Налоговая политика и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 15:57, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является анализ налогов и налоговой политики РФ, а так же рассмотрение способов совершенствования налоговой политики РФ.
Для достижения поставленной цели, в работе поставлены следующие задачи :
необходимо изучить само понятие “налоги” и “налоговая политика”
рассмотреть сущность и значение налоговой политики и налогов
изучить направления налоговой политики
рассмотреть вопрос совершенствования налоговой политики РФ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..................3
1 Налоги и налоговая политика РФ…………...……………………………………4
1.1 Сущность налогов и налоговой политики….………………………….4
1.2 Динамика показателей налоговой политики…………………………..8
2 Налоговая политика и пути ее совершенствования…………………………...12
2.1 Главные проблемы налоговой политики РФ……………….................12
2.2 Совершенствование налоговой политики РФ………………...............16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………

Вложенные файлы: 1 файл

Эконимическая теория.docx

— 93.66 Кб (Скачать файл)

В I полугодии 2011г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты  субъектов Российской Федерации) поступило 885,3 млрд. рублей налога на доходы физических лиц, что на 11,5% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В июне 2011г. поступление налога на доходы физических лиц составило 174,4 млрд. рублей, что на 14,3% больше, чем в предыдущем месяце. Но также можно отметить, что процент дохода, полученный в виде выигрышей, призов, процентных доходов по вкладам в банки, с процентов при получении кредитов увеличился на 0,1 %. Также процент с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 статьи 224 Налогового кодекса РФ увеличился на 0,3 %. Анализ данных показателей был проведен на основе таблицы “Поступление налога на доходы физических лиц” (Приложение C).

В I полугодии 2011г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов  по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 278,1 млрд. рублей, что на 32,4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Основную часть поступлений (94,0%) обеспечили акцизы на табачную продукцию, автомобильный бензин, дизельное топливо, пиво, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин). В июне 2011г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 54,7 млрд. рублей, что на 9,5% больше по сравнению с предыдущим месяцем. Анализ данных показателей был проведен на основе таблицы “Поступление акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории РФ” (Приложение D).

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность  по налогам и сборам, учитываемая  с момента ее возникновения (без  учета задолженности по единому  социальному налогу, зачисляемому в  федераль-   ный бюджет, и уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 сентября 2009г. составила 644,1 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2009г. она увеличилась на 15,2%, в том числе по налогу на добавленную стоимость – на 19,6%, по акцизам в целом - на 15,8%, налогу на прибыль организаций – на 9,4%. Уменьшилась задолжен- ность по налогу на добычу полезных ископаемых – на 16,1% (рис. 2).

Рис.2 Динамика задолженности  по налоговым платежам, пеням и  налоговым санкциям в консолидированный  бюджет РФ.

Урегулированная задолженность на 1 июля 2011г. составила 400,8 млрд. рублей (58,1% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2011г. она увеличилась на 6,1%. Основная часть урегулированной задолженности приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства – 213,6 млрд. рублей (53,3%) и задолжен-ность, взыскиваемую судебными приставами – 118,3 млрд. рублей (29,5%).

Задолженность по единому  социальному налогу на 1 июля 2011г. по сравнению с 1 января 2011г. сократилась  на 13,1%. Задолженность по уплате пеней  и налоговых санкций на 1 июля 2011г. сократилась по сравнению с 1 января 2011г. на 10,2% и составила 31,0 млрд. рублей. Анализ данных показателей был проведен на основе таблицы “структура задолженности по единому социальному налогу” (Приложение E).

Задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 июля 2011г. по сравнению  с 1 января 2010г. сократилась на 18,4%. Анализ данных показателей был проведен на основе таблицы “Структура задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды” (Приложение F). Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 июля 2011г. сократилась по сравнению с 1 января 2011г. на 19,3% и составила 45,8 млрд.рублей [9, с. 1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

2.1 Главные проблемы налоговой политики РФ.

Налоговая система – наиболее активный рычаг государственного регулирования социально–экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

Налоговая система России постоянно  находилась в состоянии трансформации. Менялись ставки налогов, условия их взимания, объекты налогообложения, что затрагивало практически  все субъекты экономики. Происходившая  перестройка налоговой системы  влияла не только на экономические  условия производства товаров и  услуг, но и на доходы граждан, поэтому  вопросы налоговой политики всегда остаются актуальными.

В налоговой политике проявляется  относительная самостоятельность  государства. Изменяя налоговую  политику, манипулируя налого-                   вым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Налоговое регулирование охватывает хозяйственную жизнь страны, поскольку налоговые меропри-           ятия являются наиболее универсальным инструментом воздействия надстройки на базисные отношения. Цель такого регулирования создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности компаний, особенно инвестиционной, и обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональ-                    ных направлений движения капитала.

С самого начала построения налоговой системы России был взят фискаль- ный ориентир. Налоговая система стала приобретать конфискационный характер. Через различные налоги у предприятий изымается 85–90% прибыли. Современная российская налоговая система лишена стимулирующего начала, которое в современных условиях развития должно осуществляться при реализации всех функций налогообложения – фискальной, распределительной и регулирующей.

Основной целью российской налоговой системы была определена, прежде всего, ликвидация дефицита бюджета. Это определялось не только преобладанием  монетаристского подхода к ее построению в его односто-роннем понимании без учета конкретных российских условий, но и требованиями международных финансово-кредитных организаций, которые для предоставления кредитов поставили условия – стабилизация рубля и сокращение бюджетного дефицита.

Основной недостаток налоговой системы России состоит  в том, что она ориентирована  на устранение дефицитности бюджета  изъятием доходов предприятий. Нет  достаточной увязки налоговой системы  с развитием экономики и деятельностью  непосредственных ее субъектов – предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, – сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения.

Налоговая система должна базироваться на оптимальном сочетании  интересов всех социальных слоев  общества – предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе.

В ведущих промышленно  развитых странах мира соотношение  доходов 10% населения, имеющего наибольшие доходы, и такой же численности  с наименьшими доходами колеблется в пределах 1:5–10 раз. В настоящее время в России такое соотношение составляет не менее 1:2–25. Это значительно усиливает социальное расслоение общества по доходам. Налоговая система призвана смягчать такие различия путем прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, что четко прослеживается в налоговых системах Запада. Российская же налоговая система не выполняет в достаточной мере эту функцию, что является существенным ее недостатком [4, с. 92].

Налоговая система России не учитывает и то, что она функционирует  в условиях монопольного ценообразования. Это обусловливает ее инфляци-онный характер, так как она стимулирует “вздувание” цен. И такое явление вполне закономерно – ведь производители товаров стремятся переложить все бремя налогового давления на непосредственных и конечных потребителей товаров – население. Поэтому подавляющая часть налогов приобретает косвенный характер, когда плательщик налога фактически перекладывает его на потребителя, включая в цену. Это становится возможным благодаря тому, что производитель товара имеет возможность диктовать цену потребителю и увеличивать ее, стараясь получить большую массу прибыли для собстве-   нного использования. В России доля косвенных налогов в налогообложении возрастает. Это указывает на неблагополучие в налогообложении, стремление увеличивать налоговые поступления “любой ценой”.

Налоговая система  должна соответствовать элементарным требованиям теории налогообложения. В  России же базой налога на добавленную стоимость является не только прибыль и заработная плата (реальные элементы вновь созданной стоимости), но и амортизационные отчисления. Кроме того, в базу этого налога включаются акциз, а также таможенные пошлины, которые никакого отношения к добавленной стоимости не имеют. Необоснованно и то, что одним налогом (НДС) облагается другой налоговый платеж – акциз. Вследствие этого налог на добавленную стоимость теряет свое действительное содержание и практически превращается в налог с продаж (своеобразный многократный налог с оборота), выступающий в условиях монопольного рынка в качестве элемента цены на товар и косвенного налога, значительно увеличивающего цену.

Часть налоговых платежей из прибыли предприятий также  перекладывается на потребителя, имея возможность компенсировать уплату налогов ростом свободных цен. Это  можно отнести и к другим налоговым  платежам, а также тем начислениям на фонд заработной платы, которые включаются в себестоимость продукции (платежи в пенсионный фонд, в фонды социального и медицинского страхования и другие фонды).

Наша налоговая  система построена так, что налоговые  платежи возрастают по мере роста  цен. Это очень удобно с точки  зрения фискального содержания системы, но совершенно неприемлемо с позиций  обоснованности налогообложения. Создается  иллюзия роста доходности бюджета, тогда как на самом деле все  это обусловлено инфляционным фактором – идет процесс “накачивания” налоговой массы, но в то же время увеличивается дефицитность бюджета, так как инфляционный фактор еще в большей степени влияет на его расходы.

Одним из наиболее существенных недостатков действующей налоговой  системы является то, что она почти  не стимулирует формирования в экономике  наиболее важных пропорций развития. Ядром такой пропорциональ-            ности является соотношение темпов роста производительности труда и фонда потребления, как на макроуровне, так и на микроуровне [3, с. 37].

Пока же налоговая  система России не ориентирована  на косвенное поддержание указанного соотношения налоговыми методами, хотя и была сделана попытка через  налогообложения прибыли предприятий  воздействовать на сокращение темпов роста фонда потребления на предприятиях через минимальный необлагаемый его размер. Но такой порядок налогообложения  не решает главней-шей проблемы – стимулирования роста производительности труда, вызывая у предприятий желание, найти всевозможные ухищрения для сокрытия фонда заработной платы, и, прежде всего его распределения на большую численность работников, то есть фактически стимулирует непроизводительный труд с минимальной оплатой, падение его производительности.

Налоговая система  России неадекватна экономическим  условиям и задачам ее развития, не отражает специфики периода построения рыночной экономики, не учитывает тенденций  развития налоговой системы экономически развитых стран и мирового опыта  в целом. В связи с этим актуальной остается задача обеспе-          чить формирования такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка с одновременным постепенным решением проблемы сокращения дефицитнос-           ти бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту. Понятно, что взвешенной налоговой политике принадлежит особая роль. Наряду с фискальной ролью налоговая система в условиях становления рынка должна выполнять активную стимулирующую функцию. Чтобы соответствовать этим требованиям налоговая система России должна быть принципиально реформирована. Требует изменения механизма и целевая направленность налогов.

2.2 Совершенствование налоговой политики РФ.

Для того что бы улучшить налоговую политику РФ, необходимо укрепление и совершенствование  налоговой системы. Нужно существенно  повысить качество планирования и финансирования государственных финансовых ресурсов. Основной задачей такого этапа является обеспечение налоговыми доходами минимизации дефицита федерального бюджета с тем, чтобы за счет внутренних и внешних источников и приемлемой степенью надежности финансировать экономическое развитие страны.

Основные направления  налоговой реформы в России в  этом общем контексте видятся  следующими:

    1. ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов;
    2. расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом “налоговой справедливости”;
    3. постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц;
    4. решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.

 

Сегодня самым  оптимальным решением является:

― резко увеличить  налогооблагаемую базу и ставки ресурсных  платежей как основной составляющей дифференциальной ренты, которая должна поступать в доход государства;

―  расширить  права местных органов при  установлении ставок налогов на имущество  юридических лиц (но исключить налогообложение  оборот-      ных средств) и граждан;

Информация о работе Налоговая политика и пути ее совершенствования