Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 17:33, контрольная работа
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
Введение………………………………………………………………………3
1. Возникновение и развитие налогов………………………………………4
2. Функции налогов…………………………………………………………..6
3. Реформирование налоговой политики………………………………….10
4. Оценка деятельности Управления Федеральной налоговой службы города Москвы……………………………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………..18
Список литературы………………………………………………………….22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО НАЛОГАМ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ.
ТЕМА: НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Возникновение и развитие налогов………………………………………4
2. Функции налогов………………………………………………………….
3. Реформирование налоговой политики………………………………….10
4. Оценка деятельности Управления
Федеральной налоговой службы города
Москвы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. С точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается, лишь научиться эффективно, применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще. Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Особенно актуальны вопросы формирования эффективной региональной налоговой политики, обеспечивающей сохранение экономического потенциала, финансовой устойчивости, необходимого уровня бюджетной обеспеченности регионов Российской Федерации, которые обострились в условиях спада экономики.
1. Возникновение и развитие налогов.
Возникновение и существование налогов обусловлено необходимостью удовлетворять коллективные (общественные) потребности граждан. Налогообложение, по сути, представляет собой процесс обобществления части индивидуальных доходов (имуществ) для обеспечения совместного существования их владельцев и последующего коллективного потребления в виде общественных благ.
Общественные (коллективные) блага - это такие товары и услуги, производство которых неэффективно на частных рынках, поскольку они не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы одновременно не попасть в распоряжение других лиц, и, кроме того, могут предоставляться им без дополнительных затрат. К общественным благам относятся, например, национальная оборона, правоохранительная система, государственное управление, автомагистрали национального значения, система всеобщего среднего образования и т. п.
Для того чтобы общество могло пользоваться такими благами и услугами, не допуская при этом дефицитного выделения ресурсов, государство берет на себя их производство и финансирует его за счет налогов.
Исторически наиболее ранними формами налогов были жертвоприношения и дань с побежденных. Первоначально налоги носили временный характер и лишь в эпоху Нового времени стали постоянным источником государственных доходов.
В развитии налогообложения принято выделять три основных этапа:
Первый - от древнего мира до конца средних веков. На этом этапе государство определяет общую сумму средств, которую оно хочет получить с населения, а сбор ее поручает городу или общине. Между государством и налогоплательщиками, как правило, стоят посредники-откупщики.
Второй - XVI - начало XIX в. (эпоха первоначального накопления капитала). Создается сеть государственных финансовых учреждений, государство устанавливает квоты и наблюдает за сбором налогов, но роль откупщиков еще достаточно велика.
Третий - современный этап - с первой трети XIX в. до настоящего времени. Все функции установления и сбора налогов берет на себя государство, между налогоплательщиками и государством не существует посредников.
Экономическая наука изначально рассматривала налоговую систему как важнейшее звено кругооборота экономических ресурсов. Но поскольку практика налогообложения опережала теорию, то задачей экономистов, философов и правоведов стало научное обоснование объективной необходимости уплаты налогов и определение их сущности.
Теоретические основы налогообложения начали разрабатываться в XVII в. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, У. Петти). В XVIII-XIX вв. появляются различные теории налогов. Наиболее известными среди них были:
а) теории выгоды, интереса, фискального договора, рассматривавшие налог как плату, вносимую гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за другие услуги, оказываемые государством (С. Вобан, Ш. Монтескье, О. Мирабо);
б) теория налога как страховой премии (А. Тьер, Д. Маккулох);
в) теория обмена (эквивалента), рассматривавшая налог как спра ведливую плату за услуги государства и в то же время понимавшая его как чистый убыток для общества (А. Смит, Д. Рикардо, Ж.Б. Сэй);
г) «теория наслаждения», трактовавшая налог как цену, уплачиваемую гражданином за наслаждение, получаемое им от общественного порядка, правосудия, защиты личности и собственности (Ж. Сисмонди);
д) «теория жертвы», подчеркивавшая принудительный характер налогообложения (Д.С. Милль).
В последней четверти XIX - начале XX в. была сформулирована теория коллективных (общественных) потребностей, рассматривающая налоги как источник покрытия и эквивалент оказываемых государством коллективных услуг. Вплоть до настоящего времени все известные экономические школы в вопросах налогообложения придерживаются этой теории.
Особый вклад в развитие теории налогов (конец XIX-XX вв.) внесли: А. Вагнер (немецкая школа), Сакс (австрийская школа), Ф. Нитти (итальянская финансовая школа), Э. Селигман, Д.М. Кейнс, Э. Хансен, П. Самуэльсон, Р. Масгрейв, А. Лаффер. Волкова Г.А. Налоги и налогообложение, Г.А. Волкова. - М: Юнити-Дана, 2007.- 415с.
2. Функции налогов
Налог - это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый государством с домохозяйств (физических лиц) и фирм (юридических лиц) для покрытия общегосударственных потребностей. Налоги поступают в государственный бюджет.
Основными характеристиками налога являются:
· принудительность - налог взимается не в силу договора, а в силу осуществления властных прерогатив государства;
· обязательность - уплата налога является обязанностью, а не желанием плательщиков;
· безвозмездность - в обмен на уплату налога его плательщики непосредственно не получают товары или услуги;
· обезличенность - налог не закреплен за конкретным видом расходов;
· законодательная определенность - налог уплачивается в порядке и на условиях, заранее определенных законодательными актами, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия.
Налогообложение представляет собой совокупность финансово-экономических и организационно-правовых отношений, возникающих по поводу взимания налогов, то есть властно-принудительного, одностороннего и безэквивалентного изъятия части доходов корпоративных или индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.
В экономической системе налоги выполняют следующие основные функции:
фискальную;
регулирующую;
социальную.
Фискальная функция (от лат. «fiscus» - государственная казна) состоит в аккумуляции средств в государственном бюджете для последующего финансирования государственных расходов. Налоги выполняют, прежде всего, фискальную функцию.
Эта функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сущности и назначения налогов и определяла нейтральный характер налоговой системы, что отвечало принципам классической экономической теории о невмешательстве государства в экономическую жизнь общества. Однако такой подход не учитывал возможности налогового воздействия на эффективность распределения и использования ресурсов.
С развитием экономической системы возникла необходимость определенного корректирующего воздействия государства на макроэкономические параметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию налогов.
Посредством регулирующей функции налогов обеспечивается перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.
Налоговое регулирование стало активно практиковаться начиная с 1930-х гг. XX в. в рамках кейнсианской экономической политики.
Регулирующая функция осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры.
Налоговое регулирование играет значительную роль и во внешнеэкономической деятельности. Изменение таможенных пошлин существенно влияет на внешнеторговый оборот.
Стимулирующее воздействие налогов реализуется через систему выборочных льгот, исключений, преференций при сохранении общих основ и структуры налогового законодательства. Такие льготы предоставляются, как правило, с условием их целевого использования налогоплательщиками в соответствии с экономической политикой государства.
Налоговые льготы используются и для смягчения социального неравенства. Здесь проявляется социальная функция налогов. Ее суть состоит в перераспределении доходов и богатства в обществе. Посредством прогрессивного налогообложения изменяется соотношение между доходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравенство между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная функция налогов через установление необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения (многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан).
Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.
3. Реформирование налоговой политики.
В период 2012-2014 гг. будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных «Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» и «Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов».
Совершенствование налоговой политики должно быть направлено на создание эффективной, стабильной и конкурентоспособной налоговой системы, которая одновременно будет способствовать снижению рисков бюджетной устойчивости в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики по-прежнему остаются поддержка инновационной деятельности, а также поддержка деятельности в области образования и здравоохранения.
В период 2012-2014 гг. будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных «Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» и «Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов».
Наиболее значительными мерами в принимаемых налоговых новациях являются:
1. Налоговое стимулирование
инновационной деятельности и
развития человеческого
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева о бюджетной политике в 2012-2014 гг. предусмотрено снижение на 2012-2013 гг. совокупного тарифа обязательных страховых взносов для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, до 20 процентов.
В настоящее время также формируются предложения по поддержке компаний в сфере разработки IT-технологий и программного обеспечения, в том числе в форме снижения максимальной ставки страховых взносов.
Будет завершена работа над внесенным Правительством Российской Федерации проектом федерального закона о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности.
2. Налоговое стимулирование
развития человеческого
Совершенствование системы стимулирующих вычетов при исчислении налога на доходы граждан. Первым шагом являются предложения по увеличению размера предоставляемого налогоплательщикам стандартного налогового вычета на каждого третьего и последующего ребенка. В частности, вычет в размере 3 тысячи рублей будет предоставляться на каждого третьего и последующего ребенка. Одновременно подлежит отмене действующий стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей, предоставляемый в настоящее время для всех налогоплательщиков.
Информация о работе Налоговая политика Росийской Федерации на современном этапе