Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:50, реферат
Актуальность работы в том, что определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, и ее главные составляющие - государственный бюджет и налоги, которые, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, и насколько правильно государство распоряжается бюджетом зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Введени1. Бюджетно-налоговая политика государства
1.1 Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты
1.2 Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика
2. Дискреционная фискальная политика
2.1 Государственные закупки. Мультипликатор государственных закупок
2.2 Социальные выплаты (трансферты), их влияние на совокупный спрос
2.3 Налогообложение. Налоговый мультипликатор
3. Недискреционная фискальная политика: встроенные стабилизаторы
4. Эффективность бюджетно-налоговой политики. Особенности бюджетно-налоговой политики в Беларуси
Заключение
Список использованных источников
Новым импульсом для развития малого и среднего бизнеса стало принятие Указа Президента Республики Беларусь от 3 января 2009 г. О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. 119, который усовершенствовал по всем основным направлениям упрощенную систему налогообложения.
Были снижены ставки налога при упрощенной системе налогообложения; значительно расширены критерии по валовой выручке, дающие право на ее применение; расширены сферы действия пониженных ставок за счет распространения их на всю территорию сельской местности; установлены ежеквартальные сроки подачи налоговых деклараций и уплаты налога для плательщиков, применяющих упрощенную систему без уплаты НДС; усовершенствована методика определения средней численности организаций; конкретизированы иные элементы упрощенной системы налогообложения.
В целом снижение налоговой нагрузки на экономику в прошедшем году составило 1,3 % к ВВП. В распоряжении субъектов хозяйствования осталось дополнительно более 2 трлн. рублей. В 2010 г. предусматривается снижение налоговой нагрузки еще на 1,1 % к ВВП.
К 2010 г. была обеспечена подготовка проектов необходимых решений, предусматривающих полную отмену оборотных налогов, упразднение ряда местных налогов и сборов (в частности, налога с продаж, налога на услуги, целевых сборов из прибыли), реформирование ресурсных платежей, отмену нормирования расходов на маркетинговые, информационные и консультационные услуги и др.
Завершающим этапом формирования налоговой системы Республики Беларусь является вступление в силу с 1 января 2010 года Особенной части Налогового кодекса. По сути, Особенная часть представляет собой свод налоговых законов, но созданный не путем простого объединения в одном документе ранее действовавших актов, а с одновременным их совершенствованием.
Налоговый кодекс Республики Беларусь стал единым, комплексным актом, который собрал воедино все то, что связано с налогообложением, начиная от правил установления налогов и заканчивая порядком осуществления налоговых проверок и обжалования действий налоговых органов, и обеспечил прозрачный и стабильный механизм налогообложения.
В условиях мирового финансового кризиса бюджетная политика Беларуси направлена на обеспечение устойчивости и бездефицитности бюджетов всех уровней.
Концентрация финансовых ресурсов осуществляется в первую очередь на приоритетных государственных программах. Это позволяет выполнять гарантированные государством социальные обязательства перед гражданами, не допуская дестабилизирующего воздействия на реальный сектор экономики и банковскую систему.
Значительную часть в государственной казне, как и прежде, составляют расходы на выполнение государственных социальных стандартов, пенсий, стипендий, социальных пособий и других выплат социального характера. При этом упор делается на адресную социальную поддержку.
Основными направлениями бюджетной политики в 2009 г. стали:
развитие и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования на всех уровнях бюджетной системы;
переход бюджетов всех уровней к среднесрочному финансовому планированию;
совершенствование межбюджетных отношений;
формирование реестра расходных обязательств бюджетов (перечня нормативных правовых актов и расходов на их реализацию);
оптимизация состава распорядителей бюджетных средств исходя из выполнения ими государственных функций;
приведение бюджетной классификации и бюджетного учета в соответствие с международными стандартами
В прогнозируемом году основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является выход экономики страны на траекторию устойчивого сбалансированного экономического роста, активизация процессов модернизации, структурной перестройки национальной экономики и повышение на этой основе ее конкурентоспособности.
Исполнение бюджета в 2009 году определялось негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики.
Объем ВВП за 2009 год составил 100,2% к уровню 2008 года, производство промышленной продукции – 97,2%, сельского хозяйства – 101,3%, инвестиций в основной капитал – 108,6%, объем внешней торговли товарами и услугами – 70,1%. Инфляция на потребительском рынке составила 110,1% (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года).
Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. В 2009 году в консолидированный бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). В реальном выражении это на 15,4% меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем за 2008 год. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 45,9% (в 2008 году – 50,6%).
Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 45,1%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 12,7% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 25,2% всех доходов консолидированного бюджета, табл. 4.1.
Таблица 4.1
Динамика структуры доходов консолидированного бюджета 2008-2009 гг., %
Показатели |
2008 |
2009 |
Налоговые доходы – всего |
71,3 |
65,7 |
В том числе: | ||
Налоги на доходы и прибыль |
17,0 |
15,3 |
В т.ч. подоходный налог |
6,4 |
6,9 |
Налоги на собственность |
3,1 |
2,6 |
Налоги на товары и услуги |
31,2 |
31,7 |
В т.ч. НДС |
17,4 |
19,2 |
Акцизы |
5,9 |
5,8 |
Налоговые доходы от ВЭД |
16,2 |
12,7 |
Взносы на государственное социальное страхование |
22,1 |
25,2 |
Неналоговые доходы |
6,6 |
9,1 |
Итого доходов |
100,0 |
100,0 |
Расходы консолидированного бюджета в 2009 году профинансированы в сумме 63 766 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 14 679,3 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом расходы консолидированного бюджета в реальном выражении сократились на 11,6% [13].
При сокращении в целом расходов консолидированного бюджета по сравнению с 2008 годом расходы на «Социальную политику» (с ФСЗН) увеличились в реальном выражении на 1,9%. Значительная часть расходов бюджета по этому разделу была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, а также на оказание финансовой помощи семьям, воспитывающим детей. Эти виды расходов возросли более чем в 1,7 раза в реальном выражении по сравнению с 2008 годом. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2009 году в структуре расходов консолидированного бюджета составил 29,2%, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 3,9 процентных пункта. Расходы по другим статьям бюджетной классификации относительно предыдущего года сократились в реальном выражении.
Ресурсы бюджета на государственную поддержку предприятий, главным образом, направлялись на наиболее эффективный ее вид – на возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами. Это применялось в отношении не всех предприятий, а только тех, которые реализуют высокоокупаемые, импортозамещающие проекты, и имеющие высокий экспортный потенциал.
Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета являются: НДС — 19 138,8 млрд. бел. руб. (35,1%); налоги на доходы и прибыль — 7001,9 млрд. бел. руб. (12,8%); доходы от внешнеэкономической деятельности — 7263,9 млрд. бел. руб. (13,3%); подоходный — 5482,1 млрд. бел. руб. (10,1%); акцизы — 5370,7 млрд. бел. руб. (9,8%). При этом поступления от НДС и налога на прибыль в республиканский бюджет должны вырасти на 18,5% каждый, подоходного налога — на 15,6%, акцизов — на 17,1%. Доходы инновационных фондов составят 1209,1 млрд. бел. руб., государственных целевых бюджетных фондов — 2154,5 млрд.
Структура государственных расходов в 2008-2009 гг. приведена в таблице 4.2.
Таблица 4.2
Расходы государственного бюджета, млрд. руб.
Статья расходов |
2008 |
2009 |
Отклонение |
Темп роста, % |
Общегосударственные расходы |
10708,0 |
8053,5 |
-2654,5 |
75,2 |
Национальная оборона |
1373,3 |
1323,7 |
-49,6 |
96,4 |
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |
2325,8 |
2433,9 |
108,1 |
104,6 |
Национальная экономика |
16494,9 |
16359,9 |
-135,0 |
99,2 |
Охрана окружающей среды |
537,1 |
396,9 |
-140,2 |
73,9 |
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство |
3109,6 |
3042,6 |
-67,0 |
97,8 |
Здравоохранение |
5024,9 |
5354,0 |
329,1 |
106,5 |
Физическая культура, спорт, культура и СМИ |
1426,3 |
1414,2 |
-12,1 |
99,2 |
Образование |
6635,3 |
6767,1 |
131,8 |
102,0 |
Социальная политика |
16176,0 |
18620,1 |
2444,1 |
115,1 |
Итого расходов |
63811,3 |
63766,0 |
-45,3 |
99,9 |
В 2011 г. увеличатся доходы бюджета от ввозных таможенных пошлин. В Таможенном союзе, членом которого является Беларусь, эти платежи, взимаемые на границе каждой из стран-участниц, «зачисляются в общий котел и распределяются по бюджетам трех стран». Наша доля здесь — 4,7%. Таким образом, доходы от ввозных таможенных пошлин будут зависеть не только от объемов белорусского импорта, но также и от объемов ввоза товаров на территорию РФ и Казахстана.
В числе основных задач принимаемого бюджета можно выделить укрепление действующих социальных гарантий, поддержку реального сектора экономики. Особое внимание уделяется социальным программам, финансирование которых увеличится в среднем до 40%. Значительную часть здесь составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия [1, c. 3].
Среднемесячная заработная плата в бюджетной сфере на конец 2011 г. достигнет 1390 тыс. бел. руб. (или 108,2% к декабрю 2010 г.). При этом в среднем за год она возрастет по сравнению с 2010 г. на 34,8% — до 1260 тыс. бел. руб.
Будет продолжено оказание господдержки реальному сектору экономики в виде средств, направляемых на льготирование процентов по кредитам, что, по словам министра, снижает нагрузку на бюджет и внедряет рыночные механизмы финансирования инвестиционных проектов. Господдержка малому и среднему бизнесу будет предоставляться в основном на конкурсной основе, и направляться на создание и расширение производства товаров и услуг, выпуск экспортоориентированной, импортозамещающей продукции и продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение, внедрение новых технологий.
Для обеспечения источниками финансирования запланированных расходов бюджетов областей и г. Минска из республиканского бюджета предусмотрены трансферты в сумме 12 006,0 млрд. бел. руб., из которых 981,1 млрд. — в виде субвенций на финансирование расходов, связанных с преодолением последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС [1, c. 4].
Расходы на национальную оборону в проекте консолидированного бюджета на следующий год запланированы в сумме 2 101,9 млрд. бел. руб., на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности — 3 992,9 млрд. бел. руб.
На финансирование государственной инвестиционной программы будет направлено 1 960,1 млрд. бел. руб., или с ростом 113,7% к ожидаемому исполнению 2010 г. Эти средства сконцентрируют на объектах высокой степени готовности, подлежащих вводу в эксплуатацию в 2011 г.
Заметно увеличатся ассигнования на развитие инновационных технологий. На поддержку отраслей национальной экономики предусмотрено 12 279,7 млрд. бел. руб., на финансирование сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности (без учета средств государственной инвестиционной программы) — 6 625,9 млрд. бел. руб., на охрану окружающей среды — 586,1 млрд.