компаниями либо государственными корпорациями. Последние, по мнению А. Вагнера, обладают рядом преимуществ по сравнению с акционерными компаниями в связи с тем, что роль государства возрастает в производстве, где технические условия способствуют образованию монополий.
В-третьих, А. Вагнер увидел растущую государственную активность в таких сферах, как здравоохранение и образование, где выгоды от предоставляемых услуг не поддаются экономической оценке. Согласно прогнозам А. Вагнера, тенденция роста государственных расходов, которую он наблюдал в прошлом веке, сохранится в промышленных странах до тех пор, пока их развитие будет идти по восходящей. Эти предсказания подвергались проверке неоднократно во многих странах, и они всегда оказывались верными. Именно поэтому экономисты называют закон возрастающей государственной активности законом Вагнера, который обычно проверяется расчетом доли государственных расходов в ВВП. Этот показатель возрастает с 1830-х гг., что дает основания ученым считать пророчества А. Вагнера в области экономики наиболее точными из числа когда-либо сделанных экономистами. В Нидерландах, например, доля государственных расходов по отношению к объему ВВП в течение 50 лет почти утроилась. Во Франции она более чем удвоилась, в США — удвоилась. Единственными странами, которые избежали этой тенденции, были Германия и Япония, где размер государственных расходов остался примерно таким же, как в конце 30-х гг. При этом, однако, надо иметь в виду, что в этих двух странах государственные расходы в те годы были чрезмерно велики.[ 12, с.189]
Дискреционная фискальная политика - это манипулирование налогами и госрасходами в интересах поддержания занятости, контроля над инфляцией и содействия экономическому росту. Ее цель состоит в ограничении циклических колебаний экономики.
Дискреционная фискальная политика - преднамеренное изменение правительством налоговых ставок и объема государственных расходов для обеспечения производства неинфляционного ВВП при полной занятости и стимулировании экономического роста.
В условиях
спада фискальная политика
- увеличение госрасходов на закупку ресурсов, продуктов и трансфертов для расширения спроса;
- снижение налогов ради поощрения частного бизнеса и уменьшения налоговых утечек совокупного спроса.
Следовательно, если до этого имел место сбалансированный бюджет, то фискальная политика на фазе спада ведет к бюджетному дефициту, так как расходная часть бюджета увеличивается, а его доходная часть сокращается. При этом стимулирующее воздействие бюджетного дефицита на экономику зависит от методов его покрытия.
Государственные
займы ведут к повышению
В условиях
экономического подъема,
- сокращение госрасходов на закупку ресурсов и продуктов и уменьшение трансфертов для ограничения совокупного спроса как причины инфляции;
- повышение налогов в целях торможения деловой активности и увеличения налоговых утечек совокупного спроса.
Результатом такого курса является уменьшение или ликвидация бюджетного дефицита (если он был до этого) и появление или рост положительного сальдо бюджета, т. е. бюджетного излишка. При этом антиинфляционный эффект бюджетного излишка зависит от того, как он будет использоваться.
Выделяются два способа применения бюджетного излишка:
- погашение госдолга путем выкупа ранее выпущенных долговых бумаг;
- изъятие из обращения денежной массы, соответствующей бюджетному излишку.
Погашение государственного долга за счет положительного сальдо бюджета означает поступление на рынок соответствующей денежной массы, что вызывает снижение процентных ставок и стимулирует активность бизнеса, а также расширяет платежеспособность населения, в результате чего антиинфляционный эффект частично нейтрализуется. Изъятие из обращения денежной массы, адекватной бюджетному излишку, является более жесткой антиинфляционной мерой. Конечно, эти способы использования положительного сальдо бюджета могут комбинироваться.
Дискреционная фискальная политика многовариантна и может осуществляться как в условиях расширения госсектора, так и в условиях его сокращения. Например, стимулирующая фискальная политика может выражаться:
- только в увеличении госрасходов; причем в одних случаях лишь на закупку ресурсов и продуктов в различных объемах, в других - лишь на выплату пособий малоимущим и безработным в разных комбинациях, в третьих - и на закупку, и на трансферты одновременно в разнообразных сочетаниях;
- только в понижении налогов, причем по-разному как с точки зрения конкретных видов налогов, так и по степени самого снижения налогового пресса на различные слои населения и сферы бизнеса;
- в соединении (причем разном) повышения госрасходов с уменьшением налогового бремени.
Недискреционная (автоматическая) фискальная политика не требует специальных решений правительства, так как основана на действии встроенных стабилизаторов, которые приводят к автоматическому изменению налоговых поступлений в государственный бюджет и государственных расходов. Это пассивная фискальная политика.
Встроенный (автоматический)
стабилизатор – это экономический
механизм, автоматически реагирующий
на изменение экономической
Встроенные (автоматические) стабилизаторы поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции. В качестве встроенных стабилизаторов выступают: прогрессивный подоходный налог, пособия по безработицы, пособия по бедности, субсидии фермерам, а также система участия в прибылях. При помощи встроенных стабилизаторв в зависимости от экономической коньюктуры изменяются налоговые поступления и государственные трансферты, таким образом они сглаживают циклические колебания, но не устраняют их. В период спада встроенные стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет. Росту социальных выплат и дефициту государственного бюджета. В период подъема происходит обратный процесс.[12, с. 160]
Вывод:
Применение инструментов фискальной политики требует научного и творческого подхода и учета не только фазы цикла, в которой находится национальная экономика или в которую она входит, но и конкретных характеристик ее состояния и исторических условий функционирования в каждый данный момент - внутренних и внешних, в социальном и в политическом контексте. «Бюджетный дефицит - это не показатель плохого хозяйствования. Еще в 30-е гг. Дж. Кейнс и шведские экономисты Г. Мюрдаль и Б. Улин предложили отступить от традиционного представления о том, что государственный бюджет должен быть сбалансированным, и пойти на некоторое превышение расходов над доходами для стимулирования экономического роста, особенно в периоды кризисов.» [14, с. 421]
Информация о работе Налоги как составляющая государственной экономической политики