Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:45, реферат
Актуальность исследования. Налоговая ответственность, по своей сути, сложное охранительное правоотношение между государством и нарушителем законодательства о налогах и сборах, где государству в лице налоговых органов принадлежит право взыскания налоговых санкций за совершенное налоговое правонарушение, а нарушителю - обязанность их претерпевания. Возникновение налоговой ответственности связано с фактом совершения налогового правонарушения конкретным лицом. В этот момент между ним и государством в лице налоговых органов возникают налоговое правоотношение и налоговая ответственность. Последняя с момента совершения налогового правонарушения существует в виде обязанности правонарушителя отчитаться перед государством в содеянном и подвергнуться мерам принуждения налогово-правового характера, иными словами, претерпеть действие налоговой санкции.
Введение
Глава I. Становление законодательства об ответственности за налоговые правонарушения в период с 90-х гг. по настоящее время……………………..
Возникновение термина «налоговая ответственность».
Совершенствование элементов налоговой ответственности……………
Глава II. Возникновение видов налоговой ответственности…………………
2.1 Налоговая ответственность с учетом конституционных принципов…….
2.2 Ответственность за административные правонарушения в области налогов и сборов………………………………………………………………………….
2.3 Уголовно-правовые нормы об ответственности за совершение налоговых преступлений……………………………………………
2.4Налоговая ответственность как разновидность финансовой ответственности……………………………………………………………………….
Заключение
Список использованной литературы
Оглавление
Введение
Глава I. Становление законодательства об ответственности за налоговые правонарушения в период с 90-х гг. по настоящее время……………………..
Глава II. Возникновение видов налоговой ответственности…………………
2.1 Налоговая ответственность
с учетом конституционных
2.2 Ответственность за
административные
2.3 Уголовно-правовые нормы об ответственности за совершение налоговых преступлений……………………………………………
2.4Налоговая ответственность как разновидность
финансовой ответственности………………………………………
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследования. Налоговая ответственность, по своей сути, сложное охранительное правоотношение между государством и нарушителем законодательства о налогах и сборах, где государству в лице налоговых органов принадлежит право взыскания налоговых санкций за совершенное налоговое правонарушение, а нарушителю - обязанность их претерпевания. Возникновение налоговой ответственности связано с фактом совершения налогового правонарушения конкретным лицом. В этот момент между ним и государством в лице налоговых органов возникают налоговое правоотношение и налоговая ответственность. Последняя с момента совершения налогового правонарушения существует в виде обязанности правонарушителя отчитаться перед государством в содеянном и подвергнуться мерам принуждения налогово-правового характера, иными словами, претерпеть действие налоговой санкции.
В связи с этим актуальность проблемы налоговой ответственности резко возрастает в связи с ростом налоговых правонарушений.
Объектом исследования в предоставленной работе являются отношения, возникающие в процессе налогового правонарушения.
Предметом исследования является налоговое законодательство Российской Федерации, нормы конституционного, уголовного права которые включают содержание ответственности за налоговые преступления, а также судебная практика.
Цель данного исследования состоит в выяснении основных аспектов становления налоговой ответственности, а также рассмотрение основных понятий и признаков.
В соответствии с указанной целью исследования были поставлены следующие задачи:
Теоретическая значимость исследования. При исследовании работы рассматривалась часть правоотношений, возникающих при налоговых правонарушениях. Притом множество вопросов по данной проблеме остаются неурегулированными, в связи, с чем возникает необходимость более глубоко анализа правовых норм и судебной практики.
Реферат состоит из введения, двух глав, каждая из которых имеет параграфы, заключения, списка использованной литературы.
Во введении указывается актуальность выбранной темы, поставленные цели и задачи.
В первой главе рассматривается история возникновения налоговой ответственности, раскрываются общие понятия и элементы.
Во второй главе рассматриваются виды налоговой ответственности с учетом особенностей Конституции РФ, Административного законодательства, Уголовного законодательства, а так же с точки зрения финансового права.
В заключении формулируются основные выводы, полученные в процессе исследования налоговой ответственности.
Глава I. Становление законодательства об ответственности за налоговые правонарушения в период с 90-х гг. по настоящее время
1.1Возникновение термина «налоговая ответственность»
Большую часть XX столетия
финансовая система нашей страны
эволюционировала в направлении, противоположном
процессу мирового развития. От налогов
она перешла к административным
методам изъятия прибыли предпр
23 апреля 1990 г. принят Закон СССР N 1443-1 "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства" [6]. Статья 32 данного Закона предусматривала, что должностные лица на предприятии, в учреждении и организации, виновные в неполном, несвоевременном удержании и перечислении в бюджет сумм подоходного налога, в сокрытии (занижении) доходов граждан, в отсутствии ведения или ведении бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка, в искажении бухгалтерских отчетов, в несвоевременном представлении, непредставлении или представлении по неустановленной форме документов, связанных с исчислением и уплатой налога, привлекаются руководителями налоговых органов к ответственности.
14 июня 1990 г. принят Закон СССР N 1560-1 "О налогах с предприятий, объединений и организаций" [6]. Статьей 37 указанного Закона установлены меры ответственности налогоплательщиков. В случае сокрытия (занижения) прибыли (дохода) или сокрытия иных объектов налогообложения с плательщиков в доход бюджета взыскивалась вся сумма сокрытой (заниженной) прибыли (дохода) либо сумма налога за сокрытый объект налогообложения, а также штраф в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штраф в двойном размере. На виновных должностных лиц налоговыми органами также налагался административный штраф. Пунктом 8 ст. 37 установлено, что сокрытие (занижение) прибыли (дохода) или сокрытие иных объектов обложения налогами, совершенное умышленно, влечет уголовную ответственность.
Уже после распада СССР принимается Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" [7]. Законодатель пошел по пути формирования обособленного блока норм, регулирующего деликтные правоотношения. Статья 13 вышеуказанного Закона была названа "Ответственность налогоплательщика за нарушения налогового законодательства". В данном нормативном акте более четко, чем в советском законодательстве, определен круг субъектов ответственности за нарушение налогового законодательства: юридические лица, физические лица, другие категории плательщиков, обязанные уплачивать налоги в соответствии с действующим законодательством. Особенностью ответственности налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства являлось отсутствие в ее регламентации признаков, которые традиционно отличают физическое лицо как субъект любого вида ответственности: возраст, вменяемость.
Нормы об ответственности содержал и Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР" [8]. Данный правовой акт устанавливал статус Государственной налоговой службы и, таким образом, являлся частью административного законодательства.
Однако законодатель включил в ст. 7 положения об ответственности налогоплательщиков, признав в качестве таковых должностных лиц предприятий, учреждений и организаций (абз. 1 п. 12 ст. 7), граждан (абз. 2 п. 12 ст. 7), руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций (абз. 3 п. 12 ст. 7).
Анализ нормативно-правовых актов, принятых в начале 90-х гг., показывает, что государством были осуществлены меры, направленные на закрепление в законодательстве о налоговой ответственности только такого признака правонарушения, как объективная сторона. Законодателем была использована сложная юридическая конструкция, включающая нормы целого ряда нормативно-правовых актов. Принимаются специальные законы, нормы которых имели значение для привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства: Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц"; Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц"; Закон Российской Федерации от 12 декабря 1991 г. N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения". В данных Законах закреплялись положения, на основе которых необходимо было "выводить" формулировку объективной стороны конкретных правонарушений. Вместе с этим законодатель поместил характеристику объективной стороны ряда нарушений налогового законодательства в п. 12 ст. 7 Закона Российской Федерации "О Государственной налоговой службе Российской Федерации". Анализ Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" показывает, что конструкция, предусматривающая составы налоговых правонарушений, включала ст. ст. 4, 13 и 15 данного Закона.
Таким образом, можно было выделить такое нарушение налогового законодательства, как неправильное удержание предприятиями, учреждениями, организациями подоходного налога с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам, неперечисление, неполное или несвоевременное перечисление удержанных сумм в бюджет.
Новый этап в развитии законодательства о налоговой ответственности наступил с принятием первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Важным достоинством Налогового кодекса явилась детальная регламентация процедуры привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.
В гл. 15 части первой Налогового кодекса сформулировано понятие налогового правонарушения, перечислены лица, подлежащие налоговой ответственности, установлены обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В гл. 16 Налогового кодекса установлены отдельные виды налоговых правонарушений и санкции за их совершение. Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ в Налоговый кодекс были внесены важные уточнения и дополнения, касающиеся порядка уплаты налогов филиалами и иными обособленными подразделениями организаций, пересмотрены нормы, регулирующие вопросы налогового контроля и санкций [9].
Несмотря на проделанную в период реформирования огромную законодательную работу, в отдельном институте налогового права - институте налоговой ответственности существует много нерешенных вопросов. В связи с введением в действие с 1 июля 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержащего гл. 15 "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг", особо остро обозначилась проблема разграничения налоговой ответственности и административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Ряд авторов не признают существование налоговой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности, указывая на то, что она обладает той же правовой природой, что и административная ответственность.
Для решения проблемы относительно самостоятельности налоговой ответственности необходимо определить, достаточно ли отличительных черт у данного вида ответственности для выделения ее в отдельный вид. По нашему мнению, спецификой обладает основание налоговой ответственности - налоговое правонарушение. Дефиниция налогового правонарушения содержится в ст. 106 Налогового кодекса Российской Федерации. Законодатель подчеркивает, что налоговое правонарушение не только нарушает законодательство о налогах и сборах, но и является деликтом, ответственность за который предусмотрена именно Налоговым кодексом.
Самостоятельность налоговой ответственности следует также из анализа ст. 10 Налогового кодекса, которая устанавливает различный порядок привлечения к ответственности за правонарушения, предусмотренные Налоговым кодексом и Кодексом об административных правонарушениях. Кроме того, за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 133 и 135 Налогового кодекса, применяется санкция в виде взыскания пени, что невозможно при привлечении к административной ответственности. Необходимо также учитывать связь между системой законодательства и системой права.
Применительно к
исследуемому вопросу это
Глава II. Возникновение видов налоговой ответственности
2.1 Налоговая ответственность
с учетом конституционных
На эволюцию института ответственности повлияла судебная практика, которой были выработаны юридико-экономические критерии противоправного поведения хозяйствующих субъектов в налоговой сфере. Наиболее часто арбитражные суды соприкасались с актами Конституционного Суда РФ в области налогового законодательства, что в вопросе условий и порядка привлечения к налоговой ответственности фактически переориентировало практику всей системы арбитражных судов.
В частности, например, исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 г. "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предполагало учет ряда обстоятельств:
1. Сделаны выводы, что
федеральные налоги и сборы
следует считать "законно
2. Введен принцип равного
налогового бремени, который
3. Определен принцип
непридания обратной силы